Теоретические аспекты анализа причин детской лжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить взаимосвязь между родительским отношением, мотивацией одобрения и доминирующими мотивами лжи у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста в количестве 26 человек, из них 13 мальчиков и 13 девочек; родители в количестве 26 человек.
Предмет исследования: родительское отношение, мотивация одобрения и доминирующие мотивы лжи у детей в младшем школьном возрасте.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты анализа причин детской лжи 6
1.1.Понятие детская ложь 6
1.2. Социально-психологические аспекты детской лжи 12
1.3. Особенности детей младшего школьного возраста 16
1.4. Семейное воспитание как причина детской лжи 20
Глава II. Организация исследования 28
2.1. Процедура исследования и характеристика групп испытуемых 28
2.2. Описание диагностических методик 30
2.3. Методы математико-статистической обработки данных 32
Глава III. Анализ результатов исследования 35
3.1. Анализ результатов диагностики родительского отношения к ребенку 35
3.2. Результаты исследования доминирующих мотивов лжи детей 39
3.3. Результаты исследования мотивации одобрения 42
3.4. Взаимосвязь родительского отношения, доминирующих мотивов лжи
и мотивации одобрения у детей младшего школьного возраста 44
Заключение 47
Список используемой литературы 48

Файлы: 5 файлов

курсовая практика.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Организация исследования

 

2.1. Процедура исследования и характеристика групп испытуемых

 

В работе было проведено исследование мотивации одобрения, доминирующих мотивов лжи и стиля семейного воспитания у детей младшего школьного возраста.

Исследование проходило следующие этапы:

1. Подбор диагностического  инструментария. Согласно цели исследования  были подобраны следующие методики:

  • Тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин).
  • Тест  диагностика мотивации одобрения (Д.Марлоу, Д. Краун).
  • Тест на выявление доминирующих мотивов лжи (П. Экман, А.Гармаев).

2.  Диагностика подобранными  методиками.

3. Математическая обработка  полученных данных. Полученные данные обрабатывались  с помощью пакета Microsoft Excel. Для подтверждения выдвинутой гипотезы использовались методы непараметрической статистики (критерий определения достоверности различий Манна-Уитни), корреляционный анализ для выявления взаимосвязи через коэффициент корреляции Пирсона.

4.  Анализ полученных  данных. По результатам исследования  был проведен анализ.

В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста по возрастной периодизации Е.А. Сорокоумовой (7-11лет), а также родители данных детей  для дальнейшего выявления влияния стиля семейного воспитания на доминирующие мотивы лжи. Исследовались только те семьи, в которых ребенок воспитывается совместно обоими родителями, проживающими совместно.

Таким образом, у нас получилась группа детей в возрасте от 7 до 11 лет, состоящая из 13 девочек и 13 мальчиков. Возраст родителей – от 27 лет до 41 года, в составе 26 человек.

Испытуемым была изложена тема и цель исследования, дано описание и устная инструкция. Все участники эксперимента были открыты и проявили желание участвовать в исследовании. В комнате во время эксперимента не присутствовали посторонние. Все участники были заранее предупреждены о конфиденциальности исследования. О праве прекратить своё участие в исследовании. О возможном психологическом дискомфорте.

Исследование проводилось в дневное время суток. Индивидуально с каждым испытуемым. У некоторых испытуемых наблюдалось волнение. Смена тактики выполнения роботы. В процессе возникали вопросы по выполнению работы, связанные с волнением, старались  быстро и без ошибок выполнить работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Описание диагностических методик

 

  Для изучения взаимосвязи между родительским отношением, доминирующих мотивов лжи и мотивации одобрения младших школьников были использованы следующие методики: 

1. Тест опросник родительского отношения В.В.Столина, А.Я.Варги.

Назначение методики:  тест опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения. Родительское отношение здесь следует понимать, как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Подробная инструкция и стимульный материал методики находится в приложении 1.

2. Методика диагностики самооценки  мотивации  одобрения Д.Марлоу и Д.Крауна.

