Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 17:49, курсовая работа
Цель: выявить взаимосвязь между родительским отношением, мотивацией одобрения и доминирующими мотивами лжи у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста в количестве 26 человек, из них 13 мальчиков и 13 девочек; родители в количестве 26 человек.
Предмет исследования: родительское отношение, мотивация одобрения и доминирующие мотивы лжи у детей в младшем школьном возрасте.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты анализа причин детской лжи 6
1.1.Понятие детская ложь 6
1.2. Социально-психологические аспекты детской лжи 12
1.3. Особенности детей младшего школьного возраста 16
1.4. Семейное воспитание как причина детской лжи 20
Глава II. Организация исследования 28
2.1. Процедура исследования и характеристика групп испытуемых 28
2.2. Описание диагностических методик 30
2.3. Методы математико-статистической обработки данных 32
Глава III. Анализ результатов исследования 35
3.1. Анализ результатов диагностики родительского отношения к ребенку 35
3.2. Результаты исследования доминирующих мотивов лжи детей 39
3.3. Результаты исследования мотивации одобрения 42
3.4. Взаимосвязь родительского отношения, доминирующих мотивов лжи
и мотивации одобрения у детей младшего школьного возраста 44
Заключение 47
Список используемой литературы 48
Рис. 1. Средние показатели по методике «Тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В. Столин)» родителей и девочек и мальчиков
Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
Из представленной гистограммы, мы видим, что в данной группе родителей, как к мальчикам, так и к девочкам, у родителей выявлены средние баллы, с тенденцией ближе к низким баллам. То есть, это говорят о том, что взрослые испытывает по отношению к своим детям отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, своими отношениями третируют детей.
Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.
Сравнивая полученные значения с помощью критерия Манна-Уитни, мы видим, что нет статистически значимых различий, между родительским отношением как мальчикам, так и к девочкам, так как Uэмп (81) ³Uкрит(51), и принимается нулевая гипотеза Н0.
Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
В группе родителей и девочек и мальчиков, были выявлены высокие баллы по шкале, следовательно, можно утверждать, что взрослые проявляют искренний интерес к тому, что интересует их детей, они высоко оценивает способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть с ним на равных.
Сравнивая полученные значения с помощью критерия Манна-Уитни, мы видим, что нет статистически значимых различий, между родительским отношением как мальчикам, так и к девочкам, так как Uэмп (82,5) ³Uкрит(51),, и принимается нулевая гипотеза Н0.
Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека. В группе родителей, как мальчиков, так и девочек, были получены средние баллы (4,23), следовательно, можно сделать вывод, что родители стараются, на сколько это возможно быть ближе к своим детям, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
Сравнивая полученные значения с помощью критерия Манна-Уитни, мы видим, что нет статистически значимых различий, между родительским отношением как мальчикам, так и к девочкам, так как Uэмп (81) ³Uкрит(51),, и принимается нулевая гипотеза Н0.
Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним. В обеих группах родителей, были получены средние баллы, так как находятся в диапазоне (3,69 – 4) балла, следовательно, можно утверждать, что это наилучший вариант оценки педагогических способностей взрослого человека, то есть он требует разумного послушания, не задавая ему строгие дисциплинарные рамки.
Сравнивая полученные значения с помощью критерия Манна-Уитни, мы видим, что нет статистически значимых различий, между родительским отношением как мальчикам, так и к девочкам, так как Uэмп (69,5) ³Uкрит(51), и принимается нулевая гипотеза Н0.
Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Здесь были выявлены статистически значимые различия так как Uэмп (32,5) ³Uкрит(39), и принимается альтернативная гипотеза На.
Следовательно, можно сделать вывод, что родители девочек считают, что неудачи ребенка случайные и такие взрослые, скорее всего, могут быть неплохими учителями и воспитателями.
Родители мальчиков, напротив относятся к ним, как к несмышленым существам. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся им несерьезными, и они игнорируют их.
Таким образом, проведенное исследование показало, что в родительских отношениях, как к мальчикам, так и к девочкам:
3.2. Результаты исследования доминирующих мотивов лжи детей
В приложении 5, представлены протоколы исследования, доминирующих мотивов лжи детей младшего школьного возраста.
Для выявления значимого различия, все полученные данные были обработаны непараметрическим методом Манна-Уитни, так как обследованию было подвергнуто малое количество человек в каждой выборке.
