Связь творческих способностей и самооценки детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Проблема творческих способностей и самооценки в старшем дошкольном возрасте. 4
1.1. Проблема творческих о способностей детей в психолого-педагогической литературе. 4
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. 14
1.2 Проблема самооценки дошкольника в трудах отечественных авторов. 16
Выводы 27
Глава 2. Экспериментальные исследования связи творческих способностей и самооценки дошкольников. 28
2.1 Характеристика методов и методик, использованных в исследовании. 28
2.2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. 28
2.3 Изучение самооценки у испытуемых. 31
2.4 Определение связи творческих способностей и самооценки у детей старшего дошкольного возраста. 35
Выводы 35
Список литературы 36
Приложение 38

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии психологии.docx

— 95.73 Кб (Скачать файл)

Дошкольный возраст имеет  богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени  необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальные исследования связи творческих способностей и самооценки дошкольников.

2.1 Характеристика методов и методик, использованных в исследовании.

1. Экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова. Критерий для выделения оснований – вычлененные авторами универсальные творческие способности:

а). Реализм воображения – Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. 

б). Умение видеть целое раньше частей – предлагая ребёнку картину с изображением, определить  умение сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

в). Надситуативно–преобразовательный характер творческих решений – определение уровня развития детского экспериментирование. Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка.

2. Диагностическая методика французского психолога де Греефе. Суть заключается в следующем: испытуемому предлагают оценить себя и своих товарищей элементарным графическим способам.  Ребёнку предоставляется листок бумаги с тремя кружками, где кружки это дети и он. Если мальчик (девочка)  хороший  нарисовать ему длинный хвостик, если плохой – короткий. А третий кружок – сам ребенок, должен нарисовать себе хвостик. 

3. Анализ продуктов детского  творчества. Предложить ребенку  нарисовать свой автопортрет. Анализируя рисунок, обращается внимание на размер автопортрета, место размещение, цветовую гамму, настроение ребёнка.

2.2 Экспериментальное  исследование развития творческих  способностей у детей старшего  дошкольного возраста.

С целью определения уровня развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте, мною была проведена их диагностика у дошкольников. Для исследования были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова (см. Приложение 1). С помощью этих методик был составлен оперативный констатирующий микросрез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Проведя диагностику, были получены следующие результаты (см. Приложение 2). Развитие реализма воображения у 60% детей находится на низком уровне, и у 40% детей – среднем. Развитие такой способности как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений у 60% детей - на низком уровне, у 10 - на среднем уровне, и 30% детей - на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 60% детей развита на среднем уровне и у 40% детей на высоком. Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложения.

У детей этой группы плохо  развито творческое воображение. Можно предположить, что  специальная работа по развитию воображения с детьми не ведется. Психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспитания, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведенная мною диагностика. Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осуществляться эта работа

Конечно, наилучший вариант  – это введение специальной программы  занятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось  большое количество методических разработок таких занятий. В частности, в  нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "Развитие Творческого  Воображения" (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того, можно предложить методику развития детского воображения О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксы, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заикой.

Если нет возможности  ввести дополнительные занятия, то воспитателю  можно предложить, на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы занятий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания творческого характера.

Развивать творческое воображение  можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской  игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей  носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить  ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных  способов использования одних и  тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играет в  одни и те же "дочки – матери" или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок  должен сначала в игре проявлять  свою творческую инициативу, планировать  и направлять игру.

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые  можно играть с детьми в свободное  от занятий время. Интересные развивающие  игры разработаны Б.Н. Никитиным /16, 25/, О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой /7, 135/.

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения  детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение  конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Неоценимую помощь в этом окажут карты Проппа /9, 56/. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замечательную книгу Дж. Родари " Грамматика фантазии ".

Результаты диагностирования также показывают, что у многих детей надо развивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Для развития этой способности перед детьми необходимо ставить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с формированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способности. Некоторые упражнения на развитие диалектичности мышления приведены в Приложении 4.

Результаты диагностики  творческого потенциала детей выявили  хорошее развитие способности видеть целое раньше частей. И этот результат  закономерен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его  целостность, ребенок всегда видит  целое раньше частей. Однако очень  скоро дети теряют эту способность, потому что традиционная методика дошкольного  воспитания входит в противоречие с  этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю  предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние  признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование аналитической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их неумением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных событиях смысл, задаваемый контекстом целостной ситуации. Отсюда вытекает необходимость развития у дошкольников системности мышления. Это качество развивается корректным анализом систем и специальными играми, некоторые из которых приведены в Приложении 5.

2.3 Изучение самооценки  у испытуемых.

Старший дошкольный возраст  характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без  преувеличения можно сказать, что  самооценка оказывает огромное влияние  на общее развитие личности человека. В свою очередь развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте во многом (если не в основном) зависит  от детско-родительских отношений. Традиционно  главным институтом воспитания личности ребенка является семья. То, что ребенок  в детские годы приобретает в  семье, он сохраняет в течение  всей последующей жизни. Важность семьи  как института воспитания обусловлена  тем, что в ней ребенок находится  в течение значительной части  своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются  основы личности ребенка.

Самооценка у детей  старшего дошкольного возраста обычно неадекватная (чаще завышенная), это  происходит оттого, что ребенку трудно отделить свои умения от собственной  личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит

Дети с неадекватно  завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи  быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание.

Если по каким-либо причинам они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях они могут выкрикивать  с места, комментировать вслух действия воспитателя, баловаться. Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они  стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству.

К похвале воспитателя  дети с неадекватно завышенной самооценкой  относятся как к чему-то само собой  разумеющемуся. Ее отсутствие может  вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью. Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них – быть в центре внимания взрослого. Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

Дети с адекватной самооценкой  в большинстве случаев склонны  анализировать результаты своей  деятельности, пытаются выяснить причины  своих ошибок. Они уверены в  себе, активны, уравновешены, быстро переключаются  с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся  сотрудничать, помогать другим, они  достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи  пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует  их желание попытаться выполнить  более сложную задачу. Детям с  адекватной самооценкой свойственно  стремление к успеху.

Дети с заниженной самооценкой  в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих  движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и  не способны постоять за себя. Дети с  заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый.

Чем более значима для  него деятельность, тем труднее ему  с ней справиться. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего  приводит к отказу от нее.

Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в  группе сверстников, попадают в категорию  отверженных, с ними никто не хочет  дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные  дети.

В работе с дошкольниками  с заниженной самооценкой необходимо помнить, что для них очень  значима оценка педагога. Эмоциональная  поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и  тревожность.

Напротив, порицание и  окрики усугубляют негативное состояние  ребенка, приводят к уходу от деятельности. Он становится пассивным, заторможенным, перестает понимать, что от него требуют. Такого ребенка не следует  торопить с ответом, надо дать ему  возможность собраться с мыслями. Задача взрослых в работе с такими детьми – обеспечить успех деятельности, дать возможность ребенку поверить в свои силы.

Особенности проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста зависит от многих причин. Причины  индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены  своеобразным для каждого ребенка  сочетанием условий развития.

Информация о работе Связь творческих способностей и самооценки детей дошкольного возраста