Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:00, реферат
Теоретические основы методики «Дом – дерево – человек»
Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Испытуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану (схеме). Выбор названных предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы методики «Дом – дерево – человек»
2. Описание методики «Дом – дерево – человек»
2.1. Индивидуальное тестирование
2. 2. Групповое тестирование
3. Интерпретация методики «Дом – дерево – человек»
3.1. детали
3.2. пропорции
3.3. перспектива
3.4. время
3.5. качество линий
3.6. самокритичност
3.7. комментарии
Процесс интерпретации заключается в последовательном анализе следующих групп элементов:
1. детали;
2. пропорции;
3. перспектива;
4. время;
5. качество линий;
6. самокритичность;
7. комментарии.
Исследователь должен иметь в виду, что тот или иной элемент в одной конфигурации может иметь значение, полностью отличающееся от присвоенного ему значения в другой конфигурации, а также и то, что он может иметь больше одного значения.
3. 1. ДЕТАЛИ
Считается, что детали рисунка
символизируют собой то, насколько
испытуемый ориентируется в различных
ситуациях повседневной жизни и
его интерес к ним. Исследователь
должен выяснить глубину этого интереса,
насколько реалистичен его
Внимание уделяется следующим критериям:
1. Количество;
2. Уместность;
3. Акцентирование;
4. Последовательность деталей;
5. Эротические проявления;
6. Согласованность;
1. КОЛИЧЕСТВО. Во-первых, исследователь
должен установить количество
основных обязательных деталей,
Отсутствие обязательных деталей в рисунках испытуемых, имевших средний уровень интеллекта или выше среднего, часто свидетельствует о снижении этого уровня. Если с точки зрения пропорций и перспективы рисунок выполнен хорошо, но содержит минимум деталей, это может означать, что испытуемому свойственны: 1) склонность к замкнутости (считается, что по количеству деталей можно судить о степени контактности с окружающей средой); 2) «аномальное» игнорирование традиционных вещей.
Если использование минимума деталей в рисунке сочетается с низким уровнем качества пропорциональных и пространственных отношений, можно предположить, что: 1) испытуемый является умственно отсталым; 2) происходит снижение его интеллектуальной работоспособности, которое имеет либо обратимый, либо необратимый характер.
Изображение чрезмерного количества деталей, по-видимому, всегда является патоформным элементом, так как обычно это признак непреодолимой потребности в структурировании ситуации в целом, чрезмерное беспокойство, связанное с окружающей средой (определить, с чем именно связаны эти проявления, можно по типу использованных деталей). Во-вторых, производится качественная оценка использованных деталей. Например, окно (окна) дома — это образ визуального контакта. Очевидно, что дверь (или двери) подразумевает возможность входа или выхода; фронтальная дверь может представлять собой и вход и выход, то есть она символизирует доступность, а задняя и (или) боковая дверь, по-видимому, обычно представляет выход, бегство от действительности. Замкнутый, ушедший в себя испытуемый может проявлять свою враждебность в том, что рисует окна без стекол, совсем не рисует окна или не рисует их на первом этаже; рисует окна. но дополняет их ставнями, штриховкой, занавесками, шторками и т.п.; рисует дверь с тяжелыми дверными петлями, огромными замками и т,д.
Считается, что дерево в
виде замочной скважины, т.е. с кроной
в виде круга или овала, место
соединения со стволом у которого
может быть как замкнутым, так
и незамкнутым, а ствол в виде
двух вертикальных линий, соединенных
или не соединенных в основании,
означает сильные враждебные импульсы.
Дерево такой формы большей частью
представляет собой незаполненное
пространство. Враждебность выражается:
1) в нежелании испытуемого
Рубцы и (или) сломанные, поникшие
или мертвые ветви дерева, по-видимому,
символизируют психические
Если испытуемый не нарисовал корни, можно попросить его сделать это. Предполагается, что корневая структура может представлять силу и качество тех аспектов личности, которые теоретически располагаются как бы ниже сознательного уровня. Вероятно, дерево символизирует то, как чувствует себя испытуемый в окружающей его реальности. Так как внешние силы, воздействующие на дерево, преимущественно являются меторологическими, неудивительно, что через описание погодных условий многие испытуемые могут выражать свои чувства по отношению к тому, является ли окружающая реальность в целом благосклонной и дружественной или угнетающей и враждебной.
Ветер, как принято считать,
символизирует чувство
Считается, что заходящее
солнце может означать депрессивное
настроение. Солнце, нарисованное за облаком,
подразумевает тревожащие и не дающие
удовлетворения отношения между
испытуемым и «согревающей» или
враждебной, угрожающей фигурой. Даже
при наличии таких негативных
характеристик погоды, как сильная
жара или сильный холод и т.
п., исследователь не должен делать
скоротечных выводов без
Руки человека как бы представляют собой орудие, при помощи которого совершается оборонительное или наступательное действие в отношении окружающего мира или самого себя, а ступни символизируют движение. Испытуемый может выразить чувство собственной беспомощности, нарисовав автопортрет без рук и ступней.
Глаза, нос, рот и уши представляют собой органы, воспринимающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными (как, например, выслушивание обвинений), могут привести к конфликту или проблеме. Рисунок человека, имеющего только глаза, свидетельствует о подозрительности и излишней осторожности, отсутствие носа, ушей и рта указывает на нежелание общаться.
2. УМЕСТНОСТЬ. Поскольку
испытуемого просят нарисовать
только дом, дерево и человека,
то можно подвергнуть
Линия земли (линия основания)
в рисунке дома, дерева или человека,
строго говоря, не является уместной деталью.
Она интерпретируется как признак
незащищенности вообще (поскольку можно
сказать, что в некотором смысле
линия земли является элементом,
укрепляющим реальность рисунка). Кроме
того, человек, рисующий эту линию, испытывает
большую потребность в
Конкретное значение линии основания, по-видимому, зависит от: 1) объекта, который над ней нарисован (линия основания реже всего рисуется под человеком, чаще всего под деревом); 2) количества объектов, нарисованных над этой линией; 3) степени акцентирования (о котором можно судить по размерам линии, подкреплению, свойствам и т. д.).
Значение линии основания
может напрямую зависеть от качества,
которое приписывает ей испытуемый.
К неуместным деталям можно отнести
облака в небе для любого из трех
рисунков (в «ДДЧ» облака, по-видимому,
символизируют тревожность, связанную
с взаимоотношениями с
3. АКЦЕНТИРОВАНИЕ. Оно может
быть как позитивным, так и
негативным. Существует несколько
форм позитивного
Примеры акцентирования на такой детали дома, как труба на крыше: а) над трубой изображаются густые клубы дыма; б) тщательно прорисовывается сама труба и (или) материал, из которого она сделана; в) выделяется контур трубы. Подобное акцентирование может обозначать определенную озабоченность мужским сексуальным символом и другие проблемы подобного рода.
4. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕТАЛЕЙ.
Здесь основное внимание
Рисунок дерева обычно выполняется
в следующей
В большинстве случаев человек изображается в следующей последовательности: сначала рисуют голову, затем черты лица (глаза, нос и т.д.), потом шею, туловище, руки (с пальцами или кистями рук), ноги и ступни (или ноги и руки в обратном порядке) и т.д.
Если рисунок человека
начинается со ступней и заканчивается
головой и чертами лица, то такую
последовательность можно назвать
патологической. Отсроченное изображение
черт лица может свидетельствовать:
1) о тенденции отвергать