Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:18, курсовая работа
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.
Введение 2
Глава 1. Проблема творческих способностей и самооценки в старшем дошкольном возрасте. 4
1.1. Проблема творческих о способностей детей в психолого-педагогической литературе. 4
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. 14
1.2 Проблема самооценки дошкольника в трудах отечественных авторов. 16
Выводы 27
Глава 2. Экспериментальные исследования связи творческих способностей и самооценки дошкольников. 28
2.1 Характеристика методов и методик, использованных в исследовании. 28
2.2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. 28
2.3 Изучение самооценки у испытуемых. 31
2.4 Определение связи творческих способностей и самооценки у детей старшего дошкольного возраста. 35
Выводы 35
Список литературы 36
Приложение 38
Наиболее значимое влияние
на формирование детской самооценки
оказывают родители. Представление
о том, каким должен быть ребенок
(родительский образ ребенка), формируется
еще до рождения малыша и определяет
стиль воспитания в семье. Во-первых,
руководствуясь собственными представлениями
о том, каким должен быть ребенок,
родители оценивают его реальную
деятельность и поведение. Усвоенные
от взрослых оценки становятся собственными
оценками ребенка. В определенном смысле
можно сказать, что ребенок оценивает
себя так, как его оценивают окружающие,
и прежде всего родители. Во-вторых,
родители и другие взрослые формируют
у него определенные личностные ценности,
идеалы и эталоны, на которые следует
равняться; намечают планы, которые
необходимо выполнить; определяют стандарты
выполнения тех или иных действий;
называют общие и частные цели.
Если они реалистичны и
Для ребенка одинаково
вредны и отсутствие критики со стороны
взрослого (вседозволенность) и чрезмерная
строгость, когда замечания взрослого
в адрес ребенка носят
Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении с взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком "позиции другого", как отличной от своей собственной, снижается детский эгоцентризм [22, с. 100].
В то время как взрослый
на протяжении всего детства остается
недосягаемым эталоном, идеалом, к которому
можно лишь стремиться, сверстники
выступают для ребенка в
Если имеют место трудности
в общении со сверстниками, то ребенок
постоянно находится в
Нередко причиной конфликтов в детском коллективе является неумение детей понимать и учитывать переживания и чувства других людей.
В воспитании ребенка можно
выделить две основные задачи, выполняя
которые родители помогают своим
детям развиваться и
Первая задача - создать ребенку уверенность в том, что его любят и о нем заботятся. Нужно стремиться поддерживать и сохранять контакт с ребенком на протяжении всей жизни. Психологический контакт - это, прежде всего партнерские, доверительные отношения, поддержка. Интерес к проблемам, желаниям, состояниям, ко всему, что интересно именно ребенку. Необходимо поддерживать диалог с ребенком, осуществлять совместные действия. В контакте необходимо соблюдать равенство позиций ребенка и взрослого не вправе опыта, а в праве на чувство собственного достоинства. Так как в семье наиболее эмоционально насыщенным являются отношения между ребенком и матерью, именно в общении с ней ребенок получает первый опыт надежности окружающего мира, доверия к нему и собственной способности жить в этом мире. Отметим, что самооценка ребенка в большей степени коррелирует с поведением матери, чем с поведением отца. Именно материнская любовь становится первым социальным зеркалом для самосознания ребенка. Однако отцовская любовь не менее важна для полноценного развития личности ребенка.
Вторая задача - принятие ребенка. Основное правило здесь - признать за ребенком право быть таким, какой он есть. Например, Ш.А. Амонашвили обращал внимание родителей на то, что оценка деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от личности ребенка. Таким образом, если и давать оценки ребенку, то оценивать только действия, а не личность в целом. Любая оценка личности может навредить, она приведет либо к формированию завышенной, либо заниженной самооценки. Благоразумней применять конструктивную похвалу, поощрения, «Я - высказывания», позволяющие ребенку самому оценить себя, так сказать, опираясь на взгляд со стороны.
Демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, взрослые формируют у него тем самым уверенность в себе и стремление к успеху. Обращая его внимание на ошибки в деятельности и неправильное поведение, родители учат анализировать себя, контролировать и правильно анализировать свои действия. Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе позитивного оценивания. Использование этой схемы родителями при оценке деятельности и поведения ребенка старшего дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения объективно анализировать и контролировать свое поведение.
Проведенные исследования Соколовой
Е.Т. и Чесновой И.Г. показали, что
у дошкольников, имевших доверительные,
партнерские отношения с
Одно из важнейших условий
развития самосознания в дошкольном
возрасте — расширение и обогащение
индивидуального опыта ребенка.
Говоря об индивидуальном опыте, в данном
случае имеют в виду совокупный результат
тех умственных и практических действий,
которые ребенок сам
Различие между индивидуальным
опытом и опытом общения состоит
в том, что первый накапливается
в системе "ребенок — физический
мир предметов и явлений", когда
ребенок действует
Индивидуальный опыт, полученный
в конкретной деятельности, является
реальной основой для определения
ребенком наличия или отсутствия
у него определенных качеств, умений
и возможностей. Он может слышать
каждый день от окружающих, что у
него есть те или иные способности,
или, что у него их нет, однако это
не является основой формирования правильного
представления о своих
На начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в неосознанной форме и накапливается в результате повседневной жизни, как побочный продукт детской активности. Даже у старших дошкольников их опыт может осознаваться лишь частично и регулирует поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные ребенком на индивидуальном опыте, более конкретны и менее эмоционально окрашены, чем знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми. Индивидуальный опыт — главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самосознания.
Сказанное не означает, что
развитие детского самосознания представляет
собой некую "робинзонаду" и
независимо от социального окружения.
В то же время справедливо отметить,
что в процессе воспитания взрослые
часто недооценивают значение собственной
активности ребенка и ее роль в
формировании детской личности. Для
того чтобы представления ребенка
о себе были более полными и
разносторонними, не следует чрезмерно
ограничивать его активность: бегая,
прыгая, забираясь на высокие горки,
дошкольник познает себя. Необходимо
предоставить ему возможность попробовать
свои силы в различных видах
Если в ранние периоды
развития восприятие ребенком своих
действий и действий других людей
имеет непроизвольный характер и
в результате ребенок неосознанно
подражает поведению
Рассмотренные условия (опыт общения со взрослыми и детьми, опыт индивидуальной деятельности и умственное развитие ребенка) оказывают неодинаковое влияние на развитие детского самосознания в различные возрастные периоды.
В младшем дошкольном возрасте ведущую роль в формировании самосознания ребенка играет опыт общения с взрослыми. Индивидуальный опыт в этом возрасте еще очень беден, недифференцирован, слабо осознается ребенком, а мнение сверстников полностью игнорируется.
В среднем дошкольном возрасте взрослый остается для ребенка абсолютным авторитетом, обогащается индивидуальный опыт, расширяется объем знаний о себе, полученных в различных видах деятельности. Значительно возрастает влияние сверстников, в ряде случаев ориентация на мнение группы детей оказывается ведущей. (Всем родителям, например, известны случаи отказа надеть что-то, потому что над этим смеются дети в детском саду). Это период расцвета детского конформизма.
В старшем дошкольном возрасте
ребенок имеет относительно богатый
собственный опыт, обладает способностью
наблюдать и анализировать
Таким образом, влияние взрослых
на формирование детского самосознания
осуществляется двумя способами: непосредственно,
через организацию
Важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка. Это, прежде всего способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания. Огромное влияние на самооценку ребёнка имеют и наличие творческих способностей. Ребёнок осознаёт свою важность, обладая теми или иными способностями. Ему предоставляется возможность активно участвовать в жизни дошкольного учреждения, быть кем-то.
А так как в основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие продуктивного
творческого воображения,
2. Развитие качеств мышления,
которые формируют
Информация о работе Связь творческих способностей и самооценки детей дошкольного возраста