Теоретические аспекты анализа причин детской лжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить взаимосвязь между родительским отношением, мотивацией одобрения и доминирующими мотивами лжи у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста в количестве 26 человек, из них 13 мальчиков и 13 девочек; родители в количестве 26 человек.
Предмет исследования: родительское отношение, мотивация одобрения и доминирующие мотивы лжи у детей в младшем школьном возрасте.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты анализа причин детской лжи 6
1.1.Понятие детская ложь 6
1.2. Социально-психологические аспекты детской лжи 12
1.3. Особенности детей младшего школьного возраста 16
1.4. Семейное воспитание как причина детской лжи 20
Глава II. Организация исследования 28
2.1. Процедура исследования и характеристика групп испытуемых 28
2.2. Описание диагностических методик 30
2.3. Методы математико-статистической обработки данных 32
Глава III. Анализ результатов исследования 35
3.1. Анализ результатов диагностики родительского отношения к ребенку 35
3.2. Результаты исследования доминирующих мотивов лжи детей 39
3.3. Результаты исследования мотивации одобрения 42
3.4. Взаимосвязь родительского отношения, доминирующих мотивов лжи
и мотивации одобрения у детей младшего школьного возраста 44
Заключение 47
Список используемой литературы 48

Файлы: 5 файлов

курсовая практика.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Семейное воспитание как причина детской лжи

 

Одной из задач общения родителей со своими детьми является воспитание последних. Эту важную роль общения отмечал Б.Г. Ананьев. Он писал, что с первых дней жизни после рождения общение становится для человека основной формой его жизнедеятельности. Посредством общения, которое первоначально выступает прежде всего в организуемых взрослыми актах воспитания и обучения, ребёнок научается воспринимать и осваивать окружающую его действительность, действовать в окружающем его мире в соответствии с выработанными в обществе правилами и эталонами поведения и способами предметных операций.[18,с.131].

Воспитание детей в семье имеет свою специфику, которая как отмечает В.А.Кан-Калик, связана с тем, что»все участники воспитательного процесса в семье объединены родственными чувствами, близки друг другу, любят близких, а потому нередко склонны прощать слабости и недостатки или преувеличивать достоинства своих питомцев, идеализировать или «зачёркивать» личность. Правильным взаимоотношениям детей и родителей мешают разнообразные «барьеры». [8,с.384].

Барьер занятости. Характеризуется тем, что родители постоянно заняты работой, домашними делами, проведением досуга, друг другом. Дети нередко просто мешают им. Это приводит к отчуждению ребёнка. Этот барьер может возникнуть в разные возрастные периоды и иметь разные последствия. В возрасте до 6 лет он приводит к задержке эмоционального развития. В подростковом возрасте он чреват тем, что от внимания родителей ускользают важные изменения в личности ребёнка: в характере, в отношениях с друзьями. В итоге дети и родители живут как бы разной жизнью. Семья как воспитательная система « не работает».

Барьер возраста. Понять своих детей родителям мешает разница в возрасте, в частности « высота взрослости». Родители не в состоянии войти во внутренний мир ребёнка, не понимают его интересов, потребностей.

Барьер старого стереотипа. Сущность его в том, что ребёнок растёт и развивается, а родители воспринимают его и относятся к нему как к малышу, которым надо постоянно руководить, подсказывать, давать оценки. Это приводит к непониманию, раздражению, конфликтам, неправильным методам воздействия на ребёнка. Позиция отношений 2 по вертикали» должна со временем сменится на позицию «по горизонтали», но родители этого не понимают и дестабилизируют обстановку в семье. Они по-прежнему указывают, например, подростку, с кем дружить, как провести досуг, какую выбрать профессию. [8,с.385].

Барьер воспитательных традиций. Родители стремятся механически внедрять и воспроизводить в своей семье формы, методы и средства воспитания, сложившиеся и бытовавшие в период их детства в их семьях, продублировать педагогику собственных родителей, не учитывая изменившихся ситуаций воспитания, уровень развития детей. Современные дети стали более информированными, изменились их система ценностей и потребностей. [1,с.17-18].

