Связь творческих способностей и самооценки детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Проблема творческих способностей и самооценки в старшем дошкольном возрасте. 4
1.1. Проблема творческих о способностей детей в психолого-педагогической литературе. 4
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. 14
1.2 Проблема самооценки дошкольника в трудах отечественных авторов. 16
Выводы 27
Глава 2. Экспериментальные исследования связи творческих способностей и самооценки дошкольников. 28
2.1 Характеристика методов и методик, использованных в исследовании. 28
2.2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. 28
2.3 Изучение самооценки у испытуемых. 31
2.4 Определение связи творческих способностей и самооценки у детей старшего дошкольного возраста. 35
Выводы 35
Список литературы 36
Приложение 38

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии психологии.docx

— 95.73 Кб (Скачать файл)

Наиболее значимое влияние  на формирование детской самооценки оказывают родители. Представление  о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка), формируется  еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье. Во-первых, руководствуясь собственными представлениями  о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его реальную деятельность и поведение. Усвоенные  от взрослых оценки становятся собственными оценками ребенка. В определенном смысле можно сказать, что ребенок оценивает  себя так, как его оценивают окружающие, и прежде всего родители. Во-вторых, родители и другие взрослые формируют  у него определенные личностные ценности, идеалы и эталоны, на которые следует  равняться; намечают планы, которые  необходимо выполнить; определяют стандарты  выполнения тех или иных действий; называют общие и частные цели. Если они реалистичны и соответствуют  возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, соответствие стандартам способствуют формированию позитивного  образа "Я" и положительной  самооценки. Если же цели и планы  нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к  потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа "Я".

Для ребенка одинаково  вредны и отсутствие критики со стороны  взрослого (вседозволенность) и чрезмерная строгость, когда замечания взрослого  в адрес ребенка носят исключительно  негативный характер. В первом случае к концу дошкольного возраста формируется неадекватно завышенная, а во втором случае — заниженная самооценка. И в том, и в другом случае не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки.

Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в  совместной деятельности с другими  детьми ребенок познает такие  свои индивидуальные особенности, которые  не проявляются в общении с взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком "позиции другого", как отличной от своей собственной, снижается детский эгоцентризм [22, с. 100]. 

В то время как взрослый на протяжении всего детства остается недосягаемым эталоном, идеалом, к которому можно лишь стремиться, сверстники выступают для ребенка в качестве "сравнительного материала". Поведение  и действия других детей (в сознании ребенка "таких же, как он") как  бы вынесены для него вовне и потому легче осознаются и анализируются, чем свои собственные. Для того чтобы  научиться правильно оценивать  себя, ребенок должен сначала научиться  оценивать других людей, на которых  он может смотреть как бы со стороны. Поэтому не случайно в оценках  действий сверстников дети более  критичны, чем в оценках самого себя.

Если имеют место трудности  в общении со сверстниками, то ребенок  постоянно находится в состоянии  напряженного ожидания насмешек или  других недоброжелательных проявлений в свой адрес. Это приводит, в свою очередь, к повышенной нервозности  и утомляемости, постоянным конфликтам с детьми.

Нередко причиной конфликтов в детском коллективе является неумение детей понимать и учитывать переживания и чувства других людей.

В воспитании ребенка можно  выделить две основные задачи, выполняя которые родители помогают своим  детям развиваться и формировать  в себе гармонично развитую личность и адекватную самооценку.

Первая задача - создать  ребенку уверенность в том, что  его любят и о нем заботятся. Нужно стремиться поддерживать и  сохранять контакт с ребенком на протяжении всей жизни. Психологический  контакт - это, прежде всего партнерские, доверительные отношения, поддержка. Интерес к проблемам, желаниям, состояниям, ко всему, что интересно именно ребенку. Необходимо поддерживать диалог с ребенком, осуществлять совместные действия. В  контакте необходимо соблюдать равенство  позиций ребенка и взрослого  не вправе опыта, а в праве на чувство  собственного достоинства. Так как  в семье наиболее эмоционально насыщенным являются отношения между ребенком и матерью, именно в общении с  ней ребенок получает первый опыт надежности окружающего мира, доверия  к нему и собственной способности  жить в этом мире. Отметим, что самооценка ребенка в большей степени  коррелирует с поведением матери, чем с поведением отца. Именно материнская  любовь становится первым социальным зеркалом для самосознания ребенка. Однако отцовская любовь не менее  важна для полноценного развития личности ребенка.

Вторая задача - принятие ребенка. Основное правило здесь - признать за ребенком право быть таким, какой  он есть. Например, Ш.А. Амонашвили обращал внимание родителей на то, что оценка деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от личности ребенка. Таким образом, если и давать оценки ребенку, то оценивать только действия, а не личность в целом. Любая оценка личности может навредить, она приведет либо к формированию завышенной, либо заниженной самооценки. Благоразумней применять конструктивную похвалу, поощрения, «Я - высказывания», позволяющие ребенку самому оценить себя, так сказать, опираясь на взгляд со стороны.

Демонстрируя положительное  отношение к ребенку, веру в его  силы, взрослые формируют у него тем самым уверенность в себе и стремление к успеху. Обращая  его внимание на ошибки в деятельности и неправильное поведение, родители учат анализировать себя, контролировать и правильно анализировать свои действия. Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит  в основе позитивного оценивания. Использование этой схемы родителями при оценке деятельности и поведения  ребенка старшего дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения объективно анализировать  и контролировать свое поведение.

