Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Устойчивость личности так же является одной из центральных проблем изучения специфики функционирования Я концепции. Констатация того, что человек находится в постоянном потоке информации, меняющей его представления о мире и о самом себе, сталкивается с фактами избирательного отношения к этой информации в целях некоторой устойчивости своих представлений. Подоплека этого понятна - если представления будут изменяться по мере поступления любого нового знания, то человек будет просто дезориентирован в происходящем. Именно для предотвращения подобной ситуации у человека есть целый набор психологических защит. Защитные механизмы позволяют избежать реальность, исключить реальность, переопределить реальность или предать реальности противоположный знак

Содержание работы

Введение

Общая характеристика работы

1. Теоретико-методологические основания изучения типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков

1.1 Общее понятие о механизмах психологических защит личности

1.2 Основные виды и функции механизмов психологических защит

1.3 Типология акцентуаций характера

1.4 Характеристика акцентуаций характера в подростковом возрасте

1.5 Формы проявления нарушений поведения у подростков

Выводы

2. Эмпирическое исследование типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков

2.1 Организация и проведение эмпирического исследования

2.2 Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков

2.3 Статистический анализ типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков

Вывод

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков.docx

— 110.24 Кб (Скачать файл)

 

5. Между регрессией и  застревающим типом акцентуации  существует статистически значимая (r =0,376, p < 0,05) положительная слабая взаимосвязь. То есть высокие показатели по регрессии прямопропорционально связаны с высокими показателями по застревающей акцентуации, и наоборот, низкие показатели по регрессии прямопропорционально связаны с низкими показателями по застревающей акцентуации.

 

 

РЕГРЕСС - регрессия; ГИПЕРТИМ - гипертимный тип акцентуации; ВОЗБУДИМ - возбудимый тип акцентуации; АФФ_ЭКЗ - аффективно-экзальтированный тип акцентуации; ЗАСТРЕВ - застревающий тип акцентуации

 

Рис. 2.2 - Матричный график корреляции

 

 

Таким образом, проанализировав  таблицу 2.2 и рисунок 2.2, можно заключить, что чем выше показатели по гипертимному, возбудимомому, аффективно-экзальтированному и застревающему типам акцентуации, тем выше показатели по регрессии, и наоборот, чем выше показатели по регрессии, тем выше показатели по гипертимному, возбудимомому, аффективно-экзальтированному и застревающему типам акцентуации.

 

6. Между проекцией и  гипертимным типом характера существует статистически значимая (r =Р0,461Р, p = 0,01) отрицательная слабая взаимосвязь. То есть низкие показатели по проекции обратнопропорционально связаны с высокими показателями по гипертимной акцентуации, и наоборот, высокие показатели по проекции обратнопропорционально связаны с низкими показателями по гипертимной акцентуации.

 

7. Между проекцией и  тревожно-боязливым типом акцентуации  характера существует статистически  значимая (r =Р0,370Р, p < 0,05) отрицательная слабая взаимосвязь. То есть низкие показатели по проекции обратнопропорционально связаны с высокими показателями по тревожно-боязливой акцентуации, и наоборот, высокие показатели по проекции обратнопропорционально связаны с низкими показателями по тревожно-боязливой акцентуации.

 

8. Между проекцией и  демонстративным типом характера  существует статистически значимая (r =Р0,404Р, p < 0,05) отрицательная слабая взаимосвязь. То есть высокие показатели по проекции обратнопропорционально связаны с низкими показателями по демонстративной акцентуации, и наоборот, низкие показатели по проекции обратнопропорционально связаны с высокими показателями по демонстративной акцентуации.

 

9. Таким образом, проанализировав  таблицу 2.2 и рисунок 2.3, можно  заключить, что чем выше показатели  по гипертимному, тревожному и демонстративному типам акцентуации, тем ниже показатели по проекции, и наоборот, чем ниже показатели по гипертимному, тревожному и демонстративному типам акцентуации, тем выше показатели по проекции.

 

ПРОЕКЦИЯ - проекция; ГИПЕРТИМ - гипертимный тип акцентуации; ТРЕВОЖН - тревожный тип акцентуации; ДЕМОНСТР - демонстративный тип акцентуации

 

Рис. 2.3 - Матричный график корреляции

 

 

Выводы

 

 

Эмпирическое изучение взаимосвязи  между типом психологической  защиты и акцентуацией характера  у девиантных подростков проводилось с помощью методики «Индекс жизненного стиля» (Опросник Плутчика-Келлермана-Конте) и Опросник Леонгарда-Шмишека.

 

Качественно-количественный анализ полученных результатов позволил нам заключить, что 50% девиантных подростков с гипертимной акцентуацией характера используют в качестве психологической защиты проекцию, 33,3% - регрессию, 16,7% - вытеснение.

 

Половина (50%) возбудимых личностей  используют в травмирующей ситуации механизм регрессии, а вторая половина (50%) проекцию.