Возникли новые средства информации и установление контактов (компьютеры, телефоны мобильные). В их использовании дети разбираются лучше, чем родители, что приводит к снижению значимости родителей как авторитетов.

 Барьер дидактизма. Родители  постоянно, по каждому поводу  поучают своих детей: «Не хлопай  дверью», «Вытри ноги», - и так  до бесконечности. Воспитательный  процесс подменяется постоянными нравоучениями, заформализовывается [8,с.386].

А.Е. Личко было подчёркнуто значение следующих видов неправильного воспитания.

Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребёнка. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом. Ребёнок обычно чувствует, что старшим не до него. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. Обычно ребёнок научается обходить формальный контроль и живёт своей жизнью. Особенно неблагоприятно при акцентуациях по неустойчивому, гипертимному и конформному типам: такие дети быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и привыкают к праздному образу жизни.

Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за ребёнком. Гиперпротекция не даёт возможность принимать когда-либо собственное решение, не приучает к самостоятельносмти. Доминирующая гиперпротекция  на детей с психастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуацией оказывает усиленное действие на их астенические черты – несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя) [2,с.201].

Потворствующая гиперпротекция. Чрезмерное покровительство, стремление освободить ребёнка от малейших трудностей и  неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребёнка. Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к  систематическому труду, упорства в достижении цели, умение постоять за себя. Такой вид воспитания превращает детей в семейных тиранов, способных избивать родителей.

Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребёнок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он – обуза для родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто – либо другой – брат или сестра, мачеха или отчим, кто гораздо дороже и любимее (положение золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо укажет им на это. Родители могут даже внешне проявлять утрированные знаки внимания, однако ребёнок чувствует недостаток искреннего эмоционального  тепла [8,с.386].

Условия жестоких взаимоотношений. Обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться как  открыто – расправами над ребёнком, так и полным пренебрежением интересами ребёнка, когда он вынужден рассчитывать только на себя,  не надеясь на поддержку взрослых. Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений способствует усилению черт эпилептоидной акцентуации и развитию этих же черт на основе конформной акцентуации [2,с.201].

Условия повышенной моральной ответственности. В этом случае родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребёнка, нередко рассчитывая, что он воплотит в жизнь их собственные несбыточные мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего ребёнка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи. Личко отмечает, что большинство детей обнаруживает достаточную устойчивость к повышенным родительским ожиданиям или возложенных на них трудных обязанностей. Исключение составляет психастеническая акцентуация, черты которой заостряются в условиях повышенной моральной ответственности, приводя к психопатическому развитию или неврозу.

Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более бабушки  могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.

Воспитание вне семьи. А.Е Личко отмечает, что само по себе воспитание вне семьи может быть полезным в подростковом возрасте, поскольку жизнь среди сверстников способствует развитию самостоятельности, выработки навыков социальной адаптации. По мнению А.Е. Личко отрицательными психогенными факторами являются, недостатки в работе воспитательных учреждений. Сочетание строгого режима, граничащего с гиперпротекцией, при формализме в его соблюдении, приводящей к реальной безнадзорности. Влияний наиболее испорченных в нравственном отношении подростков, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей [2,с.202].

Также мы можем рассмотреть и стили родительского воспитания. В настоящее время наиболее популярна классификация стилей родительского воспитания Дианы Бомринд, которой следуют многие авторы Реан А.А., Крайг Г.[2,с.203].

Составила достаточно полную классификацию стилей родительского поведения, состоящую из 4 стилей на основе исследований Д. Бомрид, Маккоби и Мартин. Авторы базировались на фиксации двух факторов воздействия на ребёнка в семье – родительского контроля и родительской теплоты.

