Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:41, курсовая работа
Устойчивость личности так же является одной из центральных проблем изучения специфики функционирования Я концепции. Констатация того, что человек находится в постоянном потоке информации, меняющей его представления о мире и о самом себе, сталкивается с фактами избирательного отношения к этой информации в целях некоторой устойчивости своих представлений. Подоплека этого понятна - если представления будут изменяться по мере поступления любого нового знания, то человек будет просто дезориентирован в происходящем. Именно для предотвращения подобной ситуации у человека есть целый набор психологических защит. Защитные механизмы позволяют избежать реальность, исключить реальность, переопределить реальность или предать реальности противоположный знак
Введение
Общая характеристика работы
1. Теоретико-методологические основания изучения типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков
1.1 Общее понятие о механизмах психологических защит личности
1.2 Основные виды и функции механизмов психологических защит
1.3 Типология акцентуаций характера
1.4 Характеристика акцентуаций характера в подростковом возрасте
1.5 Формы проявления нарушений поведения у подростков
Выводы
2. Эмпирическое исследование типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования
2.2 Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков
2.3 Статистический анализ типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков
Вывод
Заключение
Список использованных источников
5. Между регрессией и
застревающим типом
РЕГРЕСС - регрессия; ГИПЕРТИМ - гипертимный тип акцентуации; ВОЗБУДИМ - возбудимый тип акцентуации; АФФ_ЭКЗ - аффективно-экзальтированный тип акцентуации; ЗАСТРЕВ - застревающий тип акцентуации
Рис. 2.2 - Матричный график корреляции
Таким образом, проанализировав таблицу 2.2 и рисунок 2.2, можно заключить, что чем выше показатели по гипертимному, возбудимомому, аффективно-экзальтированному и застревающему типам акцентуации, тем выше показатели по регрессии, и наоборот, чем выше показатели по регрессии, тем выше показатели по гипертимному, возбудимомому, аффективно-экзальтированному и застревающему типам акцентуации.
6. Между проекцией и гипертимным типом характера существует статистически значимая (r =Р0,461Р, p = 0,01) отрицательная слабая взаимосвязь. То есть низкие показатели по проекции обратнопропорционально связаны с высокими показателями по гипертимной акцентуации, и наоборот, высокие показатели по проекции обратнопропорционально связаны с низкими показателями по гипертимной акцентуации.
7. Между проекцией и
тревожно-боязливым типом
8. Между проекцией и
демонстративным типом
9. Таким образом,
ПРОЕКЦИЯ - проекция; ГИПЕРТИМ - гипертимный тип акцентуации; ТРЕВОЖН - тревожный тип акцентуации; ДЕМОНСТР - демонстративный тип акцентуации
Рис. 2.3 - Матричный график корреляции
Выводы
Эмпирическое изучение взаимосвязи между типом психологической защиты и акцентуацией характера у девиантных подростков проводилось с помощью методики «Индекс жизненного стиля» (Опросник Плутчика-Келлермана-Конте) и Опросник Леонгарда-Шмишека.
Качественно-количественный анализ полученных результатов позволил нам заключить, что 50% девиантных подростков с гипертимной акцентуацией характера используют в качестве психологической защиты проекцию, 33,3% - регрессию, 16,7% - вытеснение.
Половина (50%) возбудимых личностей используют в травмирующей ситуации механизм регрессии, а вторая половина (50%) проекцию.
Все подростки данной выборки (100%) в ситуации угрозы прибегают к механизму проекции.
Тревожно-боязливые личности (100%) предпочитают механизм проекции.
Подростки данной выборки, обладающие аффективно-экзальтированным типом акцентуации (100%) в ситуации какой-либо тревоги используют механизм регрессии.
25% аффективно-лабильных
В состоянии угрозы, тревоги подростки с застревающей и демонстративной акцентуациями опять же используют регрессию.
Статистический анализ полученных в ходе исследования результатов показал, что существует статистически значимая (r =Р0,451Р,p < 0,05) отрицательная слабая взаимосвязь между вытеснением и демонстративным типом характера. Статистически значимая слабая связь существует так же между регрессией и такими типами акцентуации как гипертимный (0,393, p < 0,05), аффективно-экзальтированный (r =0,432, p < 0,05) и застревающий (r =0,376, p < 0,05). Между регрессией и возбудимым типом акцентуации существует статистически значимая (r =0,519, p < 0,005) положительная умеренная взаимосвязь. Так же нами была обнаружена статистически значимая отрицательная слабая взаимосвязь между проекцией и такими типами акцентуации как гипертимный (r =Р0,461Р, p = 0,01), тревожно-боязливый (r =Р0,370Р, p < 0,05) и демонстративный (r =Р0,404Р, p < 0,05).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы позволил заключить, что как научный факт феномен психологической защиты был впервые зафиксирован и описан в психоаналитической литературе, где она определяется как любой процесс, с помощью которого можно избежать, отрицать или исказить источники угрозы или тревоги. В рамках данного подхода были выделены следующие защитные механизмы: вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, сублимация, реактивное образование и рационализация.
Однако проблемы определения, типологии и функционального назначения защитных механизмов решались не только в рамках психоанализа, но и бихевиоризма, когнитивной психологии, социокультурного и позитивного подходов. Настороженное отношение отечественной психологии к психланализу и определило довольно негативное отношение к его многим конструктам.
