Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа
Одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности.
Пристальное внимание и учёт "человеческого фактора" наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.
Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства, то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с новейшими технологиями, с обилием информации. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности.
В создании условий для становления и развития таких личностей очень может и должно сделать образование, в частности дошкольное образование.
Проблема индивидуального подхода в обучении, воспитании разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика. Учёт индивидуальных особенностей детей необходим в отношении особенностей темперамента.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…….. 5
Общее представление о темпераменте……………………………………… 5
Концепции темперамента по И.П.Павлову и по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину…………………………………………………………………. 6
Типы темпераментов…………………………………………………………12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Особенности проявления темперамента у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….................................16
2.2. Учёт особенностей темперамента детей младшего дошкольного возраста в учебно-воспитательной работе…………………………………………………...19
2.3. Психолого-педагогические рекомендации для проведения занятий с учётом особенностей темперамента детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….32
Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на осях до их пересечения и определить, к какому же именно типу относится ваш ребенок.
Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем секторе свидетельствует о меланхолическом темпераменте - те, ее попадания в правый верхний сектор – холерическом; если она оказалась в левом нижнем секторе, это говорит о флегматическом типе; а если очутилась в правом нижнем – о сангвиническом.
Замечание:
1. Старайтесь оценить ребенка не по состоянию в данный момент, а в целом, с момента его рождения.
2. Данное определение достаточно схематично и приближенно определяет тип темперамента. Обратите внимание на возможность существования смешанных типов.
Приложение 3
Тест: «Определение типа темперамента методом наблюдения»
а) Жизнелюбие, оптимизм, компромиссность, общительность, склонность к риску.
б) Спокойствие, медлительность, обстоятельность, сдержанность, миролюбие.
в) Энергичность, неугомонность, шаловливость, горячность, задиристость.
г) Робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, нерешительность.
а) Положительные эмоции.
б) Нет бурных реакций, тяготеет к положительным эмоциям.
в) Бурные эмоции, гнев.
г) Страх.
а) спокойная;
б) без эмоций;
в) на словесные – спокойная,
на остальные – с бурными
г) обида, негативные эмоции.
а) Любопытен (преобладает положительное отношение).
б) Малоэмоционален.
в) Пытается сопротивляться (потребность преодоления).
г) Пытается избежать этого события (потребность самосохранения).
а) Любые, но чтобы жизнь в них била ключом.
б) Спокойные, тихие, уединенные.
в) Шумные, азартные, подвижные, часто агрессивные.
г) Тихие, уединенные; шумные, подвижные – только с близкими.
а) Любит общество детей и взрослых, быстро знакомится.
б) Предпочитает одиночество.
в) Всегда нужны сподвижники, зрители.
г) Предпочитают одиночество, общителен лишь с близкими людьми.
а) Душа компании, лидер по выбору детей.
б) Не имеет авторитета среди детей, о лидерстве нет и речи.
в) Сверстники относятся по - разному, сам предлагает себя в лидеры.
г) Авторитетен только среди малочисленных друзей, не лидер.
8. Как усваивает новое?
а) Легко и быстро.
б) Обстоятельно, но медленно
в) Все схватывает на лету и так же быстро забывает.
г) Осваивает быстро или медленно в зависимости от обстоятельств.
Улавливает целое или детали? Долго ли помнит?
а) Легко и быстро схватывает целое и помнит долго (хорошая кратковременная и долговременная память).
б) Медленно, но запоминает целое, почти не забывает (хорошая долговременная память).
в) Очень быстро, запоминает в основном детали, но быстро и забывает
(хорошо развита только кратковременная память).
г) По – разному вникает в мелочи (высокая отвлекаемость мешает кратковременной памяти, а неуверенность в себе долговременной).
а) средняя (устает соответственно деятельности);
б) низкая (практически не устает);
в) средняя, иногда высокая (в зависимости от всплеска своих эмоций);
г) высокая (устает от малейшей деятельности).
а) Легко и без труда.
б) С трудом (навыки формируются долго, но и надолго).
в) Соответственно возрасту (делает только то, что интересно).
г) Быстро, но неустойчиво (может быть регресс при стрессе).
а) Уверенные, точные, ритмичные.
б) Нерасторопные, неторопливые, солидные.
в) Порывистые, резкие.
г) Неуверенные, неточные, суетливые.
а) Речь выразительная, живая, с мимикой и жестами.
б) Речь медленная, невыразительная, без жестов.
в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная, часто срывается на крик. Тараторит, глотая слоги и слова.
г) Речь выразительна, но тиха и неуверенна.
14. Особенности сна:
Обычно засыпает быстро, спит хорошо, просыпается с улыбкой.
б) Засыпает сразу, спит спокойно, после сна ходит вялый, сонный.
в) Засыпает долго и с трудом, спит беспокойно, просыпается в разном настроении: от самого хорошего, до самого плохого.
г) Долго укладывается спать, но быстро засыпает, просыпается веселый.
а) Адаптировался легко, быстро.
б) Боялся нового, не хотел перемен, долго адаптировался.
в) Легко привык к новой обстановке, с трудом выполнял требования взрослых.
г) Никак не мог привыкнуть, адаптировался с трудом.
Ключ