Родительский контроль связан со степенью выраженности у родителей тенденции к запретам. Те, у кого она совершенно очевидна, ограничивают право ребёнка следовать его собственным побуждениям, активно добиваются от детей подчинения правилам и следят, чтобы они полностью выполняли свои обязанности. Напротив, родители, для которых запретительные тенденции не характерны, не так строго контролируют детей , предъявляют к ним меньше требований и налагают меньше ограничений на их поведение.

Родительская теплота указывает, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение. Она выражается в том, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать их неудачные действия и наказывать за проступки. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь или одобрение [2,с.204].

Пересечение этих двух измерений создаёт 4 типа родительского воспитания.

Авторитетный стиль родительского поведения – образ действия родителей, отличающийся твёрдым контролем за детьми и в тоже время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребёнка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с тёплыми отношениями в семье. Бомрид отмечала, что дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль, они хорошо учатся в школе [8,с.390.].

Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми, мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральный стиль (низкий уровень контроля, тёплые отношения) -  образ действия родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. Дети либеральных родителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль родительского поведения. Родители, которым свойственен индифферентный стиль поведения, не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребёнка  ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению.[2,с.207-208].

Данные по родительским стилям имеют обобщённый характер как стиль родителей в целом. Однако рассмотрения стилей воспитания самих по себе – теоретический взгляд, не учитывающий множественность наличия в семье всех ухаживающих за ребёнком лиц. Следует учитывать не только стиль воспитания, присущий родителям, но и то, кто является основным воспитателем – социализатором, посвящающим ребёнку больше времени. [8,с.391.].

 Во многих семьях уход  за ребёнком осуществляют другие родственники - бабушки, дедушки. Поэтому  ребёнок во многом формируется  под влиянием заботливого, с мелочной опёкой, отношения старой бабушки. В полных семьях родители придерживаются так называемого традиционного стиля, выполняя роли, закреплённые традицией за мужчиной и женщиной. При этом муж (отец) может придерживаться авторитарного стиля, а мать быть более заботливой и разрешающей. [2,с.210].

Крайг пишет о том, что методы приучения детей к дисциплине менялись так же, как и другие аспекты культуры. В течении 1950-х и в начале 1960-х годах в литературе, посвящённой воспитанию детей, встречались предостережения против применения строгих, парализующих волю детей дисциплинарных мер, родителей пугали тем, что они подавляют эмоции своих детей и превращают их в тревожных, подавленных, невротичных людей. В педагогической же литературе 1970-х и 1980=х годов, напротив,указывалось на то, что детям необходим определённый внешний социальный контроль, последовательность и  твёрдость в требованиях родителей, для того чтобы дети могли чувствовать себя спокойно и уверенно. Сейчас уже можно сделать вывод, что в 1990-е годы сохраняется тенденция к более жёсткому родительскому контролю. Конечно, потребность детей в любви и одобрении также признаётся в руководствах по воспитанию детей.

Мы рассмотрели «барьеры», мешающие правильному взаимоотношению детей и родителей, рассмотрели  виды неправильного воспитания А.Е. Личко, ознакомились со стилями родительского поведения. Можно подвести итог. Семья – это особая атмосфера, куда ребёнок приносит радости и горе, раздумья и сомнения. Если этого не происходит, значит, в семейном общении что-то не в порядке. Чтобы избежать   делинквентного поведения ребёнка, в условиях повышенной моральной ответственности, избежать  психопатическое развитие или невроз, избежать ухода ребёнка в асоциальные компании и  привыканию к праздному образу жизни, ребёнок должен чувствовать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки. Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными. Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Помогать ребёнку научиться владеть собой и развить чувство контроля над обстоятельствами. Использовать объяснение и убеждение для того, чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе. В своей работе, подобрав методики, проводя исследования, мы более подробно рассмотрим особенности лжи в младшем школьном возрасте, в семье с разным стилем родительского воспитания [12,с.124].

Приложение методики.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Приложение таблицы.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

расчетв Манна-Уитни мальчики и девочки.doc

— 740.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

расчеты.xls

— 42.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Теоретические аспекты анализа причин детской лжи