Проведенные исследования Соколовой  Е.Т. и Чесновой И.Г. показали, что  у дошкольников, имевших доверительные, партнерские отношения с родителями, преобладала адекватная самооценка, а в семьях с жестким типом  общения была более характерна неустойчивая и неадекватная. Высокая самооценка и хорошая социальная и личная адаптированность сочетается с наличием теплых, доверительных отношений между детьми и родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией ребенка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт внутрисемейных отношений: преобладание «воспитательных» рациональных воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы, единства требований со стороны родителей, отсутствие эмоциональной поддержки и понимания. Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако, развитию его самостоятельности.

Одно из важнейших условий  развития самосознания в дошкольном возрасте — расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в данном случае имеют в виду совокупный результат  тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает  в окружающем предметном мире.

Различие между индивидуальным опытом и опытом общения состоит  в том, что первый накапливается  в системе "ребенок — физический мир предметов и явлений", когда  ребенок действует самостоятельно вне общения с кем-либо, тогда  как второй формируется благодаря  контактам с социальной средой в  системе "ребенок — другие люди". При этом опыт общения тоже индивидуален в том смысле, что он является жизненным опытом индивида.

Индивидуальный опыт, полученный в конкретной деятельности, является реальной основой для определения  ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений и возможностей. Он может слышать  каждый день от окружающих, что у  него есть те или иные способности, или, что у него их нет, однако это  не является основой формирования правильного  представления о своих возможностях. Критерием наличия или отсутствия каких-либо способностей является, в конечном счете, успех или неуспех в соответствующей деятельности. Путем прямой проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.

На начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в  неосознанной форме и накапливается  в результате повседневной жизни, как  побочный продукт детской активности. Даже у старших дошкольников их опыт может осознаваться лишь частично и  регулирует поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные ребенком на индивидуальном опыте, более конкретны  и менее эмоционально окрашены, чем  знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми. Индивидуальный опыт — главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самосознания.

Сказанное не означает, что  развитие детского самосознания представляет собой некую "робинзонаду" и  независимо от социального окружения. В то же время справедливо отметить, что в процессе воспитания взрослые часто недооценивают значение собственной  активности ребенка и ее роль в  формировании детской личности. Для  того чтобы представления ребенка  о себе были более полными и  разносторонними, не следует чрезмерно  ограничивать его активность: бегая, прыгая, забираясь на высокие горки, дошкольник познает себя. Необходимо предоставить ему возможность попробовать  свои силы в различных видах деятельности: рисовании, конструировании, танцах, спортивных занятиях. Роль взрослого в формировании индивидуального опыта ребенка  заключается в том, чтобы обратить внимание дошкольника на результаты своих действий; помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач; создать условия для успеха в  его деятельности. Под воздействием взрослого накопление индивидуального  опыта приобретает более организованный, систематический характер. Именно старшие  ставят перед ребенком задачи осознания  и вербализации своего опыта.

Если в ранние периоды  развития восприятие ребенком своих  действий и действий других людей  имеет непроизвольный характер и  в результате ребенок неосознанно  подражает поведению окружающих, то в старшем дошкольном возрасте наблюдение становится целенаправленным и осознанным. У дошкольника достаточно хорошо развита память. Это первый возраст, лишенный детской амнезии. Тот факт, что ребенок начинает помнить последовательность событий, в психологии называют "единством и тождеством "Я"". Следовательно, уже в этом возрасте можно говорить о некоторой целостности и единстве самосознания.

Рассмотренные условия (опыт общения со взрослыми и детьми, опыт индивидуальной деятельности и умственное развитие ребенка) оказывают неодинаковое влияние на развитие детского самосознания в различные возрастные периоды.

В младшем дошкольном возрасте ведущую роль в формировании самосознания ребенка играет опыт общения с взрослыми. Индивидуальный опыт в этом возрасте еще очень беден, недифференцирован, слабо осознается ребенком, а мнение сверстников полностью игнорируется.

В среднем дошкольном возрасте взрослый остается для ребенка абсолютным авторитетом, обогащается индивидуальный опыт, расширяется объем знаний о  себе, полученных в различных видах  деятельности. Значительно возрастает влияние сверстников, в ряде случаев  ориентация на мнение группы детей  оказывается ведущей. (Всем родителям, например, известны случаи отказа надеть что-то, потому что над этим смеются дети в детском саду). Это период расцвета детского конформизма.

В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый  собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях  и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей и взрослых) принимаются  старшим дошкольником только в том  случае, если они не противоречат его  личному опыту. Такое сочетание  факторов развития самосознания характерно не для всех детей, фактически достигших  старшего дошкольного возраста, а  только для тех, общий уровень  психического развития которых соответствует  переходному периоду — кризису  семи лет.

Выводы

Таким образом, влияние взрослых на формирование детского самосознания осуществляется двумя способами: непосредственно, через организацию индивидуального  опыта ребенка, и опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.

Важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка. Это, прежде всего способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания. Огромное влияние на самооценку ребёнка имеют и наличие творческих  способностей. Ребёнок осознаёт свою важность, обладая теми или иными способностями. Ему предоставляется возможность активно участвовать в жизни дошкольного учреждения, быть кем-то. 

А так как в основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие продуктивного  творческого воображения, которое  характеризуется такими качествами  как богатство продуцируемых  образов и направленность.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность,  диалектичность и системность  мышления.

Информация о работе Связь творческих способностей и самооценки детей дошкольного возраста