Теоретические аспекты анализа причин детской лжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить взаимосвязь между родительским отношением, мотивацией одобрения и доминирующими мотивами лжи у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста в количестве 26 человек, из них 13 мальчиков и 13 девочек; родители в количестве 26 человек.
Предмет исследования: родительское отношение, мотивация одобрения и доминирующие мотивы лжи у детей в младшем школьном возрасте.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты анализа причин детской лжи 6
1.1.Понятие детская ложь 6
1.2. Социально-психологические аспекты детской лжи 12
1.3. Особенности детей младшего школьного возраста 16
1.4. Семейное воспитание как причина детской лжи 20
Глава II. Организация исследования 28
2.1. Процедура исследования и характеристика групп испытуемых 28
2.2. Описание диагностических методик 30
2.3. Методы математико-статистической обработки данных 32
Глава III. Анализ результатов исследования 35
3.1. Анализ результатов диагностики родительского отношения к ребенку 35
3.2. Результаты исследования доминирующих мотивов лжи детей 39
3.3. Результаты исследования мотивации одобрения 42
3.4. Взаимосвязь родительского отношения, доминирующих мотивов лжи
и мотивации одобрения у детей младшего школьного возраста 44
Заключение 47
Список используемой литературы 48

Файлы: 5 файлов

курсовая практика.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 1. Средние показатели по методике «Тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В. Столин)»  родителей и девочек и мальчиков

 

Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Из представленной гистограммы, мы видим, что в данной группе родителей, как к мальчикам, так и к девочкам, у родителей выявлены средние баллы, с тенденцией ближе к  низким баллам. То есть,  это говорят о том, что взрослые испытывает по отношению к своим детям отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, своими отношениями третируют детей.

Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Сравнивая полученные значения с помощью критерия Манна-Уитни, мы видим, что нет  статистически значимых различий, между родительским отношением как мальчикам, так и к девочкам, так как Uэмп (81) ³Uкрит(51), и принимается нулевая гипотеза Н0.

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

В группе родителей и девочек и мальчиков,  были выявлены высокие баллы по шкале, следовательно, можно утверждать, что взрослые проявляют искренний интерес к тому, что интересует их детей, они высоко оценивает способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть с ним на равных.

Сравнивая полученные значения с помощью критерия Манна-Уитни, мы видим, что нет  статистически значимых различий, между родительским отношением как мальчикам, так и к девочкам, так как Uэмп (82,5) ³Uкрит(51),, и принимается нулевая гипотеза Н0.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека. В группе родителей, как мальчиков, так и девочек, были получены средние баллы (4,23), следовательно, можно сделать вывод, что родители стараются, на сколько это возможно быть ближе к своим детям, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Сравнивая полученные значения с помощью критерия Манна-Уитни, мы видим, что нет  статистически значимых различий, между родительским отношением как мальчикам, так и к девочкам, так как Uэмп (81) ³Uкрит(51),, и принимается нулевая гипотеза Н0.

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним. В обеих группах родителей, были получены средние баллы, так как находятся в диапазоне (3,69 – 4) балла, следовательно, можно утверждать, что это наилучший вариант оценки педагогических способностей взрослого человека, то есть он требует разумного послушания,  не задавая ему строгие дисциплинарные рамки.

Сравнивая полученные значения с помощью критерия Манна-Уитни, мы видим, что нет  статистически значимых различий, между родительским отношением как мальчикам, так и к девочкам, так как Uэмп (69,5) ³Uкрит(51), и принимается нулевая гипотеза Н0.

Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Здесь  были выявлены статистически значимые различия так как Uэмп (32,5) ³Uкрит(39), и принимается альтернативная гипотеза На.

Следовательно, можно сделать вывод, что родители девочек считают, что неудачи ребенка случайные и такие взрослые, скорее всего, могут быть неплохими учителями и воспитателями.

Родители мальчиков, напротив относятся к ним, как  к несмышленым  существам. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся им несерьезными, и они  игнорируют их.

Таким образом, проведенное исследование показало, что в родительских отношениях, как к мальчикам, так и к девочкам:

  • взрослые проявляют искренний интерес к тому, что интересует их детей, они высоко оценивает способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть с ним на равных;
  • родители стараются, на сколько это возможно быть ближе к своим детям, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей;
  • требуют разумного послушания,  не задавая ему строгие дисциплинарные рамки;
  • родители девочек считают, что неудачи ребенка случайные и такие взрослые, скорее всего, могут быть неплохими учителями и воспитателями.

