Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа
Одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности.
Пристальное внимание и учёт "человеческого фактора" наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.
Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства, то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с новейшими технологиями, с обилием информации. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности.
В создании условий для становления и развития таких личностей очень может и должно сделать образование, в частности дошкольное образование.
Проблема индивидуального подхода в обучении, воспитании разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика. Учёт индивидуальных особенностей детей необходим в отношении особенностей темперамента.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…….. 5
Общее представление о темпераменте……………………………………… 5
Концепции темперамента по И.П.Павлову и по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину…………………………………………………………………. 6
Типы темпераментов…………………………………………………………12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Особенности проявления темперамента у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….................................16
2.2. Учёт особенностей темперамента детей младшего дошкольного возраста в учебно-воспитательной работе…………………………………………………...19
2.3. Психолого-педагогические рекомендации для проведения занятий с учётом особенностей темперамента детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….32
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…….. 5
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Особенности проявления
темперамента у детей младшего
дошкольного возраста…………………………
2.2. Учёт особенностей
темперамента детей младшего
дошкольного возраста в учебно-
2.3. Психолого-педагогические рекомендации
для проведения занятий с учётом особенностей
темперамента детей младшего дошкольного
возраста…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Введение
Одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности.
Пристальное внимание и учёт "человеческого фактора" наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.
Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства, то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с новейшими технологиями, с обилием информации. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности.
В создании условий для становления и развития таких личностей очень может и должно сделать образование, в частности дошкольное образование.
Проблема индивидуального подхода в обучении, воспитании разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика. Учёт индивидуальных особенностей детей необходим в отношении особенностей темперамента.
Темперамент- это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны её поведения и деятельности.
Надо заметить, что темперамент окрашивает все психологические правление индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи.
Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.
Большинство учёных едины во мнении, что темперамент - это врождённая характеристика, а значит, его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребёнка в учебно-воспитательной работе с ним.
В.С Мерлин писал: "Представьте себе две реки: одну спокойную,
равнинную, другую - стремительную, бурную. Течение первой едва заметно, она плавно несёт воды, у неё нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несётся, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены... Нечто подобное можно наблюдать в динамике особенности течения психической жизни разных людей!" [16, с. 334]
Здесь представлено, что обе реки - бурная и спокойная - текут порознь, независимо друг от друга. Но в обычной, повседневной жизни - в семье, в дошкольном учреждении, школе, в компании друзей происходит слияние самых разных "потоков" психической жизни разных людей, отношениях, поскольку каждый из "потоков" в общем русле стремится сохранить свою самоценность и самобытность.
Отсюда ясно, насколько важно каждому из нас знать особенности своего темперамента и темпераментов других и учитывать слабые и сильные стороны друг друга в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений.
Ребёнка можно уподобить цветку, которому для того, чтобы расцвести, нужно создать необходимые условия, учитывающие особенности этого цветка.
Если не учитывать
темперамент ребёнка в учебно-
Вот почему тема: «Изучения особенностей темперамента детей младшего дошкольного возраста» актуальна для воспитателей дошкольных учреждений.
Конечно, учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении построен таким образом, что у воспитателя нет возможности уделять всё своё внимание одному ребёнку, заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди детей представителей четырёх типов темперамента и учитывать это при распределении заданий, при определении объёма и время выполнения заданий, он может.
Таковой подход существенно
повысит эффективность учебно-
Объект исследования: особенности темперамента детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: диагностика работы с детьми младшего дошкольного возраста с учётом их темперамента.
Цель исследования: изучить особенности темперамента детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте;
2) рассмотреть общую характеристику четырёх типов темперамента;
3) познакомиться с концепциями темперамента;
4) рассмотреть особенности проявления темперамента у детей младшего дошкольного возраста;
5) рассмотреть психолого-педагогические рекомендации по учебно-воспитательной работе с детьми, обладающими разным темпераментом.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тесты Айзенка.
Гипотеза: изучение темпераментов детей младшего дошкольного возраста даёт возможность воспитателю в процессе обучения постепенно развивать у детей положительные черты их темперамента и учиться сдерживать его отрицательное воздействие.
1.1. Общее представление о темпераменте
Нельзя найти двух людей, одинаковым по своим психологическим свойствам. Каждый человек отличается от других многими особенностями, единство которых образует его индивидуальность.
В психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики.
Как известно, уже в детстве дети отличаются друг от друга особенностями своего поведения: одни очень подвижны, эмоциональны, возбудимы, энергичны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы; одни общительны, легко вступают в контакт с окружающими, разговорчивы, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны.
Разумеется, динамические
проявления человека зависят не только
от социальных условий, но и от особенностей
природной организации
Учение о темпераменте возникло ещё в древности. Родоначальником учения о темпераментах принято считать древнегреческого врача Гиппократа (Vв. до н.э.). Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, жёлтая и чёрная желчь. При правильном смещении этих жидкостей преобладает одна, что и определяет темперамент человека. Название темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Так, холерический темперамент происходит от слова chole (желчь), сангвинистический - от sanguis (кровь), флегматический - от phlegma (слизь), меланхолический - от melancole (чёрная желчь).[7, с.336]
Значительный вклад
в научное обоснование
Так что же следует понимать под темпераментом?
Темперамент-это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.
[19, c.189]
1.2. Концепции темперамента по И.П. Павлову, Б.М. Теплову и В.Д. Небылицину
Концепция И.П. Павлова
Решающий сдвиг в понимании биологических основ темперамента произошёл в начале 30-х и. нашего века благодаря работам И.П. Павлова. Он впервые высказал мысль о том, что в основе темперамента лежит не свойства жидкостей или телесных тканей, а особенности функционирования нервной системы. Павлов пытался показать, что физиологическую основу темперамента составляют свойства нервной системы, тип высшей нервной деятельности.
Как доказал И.П. Павлов, динамика протекания психической деятельности и индивидуальные особенности поведения всецело зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Проявление и соотношение двух свойств основных нервных процессов - возбуждения и торможения - является основой этих различий в нервной деятельности.[14, c.231]
И.П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы:
1) силу процессов возбуждения и торможения;
2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения;
3) подвижность процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов - выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное или кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной системы.
Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение.
Нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения при действии весьма сильных раздражителей.
Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, а энергия их быстро истощается. Но зато такая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она даёт соответствующую реакцию.
В жизни людей часто
возникает необходимость
Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.
Уравновешенность является важным свойством высшей нервной деятельности нервных процессов, то есть пропорциональное соотношение возбуждения и торможения.
У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс возбуждения или процесс торможения.
Одно из составных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризует быстроту сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстроту возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скорость движения нервных процессов, быстроту появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстроту образования новых условных связей, выработку и изменение динамического стереотипа.
Указанные свойства нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типов высшей нервной деятельности.
То или иное сочетание
силы, подвижности и уравновешенности
процессов возбуждения и
Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их
равновесием и значительной подвижностью.
Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.
Поэтому этот человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.
Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.