Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:00, реферат
Теоретические основы методики «Дом – дерево – человек»
Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Испытуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану (схеме). Выбор названных предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы методики «Дом – дерево – человек»
2. Описание методики «Дом – дерево – человек»
2.1. Индивидуальное тестирование
2. 2. Групповое тестирование
3. Интерпретация методики «Дом – дерево – человек»
3.1. детали
3.2. пропорции
3.3. перспектива
3.4. время
3.5. качество линий
3.6. самокритичност
3.7. комментарии
Если все три рисунка выполнены чрезвычайно слабыми линиями, то это интерпретируется как показатель генерализованного чувства неполноценности, сопровождаемого нерешительностью и боязнью поражения. Если линии постепенно становятся более тонкими, начиная с рисунка дома и заканчивая рисунком человека, можно предположить наличие генерализованной тревоги и (или) депрессии. Если слабые линии использованы только при выполнении некоторых деталей, это говорит об определенном нежелании испытуемого рисовать данную деталь (или несколько деталей) из-за того, что она (они) фактически или символически представляет (ют).
3. Тип линии. Исследователь
должен определить следующие
характеристики линий,
1) линии прерывистые или непрерывные;
2) линии всегда (или почти всегда) твердые и прямые — или всегда (или почти всегда) плавные и изогнутые.
Постоянное использование эскизных отрывистых линий в лучшем случае, вероятно, выражает потребность в аккуратности и скрупулезности, в худшем (особенно если линия нарисована очень медленно) — это патоформный признак. Жесткая, прямая линия часто оказывается выражением внутренней ригидности (бескомпромиссности). Обычно кривая линия — здоровый знак, хотя она также может свидетельствовать о неприятии условностей и (или) ограничений.
4. Согласованность. Изображение
дома, как правило, требует прямых
линий. Человека в целом
3.6. САМОКРИТИЧНОСТЬ
Самокритичностью считается:
— критическая позиция испытуемого;
— его готовность что-то предпринять с тем, что он посчитал неправильным.
Способность к объективной оценке, критике и умение пользоваться такой критикой — одни из тех интеллектуальных функций, которые в первую очередь страдают от чрезмерной эмоциональности и (или) процессов, связанных с органическим поражением мозга. Из этого следует, что полезно анализировать дефекты, обнаруженные испытуемым в рисунках, и определять, какие корректирующие шаги он предпринимал и насколько они были успешны.
Считается (и критический
опыт, по-видимому, оправдывает это
предположение), что самокритичное
отношение хорошо интегрированного
индивида будет достаточно стабильным
в течение работы над всеми
тремя рисунками. Полное отсутствие
попыток испытуемого со средним
или более высоким
Предполагается, что отношение
испытуемого к тесту «Дом-
3.7. КОММЕНТАРИИ
1. Комментарии рисуночной фазы;
2. Пострисуночные комментарии.
Комментарии могут быть либо устными, либо письменными. Письменные комментарии — имена людей, названия улиц, деревьев и т. п. или числа, а также геометрические фигуры или неразборчивые каракули, понятные лишь для самого испытуемого, — имеют по меньшей мере патоформный характер, что подтверждалось до сих пор почти в каждом случае. По-видимому, они выражают: 1) общую навязчивую потребность в максимальном контроле ситуации (признак базовой незащищенности) или 2) конкретную навязчивую потребность компенсировать овладевшую им идею или чувство, которые были активизированы чем-то в рисунке или в пострисуночной ситуации. Комментарии могут быть спонтанными (самопроизвольными) или спровоцированными исследователем.
1. Комментарии рисуночной фазы.
Было обнаружено, что процесс изображения дома, дерева или человека и (или) их последующее обсуждение вызывают у испытуемых сильные эмоциональные реакции, в результате которых они способны или вынуждены вербализовать материал, который до настоящего времени подавляли или считали невыразимым. Из этого следует, что может быть чрезвычайно полезно анализировать спонтанные комментарии испытуемого, сделанные в процессе рисования или пострисуночного опроса.
Объем комментариев. Полное отсутствие спонтанных комментариев фактически подтверждает предположение, что испытуемый склонен к замкнутости, однако многие хорошо приспособленные испытуемые также не делают спонтанных комментариев. Патоформность отсутствия спонтанных комментариев можно отчасти объяснить в процессе определения общего отношения испытуемого к выполняемому заданию или беседе. Гораздо более значимыми моментами, чем отсутствие комментариев, являются: 1) наличие чрезмерного количества комментариев и 2) изложение материала, который на первый взгляд может показаться странным или совершенно не относящимся к делу.
Уместность комментариев. Неуместные комментарии встречаются довольно часто и могут выражать: 1) потребность в тщательном структурировании ситуации и представляют собой признак базовой незащищенности; 2) попытку ослабить напряжение ситуации тестирования посредством вербализации.
Обусловленность комментария. Считается, что спонтанные комментарии, как правило, вызваны определенными причинами. Предполагается, что наиболее важный фактор,- это фрагмент данного рисунка, который испытуемый только что закончил, над которым продолжает работать или который собирается нарисовать; или вопрос пострисуночного опроса, который только что был задан. Интервал времени между стимулом и ответом может указать на степень развития конфликта.
2. Пострисуночные комментарии.
Объем комментариев. Отсутствие комментариев в пострисуночном опросе расценивается как патологический признак, ввиду того что исследователь задает вопросы открытого типа. Выражение «я не знаю» следует истолковывать не как отсутствие ответа, а как неудовлетворительный ответ.
Диапазон. В пострисуночном опросе диапазон тем для ответа более или менее ограничен вопросом, по крайней мере теоретически. Любое значительное отклонение от темы должно расцениваться как патоформное.
Субъективность. Исследователь должен определить степень и характер идентификации испытуемого (насколько тот соотносит себя и в каком качестве) с любым из нарисованных объектов.
Реальность в комментариях. Ответы испытуемого могут предоставить исследователю информацию о способности испытуемого понимать реальность. Эта информация, в свою очередь, способствует оценке общей приспособленности испытуемого, а также уровня его интеллекта. Особенно полезны в этой связи ответы испытуемого на вопросы: «Человек» — 1, 2, 6, 12, 14, 18, 20; «Дерево» — 1, 6, 10, 12, 16, 20, 22, 23; «Дом» — 2, 10, 11, 18.
Эмоциональность. Можно предположить,
что случаи выражения более сильных
или незначительных, но постоянных
эмоциональных проявлений, а также
любые отмеченные признаки стабильного
аффекта являются весьма подозрительными.
Косвенное выражение
В пострисуночных комментариях, относящихся к рисунку человека, испытуемый часто позволяет себе открыто выразить свои чувства и отношения к межличностным взаимосвязям — как в целом, так и в конкретных случаях.
Фактор «жизни» в комментариях. Средний, хорошо приспособленный испытуемый воспринимает нарисованный им дом как жилой (то есть содержащий жильцов), а дерево и человека — живыми. Ответы в пострисуночном опросе, свидетельствующие о том, что испытуемый воспринимает дом пустующим, дерево умирающим или мертвым, а человека больным, умирающим или мертвым, по-видимому, говорят о плохой приспособленности испытуемого. Чем менее одушевленным, с точки зрения испытуемого, является изображение, чем большее число объектов он воспринимает лишенными жизни, тем глубже его предполагаемый уровень дезадаптации.
Приложение
Таблица 1: Симптомокомплексы теста «дом – дерево – человек»
Симптомокомплекс |
№ |
Симптом |
Баллы |
Незащищенность |
1 |
Рисунок в самом центре листа |
0;1;2;3 |
2 |
Рисунок в верхнем углу листа |
0;1;2;3 | |
3 |
Дом, дерево – с самого края |
0;1;2 | |
4 |
Рисунок внизу листа |
0;1;2;3 | |
5 |
Много второстепенных деталей |
0;1;2;3 | |
6 |
Дерево на горе |
0;1 | |
7 |
Очень подчеркнутые корни |
0;1 | |
8 |
Непропорционально длинные руки |
0;1 | |
9 |
Широко расставленные ноги |
0;1 | |
10 |
Другие возможные признаки |
||
Тревожность |
1 |
Облака |
0;1;2;3 |
2 |
Выделение отдельных деталей |
0;1 | |
3 |
Ограничение пространства |
0;1;2;3 | |
4 |
Штриховка |
0;1;2;3 | |
5 |
Линия с сильным нажимом |
0;1;2;3 | |
6 |
Много стирания |
0;1;2;3 | |
7 |
Мертвое дерево, больной человек |
0;2 | |
8 |
Подчеркнутая линия основания |
0;1;2;3 | |
9 |
Толстая линия фундамента дома |
0;2 | |
10 |
Интенсивно затушеванные волосы |
0;1 | |
11 |
Другие возможные признаки |
||
Недоверие к себе |
1 |
Очень слабая линия рисунка |
0;2 |
2 |
Дом с краю листа |
0;1 | |
3 |
Слабая линия ствола |
0;1 | |
4 |
Одномерное дерево |
0;1 | |
5 |
Очень маленькая дверь |
0;1 | |
6 |
Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой |
0;1 | |
7 |
Другие возможные признаки |
||
Чувство неполноценности |
1 |
Рисунок очень маленький |
0;1;2;3 |
2 |
Отсутствуют ноги, руки |
0;2 | |
3 |
Руки за спиной |
0;1 | |
4 |
Непропорционально короткие руки |
0;1 | |
5 |
Непропорционально узкие плечи |
0;1 | |
6 |
Непропорционально большая система веток |
0;1 | |
7 |
Непропорционально крупные двумерные листья |
0;1 | |
8 |
Дерево, умершее от гниения |
0;1 | |
9 |
Другие возможные признаки |
||
Враждебность |
1 |
Отсутствие окон |
0;2 |
2 |
Дверь – замочная скважина |
0;1 | |
3 |
Очень большое дерево |
0;1 | |
4 |
Дерево с краю листа |
0;1 | |
5 |
Обратный профиль дерева, человека |
0;1 | |
6 |
Ветки двух измерений, как пальцы |
0;1 | |
7 |
Глаза – пустые глазницы |
0;2 | |
8 |
Длинные, острые пальцы |
0;2 | |
9 |
Оскал – видны зубы |
0;1 | |
10 |
Агрессивная позиция человека |
0;2 | |
11 |
Другие возможные признаки |
||
Конфликтность |
1 |
Ограничение пространства |
0;1;2;3 |
(фрустрация) |
2 |
Перспектива снизу (взгляд червя) |
0;1;2;3 |
3 |
Перерисовывание объекта |
0;2 | |
4 |
Отказ рисовать какой-либо объект |
0;2 | |
5 |
Дерево, как два дерева |
0;2 | |
6 |
Явное несоответствие качества одного из рисунков |
0;2 | |
7 |
Противоречивость рисунка и высказываний |
0;1 | |
8 |
Подчеркнутая талия |
0;1 | |
9 |
Отсутствие трубы на крыше |
0;1 | |
10 |
Другие возможные признаки |
||
Трудности |
1 |
Отсутствие двери |
0;2 |
Общения |
2 |
Очень маленькая дверь |
0;1 |
3 |
Отсутствие окон |
0;2 | |
4 |
Излишне закрытые окна |
0;1 | |
5 |
Окна – отверстия без рам |
0;1 | |
6 |
Выделенное лицо |
0;1 | |
7 |
Лицо, нарисованное последним |
0;1 | |
8 |
Отсутствие основных деталей лица |
0;2 | |
9 |
Человек, нарисованный схематично, из палочек |
0;2 | |
10 |