 

3.2. Результаты исследования доминирующих мотивов лжи детей

 

В приложении  5, представлены протоколы исследования, доминирующих мотивов лжи детей младшего школьного возраста.

Для  выявления значимого различия, все полученные данные были обработаны непараметрическим методом Манна-Уитни, так как обследованию было подвергнуто малое количество человек в каждой выборке.

Далее на основании полученных количественных и качественных данных, мы составили сводную таблицу средних значений, выявили различия в двух группах, для этого нами был использован U критерий, в приложении 7 представлены таблицы с расчетами U критерия.

Таблица   2.

Сравнение средних показателей и  критерий Манна-Уитни  U по методике «Выявление доминирующих мотивов лжи»  П.Экман, А.Гармаев

 

Шкалы

Девочки

Мальчики

U

М

h

М

h

Ложь во избежание наказания

0,31

174

0,23

177

83

Ложь с целью защиты товарищей

1,00

184,5

1,15

166,5

75,5

Ложь во избежание унижения и стыда

0,15

203,5

0,62

147,5

56,5

Ложь с целью повышения своего социального статуса

0,31

195

0,62

156

65

Желание не создавать неловкой ситуации

1,54

188,5

1,77

162,5

71,5

«Оправданная» ложь

1,08

179,5

1,15

171,5

80,5

 Примечание. М - среднее значение, h – сумма рангов

U – критерий Манна-Уитни 

*51  (при a=0, 05) **39 (при a=0, 01) 

               
         

Полученные данные представим графически в виде гистограммы и опишем полученные результаты, сравнив средние значения, а также выявим различия с помощью U критерия.

 

 

 

                 

 

Рис. 2. Средние показатели по методике «Выявление доминирующих мотивов лжи» девочек и мальчиков

 

Из представленного рисунка, мы видим, что между детьми двух групп не имеется статистически значимых различий по показателям доминирующих мотивов лжи, проанализируем показатели по каждой шкале отдельно и опишем результаты.

Из представленного рисунка мы видим, что как у мальчиков, так и у девочек, преобладают следующие мотивы лжи. Самые высокие показатели, выявлены по мотиву «Желание не создавать неловкой ситуации», у девочек 1.54 балла, у мальчиков 1,77 балла. 

Сравнивая полученные значения с помощью критерия Манна-Уитни, мы видим, что нет статистически значимых, так как Uэмп (71,5) ³Uкрит (39) при a=0, 05, и принимается нулевая гипотеза Н0.

Также значимыми мотивами являются, такие,  как  «Оправданная ложь» у девочек 1,08 баллов, у мальчиков 1,15 баллов и «Ложь с целью защиты товарищей» девочки 1,00 балла, мальчики 1,15 балла. Следовательно,  можно сделать вывод, что как мальчики, так и девочки, могут обманывать взрослых, с целью своего оправдания, а также,  чтобы не «попало» их товарищам и подругами.

Менее значимыми мотивам оказались, такие как «Ложь во избежание наказания», девочки 0,31 балла, мальчики 0, 23 балла, «Ложь во избежание унижения и стыда», девочки 0,15 балла, мальчики 0,62,  «Ложь с целью повышения своего социального статуса», девочки 0,31балла, мальчики 0,62.

Сравнивая полученные значения с помощью критерия Манна-Уитни, мы видим, что нет статистически значимых, так как Uэмп  ³Uкрит (39) при a=0, 05, и принимается нулевая гипотеза Н0.

Следовательно,  можно сделать вывод, что в основном, как мальчики, так и девочки обманывают взрослых, с целью защиты товарищей, желанием не создавать неловких ситуаций, а также, если им надо оправдаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Результаты исследования мотивации одобрения

 

В приложении  6, представлен протокол исследования, мотивации одобрения детей младшего школьного возраста.

Для  выявления значимого различия, все полученные данные были обработаны непараметрическим методом Манна-Уитни, так как обследованию было подвергнуто малое количество человек в каждой выборке.

Далее на основании полученных количественных и качественных данных, мы составили сводную таблицу средних значений, выявили различия в двух группах, для этого нами был использован U критерий, в приложении 7 представлены таблицы с расчетами U критерия.

 

 

Таблица   3.

