Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа
Одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности.
Пристальное внимание и учёт "человеческого фактора" наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.
Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства, то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с новейшими технологиями, с обилием информации. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности.
В создании условий для становления и развития таких личностей очень может и должно сделать образование, в частности дошкольное образование.
Проблема индивидуального подхода в обучении, воспитании разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика. Учёт индивидуальных особенностей детей необходим в отношении особенностей темперамента.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…….. 5
Общее представление о темпераменте……………………………………… 5
Концепции темперамента по И.П.Павлову и по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину…………………………………………………………………. 6
Типы темпераментов…………………………………………………………12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Особенности проявления темперамента у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….................................16
2.2. Учёт особенностей темперамента детей младшего дошкольного возраста в учебно-воспитательной работе…………………………………………………...19
2.3. Психолого-педагогические рекомендации для проведения занятий с учётом особенностей темперамента детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….32
Сангвиник склонен к остроумию,
переключает внимание. Работа, требующая быстрой реакции, больше всего
подходит ему. Он быстро устаёт от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребёнок старается её прекратить, чтобы начатое дело было закончено, обращая внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за всё браться и не доводить до конца может стать свойством характера.
Очень важно с малых лет
учить ребёнка внимательно отно
Учебно-воспитательная работа с холериками
В отношении холериков необходимо учитывать, что характерная для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность, помогают им занять в «детском обществе» благоприятное положение. Поэтому целесообразно использовать любимые ими подвижные спортивные игры при формировании «Я-концепции», оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками.
Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность обучения и воспитания возбудимого ребёнка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребёнка, сдерживают его подвижность. Не надо ему запрещать быть активным, водить его за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться организовать жизнь так, чтобы его активность находила полезное применение. Надо считаться с тем, что ребёнок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия – окрики, шлёпки, угрозы. От этого возбуждение
только усиливается. С возбудимым ребёнком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у этих детей от природы слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор.
Как это ни кажется странным,
«неутомимый» холерик
Возбудимым детям полезны все
виды занятий, помогающие
Вместе с тем нужно
Повышенная эмоциональность,
Ребёнку-холерику трудно следовать правилам общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания. От детей-холериков воспитатель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определённому плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания. Но вместе с тем нельзя забывать об особой силе игрового общения, опоры на значимые для младших дошкольников мотивы деятельности. (игровые, соревновательные, самоутверждения и др.)
Важно оценить у детей такие качества, как решительность, смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся
инициативность.
Учебно-воспитательная работа с флегматиками
В процессе работы ребёнку-флегматику нередко мешает его
медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность. Вместе с тем если уж он запоминает, то надолго и основательно. Воспитатель должен как можно чаще активизировать деятельность детей, бороться с равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности. Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребёнку требования без учёта его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребёнка, и, вместо того чтобы торопиться, он действует ещё медленнее. Бывают случаи, когда ребёнок вдруг проявляет нехарактерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует от ребёнка большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики.
Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти к нему на помощь. В таком случае ребёнок никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом «быстро».
Важно набраться терпения и
с малых лет учить медленного
ребёнка приёмам одевания, умывания,
ухода за вещами, разным видам
домашнего труда и
Медлительным детям надо создавать такие условия, чтобы вялость,
малоподвижность не превратились в ленивость, а ровность чувств – в их бедность и слабость. Не следует избегать ситуации, требующих находчивости,
расторопности, но важно и похвалить такого ребёнка за проявление этих качеств. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда будильник
или песочные часы – учить закончить дело до звонка.
Дети с малоподвижной нервной
системой предпочитают
В целях же преодоления возможных инертности, вялости следует включать флегматика и в такие виды деятельности, которые требуют от ребёнка и двигательной активности – занятия гимнастикой, подвижные игры, походы, коллективный труд и др. в этих случаях от темпа, ритма работы ребёнка зависит успех общего дела, и если он будет слишком медлительным, то может подвести товарищей. Но нельзя медлительных детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать и при проведении спортивных игр и упражнений.
В силу высокой ригидности
флегматики медленно привыкают
к новым условиям жизни. Этим
детям трудно привыкать к
Если ребёнок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе
период «раскачки» может затянуться. Ребёнку-флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работ, но не прерывать его резко. Очень хорошо,
если флегматик будет дружить с подвижным ребёнком. Но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал всю инициативу в свои руки. Всё это
поможет превратить «тихоню» - флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого, значимого для сверстников и любимого ими товарища.
Учебно-воспитательная работа с меланхоликами
Также воспитатель должен
учитывать особенности детей-
В обучении ребёнка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребёнка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой. Круг знакомств тоже следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребёнок освоится, этот круг можно расширить. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от занятий, не разговаривают со сверстниками.
Первые дни пребывания такого
ребёнка в детском саду
Дети со слабой нервной
нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать – все эти меры вызовут слёзы, замкнутость, повышенную трезвость и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.
Меланхолики отличаются
Неоднозначным должно быть
Надо учесть, что меланхолики – интроверты. Они чаще планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.
У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей
Дети со слабой нервной
Успех в работе с
2.3. Психолого-педагогические рекомендации для проведения занятий с учётом особенностей темперамента детей младшего дошкольного, возраста
Знание особенностей темперамен
Прежде всего, нужно отметить,
что очень важно умение
Зная, что внимание сангвиника
отличается подвижностью, воспитатель
с первых минут занятия должен
стараться держать такого
Для переключения внимания