Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа
Одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности.
Пристальное внимание и учёт "человеческого фактора" наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.
Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства, то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с новейшими технологиями, с обилием информации. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности.
В создании условий для становления и развития таких личностей очень может и должно сделать образование, в частности дошкольное образование.
Проблема индивидуального подхода в обучении, воспитании разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика. Учёт индивидуальных особенностей детей необходим в отношении особенностей темперамента.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…….. 5
Общее представление о темпераменте……………………………………… 5
Концепции темперамента по И.П.Павлову и по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину…………………………………………………………………. 6
Типы темпераментов…………………………………………………………12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Особенности проявления темперамента у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….................................16
2.2. Учёт особенностей темперамента детей младшего дошкольного возраста в учебно-воспитательной работе…………………………………………………...19
2.3. Психолого-педагогические рекомендации для проведения занятий с учётом особенностей темперамента детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….32
Для детей меланхолического
При изложении нового
У дошкольников холерического
темперамента при правильной
организации воспитателем
Дети флегматического
От индивидуального подхода к
детям разных темпераментов во
многом зависит и выполнение
на занятии самостоятельных
Нужно побуждать ребёнка
Внимание меланхолика обычно
неустойчиво, ребёнок не
Во время закрепления знаний также необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние меланхоликов. У некоторых воспитателей не хватает выдержки ждать, пока ребёнок сосредоточится и начнёт отвечать. Уравновешенность особенно следует соблюдать при общении с детьми холерического темперамента. Причиной сильного возбуждения холерика во многих случаях является незнание или непонимание, какого- либо вопроса. Снижению возбудимости будет способствовать спокойнее разъяснение воспитателем вопроса.
Дошкольники же с сильным
Активизации памяти и мышления
детей сангвинистического
Воспитателю необходимо
замечание.
По отношению к детям-
Осуществление воспитателем
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Исследования проводились на базе центра развития ясли - сад №167 г. Гомеля в феврале 2008 года.
Опытно – экспериментальная работа проводилась во второй младшей группе, диагностика темперамента осуществлялась посредством методики «Изучение типа темперамента ребенка методом наблюдения» (приложение №1). Количественный состав группы составляет 23 ребенка: 9 мальчиков и 14 девочек.
Цель: пронаблюдать за проявлением темперамента ребенка, выявить тип темперамента.
Результаты представлены в таблице:
Фамилия. Имя. |
Пункты плана наблюдений |
|||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 | |||||||||||||||
А |
Б |
В |
Г |
А |
Б |
В |
Г |
А |
Б |
В |
Г |
А |
Б |
В |
Г | |||
1 |
Авдеева Ангелина |
+ |
+ |
+ |
+ |
Меланхолик | ||||||||||||
2 |
Анищенко Оксана |
+ |
+ |
+ |
+ |
Флегматик | ||||||||||||
3 |
Атананенко Маша |
+ |
+ |
+ |
+ |
Флегматик | ||||||||||||
4 |
Белоус Алеся |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сангвиник | ||||||||||||
5 |
Васильев Ваня |
+ |
+ |
+ |
+ |
Холерик | ||||||||||||
6 |
Гандзюк Дарья |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сангвиник | ||||||||||||
7 |
Гнетов Никита |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сангвиник | ||||||||||||
8 |
Григорян Тигран |
+ |
+ |
+ |
+ |
Холерик | ||||||||||||
9 |
Жукова Ксения |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сангвиник | ||||||||||||
10 |
Занкевич Марина |
+ |
+ |
+ |
+ |
Меланхолик | ||||||||||||
11 |
Захарова Вика |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сангвиник | ||||||||||||
12 |
Коновалова Алина |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сангвиник | ||||||||||||
13 |
Кунюков Даниил |
+ |
+ |
+ |
+ |
Флегматик | ||||||||||||
14 |
Кулаковский Никита |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сангвиник | ||||||||||||
15 |
Кизогуб Егор |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сангвиник | ||||||||||||
16 |
Макаренко Настя |
+ |
+ |
+ |
+ |
Меланхолик | ||||||||||||
17 |
Михайлов Саша |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сангвиник | ||||||||||||
18 |
Михалкова Снежанна |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сангвиник | ||||||||||||
19 |
Моисеенко Ростислав |
+ |
+ |
+ |
+ |
Флегматик | ||||||||||||
20 |
Мурашко Владислав |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сангвиник | ||||||||||||
21 |
Одрова Анна |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сангвиник | ||||||||||||
22 |
Савченко Полина |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сангвиник | ||||||||||||
23 |
Свиридова Сабина |
+ |
+ |
+ |
+ |
Холерик |
а) реакция сангвиника 13 детей проявляют реакцию сангвиника
б) реакция холерика 3 детей проявляют реакцию холерика
в) реакция флегматика
г) реакция меланхолика 3 детей проявляют реакцию меланхолика
Тест «Определение типа темперамента» (Приложение № 2)
Цель: определить тип темперамента ребенка методом наблюдения.
