Темперамент и его влияние на развитие личности детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности.
Пристальное внимание и учёт "человеческого фактора" наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.
Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства, то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с новейшими технологиями, с обилием информации. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности.
В создании условий для становления и развития таких личностей очень может и должно сделать образование, в частности дошкольное образование.
Проблема индивидуального подхода в обучении, воспитании разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика. Учёт индивидуальных особенностей детей необходим в отношении особенностей темперамента.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3


ГЛАВА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…….. 5
Общее представление о темпераменте……………………………………… 5
Концепции темперамента по И.П.Павлову и по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину…………………………………………………………………. 6
Типы темпераментов…………………………………………………………12



ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Особенности проявления темперамента у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….................................16
2.2. Учёт особенностей темперамента детей младшего дошкольного возраста в учебно-воспитательной работе…………………………………………………...19
2.3. Психолого-педагогические рекомендации для проведения занятий с учётом особенностей темперамента детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….24


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….32

Файлы: 1 файл

Ленка.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

3. Сильный уравновешенный инертный тип

Его нервная система  также характеризуется  значительной силой и равновесием нервных  процессов наряду с малой подвижностью. Сильные уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, равны, трудно возбудимы.

4. Слабый тип

Представители слабого  типа нервной системы не могут  выдержать сильные, длительные и  концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения.

При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с эти отличается высокая чувствительность к действиям раздражителей.

Соотношение типов высшей нервной деятельности и видов  темперамента, и также свойствами возбуждения и торможения представлено в таблице:

 

 

 

 

 

 

Соотношение типов высшей нервной деятельности и видов  темперамента

Вид темпера-мента

Тип нервной деятельнос-ти

Особенности нервных  процессов

Особенности дина-мики поведе-ния

по силе

 по уравновешен-

 ности

по подвижности

Сангвини-ческий

Сильный

Сильный

Уравновешенный

Подвижный

Активный

Холери-ческий

Безудержный

Сильный

Неуравновешенный

Подвижный

Экспан-сивный

Флегмати-ческий

Инертный

Сильный

Уравновешенный

Малоподвижный

Инертный

Меланхо-лический

Слабый

Слабый

Неуравновешенный

Малоподвижный

Подав-ленный


 

Особенности психической  деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в  процессе индивидуальной его жизни  и воспитания.

Тип высшей нервной деятельности придаёт своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.[16, c.333]

 

   Концепция темперамента по Б.М.Теплову и

В.Д.Небылицину

Дальнейшие исследования, проведённые в школе Б.М. Теплова  и 

В.Д. Небылицина, показали, что необходим принципиально  другой подход к изучению биологических  основ темперамента. По их мнению, прежде всего, следовало бы сосредоточиться не на изучении типов, как предполагал

И.П. Павлов, а на исследовании отдельных  свойств нервной системы.

Предполагалось, что, только зная свойства нервной системы, их количество и устойчивые вариации, можно будет установить возможную

 

структурную организацию  темперамента.

        Теплов развил и во многом переосмыслил учение Павлова о свойствах  нервной системы. Под свойствами нервной системы он понимает её природные, врождённые особенности. После смерти Павлова, отмечает Теплов, учение о четырёх типах стало рассматриваться многими физиологами и психологами как сущность Павловской теории типов и заслонило собой подлинное великое Павловское открытие – открытие основных свойств нервной системы.

        “Мне кажется, - пишет Теплов, - что в настоящее время ещё невозможно дать стройную классификацию типов нервной системы и тем более научно обоснованно определить число основных”.

         И всё  же Теплов излагает свой взгляд  на вопрос о том: “Что же следует принимать за основные свойства нервной системы?” Первое и наиболее подробно изученное свойство – сила нервной системы по отношению к возбуждению. Основной, определяющий признак этого свойства – способность нервной системы выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, длительное или частое повторяемое возбуждение. [20, с. 31]

         Вторым свойством нервной системы  следует, по Теплову, считать  силу ёё по отношению к торможению. Основной признак этого свойства  – способность нервной системы  выдерживать длительное или часто повторяемое действие тормозного раздражителя. Наименее ясным, согласно Теплову, остаётся третье Павловское свойство – подвижность нервных процессов. Экспериментальные факты решительно говорят против признания подвижности единым свойством нервной системы, включающие такие различные проявления, как скорость переделки знаков раздражителей и скорость возникновения и прекращение нервных процессов. Показатели этих проявлений не сочетаются друг с другом. По-видимому, целесообразно сохранить термин “подвижность” за свойством, характеризующимся скоростью переделки знаков раздражителей (как это

делают физиологи, работающие с животными).

Итак, согласно Теплову, можно наметить следующую структуру  свойств нервной системы:

 

 

  1. сила (выносливость),
  2. динамичность (легкость генерации нервного процесса),
  3. подвижность (скорость переделки знаков раздражителей),

4)  лабильность (скорость возникновения и прекращения нервного процесса).

Каждое из этих свойств  может быть различным по отношению  к процессу возбуждения и к  процессу торможения: Следовательно, нужно говорить об уравновешенности нервных процессов по каждому из этих свойств. Небылицин продолжил направление исследований Теплова.                  Критический анализ результатов, получаемых при использовании различных методов определения свойств нервной системы, позволил Б.М. Теплову и его сотрудникам прийти к выводу о существовании наряду с традиционно выделенными ещё несколько свойств нервной системы, в частности таких, как динамичность и лабильность. Первое из них отвечает за лёгкость генерации нервной системой процессов возбуждения и торможения, в частности при формировании временных связей. Второе – лабильность – есть скоростная характеристика деятельности нервной системы, определяющая в основном быстроту затухания последействия от импульса возбуждения и, следовательно, быстроту смены одного цикла возбуждения другим при серийной подаче стимулов.

