Тест «Дом – дерево – человек»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:00, реферат

Описание работы

Теоретические основы методики «Дом – дерево – человек»
Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Испытуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану (схеме). Выбор названных предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы методики «Дом – дерево – человек»
2. Описание методики «Дом – дерево – человек»
2.1. Индивидуальное тестирование
2. 2. Групповое тестирование
3. Интерпретация методики «Дом – дерево – человек»
3.1. детали
3.2. пропорции
3.3. перспектива
3.4. время
3.5. качество линий
3.6. самокритичност
3.7. комментарии

Файлы: 1 файл

Тест «Дом – дерево – человек».docx

— 168.41 Кб (Скачать файл)

Любые отклонения от нормальной последовательности — включая: 1) необычный  порядок изображения; 2) произвольный возврат к ранее нарисованному либо с последующим стиранием, либо с перерисовыванием; 3) подкрепление рисунка (когда очертания данной детали неоднократно обводятся) — должны расцениваться как патоформные.

Исследователю необходимо попытаться определить, вызвано ли отклонение от нормальной последовательности рисования  деталей только снижением базовой  интеллектуальной работоспособности (например, в случае явной умственной отсталости) или колебаниями, нерешительностью, причина которых заключается  в неких эмоциональных расстройствах  или органических изменениях и представляет собой изменения в структуре  личности.

5. ЭРОТИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ. Исследователь должен проверить  все три рисунка на предмет  наличия эротических деталей,  изображенных реально или символически.

Окна, нарисованные без оконных  стекол, иногда символизируют оральный (или) анальный эротизм, так же как  и чувство враждебности.

Дерево, нарисованное на вершине  дугообразного холма, по-видимому, нередко  означает орально-эротическую фиксацию, часто вместе с потребностью в  материнской защите. Рисунок трубы  на крыше с трудом дается тому испытуемому, который переживает сексуальный  конфликт, если он воспринимает ее как  фаллический символ.

Часто чрезмерное внимание уделяется эрогенным зонам тела (рот, груди, ягодицы и т. п.), в этом случае можно обнаружить некоторые  психосексуальные отклонения, фиксации или незрелость при помощи интерпретации и тщательного опроса после выполнения рисунка.

По-видимому, в случае более  откровенного представления сексуальных  деталей, — особенно если интеллектуальный уровень испытуемого средний  или выше и он ведет себя в социально приемлемой манере, — наиболее вероятно, что это проявление серьезного расстройства личности.

6. СОГЛАСОВАННОСТЬ. Исследователь  должен определить относительную  согласованность деталей как в каждом рисунке, так и между всеми тремя рисунками. Если между ними существует значительная разница — например, когда в двух из них использовано большое количество деталей, не согласующееся с их незначительным числом в третьем, ему необходимо обязательно обратить на это внимание.

 

3.2. ПРОПОРЦИИ

Считается, что значение пропорциональных отношений, отраженных в рисунках дома, дерева и человека, в большинстве случаев демонстрирует  оценки, которые испытуемый присваивает  вещам, ситуациям, людям и т. д., представленным в его рисунках в реальном или  символическом виде.

Внимание уделяется следующим  критериям:

1. Отношение размера рисунка  к размеру страницы;

2. Отношение фрагмента  к рисунку в целом; 

3. Отношение между фрагментами  рисунка; 

4. Согласованность.

1. Отношение размера рисунка  к размеру страницы. С точки  зрения отклонения от нормы  исследователя прежде всего должны заинтересовать два способа использования пространства листа:

1) когда рисунок занимает  очень маленькую площадь доступного  пространства;

2) когда рисунок занимает  почти всю страницу или даже  не умещается на ней.

Первое обычно интерпретируется как проявление чувства неполноценности  испытуемого, наличие определенной тенденции избегания реальности или желание отвергнуть конкретный рисунок либо его символическое  значение (например, часто через  рисунок дома выражается символическое  отвержение семьи).

Второе может интерпретироваться как:

1) проявление сильной  фрустрации, вызванной ограничивающим  воздействием окружающей реальности, в сочетании с чувством враждебности  и потребностью в агрессивных  действиях (возможности осуществлять  эти действия может и не  быть);

2) раздражительность и  проявление довольно острого  ощущения напряженности

3) отражение ощущения  состояния двигательной беспомощности  (если, например, ступни и (или)  часть ног на рисунке человека  «срезаны» нижним краем страницы).

Считается, что размер дерева по сравнению с размером страницы отражает то, как испытуемый ощущает  себя в психологическом поле. Если дерево имеет огромную высоту, то, по-видимому, испытуемый остро ощущает свою зависимость  от окружающей реальности вообще и, возможно, проявляет агрессивность или склонность к ней. Если дерево имеет крошечные размеры, то, вероятно, испытуемый ощущает свою неполноценность, неадекватность и потребность замкнуться в себе.

2. Отношение фрагмента  к рисунку в целом. Исследователь  должен обратить внимание на  существующую диспропорцию между  размером какого-либо фрагмента  и рисунка в целом. Например, крошечная дверь, которая имеет  гораздо меньшие размеры по  сравнению со средним окном  в доме, интерпретируется как отражение нежелания испытуемого допускать кого-либо к своим истинным чувствам.

Если испытуемый рисует человека с очень длинными и мускулистыми руками (совершенно непропорциональными  по сравнению с телом), то он, вероятно, проявляет тем самым потребность  в компенсации физического несовершенства.

3. Отношение между фрагментами  рисунка. Зависимый, несамостоятельный  испытуемый может нарисовать  дерево с огромной, но плохо  сформированной кроной и маленьким  стволом (что интерпретируется как проявление чувства базовой неполноценности в сочетании с интенсивным стремлением получить удовольствие от окружающего мира).

4. Согласованность. Не  следует ожидать полной пропорциональной  согласованности между фрагментами  рисунка, так же как и пропорциональности  отдельных фрагментов. Однако, если замечена рассогласованность, ее необходимо расценивать как подозрительный факт, и исследователь должен постараться найти этому объяснение.

 

3.3. ПЕРСПЕКТИВА

Считается, что, используя  в рисунке тот или иной вид  перспективы, испытуемый раскрывает свое видение очень широких и сложных  взаимосвязей, которые он вынужден устанавливать с окружающим миром, существующими в нем людьми, а  также способы поддержания этих взаимосвязей.

Внимание уделяется следующим  критериям:

1. Положение рисунка на  странице;

2. Положение рисунка относительно  наблюдателя; 

3. Положение фрагмента  относительно рисунка в целом; 

4. Взаимное расположение  фрагментов;

5. Движение;

6. Способ изображения; 

7. Согласованность.

1. Положение рисунка на  странице. Положение рисунка часто  имеет значение для определения  индивидуальных различий.Склонность к тщательной центровке рисунка обычно интерпретируется как проявление ощущения незащищенности (симметрия пространства по краям, по-видимому, служит критерием безопасности для испытуемого) и неумения приспособиться, адаптироваться к среде, а степень проявления этих качеств напрямую связана со степенью точности симметрии и количеством рисунков, представленных в таком виде.

Устойчивая тенденция, наблюдаемая  в стремлении разместить рисунок в верхнем левом углу страницы, свойственна тем испытуемым, которые проявляют довольно заметную тревожность или регрессию (реакцию избежания). Считается, что это положение отражает стремление избегать нового опыта и, вероятно, желание вернуться в прошлое, поскольку, согласно культурной традиции, верхний левый угол представляется исходным пунктом. Возможно, угол страницы, символизирует безопасность, которая традиционно приписывается углу комнаты.

Испытуемый, чей контакт  с реальностью ограничен, может  иногда выражать это в символической  форме, изображая дом без линии  основания, или как бы в подвешенном  над землей состоянии, без нижнего  края стены, или (и это, по-видимому, всегда имеет патологический характер) как бы в виде крыши забора; изображая  дерево с корнями в виде тонких линий, которые почти не касаются линии земли, либо с корнями, опирающимися на ее поверхность, подобно когтям большой  птицы, и не проникающими вглубь.

Обычно все три объекта  имеют прямое положение на рисунке: крепкий, исправный дом, прямое дерево, стройный человек. Однако встречаются  и другие случаи.

Среди тех, кто склонен  демонстрировать агрессивное поведение  и (или) негативистское неприятие инструкций, наблюдалась тенденция не соглашаться с заданным расположением рисуночной формы (вертикальное — для дерева и человека и горизонтальное — для дома), вероятно, потому, что принятие инструкции расценивается ими как признак слабости. Они считают необходимым изменить оптимальное положение листа и делают свою задачу более трудной. Случай неоднократного изменения положения страницы можно считать патоформным.

Считается, что если рисунок  соприкасается с краем (несколькими  краями) листа, то это всегда является значимым фактором. Существуют по крайней мере четыре вида такого контакта: 1) края страницы (один или более) «срезают» часть рисунка; 2) та или иная часть рисунка касается верхнего края страницы, но не выходит за его пределы; 3) рисунок примыкает к боковому краю страницы, но не выходит за него; 4) нижний край страницы используется как основание рисунка.

Клинический опыт показал, что  каждое из вышеперечисленных положений  может быть интерпретировано следующим  образом:

— случай «срезания» краем  листа одной или нескольких комнат дома часто выражает нежелание испытуемого  рисовать данную комнату (или комнаты) из-за неприятных ассоциаций, связанных  с этой частью дома и (или) проживающими в ней людьми; «срезание» макушки  дерева говорит о желании найти  удовлетворение в фантазии, отказавшись  от поиска его в реальности; случаи «срезания» элементов рисунка человека (например, «ампутация» ступней или  нижней части ног со ступнями), по-видимому, выражают переживание чувства двигательной беспомощности по отношению к окружающей реальности. С точки зрения отношения ко времени «срез» левого края рисунка, по-видимому, обозначает фиксацию на прошлом вкупе со страхом перед будущим; «срез» правого края рисунка, вероятно, свидетельствует о желании оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого;

— контакт рисунка с  верхним краем страницы, по-видимому, означает фиксацию на размышлениях и  фантазиях как источниках удовлетворения;

— рисунок дома, примыкающий  к краю страницы (боковой срез страницы используется в качестве границы  стены дома), по-видимому, символизирует  генерализованное чувство незащищенности, которое часто имеет:

а) определенное временное  значение (левый край — прошлое, правый — будущее) и (или)

б) определенное значение, связанное  с назначением комнаты или  ее постоянным жильцом.

Дерево, примыкающее к  краю страницы, подразумевает сужение  пространства и, как следствие, усиление чувствительности и проявление агрессивно-реактивных тенденций, которые могут быть либо подавленными, либо нет. Рисунок человека, примыкающий к краю страницы, по-видимому, выражает генерализованную, а иногда и более конкретную и ситуативную незащищенность;

— использование нижнего  края страницы вместо линии основания  рисунка означает:

— более или менее генерализованную незащищенность;

— депрессивно окрашенное настроение.

2. Положение рисунка относительно  наблюдателя. Здесь есть по крайней мере три подхода. Во-первых, визуальная взаимосвязь между наблюдателем и рисунком — например, дом представлен таким образом, что наблюдатель видит его как бы с высоты птичьего полета. Такое изображение трактуется как признак: a)отвержения нарисованного дома или б)неприятие довольно распространенной тенденции окружать такое понятие, как «домашний очаг», неким ореолом. Дерево, нарисованное ниже уровня наблюдателя, по-видимому, символизирует депрессию или расстройство. Человека редко изображают ниже уровня наблюдателя, поэтому рисунок такого типа может расцениваться как патоформный.

В противоположность этому  существуют рисунки, выполненные так, как будто они находятся выше уровня наблюдателя. Подобное изображение  дома обычно выражает: 1) переживаемое испытуемым чувство отчуждения его  от дома либо несбывшееся желание  оказаться в семейном кругу или  в домашней обстановке или 2) стремление замкнуться, ограничить контакты с  другими людьми.

Дерево, нарисованное как  будто на возвышении, по-видимому, означает: 1) чувство напряженности; 2) потребность  в защите и безопасности. Одинокое дерево на вершине холма не всегда символизирует чувство превосходства  и доминирования. Напротив, оно может  представлять чувство одиночества  в сочетании со стремлением к  автономии, так как находится  в положении брошенного на произвол судьбы или символизирует стремление к отдаленной и, возможно, недостижимой цели. Рисунок дерева, частично скрытого за холмом, для многих служит признаком потребности в защите и покровительстве.

Второй подход к анализу  заключается в обсуждении кажущегося расстояния между наблюдателем и  рисунком. Расстояние может быть указано  при помощи: 1) сильного уменьшения размеров нарисованного объекта или 2) некоторого количества деталей, размещенных между  наблюдателем и объектом.

Третий подход заключается  в обсуждении позиции объекта, а  его расположение на странице при  этом не имеет значения. В качестве примера можно привести рисунок  дома, обращенного торцом к наблюдателю (отметим, что в этом случае нет  необходимости рисовать дверь), а  также рисунок человека в абсолютный профиль (видна только одна сторона  тела, с одной рукой, одной ногой, и нет даже слабого намека на существование  другой стороны). Кроме того, человек  может быть изображен спиной к  наблюдателю. Это можно объяснить  нежеланием испытуемого встать «лицом к лицу» с окружающим миром (позиция  избежания), его стремлением замкнуться, скрывать свое истинное «Я» и вступать в контакт только на его условиях.

Информация о работе Тест «Дом – дерево – человек»