Далее на основании полученных количественных и качественных данных, мы составили сводную таблицу средних значений, выявили различия в двух группах, для этого нами был использован U критерий, в приложении 7 представлены таблицы с расчетами U критерия.
Таблица 2.
Сравнение средних показателей и критерий Манна-Уитни U по методике «Выявление доминирующих мотивов лжи» П.Экман, А.Гармаев
Шкалы |
Девочки |
Мальчики |
U | ||||||||||
М |
h |
М |
h | ||||||||||
Ложь во избежание наказания |
0,31 |
174 |
0,23 |
177 |
83 | ||||||||
Ложь с целью защиты товарищей |
1,00 |
184,5 |
1,15 |
166,5 |
75,5 | ||||||||
Ложь во избежание унижения и стыда |
0,15 |
203,5 |
0,62 |
147,5 |
56,5 | ||||||||
Ложь с целью повышения своего социального статуса |
0,31 |
195 |
0,62 |
156 |
65 | ||||||||
Желание не создавать неловкой ситуации |
1,54 |
188,5 |
1,77 |
162,5 |
71,5 | ||||||||
«Оправданная» ложь |
1,08 |
179,5 |
1,15 |
171,5 |
80,5 | ||||||||
Примечание. М - среднее значение, h – сумма рангов U – критерий Манна-Уитни *51 (при a=0, 05) **39 (при a=0, 01) | |||||||||||||
Полученные данные представим графически в виде гистограммы и опишем полученные результаты, сравнив средние значения, а также выявим различия с помощью U критерия.
Рис. 2. Средние показатели по методике «Выявление доминирующих мотивов лжи» девочек и мальчиков
Из представленного рисунка, мы видим, что между детьми двух групп не имеется статистически значимых различий по показателям доминирующих мотивов лжи, проанализируем показатели по каждой шкале отдельно и опишем результаты.
Из представленного рисунка мы видим, что как у мальчиков, так и у девочек, преобладают следующие мотивы лжи. Самые высокие показатели, выявлены по мотиву «Желание не создавать неловкой ситуации», у девочек 1.54 балла, у мальчиков 1,77 балла.
Сравнивая полученные значения с помощью критерия Манна-Уитни, мы видим, что нет статистически значимых, так как Uэмп (71,5) ³Uкрит (39) при a=0, 05, и принимается нулевая гипотеза Н0.
Также значимыми мотивами являются, такие, как «Оправданная ложь» у девочек 1,08 баллов, у мальчиков 1,15 баллов и «Ложь с целью защиты товарищей» девочки 1,00 балла, мальчики 1,15 балла. Следовательно, можно сделать вывод, что как мальчики, так и девочки, могут обманывать взрослых, с целью своего оправдания, а также, чтобы не «попало» их товарищам и подругами.
Менее значимыми мотивам оказались, такие как «Ложь во избежание наказания», девочки 0,31 балла, мальчики 0, 23 балла, «Ложь во избежание унижения и стыда», девочки 0,15 балла, мальчики 0,62, «Ложь с целью повышения своего социального статуса», девочки 0,31балла, мальчики 0,62.
Сравнивая полученные значения с помощью критерия Манна-Уитни, мы видим, что нет статистически значимых, так как Uэмп ³Uкрит (39) при a=0, 05, и принимается нулевая гипотеза Н0.
Следовательно, можно сделать вывод, что в основном, как мальчики, так и девочки обманывают взрослых, с целью защиты товарищей, желанием не создавать неловких ситуаций, а также, если им надо оправдаться.
3.3. Результаты исследования мотивации одобрения
В приложении 6, представлен протокол исследования, мотивации одобрения детей младшего школьного возраста.
Для выявления значимого различия, все полученные данные были обработаны непараметрическим методом Манна-Уитни, так как обследованию было подвергнуто малое количество человек в каждой выборке.
Далее на основании полученных количественных и качественных данных, мы составили сводную таблицу средних значений, выявили различия в двух группах, для этого нами был использован U критерий, в приложении 7 представлены таблицы с расчетами U критерия.
Таблица 3.