 

Все подростки данной выборки (100%) в ситуации угрозы прибегают  к механизму проекции.

 

Тревожно-боязливые личности (100%) предпочитают механизм проекции.

 

Подростки данной выборки, обладающие аффективно-экзальтированным типом  акцентуации (100%) в ситуации какой-либо тревоги используют механизм регрессии.

 

25% аффективно-лабильных личностей  используют в качестве психологической  защиты проекцию, а 75% - регрессию.

 

В состоянии угрозы, тревоги  подростки с застревающей и демонстративной  акцентуациями опять же используют регрессию.

 

Статистический анализ полученных в ходе исследования результатов  показал, что существует статистически  значимая (r =Р0,451Р,p < 0,05) отрицательная слабая взаимосвязь между вытеснением и демонстративным типом характера. Статистически значимая слабая связь существует так же между регрессией и такими типами акцентуации как гипертимный (0,393, p < 0,05), аффективно-экзальтированный (r =0,432, p < 0,05) и застревающий (r =0,376, p < 0,05). Между регрессией и возбудимым типом акцентуации существует статистически значимая (r =0,519, p < 0,005) положительная умеренная взаимосвязь. Так же нами была обнаружена статистически значимая отрицательная слабая взаимосвязь между проекцией и такими типами акцентуации как гипертимный (r =Р0,461Р, p = 0,01), тревожно-боязливый (r =Р0,370Р, p < 0,05) и демонстративный (r =Р0,404Р, p < 0,05).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Анализ литературы позволил заключить, что как научный факт феномен психологической защиты был впервые зафиксирован и описан в психоаналитической литературе, где  она определяется как любой процесс, с помощью которого можно избежать, отрицать или исказить источники  угрозы или тревоги. В рамках данного  подхода были выделены следующие  защитные механизмы: вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, сублимация, реактивное образование и рационализация.

 

Однако проблемы определения, типологии и функционального  назначения защитных механизмов решались не только в рамках психоанализа, но и бихевиоризма, когнитивной психологии, социокультурного и позитивного подходов. Настороженное отношение отечественной психологии к психланализу и определило довольно негативное отношение к его многим конструктам.

 

В психологии характер определяется как индивидуальное сочетание психических  особенностей человека, обусловливающих  типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных  условиях и обстоятельствах. Определенный характер - это характер с наличием одной или нескольких черт. Черты  характера отражают систему отношений  человека к действительности, к другим людям. Доминирование черт позволяет  рассматривать акцентуацию характера.

 

Таким образом, акцентуация  характера - это заострение каких-либо определенных черт характера. Существует несколько общепринятых классификаций  акцентуаций характера. Э.Кречмер и У.Шелдон выделяли акцентуации на основе строения тела: астеник, атлетик, пикник. Г.П. Ганнушкин, изучая психопатии выделил группы циклоидов, астеников, шизоидов, параноиков, эпилептоидов, истерических характеров, неустойчивых психопатов и конституционно-глупых. Следует отметить, что существует нечто общее между классификациями К. Леонгарда и А.Е. Личко. Первый выделил: демонстративных, педантичных, застревающих, возбудимых, гипертимных, дистимических, аффективно-лабильных, аффективно-экзальтированных, тревожных, эмотивных, экстровертированных и интровертированных личностей. Второй - гипертимный,циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный и истероидный типы акцентуаций. Главное отличие двух последних подходов состоит в том, что А.Е. Личко приписывает эти акцентуации только подросткам, а К. Леонгард и взрослым.

 

Акцентуации характера особенно заметны в подростковом возрасте, к тому же некоторые авторы (А.Е. Личко) считают, что акцентуация вообще присуща только подросткам. Эти «заострения» характера проявляются в их поведении. В литературе подростковый возраст характеризуют выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, резкими переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение. Вследствие этого подростки обычно начинают хуже учиться, родители и учителя перестают быть для них значимыми, у них появляются новые взгляды и идеалы.

 

Реакции эмансипации, группирования  со сверстниками, увлечения, сексуальные, так же, как и детские поведенческие  реакции в подростковом возрасте, могут быть как вариантами поведения  в норме, так и представлять собой  патологические нарушения поведения (девиации).

 

Эмпирическое изучение взаимосвязи  между типом психологической  защиты и акцентуацией характера  у девиантных подростков проводилось с помощью методики «Индекс жизненного стиля» (Опросник Плутчика-Келлермана-Конте) и Опросник К. Леонгарда.

 

Качественно-количественный анализ полученных результатов позволил нам заключить, что 50% подростков с  гипертимной акцентуацией характера используют в качестве психологической защиты проекцию, 33,3% - регрессию, 16,7% - вытеснение.

 

Половина (50%) возбудимых личностей  используют в травмирующей ситуации механизм регрессии, а вторая половина (50%) проекцию.