Назначение методики: для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению.  Шкала мотивации одобрения представляет собой личностный опросник, разработанный американскими психологами для диагностики мотивации одобрения (аффилиации).

Русский вариант шкалы состоит из 20 вопросов-суждений, стандартизированный на выборке более 800 человек с последующей проверкой валидности и надежности .

Шкала применяется при исследовании 

  • мотивации одобрения (социальной желательности); 
  • для контроля за степенью установочного поведения и склонностью к соответствующим искажениям ответов в тестах; 

при изучении предпочтительных средовых и межличностных влияний.

В приложении 2 представлено подробное описание методики.

3. Тест на выявление доминирующих мотивов лжи (П. Экман, А.Гармаев).

Назначение методики: глубокий анализ мотивов, побуждающих ребёнка лгать, позволит родителям лучше понять ребёнка, помочь ему стать правдивее.

Мотивы детской лжи разнообразны и с возрастом они изменяются. Каждому возрастному периоду характерны свои мотивы и причины лжи.

Чтобы показать это, была использована методика на выявление доминирующих мотивов лжи, как у каждого ребёнка в отдельности, так и у всего класса в целом. В приложении 3 представлено подробное описание методики.

Как видно, данные диагностические процедуры не требует высоких подготовительных умений и навыков, достаточно просты в использовании, а также имеют высокую надежность и валидность. Все это и обусловило выбор данного диагностического инструментария.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Методы математико-статистической обработки данных

 

Математическая обработка полученных данных. Полученные данные обрабатывались в пакете Microsoft Excel. Для подтверждения выдвинутой гипотезы использовался непараметрический  критерий Манна-Уитни.

Критерий  Манна-Уитни. Для применения непараметрического критерия Манна-Уитни требуется лишь, чтобы оба распределения относились к сходному, а не обязательно к нормальному типу, кроме того, признак может быть измерен не только в шкале отношений или интервалов, но и в шкале рангов [2 c. 31].

Что особенно ценно, критерий Манна-Уитни применим при малых количествах наблюдений в выборках: в каждой выборке должно быть не менее 3 наблюдений. Допускается также, чтобы в одной из выборок было 2 наблюдения, но при этом в другой их должно быть не менее 5. Максимальное число наблюдений в выборках 60, для большего числа наблюдений нет таблиц критических значений. Но уже когда число наблюдений свыше 20 в каждой выборке, расчет критерия становится достаточно трудоемким для расчетов на калькуляторе.

Порядок действий при расчете эмпирического значения критерия следующий.

Проранжировать  все измерения, объединив результаты двух выборок. Правила ранжирования следующие:

  • наименьшему значению из всех присваивается ранг 1, наибольшему - n1+n2.  
  • если два или большее количество значений равны, то для них рассчитывается средний ранг.

Подсчитать сумму рангов отдельно для первой (SR1) и для второй (SR2) выборки. Проверить, совпадает ли общая сумма рангов с расчетной по формуле SR1+SR2=N(N+1)/2, где N= n1+n2 - общее число ранжируемых значений.

Рассчитать эмпирические значения критерия Манна-Уитни для выборок:

U1= n1.n2+ n1 (n1+1)/2 - SR1            U2 = n1.n2 + n2(n2+1)/2 - SR2

Проверить правильность расчета с помощью выражения U1+U2= n1.n2.

Эмпирическим значением является меньшее из двух рассчитанных значений. Оно сопоставляется с критическими значениями для a=0. 05 и a=0, 01.

Чем меньше значение U, тем выше достоверность различий, а значит, если Uэмп³Uкрит, то принимается нулевая гипотеза Н0, если Uэмп<Uкрит, то принимается альтернативная гипотеза [2 c. 76].

Для выявления взаимосвязи  был использован корреляционный анализ, который дает возможность оценки степени согласованности изменений (варьирования) большого числа признаков и выделить группы взаимокоррелирующих признаков [2 c. 33].

Для этого мы будем использовать коэффициент корреляции Пирсона (гхy), это наиболее часто употребляемый метод измерения корреляции.

Коэффициент корреляции Пирсона может быть вычислен по формуле:

rxy =

Положительная величина коэффициента корреляции (0 < rxy < 1) свидетельствует о наличии прямой связи (т. е. чем больше значения х, тем выше соответствующие им величины у). Отрицательная величина коэффициента корреляции (-1<rxy<0) свидетельствует об обратной корреляции (с увеличением x значения у уменьшаются).

Результаты вычисления корреляций для некоторого набора признаков записываются в виде квадратной матрицы. В заголовки строк и столбцов выносятся названия или номерами признаков, в клетки таблицы заносятся коэффициенты корреляции каждого признака с каждым. Испытуемые и их порядковые номера в корреляционной матрице не представлены. Понятно, что по главной диагонали матрицы будут располагаться единицы, поскольку коэффициент корреляции любой величины с собой будет равен единице. Корреляционная матрица является симметричной относительно главной диагонали: коэффициенты корреляции признака Х с признаком У и признака У с признаком Х равны между собой. Поэтому, как правило, заполняется и используется только верхняя половина матрицы.

Далее в таблице надо выделить коэффициенты корреляции, величина которых превышает критические значения для разных уровней достоверности, как правило, 95% и 99%. Такие значения выделяются либо шрифтом, либо подчеркиванием, либо цветом. Критические значения коэффициента корреляции Пирсона берутся из таблицы критических значений с учетом числа испытуемых. Например, значения r, превышающие уровень достоверности 95% - будем выделять жирным шрифтом 99%- выделением ячейки. Значения, не отличающиеся значимо от нуля можно опустить.

По полученным данным строится так называемый корреляционный граф. Корреляционный граф - это фигура, состоящая из вершин и соединяющих их линий. В вершинах фигуры располагаются признаки, обозначаются  их полными наименованиями. Линии, соединяющие вершины, характеризуют корреляционную связь между этими признаками. Тип линии отражает знак и достоверность отличия от нуля соответствующего коэффициента корреляции. Отсутствие линии, соединяющей признаки, говорит, что коэффициент корреляции данных признаков не отличается значимо от нуля. Форму корреляционного графа исследователь задает самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Анализ результатов исследования

 

3.1. Анализ результатов диагностики родительского отношения к ребенку

 

Обработка данных полученных в ходе проведения исследования состояла из последовательного анализа полученных качественных и количественных данных.  В приложении  4, представлены протоколы исследования родительского отношения в семьях детей младшего школьного возраста.

Для  выявления значимого различия, все полученные данные были обработаны непараметрическим методом Манна-Уитни, так как обследованию было подвергнуто малое количество человек в каждой выборке.

Далее на основании полученных количественных и качественных данных, мы составили сводную таблицу средних значений, выявили различия в двух группах, для этого нами был использован U критерий, в приложении 7 представлены таблицы с расчетами U критерия.

Критическое значение Uкр определяется по таблицам.

Таблица   1.

Сравнение средних показателей и  критерий Манна-Уитни  U по методике Тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В. Столин)  родителей и девочек и мальчиков

 

Шкалы

Родители девочек

Родители мальчиков

U

М

h

М

h

Принятие отвержение

10,77

173,5

10,38

177,5

82,5

Кооперация

6,62

179

6,23

172

81

Симбиоз

4,23

172

4,23

179

81

Контроль

4,00

160,5

3,69

190,5

69,5

Отношение к неудачам ребенка

1,38

227,5

3,31

123,5

32,5**

Примечание. М - среднее значение, h – сумма рангов

U – критерий Манна-Уитни 

*51 (при a=0, 05) **39 (при a=0, 01) 


Полученные данные представим графически в виде гистограммы и опишем полученные результаты, сравнив средние значения, а также выявим различия с помощью U критерия.

Приложение методики.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Приложение таблицы.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

расчетв Манна-Уитни мальчики и девочки.doc

— 740.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

расчеты.xls

— 42.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Теоретические аспекты анализа причин детской лжи