Другой отечественный  психолог – ведущий специалист по проблемам темперамента – Небылицин  с сотрудниками изучал группу основных свойств нервной системы, существование большинства из которых установлено с достаточной твёрдостью, в том числе с применением факторного анализа.

Все эти свойства характеризуют, каждое со своей определённой точки  зрения, динамику каждой каждого из двух основных  нервных процессов – возбуждения и торможения. Говоря о динамичности нервной системы, Небылицин имеет в виду сущность два свойства – динамичность возбуждения и торможения. Поскольку эти свойства представляют собой элементарные измерения двух фундаментальных нервных процессов, он называет их первичными.

К вторичным же свойствам Небылицин относит ряд дополнительных

характеристик нервной  системы, получаемых посредством измерения  и 

сопоставления одноимённых  первичных свойств, характеризующих  два противоположных нервных процесса возбуждение и торможение. Это, таким образом, характеристики баланса, или уравновешенности, нервных процессов по первичным свойствам – по динамичности или силе, или подвижности, или лабильности.

Павловское свойство уравновешенности нервных процессов Небылицин рассматривает именно как вторичное: с его точки зрения, обоснованной анализом применяемых для определения уравновешенности проб. Это свойство представляет собой уравновешенность нервной системы по динамичности, т. е. по относительно лёгкой генерации нервной системой возбудительного и тормозного процесса, хотя сам Павлов рассматривал уравновешенность как соотношение двух силовых – характеристик нервной системы (силы по отношению к возбуждению и силы по отношению к торможению). Уравновешенность по динамичности изучена гораздо детальнее, чем другие виды баланса, определение которых наталкивается на значительные трудности, связанные в ряде случаев с отсутствием методик для адекватной оценки некоторых из первичных свойств нервной системы, характеризующих процесс торможения.

        Итак, с точки зрения Небылицина, намечается некоторая достаточно простая (всего двухступенчатая) иерархия основных свойств нервной системы, включающая набор первичных и определяемых на основе вторичных свойств. Можно говорить, следовательно, о существовании многомерной структуры СНС (свойств нервной системы), изученной явно недостаточно, но относительно большинства компонентов которой (т. е. относительно отдельных свойств) накоплено немало весьма ценных данных, касающихся их природы, способов их определения и их психологических проявлений.

 

     

 

 

 

 

1.3. Типы темпераментов

В чистом виде темпераменты практически не встречаются. У каждого человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании темперамента другого. Однако для правильного индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе вполне можно ориентироваться на основную характеристику темпераментов, не вдаваясь в особые тонкости и детали.

О различных жизненных  проявлениях темпераментов неплохо говорит притча.

Четыре рыбака - обладатели разных темпераментов - пришли на рыбалку, и у каждого из них запуталась леска. Сангвиник быстро, по-деловому распутал ёё и продолжал рыбачить. Холерик попытался распустить, вцепился зубами, вырвал узел с немалым куском лески, смотал оставшееся и продолжал удить. Флегматик вытащил удочку, посмотрел с философским спокойствием на запутанную леску, да так и забросил снова в воду. Меланхолик попробовал распутать - не получилось, бросил все снасти в воду и ушёл домой в крайне испорченном настроении.

Эта притча говорит о том, что преобладающий тип темперамента отчётливо проявляется в затруднительном положении.[4, c.87]

Существуют следующая  характеристика типов темперамента.

Сангвиник

Считается, что сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма весёлого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником. Он быстро воспламеняется, но столько же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно его очень волновало и притягивало к себе.

Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакт с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряжённая умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Сангвиник: 1) весел и  жизнерадостен; 2) энергичен и деловит; 3) часто 

доводит начатое дело до конца; 4) склонен переоценивать  себя; 5) способен быстро схватывать новое; 6) неустойчив в интересах и склонностях; 7) легко переживает неудачи и неприятности; 8) легко приспосабливается к разным обстоятельствам; 9) с увлечением берётся за новое дело; 10) быстро остывает, если дело перестаёт его интересовать; 11) быстро включается в новую работу и быстро переключается на другую; 12) тяготится однообразием, будничной работой; 13) общителен и отзывчив, не чувствует скованности с новыми для него людьми; 14) вынослив и работоспособен; 15) обладает громкой быстрой, отзывчивой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной мимикой; 16) сохраняет самообладание в неожиданной и сложной обстановке; 17) обладает всегда бодрым настроением; 18) быстро засыпает и пробуждается; 19) часто несобран и проявляет поспешность в решениях; 20) склонен иногда скользить по поверхности, отвлекаться.

Холерик

 Этому темпераменту свойственно преобладание возбуждения над торможением. В психологической литературе холерический темперамент отличается вспыльчивостью, о таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу.

Для холерика характерна цикличность в работе. Они могут со всей страстью отдаться работе, в это время они готовы преодолевать препятствии и трудности, но при истощении сил, падении веры в свои силы и возможности наступает подавленное настроение. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности нервной деятельности.

Движение холерика порывисты и непродолжительны, в общении с людьми допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность и на этой почве порой создаёт ситуации в коллективе.

Сведя особенности холерика к набору качеств, можно написать следующее.

Холерик: 1) неустойчив и  суетлив; 2) невыдержан и вспыльчив; 3) резок 

Информация о работе Темперамент и его влияние на развитие личности детей младшего дошкольного возраста