Связь творческих способностей и самооценки детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Проблема творческих способностей и самооценки в старшем дошкольном возрасте. 4
1.1. Проблема творческих о способностей детей в психолого-педагогической литературе. 4
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. 14
1.2 Проблема самооценки дошкольника в трудах отечественных авторов. 16
Выводы 27
Глава 2. Экспериментальные исследования связи творческих способностей и самооценки дошкольников. 28
2.1 Характеристика методов и методик, использованных в исследовании. 28
2.2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. 28
2.3 Изучение самооценки у испытуемых. 31
2.4 Определение связи творческих способностей и самооценки у детей старшего дошкольного возраста. 35
Выводы 35
Список литературы 36
Приложение 38

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии психологии.docx

— 95.73 Кб (Скачать файл)

В одних случаях неадекватно  завышенная самооценка в старшем  дошкольном возрасте обусловлена некритичным  отношением к детям со стороны  взрослых, бедностью индивидуальною опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности  осознания себя и результатов  своей деятельности, низким уровнем  аффективного обобщения и рефлексии.

В других – формируется  в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда  ребенок получает только отрицательные  оценки своих действий. Здесь завышенная самооценка будет выполнять скорее защитную функцию. Сознание ребенка  как бы «выключается»: он не слышит травмирующих его критических замечании  в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать  их причины.

Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна детям, стоящим  на пороге кризиса 6 – 7 лет. Они уже  склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности – в игре, на спортивных занятиях – они уже могут реально  оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной.

В незнакомой ситуации, а  именно, в учебной деятельности дети еще не могут правильно оценить  себя, самооценка в этом случае завышена.

Считается, что завышенная самооценка дошкольника при наличии  попыток анализа себя и своей  деятельности несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представлении  о себе в процессе деятельности.

Заниженная самооценка в  старшем дошкольном возрасте встречается  значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих  силах. Родители таких детей, как  правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные  оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей.

Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным  образцам.

Для изучения самооценки данной группы, испытуемым было предложено нарисовать свой автопортрет. Анализируя работы можно сделать следующие  выводы:

Проводя диагностическую  методику «дорисовать Хвостик»…

2.4 Определение связи  творческих способностей и самооценки  у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Выводы

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое  отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о  своих возможностях в сторону  преувеличения результатов. Но в  то же время играют положительную  роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Опыт общения ребенка  с родителями является тем объективным  условием, вне которого процесс формирования детского самосознания и самооценивания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием родителей у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Можно сказать, что роль родителей в развитии самооценки заключается в сообщении ребенку сведений о его качествах и возможностях, оценки его деятельности и поведения, формировании личностных ценностей, эталонов, с помощью которых впоследствии ребенок будет оценивать сам себя, побуждении ребенка к анализу своих действий и поступков. А благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, поддержку и доверительные отношения, а так же отношения, не препятствующие развитию его самостоятельности и обогащения индивидуального опыта.

Правильность представлений  старшим дошкольником своих действий во многом зависит от оценочного воздействия  взрослого. В тоже время, полное сформированное представление о себе позволяет  ребенку критически относиться к  оценкам окружающих.   В этом возрасте он отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих  сил происходит не только на основе общения с взрослыми или сверстниками, но и собственного практического  опыта. Дети с завышенными или  заниженными представлениями о  самих себе более чувствительны  к оценочным воздействиям взрослых и легко поддаются их влияниям.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, необходимо подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому, целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

 

Список литературы

  1. Березина, В.Г. Викентьев, И.Л. Модестов, С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
  2. Богат, В. Нюкалов, В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - /Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.
  3. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества. - /Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
  4. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - /Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
  5. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.
  6. Думитрашку ,Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности. / Вопросы психологии.- 1991. -№1.- с.135-142.
  7. Дьяченко, О.М. Веракса ,Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.
  8. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей. - /Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.
  9. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - /Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.
  10. Захаров, А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / А.И. Захаров / Вопросы психологии. - 1982. - №1. - С. 59-98.
  11. Зиновьева, М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста. /Психологическая наука и образование.- 2000.- №3.-с.35.
  12. Крылов, Е. Школа творческой личности. - /Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.
  13. Кудрявцев, В. Синельнико, В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
  14. Леви, В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
  15. Лук, А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.
  16. Никитин, Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.
  17. Никитин, Б. Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвардия, 1989. стр. 255-299.
  18. Петровский, В.А. Полевая, М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / Вопросы психологии.- 2001.- №1.- с.19-26.
  19. Полуянов, Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.
  20. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - /Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.
  21. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2000.- №1.- с.88-93.
  22. Столяренко, А.Д.  Основы психологии: Практикум /Ред сост. – Ростов-на-Дону, Феникс 2005
  23. Эйдемиллер, Э.Г. Юстицкис, В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999 - 656 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Приложение 1

Методики диагностики  универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

1. Методика" Солнце  в комнате" 

 Основание. Реализация  воображения. 

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится  человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Психолог, показывая ребенку  картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что  на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может  просто объяснить, что нужно сделать  для "исправления" картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить  рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие  задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

2. "Формальное устранение  несоответствия (стереть, закрасить  солнышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение  несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.

 

2. Методика "Складная картинка"

О с н о в а н  и е. Умение видеть целое раньше частей.

Ц е л ь. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

Инструкция к проведению.

Психолог, предъявляя ребенку  картинку: "Сейчас я тебе дам эту  картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно  и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с  уткой, если мы сложим картинку вот  так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка  психолог фиксирует общий смысл  ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию  соответствует одна позиция при  сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

1. Отсутствие ответа, непринятие  задания ("Не знаю", " Ничего  не станет", "Так не бывает") - 1 балл.

2. Ответ описательного  типа, перечисление деталей рисунка,  находящихся в поле зрения  или вне его, т.е. утеря контекста  изображения ("У утки нет  головы", "Утка сломалась", "Утка  разделилась на части" и  т. д.) - 2 балла. 

3. Ответы комбинирующего  типа: сохранение целостности изображения  при сгибании рисунка, включение  нарисованного персонажа в новую  ситуацию ("Утка нырнула", "Утка  заплыла за лодку"), построение  новых композиций ("Как будто  сделали трубу и на ней нарисовали  утку") и т. д. - 3 балла. 

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к  комбинирующему типу и также оцениваются  в 3 балла.

 

3. Методика "Как  спасти зайку" 

Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Цель. Оценка способности  и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

М а т е р и а л: Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребенком на столе  располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и  лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая  история. Решил зайчик поплавать  на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются  характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Информация о работе Связь творческих способностей и самооценки детей дошкольного возраста