Тест «Определение типа темперамента методом наблюдения»
(Приложение №3)
Цель: выявить тип темперамента посредством наблюдения.
Результаты представлены в таблице:
- Больше вариантов а), то у ребенка преобладает сильный, уравновешенный,
подвижный тип – сангвиник.
- Если чаще встречаются варианты б), то у ребенка сильный, уравновешенный, инертный темперамент – флегматик.
- Если чаще
встречаются варианты в), то у
ребенка характер сильный,
- Больше вариантов г), то преобладает темперамент – меланхолика.
По итогам теста следует выделить:
14 детей – сангвиники
5 детей – холерики
4 детей – флегматики
3 детей – меланхолики
Таким образом, исходя из тестов, которые проводились посредством
наблюдений видно, что в чистом виде темпераменты встречаются
редко. Обычно у ребёнка преобладают черты какого – либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту.
Это объясняется следующим:
Заключение
Изучив необходимую литературу в рамках данной темы и организовав опытно-экспериментальную работу, можно сказать, что дети обладают определенным темпераментом. Они приходят в мир с некоторыми изначально заложенными в них стилями поведения, которые все вместе и составляют темперамент.
Под темпераментом понимают
природные особенности
Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связывающим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.
Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбуждение и торможение; также влияет на развитие способностей, связанных с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.
Исходя из проведенных исследований можно заметить, что в чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у ребёнка преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темперамент. Однако для правильного индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе вполне можно исходить из общей оценки темперамента, ориентируясь на его основную характеристику, не вдаваясь в особые тонкости. Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим», каждый темперамент имеет свои положительные стороны, и на основе каждого темперамента при неправильном воспитании могут сложиться отрицательные проявления.
Вот поэтому очень важно воспитателю в процессе обучения постепенно развивать у детей положительные черты их темперамента и учиться сдерживать его отрицательные воздействия; выделять среди детей четыре типа темперамента и учитывать это при распределении заданий. Это сделает учебно-воспитательный процесс более успешным
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Тест: «Изучение вида темперамента ребенка методом наблюдения»
Выбрать соответствующие ответы и отметить наблюдения в таблице + или - Подсчитать количество отметок.
а) реакция сангвиника
б) реакция холерика
в) реакция флегматика
г) реакция меланхолика
Варианты реакции |
Пункты плана наблюдений | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
а б в г |
План: Наблюдение за проявлением темперамента ребенка.
1) Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) активно действует;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2) Как реагирует на
замечания воспитателя (авторит
а) говорит, что так делать не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) не слушает и поступает по-своему. Бурно реагирует на замечания;
в) выслушивает молча;
г) молчит, обижен, переживает.
3) Как разговаривает с другими (сверстниками) в значимых ситуациях:
а) быстро, с жаром,
но прислушивается к
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, не уверенно;
г) с большой неуверенностью.
4) Как ведет себя в непривычной обстановке (в кабинете заведующего, врача):
а) легко ориентируется, проявляет активность;
б) активен, отличается повышенная возбудимость;
в) спокойно рассматривает окружающее;
г) робок, растерян.
Приложение 2
Тест «Определение типа темперамента»
Начертите на листке бумаги горизонтальную ось и напишите у левого ее конца «замкнутость», а у правого - «общительность». Поставьте в центре нулевую точку и отметьте на этой оси место, которое ребенок, по вашему мнению, на ней занимает (с учетом того, что у левого конца оси находится действительно замкнутые дети, а у правого - очень открытые и общительные, а центр – это статическая норма).
Затем проведите через центр горизонтальную ось и вертикальную. Напишите у нижнего её конца «эмоциональная стабильность», а у верхнего – «невротизм» и поставьте на этой оси точку, соответствующую вашим представлениям о душевном спокойствии ребенка (с учетом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые, а вверху – дети с повышенной нервозностью и неустойчивыми эмоциями).