 

Все подростки данной выборки (100%) в ситуации угрозы прибегают  к механизму проекции.

 

Тревожно-боязливые личности (100%) предпочитают механизм проекции.

 

Подростки данной выборки, обладающие аффективно-экзальтированным типом  акцентуации (100%) в ситуации какой-либо тревоги используют механизм регрессии.

 

25% аффективно-лабильных личностей  используют в качестве психологической  защиты проекцию, а 75% - регрессию.

 

В состоянии угрозы, тревоги  подростки с застревающей и демонстративной  акцентуациями опять же используют регрессию.

 

Статистический анализ полученных в ходе исследования результатов  показал, что существует статистически  значимая (r =Р0,451Р, p < 0,05) отрицательная слабая взаимосвязь между вытеснением и демонстративным типом характера. Статистически значимая слабая связь существует так же между регрессией и такими типами акцентуации как гипертимный (0,393, p < 0,05), аффективно-экзальтированный (r =0,432, p < 0,05) и застревающий (r =0,376, p < 0,05). Между регрессией и возбудимым типом акцентуации существует статистически значимая (r =0,519, p < 0,005) положительная умеренная взаимосвязь. Так же нами была обнаружена статистически значимая отрицательная слабая взаимосвязь между проекцией и такими типами акцентуации как гипертимный (r =Р0,461Р, p = 0,01), тревожно-боязливый (r =Р0,370Р, p < 0,05) и демонстративный (r =Р0,404Р, p < 0,05).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 397 с.

 

2. Алферов, А.Д. Психология  развития школьников. Учебное пособие  по психологии / А.Д. Алферов. - Ростов  Н/Д: изд-во «Феникс», 2000. - 384с.

 

3. Арестова, О.Н. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2000. № 1. С. 20-29.

 

4. Аронсон, Э. Социальная  психология. Психологические законы  поведения человека в социуме  / Э. Аронсон. - СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2002. - 560 с.

 

5. Беличева, С.А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / С.А. Беличева. - М.: 1999. - 181с.

 

6. Би, Х. Развитие ребенка/ Х. Би.- СПб.: Питер, 2004. - 768с.

 

7. Божович, Л.И. Проблема формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. - 352с.

 

8. Вегнер, А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А.Л. Вегнер. - М.: Рига, 2000. - 184с.

 

9. Гайс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Гайс. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 656с.

 

10. Демина, Л.Д. Психическое  здоровье и защитные механизмы  личности/ Л.Д. Демина. - Барнаул: Изд-во  АГУ, 2001.- 144 с.

 

11. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций/ Н.Ф. Дивицына. -Ростов Н/Д: «Феникс», 2005. - 288 с.

 

12. Захаров, Ю.А. Подростки  «группы риска» // Воспитание школьников  Ю.А. Захаров. - 2000. - №4. - с. 29-36.

 

13. Зинченко, В.П. Живое  знание: психологическая педагогика / В.П. Зинченко. - Самара: Самарский  Дом Печати, 1998. - 296 с.

 

14. Змановская, Е.В. Девиантология. Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.В. Змановская. - М.: Изд-во «Академия», 2003. - 288 с.

 

15. Карвасарский, Б.Д. Неврозы/ Б.Д. Карвасарский. -М.: Медицина, 1990. - 576 с.

 

16. Карпенко, Л.А. Краткий  психологический словарь/ Л.А.  Карпенко. - Ростов Н/Д: Изд-во «Феникс», 1999. - 512 с.

 

17. Киршбаум, Э. Психологическая защита / Э. Киршбаум, - М.: Смысл, 2000. - 181 с.

 

18. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт - М», 2001. - 160 с.

 

19. Клонингер, С. Теории личности: познание человека. 3-е изд. / С. Клонингер. - СПб.: Питер, 2003.- 720 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»).

 

20. Крысько, В.Г. Социальная  психология: Курс лекций/ В.Г. Крысько. - М.: Омега - Л, 2006. - 352с.

 

21. Кун, Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека / Д. Кун. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 864 с.

 

22. Кушнир, Н.Я. Организация  и методика научно-психологического  исследования в процессе переподготовки  психологов : учеб. - метод. пособие  / Н.Я. Кушнир, О.И. Пашкевич, О.В.  Шапошникова. - Мн.: РИПО, 2005. - 71 с.

 

23. Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Учебное пособие / Р.Р. Набиуллина. - Казань, 2003. -98 с.

 

24. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2004. - 392с.

 

25. Никитина, В.А. Социальная  педагогика: Учеб пособие для  студ. высш. учеб. Завед / В.А. Никитина. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

 

26. Леонгард, Карл. Акцентуированные личности/ К. Леонгард. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1997. - 544 с.

 

27. Леонтьев, Д.А. Очерк  психологии личности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 64 с.

 

28. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. - М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, 1999. - 416 с.

Информация о работе Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков