Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 17:49, курсовая работа
Цель: выявить взаимосвязь между родительским отношением, мотивацией одобрения и доминирующими мотивами лжи у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста в количестве 26 человек, из них 13 мальчиков и 13 девочек; родители в количестве 26 человек.
Предмет исследования: родительское отношение, мотивация одобрения и доминирующие мотивы лжи у детей в младшем школьном возрасте.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты анализа причин детской лжи 6
1.1.Понятие детская ложь 6
1.2. Социально-психологические аспекты детской лжи 12
1.3. Особенности детей младшего школьного возраста 16
1.4. Семейное воспитание как причина детской лжи 20
Глава II. Организация исследования 28
2.1. Процедура исследования и характеристика групп испытуемых 28
2.2. Описание диагностических методик 30
2.3. Методы математико-статистической обработки данных 32
Глава III. Анализ результатов исследования 35
3.1. Анализ результатов диагностики родительского отношения к ребенку 35
3.2. Результаты исследования доминирующих мотивов лжи детей 39
3.3. Результаты исследования мотивации одобрения 42
3.4. Взаимосвязь родительского отношения, доминирующих мотивов лжи
и мотивации одобрения у детей младшего школьного возраста 44
Заключение 47
Список используемой литературы 48
1.4. Семейное воспитание как причина детской лжи
Одной из задач общения родителей со своими детьми является воспитание последних. Эту важную роль общения отмечал Б.Г. Ананьев. Он писал, что с первых дней жизни после рождения общение становится для человека основной формой его жизнедеятельности. Посредством общения, которое первоначально выступает прежде всего в организуемых взрослыми актах воспитания и обучения, ребёнок научается воспринимать и осваивать окружающую его действительность, действовать в окружающем его мире в соответствии с выработанными в обществе правилами и эталонами поведения и способами предметных операций.[18,с.131].
Воспитание детей в семье имеет свою специфику, которая как отмечает В.А.Кан-Калик, связана с тем, что»все участники воспитательного процесса в семье объединены родственными чувствами, близки друг другу, любят близких, а потому нередко склонны прощать слабости и недостатки или преувеличивать достоинства своих питомцев, идеализировать или «зачёркивать» личность. Правильным взаимоотношениям детей и родителей мешают разнообразные «барьеры». [8,с.384].
Барьер занятости. Характеризуется тем, что родители постоянно заняты работой, домашними делами, проведением досуга, друг другом. Дети нередко просто мешают им. Это приводит к отчуждению ребёнка. Этот барьер может возникнуть в разные возрастные периоды и иметь разные последствия. В возрасте до 6 лет он приводит к задержке эмоционального развития. В подростковом возрасте он чреват тем, что от внимания родителей ускользают важные изменения в личности ребёнка: в характере, в отношениях с друзьями. В итоге дети и родители живут как бы разной жизнью. Семья как воспитательная система « не работает».
Барьер возраста. Понять своих детей родителям мешает разница в возрасте, в частности « высота взрослости». Родители не в состоянии войти во внутренний мир ребёнка, не понимают его интересов, потребностей.
Барьер старого стереотипа. Сущность его в том, что ребёнок растёт и развивается, а родители воспринимают его и относятся к нему как к малышу, которым надо постоянно руководить, подсказывать, давать оценки. Это приводит к непониманию, раздражению, конфликтам, неправильным методам воздействия на ребёнка. Позиция отношений 2 по вертикали» должна со временем сменится на позицию «по горизонтали», но родители этого не понимают и дестабилизируют обстановку в семье. Они по-прежнему указывают, например, подростку, с кем дружить, как провести досуг, какую выбрать профессию. [8,с.385].
Барьер воспитательных традиций. Родители стремятся механически внедрять и воспроизводить в своей семье формы, методы и средства воспитания, сложившиеся и бытовавшие в период их детства в их семьях, продублировать педагогику собственных родителей, не учитывая изменившихся ситуаций воспитания, уровень развития детей. Современные дети стали более информированными, изменились их система ценностей и потребностей. [1,с.17-18].
Возникли новые средства информации и установление контактов (компьютеры, телефоны мобильные). В их использовании дети разбираются лучше, чем родители, что приводит к снижению значимости родителей как авторитетов.
Барьер дидактизма. Родители
постоянно, по каждому поводу
поучают своих детей: «Не хлопай
дверью», «Вытри ноги», - и так
до бесконечности. Воспитательный
процесс подменяется
А.Е. Личко было подчёркнуто значение следующих видов неправильного воспитания.
Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребёнка. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом. Ребёнок обычно чувствует, что старшим не до него. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. Обычно ребёнок научается обходить формальный контроль и живёт своей жизнью. Особенно неблагоприятно при акцентуациях по неустойчивому, гипертимному и конформному типам: такие дети быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и привыкают к праздному образу жизни.
Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за ребёнком. Гиперпротекция не даёт возможность принимать когда-либо собственное решение, не приучает к самостоятельносмти. Доминирующая гиперпротекция на детей с психастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуацией оказывает усиленное действие на их астенические черты – несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя) [2,с.201].
Потворствующая гиперпротекция. Чрезмерное покровительство, стремление освободить ребёнка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребёнка. Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умение постоять за себя. Такой вид воспитания превращает детей в семейных тиранов, способных избивать родителей.
Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребёнок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он – обуза для родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто – либо другой – брат или сестра, мачеха или отчим, кто гораздо дороже и любимее (положение золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо укажет им на это. Родители могут даже внешне проявлять утрированные знаки внимания, однако ребёнок чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла [8,с.386].
