Тест «Дом – дерево – человек»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:00, реферат

Описание работы

Теоретические основы методики «Дом – дерево – человек»
Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Испытуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану (схеме). Выбор названных предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы методики «Дом – дерево – человек»
2. Описание методики «Дом – дерево – человек»
2.1. Индивидуальное тестирование
2. 2. Групповое тестирование
3. Интерпретация методики «Дом – дерево – человек»
3.1. детали
3.2. пропорции
3.3. перспектива
3.4. время
3.5. качество линий
3.6. самокритичност
3.7. комментарии

Файлы: 1 файл

Тест «Дом – дерево – человек».docx

— 168.41 Кб (Скачать файл)

Противоположной является позиция  анфас. Можно считать, что дерево нарисовано анфас, если его ветви  расположены по краям ствола и  не скрывают его. Если все три рисунка  нарисованы в абсолютный анфас, можно  сделать вывод, что испытуемому, в сущности, свойственны нежелание  приспособиться и бескомпромиссность. Также существует предположение, что  подразумеваемая готовность прямо  и твердо смотреть в лицо любым  обстоятельствам является реакцией, вызванной базовой незащищенностью.

Иногда испытуемый рисует дом и (или) человека в профиль, обращенными  в сторону, противоположную ожидаемой  относительно его ведущей руки. Обычно испытуемые-левши рисуют дом, у которого видны правый торец и основная стена, и человека, обращенного к  наблюдателю правой стороной, а правши — наоборот. Такой случай можно  интерпретировать как выражение  враждебных импульсов, которые испытуемый стремится подавить или сублимировать.

Оказалось, что информация, предположительно связанная с фактором времени, которую можно определить по позиции рисунка, весьма полезна (при интерпретации можно сравнить те роли, которые играют прошлое  и будущее в психологическом  пространстве испытуемого).

Было установлено, что  в рисунке дерева, а возможно, и дома использование места слева  от центра страницы может интерпретироваться как признак доминирования эмоциональной  сферы, а справа — как выражение  преобладания сферы интеллектуальной. При этом предполагается, что рассмотрение «поля будущего» обязательно  должно учитывать интеллектуальную доминанту, а тенденция преобладания элементов прошлого должна быть связана с эмоциональной сферой. Однако здесь не подразумевается наличие строгого соответствия.

Кроме того, следует обратить внимание на такую неуместную деталь, как линия земли. Было установлено, что если линия земли поднимается  вверх слева направо, то это часто  символизирует предчувствие неизбежных трудностей в будущем, если же линия  опускается вниз слева направо, то, вероятно, испытуемый чувствует, что  его будущее сомнительно и, возможно, таит какую-то опасность (глубина чувства, по-видимому, определяется степенью крутизны наклона или подъема линии). Линия  земли, проведенная вниз от рисунка  дома (дерева или человека) в любую  сторону может означать чувство  одиночества и неуверенности  в себе.

3. Положение фрагмента  относительно рисунка в целом.  Случаи отклонения от нормы,  которые рассматриваются в этом  разделе, связаны с нежеланием  испытуемого рисовать фрагменты в их обычной позиционной взаимосвязи. Например: 1)две большие ступени, ведущие к глухой стене дома (как признак недоступности испытуемого); 2)дерево, у которого только одна из нескольких ветвей соединяется со стволом.

Второй основной тип отклонения от нормы — это прозрачность деталей. Патологическое значение прозрачности, вероятно, можно оценить: а) по количеству случаев прозрачности; б) по размеру  прозрачной детали.

Поскольку случаи прозрачности подразумевают отсутствие критичности  испытуемого, предполагается, что они  представляют собой проявление неких  символов, свидетельствующих о дезорганизации личности под влиянием эмоциональных  и (или) органических факторов. Конечно, при условии, что испытуемый не является умственно отсталым.

4. Взаимное расположение  фрагментов. Здесь рассматриваются  изображенные в необычном виде  фрагменты одного рисунка, которые  должны быть взаимосвязаны. Например, в рисунке дерева две линии,  обозначающие ствол, не соединяются  в основании, а ветви, нарисованные  по краям, фактически не объединяются  в общую крону, хотя и могут  переплетаться между собой, —  таким образом, рисунок как  бы представляет собой не одно, а два дерева.

Туловище человека может  быть как бы подвешено над ногами, или вертикальные линии туловища могут продолжаться в виде линий ног, то есть в тазовой области нет «нормального» соединения линий. До сих пор на практике неспособность дорисовать тазовую область человека всегда оказывалась связанной с развитым сексуальным конфликтом (в большинстве случаев — сильные гомосексуальные тенденции).

Ноги и ступни у человека могут быть нарисованы в таком  положении, что создается впечатление, будто человек движется одновременно в двух противоположных направлениях. Такой рисунок может интерпретироваться как выражение состояния крайней фрустрации с сильным желанием избежать неприятной ситуации.

5. Движение. Если испытуемый  рисует дом в движении (такое  движение должно носить катастрофический  характер — например, падение  или разрушение), следует расценивать такое изображение по меньшей мере как патоформное, а чаще всего — патологическое.

За «движение» в рисунке  дерева можно принять только такое  изменения положения дерева, причиной которого могут быть природные катаклизмы или разрушительные действия человека.

Движение в рисунке  человека, в отличие от движения в рисунке дерева, а особенно дома, не должно расцениваться как патоформное или патологическое. Напротив, оно может выражать ощущение удовлетворительной адаптации испытуемого.

6. Способ изображения.  Исследователь должен обратить  внимание на два момента: 1) применение  нетипичных способов штриховки; 2) применение правдоподобного и  реалистичного изображения.

Прежде всего исследователь должен научиться различать нормальный и ненормальный тип штриховки (который, как предполагают, всегда служит показателем тревожности). В связи с этим необходимо рассмотреть следующие моменты: 1) количество времени, затраченного на штриховку; 2) нажим; 3) подкрепление штриховки — произвольный возврат к штриховке в процессе работы над данным рисунком или над следующими либо на этапе пострисуночного опроса. Нормальная штриховка (используется тогда, когда присутствие некоторых деталей на рисунке только подразумевается) наносится быстро, без сильного нажима и повторного возврата к ней.

Что касается реалистичного  способа изображения, то иногда, например, испытуемый может начать с создания проекта или плана этажей дома. Исследователь должен позволить  закончить эту работу без комментариев со своей стороны. Очевидно, что этот тип изображения противоречит норме. По-видимому, такой рисунок всегда является показателем серьезного конфликта  в доме испытуемого. Рисуя план этажей дома, испытуемый, по-видимому, систематизирует  ситуацию и фактически обнаруживает перед исследователем существование  сложных взаимоотношений. Особого  внимания заслуживает присущее таким  испытуемым свойство выражать в рисунке  свое отношение к проблемам, связанным  с определенной комнатой (гостиная комната — гости, спальня —  секс, ванная — отвержение, гигиена) или с людьми, проживающими в них, что выражается в бессознательном  изменении размеров комнат, а иногда — их расположения.

Попытки уклонения, с одной  стороны, и погрешности в изображении  действительности — с другой, расцениваются  соответственно — первая как потенциально, а вторая как фактически патоформная реакция.

7. Согласованность. Не  следует ожидать абсолютной согласованности  рисунка с точки зрения оценки  перспективы, поскольку в большинстве  случаев рассогласованность выражает  индивидуальные различия испытуемых (на самом деле абсолютную согласованность,  очевидно, можно считать патологической). Тем не менее, приемлемая степень  согласованности должна иметь  место. К сожалению, в настоящее  время понятию «приемлемая степень  согласованности» нельзя дать  удовлетворительное определение.

 

3.4. ВРЕМЯ

Предполагается, что, определив  как количество времени, затраченного испытуемым, так и продуктивность его использования в процессе рисования и последующего опроса, исследователь может узнать, насколько  значим для испытуемого данный рисунок  в целом или составляющие его  части.

1. Отношение общего количества  затраченного времени к качеству  рисунков. Если качество рисунка  высокое, нет нужды задаваться  вопросом о степени психической  интеграции личности испытуемого,  даже если было затрачено много  времени. Исследователь должен  решить, оправдано ли затраченное  время количеством деталей и  способом их изображения. Если  общее время (на все три рисунка)  меньше 2 минут или больше 30 минут,  исследователь, вероятно, имеет полное  основание сделать вывод о  наличии некоего аномального  фактора, если нет доказательств  обратного.

2. Отношение качества  рисунка к количеству затраченного  времени. Критерий в данном  разделе тот же, что и в предыдущем, только рисунки рассматриваются  по отдельности.

3. Латентный период, предваряющий  рисование. Латентный период у  «аномальных» испытуемых, как правило,  более продолжителен, чем у  «нормальных». Можно утверждать, что  только «аномальные» испытуемые  нуждаются в некоторой паузе,  чтобы настроиться на выполнение  задания, перед тем как начать  рисовать. Если испытуемый не  приступает к рисунку в течение  30 секунд после получения инструкции, исследователь должен расценить  задержку как патоформную. Любая подобная задержка — веское доказательство наличия конфликта, и исследователь должен попытаться обнаружить его причину в процессе пострисуночного опроса.

4. Пауза в процессе  рисования — это явный перерыв,  превышающий несколько секунд, при  условии, что испытуемый вообще  приступил к выполнению задания.  Паузу более 5 секунд можно  расценивать как достаточное  доказательство конфликта, при  отсутствии оснований для утверждения  обратного. Ключ к пониманию  причины конфликта обычно дает  та или иная часть рисунка,  во время, перед или после  выполнения которой испытуемый делает паузу.

5. Пауза в комментариях. Продолжительность паузы, сделанной  испытуемым во время непосредственного  или пострисуночного комментария, который он внезапно прерывает, должна быть записана. В таких случаях обязательной процедурой является дополнительный опрос.

6. Согласованность. Предполагается, что время, затраченное на тот  или другой рисунок, должно  быть примерно одинаково. Хотя  также необходимо учесть, что  обычно на адекватное изображение  дома и человека затрачивается  больше времени, чем на рисунок  дерева. Большое количество времени,  затраченное на тот или иной  рисунок, может свидетельствовать  о наличии у испытуемого сильного чувства (положительного или отрицательного) по отношению к изображаемому объекту в целом или к его конкретному фрагменту либо к той идее, которая символически выражена рисунком или его фрагментом. Если испытуемый затратил очень мало времени, это указывает на отклонение испытуемым самого задания и (или) изображенного объекта, идеи или ситуации, символически представленной в рисунке.

 

3.5. КАЧЕСТВО ЛИНИЙ

Внимание уделяется следующим  критериям:

1.Моторный контроль; 

2.Нажим; 

3.Тип линии; 

4.Согласованность.

1. Моторный контроль. Среднестатистический  индивид не должен испытывать  больших затруднений при рисовании  прямых линий. Углы и кривые  линии в его рисунке должны  быть четко прорисованы, а процесс  их рисования — контролируемым. Несоответствие уровня моторного  контроля этим требованиям предполагает  недостаточную функциональную приспособленность  личности или нарушение в центральной  нервной системе, при этом степень  отклонения от нормы зависит  от значительности органического  или функционального нарушения.

Однако необходимо учитывать, что люди, которые большую часть  жизни занимались тяжелым ручным трудом, не смогут манипулировать таким  довольно деликатным инструментом, как  карандаш или мелок, с легкостью  клерка, поэтому исследователь должен быть осторожен в выводах, чтобы  не сделать заключения, что эта  неспособность, обусловленная родом  занятий, является симптомом нервной  болезни — такой, как ранний атеросклероз.

2. Нажим. Жирные линии  в рисунке испытуемого, не имеющего  нарушений центральной нервной  системы, оцениваются в соответствии  с характером их использования.

Например:

— если весь рисунок выполнен жирными линиями, можно сделать  вывод о наличии напряженности  неопределенного характера;

— если такие линии использованы в изображении определенных деталей  рисунка, это может означать:

— фиксацию на этой детали —  и (или)

— враждебность, подавленную  или открытую, по отношению к нарисованному  объекту или тому, что он символизирует;

— если контур дома, дерева или человека нарисован жирными  линиями, в отличие от других линий  внутри этих рисунков, можно предположить, что испытуемый прилагает все  усилия, чтобы сохранить личностный баланс;

— если жирными линиями  нарисован торец дома или ствол  дерева, это, вероятно, означает, что  пациент старается сохранить  контакт с реальностью и отказывается от возможности получить удовлетворение в фантазии;

— очень жирная линия  земли обычно интерпретируется как  отражение чувства тревожности, вызванного взаимоотношениями в  реальной жизни;

— жирные линии контура  крыши дома означают (если рассматривать  дом в качестве автопортрета) фиксацию на фантазии как источнике удовлетворения с сопутствующим этому чувством тревоги.

Информация о работе Тест «Дом – дерево – человек»