Темперамент и его влияние на развитие личности детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности.
Пристальное внимание и учёт "человеческого фактора" наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.
Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства, то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с новейшими технологиями, с обилием информации. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности.
В создании условий для становления и развития таких личностей очень может и должно сделать образование, в частности дошкольное образование.
Проблема индивидуального подхода в обучении, воспитании разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика. Учёт индивидуальных особенностей детей необходим в отношении особенностей темперамента.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3


ГЛАВА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…….. 5
Общее представление о темпераменте……………………………………… 5
Концепции темперамента по И.П.Павлову и по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину…………………………………………………………………. 6
Типы темпераментов…………………………………………………………12



ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Особенности проявления темперамента у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….................................16
2.2. Учёт особенностей темперамента детей младшего дошкольного возраста в учебно-воспитательной работе…………………………………………………...19
2.3. Психолого-педагогические рекомендации для проведения занятий с учётом особенностей темперамента детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….24


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….32

Файлы: 1 файл

Ленка.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

         Для детей меланхолического темперамента  показательно медленное сосредоточение  внимания в начале занятия.  Новый вид занятий – являются для них сильными раздражителями, вызывающими повышенное переживание. Зная это, воспитатель должен стремиться отвлечь внимание дошкольника от его эмоционального состояния и направить его на учебную работу, чему будет способствовать создание спокойной обстановки.

         При изложении нового материала  имеет значение быстрота сообразительности  ребёнка и стойкость его сосредоточенности.

         У дошкольников холерического  темперамента при правильной  организации воспитателем занятия  в большинстве случаев наблюдаем ярко выраженную устойчивостью внимания. В организации внимания таких детей особенно важно увлечь работой, подчеркнуть важность изучаемого вопроса. Для поддержания сосредоточенности сангвиника следует привлекать к ответу на вопросы по ранее известному материалу.

         Дети флегматического темперамента  при слушании нового материала  в случаях, когда требуется  быстрота, сообразительность, не  всегда успевают следить за  ходом мысли воспитателя. В  таких случаях следует излагать  материал более размеренным темпом, стараться проверить усвоение нового.

         От индивидуального подхода к  детям разных темпераментов во  многом зависит и выполнение  на занятии самостоятельных работ.  У холерика не редко не хватает  выдержки в преодолении встретившихся трудностей.

         Нужно побуждать ребёнка сангвинистического  темперамента часто отвлекает  от работы или выполнения её  слишком поспешно. Это приводит  к ошибкам, которых можно было  бы избежать. Таких дошкольников  важно побуждать к самоконтролю  в работе.

         Внимание меланхолика обычно  неустойчиво, ребёнок не уверен  в своих знаниях, постоянно  сомневается. Воспитателю следует  с самого начала данного вида  работы поддерживать в ребёнке  чувство уверенности в себе.

         Во время закрепления знаний  также необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние меланхоликов. У некоторых воспитателей не хватает выдержки ждать, пока ребёнок сосредоточится и начнёт  отвечать. Уравновешенность особенно следует соблюдать при общении с детьми холерического темперамента. Причиной сильного возбуждения холерика во многих случаях является незнание или непонимание, какого- либо вопроса. Снижению возбудимости будет способствовать спокойнее разъяснение воспитателем вопроса.

         Дошкольники же с сильным развитием флегматических черт обычно говорят медленно, вяло. Стремление воспитателя поторопить таких детей не всегда  приводит к положительным результатам.

         Активизации памяти и мышления  детей сангвинистического темперамента  в значительной степени помогает разнообразие приёмов закрепления нового материала.

         Воспитателю необходимо обращать  внимание и на тон, которым  делается 

 

 

замечание.

         По отношению к детям-сангвиникам  положительное значение имеет  твёрдость в тоне замечания,  на холерика имеют воздействия замечания, сделанные спокойным, но требовательным тоном. В тоне замечаний детям-меланхоликам должна быть мягкость и предупредительность. Резкий тон общения на таких людей действует тормозящим образом. Оценочные замечания нередко вызывают у них слёзы.

         Осуществление воспитателем педагогически  оправданного подхода к дошкольникам  с различными типами темперамента  – важная психологическая предпосылка  успешности их учебных занятий  и разнообразной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследования  проводились  на базе центра развития ясли - сад №167 г. Гомеля в феврале 2008 года.

Опытно – экспериментальная  работа проводилась во второй младшей  группе, диагностика темперамента осуществлялась посредством методики «Изучение типа темперамента ребенка методом наблюдения» (приложение №1). Количественный состав группы составляет 23 ребенка: 9 мальчиков и 14 девочек.

Цель: пронаблюдать за проявлением темперамента ребенка, выявить тип темперамента.

Результаты  представлены в таблице:

 

Фамилия. Имя.

Пункты плана  наблюдений

 

1

2

3

4

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

1

Авдеева Ангелина

     

+

     

+

     

+

     

+

Меланхолик

2

Анищенко Оксана

   

+

     

+

       

+

   

+

 

Флегматик

3

Атананенко  Маша

   

+

     

+

     

+

     

+

 

Флегматик

4

Белоус Алеся

+

     

+

       

+

   

+

     

Сангвиник

5

Васильев Ваня

 

+

     

+

     

+

         

+

Холерик

6

Гандзюк Дарья

+

     

+

         

+

 

+

     

Сангвиник

7

Гнетов Никита

+

     

+

       

+

   

+

     

Сангвиник

8

Григорян Тигран

 

+

     

+

     

+

     

+

   

Холерик

9

Жукова Ксения

+

       

+

   

+

     

+

     

Сангвиник

10

Занкевич Марина

     

+

     

+

     

+

     

+

Меланхолик

11

Захарова Вика

+

         

+

 

+

     

+

     

Сангвиник

12

Коновалова Алина

+

         

+

 

+

     

+

     

Сангвиник

13

Кунюков Даниил

   

+

     

+

     

+

       

+

Флегматик

14

Кулаковский Никита

+

     

+

     

+

     

+

     

Сангвиник

15

Кизогуб Егор

+

     

+

     

+

         

+

 

Сангвиник

16

Макаренко Настя

     

+

 

+

         

+

     

+

Меланхолик

17

Михайлов Саша

+

     

+

     

+

         

+

 

Сангвиник

18

Михалкова Снежанна

+

         

+

 

+

     

+

     

Сангвиник

19

Моисеенко Ростислав

   

+

     

+

     

+

     

+

 

Флегматик

20

Мурашко Владислав

+

     

+

     

+

     

+

     

Сангвиник

21

Одрова Анна

+

         

+

 

+

     

+

     

Сангвиник

22

Савченко Полина

+

       

+

   

+

     

+

     

Сангвиник

23

Свиридова Сабина

 

+

     

+

     

+

   

+

     

Холерик


 

а) реакция сангвиника                     13 детей проявляют реакцию сангвиника

б) реакция холерика                        3 детей проявляют реакцию холерика

в) реакция флегматика                   4 детей проявляют реакцию флегматика

г) реакция меланхолика                  3 детей  проявляют реакцию меланхолика

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест «Определение типа темперамента» (Приложение № 2)

Цель: определить тип темперамента ребенка методом наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест «Определение типа темперамента методом наблюдения»

(Приложение №3)

 Цель: выявить тип темперамента посредством наблюдения.

 Результаты представлены в таблице:

- Больше вариантов  а), то у ребенка преобладает  сильный, уравновешенный,

 подвижный тип – сангвиник.          

- Если чаще встречаются  варианты б), то у ребенка сильный,   уравновешенный, инертный темперамент – флегматик.

-    Если чаще  встречаются варианты в), то у  ребенка характер сильный, неуравновешенный, подвижный – холерик.

-     Больше  вариантов г), то преобладает темперамент – меланхолика.

По итогам теста следует выделить:

14 детей – сангвиники

5 детей – холерики

4 детей – флегматики

3 детей – меланхолики

 

Таким образом, исходя из тестов, которые проводились  посредством

наблюдений видно, что  в чистом виде темпераменты встречаются

 редко. Обычно у  ребёнка преобладают черты какого – либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту.

 Это объясняется следующим:

  1. общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики;
  2. в зависимости от жизненных обстоятельств, ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив необходимую литературу в рамках данной темы и организовав опытно-экспериментальную работу, можно сказать, что дети обладают определенным темпераментом. Они приходят в мир с некоторыми изначально заложенными в них стилями поведения, которые все вместе и составляют темперамент.

Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и  проявляющиеся в динамике тонуса и уравновешенности реакций на жизненные  воздействия.

Темперамент оказывает  существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связывающим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.

Темперамент в некоторой  степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых  входят движения с такими их существенными  характеристиками, как темп, скорость реакции, возбуждение и торможение; также влияет на развитие способностей, связанных с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

Исходя  из проведенных  исследований можно заметить, что в чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у ребёнка преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темперамент. Однако для правильного индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе вполне можно исходить из общей оценки темперамента, ориентируясь на его основную характеристику, не вдаваясь в особые тонкости. Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим», каждый темперамент имеет свои положительные стороны, и на основе каждого темперамента при неправильном воспитании могут сложиться отрицательные проявления.

Вот поэтому очень  важно воспитателю в процессе обучения постепенно развивать у  детей положительные черты их темперамента и учиться сдерживать его отрицательные воздействия; выделять среди детей четыре типа темперамента и учитывать это при распределении заданий. Это сделает учебно-воспитательный процесс более успешным

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Питер, 2001. С. 106-116 .
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. С. 182 .
  3. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. 2-е издание. Питер, 2002. С. 7-64 .
  4. Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности. М., 2002. С. 87 .
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995. С. 36 .
  6. Гитгенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. С. 336 .
  7. Грановская Р.М. Темперамент. 3-е издание. СПб., 1997. С.  226 .
  8. Гусева Т.И. Психология личности. Ростов-на-Дону, 2004. С. 28 .
  9. Евелькин Г.М. Психологический портрет личности. Минск, 2002. С. 17.
  10. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е издание. Питер, 2002. С.  153 .
  11. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. Мозырь, 1998. С.  67.
  12. Капрара Дж. Психология личности. М., 2003. С. 122 .
  13. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, 2004. С. 34 .
  14. Литвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу: способности, темперамент. М., 2005. С.  231.
  15. Маслеев О.И. Психология личности. Донецк, 1997. С.  69 .
  16. Немов Р.С. Психология. Т.1 М., 1995. С. 332-339 .
  17. Орлов А.Б. Психология личности. М., 2001. С.  247 .
  18. Саблин В.С. Психология человека. М., 2006. С.  272 .
  19. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. С.189
  20. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 2004. С. 27-36 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тест: «Изучение вида темперамента ребенка методом наблюдения»

 

Выбрать соответствующие  ответы и отметить наблюдения в таблице + или -  Подсчитать количество отметок.

а) реакция сангвиника

б) реакция холерика

в) реакция флегматика

г) реакция меланхолика

 

Варианты реакции

Пункты плана наблюдений

1

2

3

4

а

б

в

г

       



План: Наблюдение за проявлением  темперамента ребенка.

1) Как ведет себя  в ситуации, когда необходимо  быстро действовать:

  а) легко включается  в работу;

  б) активно действует;

  в) действует спокойно, без лишних слов;

  г) действует робко,  неуверенно.

2) Как реагирует на  замечания воспитателя (авторитарного лица):

  а) говорит, что  так делать не будет, но через  некоторое время опять делает  то же самое;

  б) не слушает  и поступает по-своему. Бурно реагирует  на замечания;

  в) выслушивает  молча;

  г) молчит, обижен, переживает.

3) Как разговаривает  с другими (сверстниками) в значимых ситуациях:

  а) быстро, с жаром,  но прислушивается к высказываниям  других;

 

 б) быстро, со страстью, но других не слушает;

  в) медленно, спокойно, не уверенно;

  г) с большой  неуверенностью.

4) Как ведет себя  в непривычной обстановке (в кабинете заведующего, врача):

  а) легко ориентируется,  проявляет активность;

  б) активен, отличается  повышенная возбудимость;

  в) спокойно рассматривает  окружающее;

  г) робок, растерян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Тест «Определение типа темперамента»

Начертите на листке бумаги горизонтальную ось и напишите у  левого ее конца «замкнутость», а у правого - «общительность». Поставьте в центре нулевую точку и отметьте на этой оси место, которое ребенок, по вашему мнению, на ней занимает (с учетом того, что у левого конца оси находится действительно замкнутые дети, а у правого - очень открытые и общительные, а центр – это статическая норма).

Затем проведите через  центр горизонтальную ось и вертикальную. Напишите у нижнего её конца «эмоциональная стабильность», а у верхнего – «невротизм» и поставьте на этой оси точку, соответствующую вашим представлениям о душевном спокойствии ребенка (с учетом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые, а вверху – дети с повышенной  нервозностью и неустойчивыми эмоциями).

Информация о работе Темперамент и его влияние на развитие личности детей младшего дошкольного возраста