Сравнение средних показателей и  критерий Манна-Уитни  U по методике  «Мотивации одобрения»  Д.Марлоу, Д.Краун девочек

и мальчиков

 

 

Шкалы

Девочки

Мальчики

U

М

h

М

h

Мотивация одобрения

10,62

196,5

9,62

154,5

63,5

Примечание. М - среднее значение, h – сумма рангов

U – критерий Манна-Уитни 

*51  (при a=0, 05) **39 (при a=0, 01) 

               

Полученные данные представим графически в виде гистограммы и опишем полученные результаты, сравнив средние значения, а также выявим различия с помощью U критерия.

                 

Рис. 5. Средние показатели по методике  «Мотивации одобрения»  Д.Марлоу, Д.Краун девочек и мальчиков

 

Сравнивая средние значения по методике Мотивации одобрения»  Д.Марлоу, Д.Краун девочек и мальчиков, обратимся к рисунку 3,и из рисунка мы видим, что различия в уровне мотивации одобрения детей двух групп, имеются с разницей, 1  балл.

Сравнивая полученные значения с помощью критерия Манна-Уитни, мы видим, что нет статистически значимых, так как Uэмп (63,6) ³Uкрит (39) при a=0, 05, и принимается нулевая гипотеза Н0.

Следовательно, можно сделать вывод, что как у девонек, так и у мальчиков мотивация к одобрению со стороны  окружающих людей находится на среднем уровне со стороны. То есть их особенности поведения свидетельствуют о желании выглядеть в глазах окружающих вполне адекватно (т.е. казаться таким, каким является на самом деле), что вполне нормально, т.к. свойственно большинству людей. Такое поведение дает возможность для самостоятельности в суждениях о себе.

 

 

 

3.4. Взаимосвязь родительского отношения, доминирующих мотивов лжи и мотивации одобрения у детей младшего школьного возраста

 

Результаты диагностики были подвергнуты корреляционному анализу с целью выявления взаимосвязи родительского отношения, доминирующих мотивов лжи и мотивации одобрения у детей младшего школьного возраста. Для выявления взаимосвязи, нами был использован коэффициент  корреляции Пирсона (гхy), это наиболее часто употребляемый метод измерения корреляции.

Посредством компьютерной обработки в программе Microsoft Excel, были  построены отдельные корреляционные матрицы взаимосвязи. Так как нами не было выявлено статистически значимых отличий в родительских отношениях, доминирующих мотивах лжи и мотивации одобрения, о взаимоотношениях в группах мальчиков и девочек младшего школьного возраста, то мы для выявления взаимосвязей две группы объединили в одну. Корреляционные матрицы представлены в приложении 8.

Опишем, как проявляются эти взаимосвязи  между родительским отношением, доминирующими мотивами лжи и мотивацией одобрения у детей младшего школьного возраста, для этого обратимся к рисунку 4.

Из представленного рисунка видно, что выявлены как положительные, так и отрицательные взаимосвязи.

Положительная  корреляционная связь означает то, что показатели взаимозависимы, чем выше один показатель, тем выше и другой показатель.

Отрицательная корреляционная связь, означает то, что показатели также взаимозависимы,  но чем выше один показатель, тем ниже другой показатель.

Выявлена положительная взаимосвязь при  (r=0,315 при r < 0,05, Рис.4), между симбиозом и ложью с целью защиты товарищей, данная связь может обозначать, что  чем  более стремится взрослый сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию, тем более ребенок будет оправдывать своих товарищей и лгать родителям.

Рис.4. Корреляционный граф взаимосвязи между родительским отношением, доминирующими мотивами лжи и мотивацией одобрения у детей младшего школьного возраста

Выявлена отрицательная взаимосвязь при  (r=-0,446 при r < 0,01, Рис.4), между ложью с целью защиты товарища и контролем, данная связь может обозначать, что чем более взрослые  будут контролировать поведение ребенка, и быть авторитарными  в отношениях с ним, тем больше дети будут лгать, чтобы защитить своих творящей.

Выявлены  положительные взаимосвязи между ложью во избегании стыда  и отношением к неудачам ребенка при  (r=0,370 при r < 0,05, Рис.4) и мотивацией одобрения при  (r=0,340 при r < 0,05, Рис.4). итак, полученные связи могут говорить о том, что ребенок будить больше лгать взрослым, чтобы избежать унижения и стыда, если взрослый человек будет считать ребенка маленьким неудачником и относиться к нему как к несмышленому существу, а также для того, чтобы выглядеть в глазах окружающих лучше, чем есть на самом деле.

Приложение методики.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Приложение таблицы.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

расчетв Манна-Уитни мальчики и девочки.doc

— 740.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

расчеты.xls

— 42.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Теоретические аспекты анализа причин детской лжи