Дом, человек в профиль |
0;1 | |
11 |
Дверь без ручки |
0;1 | |
12 |
Руки в оборонительной позиции |
0;1 | |
13 |
Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей |
0;1 | |
14 |
Другие возможные признаки |
||
Депрессивность |
1 |
Помещение рисунков в самый низ листа |
0;1;2;3 |
2 |
Вид дерева или дома сверху |
0;1 | |
3 |
Линия основания, идущая в низ |
0;1 | |
4 |
Линия, слабеющая в процессе рисования |
0;2 | |
5 |
Сильная усталость после рисования |
0;2 | |
6 |
Очень маленькие рисунки |
0;2 | |
7 |
Другие возможные признаки |
Таблица 2: Симптомокомплексы агрессивности в тесте
Симптомо |
Симптом |
Балл |
Враждебность | ||
1. |
Отсутствие окон |
0,2 |
2. |
Дверь- замочная скважина |
0,1 |
3. |
Очень большое дерево |
0,1 |
4. |
Дерево с краю листа |
0,1 |
5. |
Обратный профиль дерева, человека |
0,1 |
6. |
Ветки двух измерений, как пальцы |
0,1 |
7. |
Глаза - пустые глазницы |
0,2 |
8. |
Длинные острые пальцы |
0,2 |
9. |
Оскал, видны зубы |
0,1 |
10. |
Агрессивная позиция человека |
0,1,2 |
11. |
Задняя стена дома изображена с другой стороны; необычно |
0,1 |
12. |
Двери с огромным замком |
0,2 |
13. |
Окна без стекол |
0,1 |
14. |
Отсутствие окон на первом этаже дома |
0,1 |
15. |
Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову |
0,1,2 |
16. |
Руки скрещены на груди |
0,2 |
17. |
Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) |
0,1,2 |
18. |
Карикатурное изображение. |
0,1,2 |
19. |
Зубчатые неровные линии |
0,1,2 |
20. |
Фигура Бабы-Яги (к женщинам) |
0,1 |
21. |
Крона - клубок |
0,1,2 |
22. |
Другие возможные признаки |
0,1,2 |
Конфликтностъ | ||
1. |
Ограничения пространства |
0,1,2 |
2. |
Перспектива снизу (взгляд червя) |
0,1,2 |
3. |
Перерисовывание объекта |
0,2 |
4. |
Отказ рисовать какой-либо объект |
0,2 |
5. |
Дерево, как два дерева |
0,2 |
6. |
Явное несоответствие качества одного из рисунков |
0,2 |
7. |
Противоречивость рисунка и высказывания |
0,1 |
8. |
Подчеркнутая талия |
0,1 |
9. |
Отсутствие трубы на крыше |
0,1 |
10. |
Другие возможные признаки |
0,1 |
Агрессивность | ||
1. |
Разные постройки |
0,1,2 |
2. |
Ноздри слишком подчеркнуты |
0,1 |
3. |
Зубы четко нарисованы |
0,1,2 |
4. |
Руки сильные |
0,1,2 |
5. |
Рука как боксерская перчатка |
0,2 |
6. |
Пальцы отделены |
0,1,2 |
7. |
Большие пальцы |
0,2 |
8. |
Пальцев больше пяти. |
0,2 |
9. |
Пальцы длинные |
0,2 |
10. |
Оружие |
0,1,2 |
11. |
Мало гнутых линий, много острых углов. |
0,1,2 |
12. |
Линии с нажимом |
0,1,2 |
13. |
Штриховка от себя |
0,1,2 |
14. |
Закрытая густая листва |
0,1,2 |
15. |
Штриховка ствола |
0,1 |
16. |
Другие возможные признаки |
0,1 |
Негативизм | ||
1. |
Разные постройки |
0,1,2 |
2. |
Боковая стена, изображенная в одномерной перспективе |
0,1 |
3. |
Уши маленькие |
0,1 |
4. |
Уши слишком подчеркнуты |
0,1,2 |
5. |
Пальцы сжаты в кулак |
0,1,2 |
6. |
Кулаки прижаты к телу |
0,2 |
7. |
Кулаки далеко от тела |
0,1,2 |
8. |
Ноги непропорционально длинные |
0,2 |
9. |
Ноги широко расставлены |
0,1 |