Условия жестоких взаимоотношений. Обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться как открыто – расправами над ребёнком, так и полным пренебрежением интересами ребёнка, когда он вынужден рассчитывать только на себя, не надеясь на поддержку взрослых. Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений способствует усилению черт эпилептоидной акцентуации и развитию этих же черт на основе конформной акцентуации [2,с.201].
Условия повышенной моральной ответственности. В этом случае родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребёнка, нередко рассчитывая, что он воплотит в жизнь их собственные несбыточные мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего ребёнка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи. Личко отмечает, что большинство детей обнаруживает достаточную устойчивость к повышенным родительским ожиданиям или возложенных на них трудных обязанностей. Исключение составляет психастеническая акцентуация, черты которой заостряются в условиях повышенной моральной ответственности, приводя к психопатическому развитию или неврозу.
Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более бабушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.
Воспитание вне семьи. А.Е Личко отмечает, что само по себе воспитание вне семьи может быть полезным в подростковом возрасте, поскольку жизнь среди сверстников способствует развитию самостоятельности, выработки навыков социальной адаптации. По мнению А.Е. Личко отрицательными психогенными факторами являются, недостатки в работе воспитательных учреждений. Сочетание строгого режима, граничащего с гиперпротекцией, при формализме в его соблюдении, приводящей к реальной безнадзорности. Влияний наиболее испорченных в нравственном отношении подростков, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей [2,с.202].
Также мы можем рассмотреть и стили родительского воспитания. В настоящее время наиболее популярна классификация стилей родительского воспитания Дианы Бомринд, которой следуют многие авторы Реан А.А., Крайг Г.[2,с.203].
Составила достаточно полную классификацию стилей родительского поведения, состоящую из 4 стилей на основе исследований Д. Бомрид, Маккоби и Мартин. Авторы базировались на фиксации двух факторов воздействия на ребёнка в семье – родительского контроля и родительской теплоты.
Родительский контроль связан со степенью выраженности у родителей тенденции к запретам. Те, у кого она совершенно очевидна, ограничивают право ребёнка следовать его собственным побуждениям, активно добиваются от детей подчинения правилам и следят, чтобы они полностью выполняли свои обязанности. Напротив, родители, для которых запретительные тенденции не характерны, не так строго контролируют детей , предъявляют к ним меньше требований и налагают меньше ограничений на их поведение.
Родительская теплота указывает, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение. Она выражается в том, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать их неудачные действия и наказывать за проступки. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь или одобрение [2,с.204].
Пересечение этих двух измерений создаёт 4 типа родительского воспитания.
Авторитетный стиль родительского поведения – образ действия родителей, отличающийся твёрдым контролем за детьми и в тоже время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребёнка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с тёплыми отношениями в семье. Бомрид отмечала, что дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль, они хорошо учатся в школе [8,с.390.].
Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми, мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Либеральный стиль (низкий уровень контроля, тёплые отношения) - образ действия родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. Дети либеральных родителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.
Индифферентный стиль родительского поведения. Родители, которым свойственен индифферентный стиль поведения, не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребёнка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению.[2,с.207-208].
Данные по родительским стилям имеют обобщённый характер как стиль родителей в целом. Однако рассмотрения стилей воспитания самих по себе – теоретический взгляд, не учитывающий множественность наличия в семье всех ухаживающих за ребёнком лиц. Следует учитывать не только стиль воспитания, присущий родителям, но и то, кто является основным воспитателем – социализатором, посвящающим ребёнку больше времени. [8,с.391.].
Во многих семьях уход за ребёнком осуществляют другие родственники - бабушки, дедушки. Поэтому ребёнок во многом формируется под влиянием заботливого, с мелочной опёкой, отношения старой бабушки. В полных семьях родители придерживаются так называемого традиционного стиля, выполняя роли, закреплённые традицией за мужчиной и женщиной. При этом муж (отец) может придерживаться авторитарного стиля, а мать быть более заботливой и разрешающей. [2,с.210].
Крайг пишет о том, что методы приучения детей к дисциплине менялись так же, как и другие аспекты культуры. В течении 1950-х и в начале 1960-х годах в литературе, посвящённой воспитанию детей, встречались предостережения против применения строгих, парализующих волю детей дисциплинарных мер, родителей пугали тем, что они подавляют эмоции своих детей и превращают их в тревожных, подавленных, невротичных людей. В педагогической же литературе 1970-х и 1980=х годов, напротив,указывалось на то, что детям необходим определённый внешний социальный контроль, последовательность и твёрдость в требованиях родителей, для того чтобы дети могли чувствовать себя спокойно и уверенно. Сейчас уже можно сделать вывод, что в 1990-е годы сохраняется тенденция к более жёсткому родительскому контролю. Конечно, потребность детей в любви и одобрении также признаётся в руководствах по воспитанию детей.
Мы рассмотрели «барьеры», мешающие правильному взаимоотношению детей и родителей, рассмотрели виды неправильного воспитания А.Е. Личко, ознакомились со стилями родительского поведения. Можно подвести итог. Семья – это особая атмосфера, куда ребёнок приносит радости и горе, раздумья и сомнения. Если этого не происходит, значит, в семейном общении что-то не в порядке. Чтобы избежать делинквентного поведения ребёнка, в условиях повышенной моральной ответственности, избежать психопатическое развитие или невроз, избежать ухода ребёнка в асоциальные компании и привыканию к праздному образу жизни, ребёнок должен чувствовать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки. Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными. Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Помогать ребёнку научиться владеть собой и развить чувство контроля над обстоятельствами. Использовать объяснение и убеждение для того, чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе. В своей работе, подобрав методики, проводя исследования, мы более подробно рассмотрим особенности лжи в младшем школьном возрасте, в семье с разным стилем родительского воспитания [12,с.124].
Информация о работе Теоретические аспекты анализа причин детской лжи