Сравнение средних показателей и критерий Манна-Уитни U по методике «Мотивации одобрения» Д.Марлоу, Д.Краун девочек
и мальчиков
Шкалы |
Девочки |
Мальчики |
U | ||||||||||
М |
h |
М |
h | ||||||||||
Мотивация одобрения |
10,62 |
196,5 |
9,62 |
154,5 |
63,5 | ||||||||
Примечание. М - среднее значение, h – сумма рангов U – критерий Манна-Уитни *51 (при a=0, 05) **39 (при a=0, 01) | |||||||||||||
Полученные данные представим графически в виде гистограммы и опишем полученные результаты, сравнив средние значения, а также выявим различия с помощью U критерия.
Рис. 5. Средние показатели по методике «Мотивации одобрения» Д.Марлоу, Д.Краун девочек и мальчиков
Сравнивая средние значения по методике Мотивации одобрения» Д.Марлоу, Д.Краун девочек и мальчиков, обратимся к рисунку 3,и из рисунка мы видим, что различия в уровне мотивации одобрения детей двух групп, имеются с разницей, 1 балл.
Сравнивая полученные значения с помощью критерия Манна-Уитни, мы видим, что нет статистически значимых, так как Uэмп (63,6) ³Uкрит (39) при a=0, 05, и принимается нулевая гипотеза Н0.
Следовательно, можно сделать вывод, что как у девонек, так и у мальчиков мотивация к одобрению со стороны окружающих людей находится на среднем уровне со стороны. То есть их особенности поведения свидетельствуют о желании выглядеть в глазах окружающих вполне адекватно (т.е. казаться таким, каким является на самом деле), что вполне нормально, т.к. свойственно большинству людей. Такое поведение дает возможность для самостоятельности в суждениях о себе.
3.4. Взаимосвязь родительского отношения, доминирующих мотивов лжи и мотивации одобрения у детей младшего школьного возраста
Результаты диагностики были подвергнуты корреляционному анализу с целью выявления взаимосвязи родительского отношения, доминирующих мотивов лжи и мотивации одобрения у детей младшего школьного возраста. Для выявления взаимосвязи, нами был использован коэффициент корреляции Пирсона (гхy), это наиболее часто употребляемый метод измерения корреляции.
Посредством компьютерной обработки в программе Microsoft Excel, были построены отдельные корреляционные матрицы взаимосвязи. Так как нами не было выявлено статистически значимых отличий в родительских отношениях, доминирующих мотивах лжи и мотивации одобрения, о взаимоотношениях в группах мальчиков и девочек младшего школьного возраста, то мы для выявления взаимосвязей две группы объединили в одну. Корреляционные матрицы представлены в приложении 8.
Опишем, как проявляются эти взаимосвязи между родительским отношением, доминирующими мотивами лжи и мотивацией одобрения у детей младшего школьного возраста, для этого обратимся к рисунку 4.
Из представленного рисунка видно, что выявлены как положительные, так и отрицательные взаимосвязи.
Положительная корреляционная связь означает то, что показатели взаимозависимы, чем выше один показатель, тем выше и другой показатель.
Отрицательная корреляционная связь, означает то, что показатели также взаимозависимы, но чем выше один показатель, тем ниже другой показатель.
Выявлена положительная взаимосвязь при (r=0,315 при r < 0,05, Рис.4), между симбиозом и ложью с целью защиты товарищей, данная связь может обозначать, что чем более стремится взрослый сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию, тем более ребенок будет оправдывать своих товарищей и лгать родителям.
Рис.4. Корреляционный граф взаимосвязи между родительским отношением, доминирующими мотивами лжи и мотивацией одобрения у детей младшего школьного возраста
Выявлена отрицательная взаимосвязь при (r=-0,446 при r < 0,01, Рис.4), между ложью с целью защиты товарища и контролем, данная связь может обозначать, что чем более взрослые будут контролировать поведение ребенка, и быть авторитарными в отношениях с ним, тем больше дети будут лгать, чтобы защитить своих творящей.
Выявлены положительные взаимосвязи между ложью во избегании стыда и отношением к неудачам ребенка при (r=0,370 при r < 0,05, Рис.4) и мотивацией одобрения при (r=0,340 при r < 0,05, Рис.4). итак, полученные связи могут говорить о том, что ребенок будить больше лгать взрослым, чтобы избежать унижения и стыда, если взрослый человек будет считать ребенка маленьким неудачником и относиться к нему как к несмышленому существу, а также для того, чтобы выглядеть в глазах окружающих лучше, чем есть на самом деле.
Информация о работе Теоретические аспекты анализа причин детской лжи