Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:00, реферат
Теоретические основы методики «Дом – дерево – человек»
Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Испытуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану (схеме). Выбор названных предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы методики «Дом – дерево – человек»
2. Описание методики «Дом – дерево – человек»
2.1. Индивидуальное тестирование
2. 2. Групповое тестирование
3. Интерпретация методики «Дом – дерево – человек»
3.1. детали
3.2. пропорции
3.3. перспектива
3.4. время
3.5. качество линий
3.6. самокритичност
3.7. комментарии
Противоположной является позиция
анфас. Можно считать, что дерево
нарисовано анфас, если его ветви
расположены по краям ствола и
не скрывают его. Если все три рисунка
нарисованы в абсолютный анфас, можно
сделать вывод, что испытуемому,
в сущности, свойственны нежелание
приспособиться и бескомпромиссность.
Также существует предположение, что
подразумеваемая готовность прямо
и твердо смотреть в лицо любым
обстоятельствам является реакцией,
вызванной базовой
Иногда испытуемый рисует дом и (или) человека в профиль, обращенными в сторону, противоположную ожидаемой относительно его ведущей руки. Обычно испытуемые-левши рисуют дом, у которого видны правый торец и основная стена, и человека, обращенного к наблюдателю правой стороной, а правши — наоборот. Такой случай можно интерпретировать как выражение враждебных импульсов, которые испытуемый стремится подавить или сублимировать.
Оказалось, что информация,
предположительно связанная с фактором
времени, которую можно определить
по позиции рисунка, весьма полезна
(при интерпретации можно
Было установлено, что
в рисунке дерева, а возможно,
и дома использование места слева
от центра страницы может интерпретироваться
как признак доминирования
Кроме того, следует обратить внимание на такую неуместную деталь, как линия земли. Было установлено, что если линия земли поднимается вверх слева направо, то это часто символизирует предчувствие неизбежных трудностей в будущем, если же линия опускается вниз слева направо, то, вероятно, испытуемый чувствует, что его будущее сомнительно и, возможно, таит какую-то опасность (глубина чувства, по-видимому, определяется степенью крутизны наклона или подъема линии). Линия земли, проведенная вниз от рисунка дома (дерева или человека) в любую сторону может означать чувство одиночества и неуверенности в себе.
3. Положение фрагмента
относительно рисунка в целом.
Случаи отклонения от нормы,
которые рассматриваются в
Второй основной тип отклонения от нормы — это прозрачность деталей. Патологическое значение прозрачности, вероятно, можно оценить: а) по количеству случаев прозрачности; б) по размеру прозрачной детали.
Поскольку случаи прозрачности
подразумевают отсутствие критичности
испытуемого, предполагается, что они
представляют собой проявление неких
символов, свидетельствующих о
4. Взаимное расположение
фрагментов. Здесь рассматриваются
изображенные в необычном виде
фрагменты одного рисунка,
Туловище человека может быть как бы подвешено над ногами, или вертикальные линии туловища могут продолжаться в виде линий ног, то есть в тазовой области нет «нормального» соединения линий. До сих пор на практике неспособность дорисовать тазовую область человека всегда оказывалась связанной с развитым сексуальным конфликтом (в большинстве случаев — сильные гомосексуальные тенденции).
Ноги и ступни у человека
могут быть нарисованы в таком
положении, что создается впечатление,
будто человек движется одновременно
в двух противоположных направлениях.
Такой рисунок может
5. Движение. Если испытуемый
рисует дом в движении (такое
движение должно носить
За «движение» в рисунке дерева можно принять только такое изменения положения дерева, причиной которого могут быть природные катаклизмы или разрушительные действия человека.
Движение в рисунке человека, в отличие от движения в рисунке дерева, а особенно дома, не должно расцениваться как патоформное или патологическое. Напротив, оно может выражать ощущение удовлетворительной адаптации испытуемого.
6. Способ изображения. Исследователь должен обратить внимание на два момента: 1) применение нетипичных способов штриховки; 2) применение правдоподобного и реалистичного изображения.
Прежде всего исследователь должен научиться различать нормальный и ненормальный тип штриховки (который, как предполагают, всегда служит показателем тревожности). В связи с этим необходимо рассмотреть следующие моменты: 1) количество времени, затраченного на штриховку; 2) нажим; 3) подкрепление штриховки — произвольный возврат к штриховке в процессе работы над данным рисунком или над следующими либо на этапе пострисуночного опроса. Нормальная штриховка (используется тогда, когда присутствие некоторых деталей на рисунке только подразумевается) наносится быстро, без сильного нажима и повторного возврата к ней.
Что касается реалистичного способа изображения, то иногда, например, испытуемый может начать с создания проекта или плана этажей дома. Исследователь должен позволить закончить эту работу без комментариев со своей стороны. Очевидно, что этот тип изображения противоречит норме. По-видимому, такой рисунок всегда является показателем серьезного конфликта в доме испытуемого. Рисуя план этажей дома, испытуемый, по-видимому, систематизирует ситуацию и фактически обнаруживает перед исследователем существование сложных взаимоотношений. Особого внимания заслуживает присущее таким испытуемым свойство выражать в рисунке свое отношение к проблемам, связанным с определенной комнатой (гостиная комната — гости, спальня — секс, ванная — отвержение, гигиена) или с людьми, проживающими в них, что выражается в бессознательном изменении размеров комнат, а иногда — их расположения.
Попытки уклонения, с одной стороны, и погрешности в изображении действительности — с другой, расцениваются соответственно — первая как потенциально, а вторая как фактически патоформная реакция.
7. Согласованность. Не
следует ожидать абсолютной
3.4. ВРЕМЯ
Предполагается, что, определив как количество времени, затраченного испытуемым, так и продуктивность его использования в процессе рисования и последующего опроса, исследователь может узнать, насколько значим для испытуемого данный рисунок в целом или составляющие его части.
1. Отношение общего количества
затраченного времени к
2. Отношение качества
рисунка к количеству
3. Латентный период, предваряющий
рисование. Латентный период у
«аномальных» испытуемых, как правило,
более продолжителен, чем у
«нормальных». Можно утверждать, что
только «аномальные»
4. Пауза в процессе
рисования — это явный перерыв,
5. Пауза в комментариях.
Продолжительность паузы,
6. Согласованность.
3.5. КАЧЕСТВО ЛИНИЙ
Внимание уделяется следующим критериям:
1.Моторный контроль;
2.Нажим;
3.Тип линии;
4.Согласованность.
1. Моторный контроль. Среднестатистический
индивид не должен испытывать
больших затруднений при
Однако необходимо учитывать, что люди, которые большую часть жизни занимались тяжелым ручным трудом, не смогут манипулировать таким довольно деликатным инструментом, как карандаш или мелок, с легкостью клерка, поэтому исследователь должен быть осторожен в выводах, чтобы не сделать заключения, что эта неспособность, обусловленная родом занятий, является симптомом нервной болезни — такой, как ранний атеросклероз.
2. Нажим. Жирные линии
в рисунке испытуемого, не
Например:
— если весь рисунок выполнен жирными линиями, можно сделать вывод о наличии напряженности неопределенного характера;
— если такие линии использованы в изображении определенных деталей рисунка, это может означать:
— фиксацию на этой детали — и (или)
— враждебность, подавленную или открытую, по отношению к нарисованному объекту или тому, что он символизирует;
— если контур дома, дерева или человека нарисован жирными линиями, в отличие от других линий внутри этих рисунков, можно предположить, что испытуемый прилагает все усилия, чтобы сохранить личностный баланс;
— если жирными линиями нарисован торец дома или ствол дерева, это, вероятно, означает, что пациент старается сохранить контакт с реальностью и отказывается от возможности получить удовлетворение в фантазии;
— очень жирная линия земли обычно интерпретируется как отражение чувства тревожности, вызванного взаимоотношениями в реальной жизни;
— жирные линии контура крыши дома означают (если рассматривать дом в качестве автопортрета) фиксацию на фантазии как источнике удовлетворения с сопутствующим этому чувством тревоги.