В психологии характер определяется
как индивидуальное сочетание психических
особенностей человека, обусловливающих
типичный для данного субъекта способ
поведения в определенных жизненных
условиях и обстоятельствах. Определенный
характер - это характер с наличием
одной или нескольких черт. Черты
характера отражают систему отношений
человека к действительности, к другим
людям. Доминирование черт позволяет
рассматривать акцентуацию
Таким образом, акцентуация характера - это заострение каких-либо определенных черт характера. Существует несколько общепринятых классификаций акцентуаций характера. Э.Кречмер и У.Шелдон выделяли акцентуации на основе строения тела: астеник, атлетик, пикник. Г.П. Ганнушкин, изучая психопатии выделил группы циклоидов, астеников, шизоидов, параноиков, эпилептоидов, истерических характеров, неустойчивых психопатов и конституционно-глупых. Следует отметить, что существует нечто общее между классификациями К. Леонгарда и А.Е. Личко. Первый выделил: демонстративных, педантичных, застревающих, возбудимых, гипертимных, дистимических, аффективно-лабильных, аффективно-экзальтированных, тревожных, эмотивных, экстровертированных и интровертированных личностей. Второй - гипертимный,циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный и истероидный типы акцентуаций. Главное отличие двух последних подходов состоит в том, что А.Е. Личко приписывает эти акцентуации только подросткам, а К. Леонгард и взрослым.
Акцентуации характера особенно заметны в подростковом возрасте, к тому же некоторые авторы (А.Е. Личко) считают, что акцентуация вообще присуща только подросткам. Эти «заострения» характера проявляются в их поведении. В литературе подростковый возраст характеризуют выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, резкими переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение. Вследствие этого подростки обычно начинают хуже учиться, родители и учителя перестают быть для них значимыми, у них появляются новые взгляды и идеалы.
Реакции эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения, сексуальные, так же, как и детские поведенческие реакции в подростковом возрасте, могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения поведения (девиации).
Эмпирическое изучение взаимосвязи между типом психологической защиты и акцентуацией характера у девиантных подростков проводилось с помощью методики «Индекс жизненного стиля» (Опросник Плутчика-Келлермана-Конте) и Опросник К. Леонгарда.
Качественно-количественный анализ полученных результатов позволил нам заключить, что 50% подростков с гипертимной акцентуацией характера используют в качестве психологической защиты проекцию, 33,3% - регрессию, 16,7% - вытеснение.
Половина (50%) возбудимых личностей используют в травмирующей ситуации механизм регрессии, а вторая половина (50%) проекцию.
Все подростки данной выборки (100%) в ситуации угрозы прибегают к механизму проекции.
Тревожно-боязливые личности (100%) предпочитают механизм проекции.
Подростки данной выборки, обладающие аффективно-экзальтированным типом акцентуации (100%) в ситуации какой-либо тревоги используют механизм регрессии.
25% аффективно-лабильных
В состоянии угрозы, тревоги подростки с застревающей и демонстративной акцентуациями опять же используют регрессию.
Статистический анализ полученных в ходе исследования результатов показал, что существует статистически значимая (r =Р0,451Р, p < 0,05) отрицательная слабая взаимосвязь между вытеснением и демонстративным типом характера. Статистически значимая слабая связь существует так же между регрессией и такими типами акцентуации как гипертимный (0,393, p < 0,05), аффективно-экзальтированный (r =0,432, p < 0,05) и застревающий (r =0,376, p < 0,05). Между регрессией и возбудимым типом акцентуации существует статистически значимая (r =0,519, p < 0,005) положительная умеренная взаимосвязь. Так же нами была обнаружена статистически значимая отрицательная слабая взаимосвязь между проекцией и такими типами акцентуации как гипертимный (r =Р0,461Р, p = 0,01), тревожно-боязливый (r =Р0,370Р, p < 0,05) и демонстративный (r =Р0,404Р, p < 0,05).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 397 с.
2. Алферов, А.Д. Психология развития школьников. Учебное пособие по психологии / А.Д. Алферов. - Ростов Н/Д: изд-во «Феникс», 2000. - 384с.
3. Арестова, О.Н. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2000. № 1. С. 20-29.
4. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон. - СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2002. - 560 с.
5. Беличева, С.А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / С.А. Беличева. - М.: 1999. - 181с.
6. Би, Х. Развитие ребенка/ Х. Би.- СПб.: Питер, 2004. - 768с.
7. Божович, Л.И. Проблема формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. - 352с.
8. Вегнер, А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А.Л. Вегнер. - М.: Рига, 2000. - 184с.
9. Гайс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Гайс. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 656с.
10. Демина, Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности/ Л.Д. Демина. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2001.- 144 с.
11. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций/ Н.Ф. Дивицына. -Ростов Н/Д: «Феникс», 2005. - 288 с.
12. Захаров, Ю.А. Подростки «группы риска» // Воспитание школьников Ю.А. Захаров. - 2000. - №4. - с. 29-36.
13. Зинченко, В.П. Живое знание: психологическая педагогика / В.П. Зинченко. - Самара: Самарский Дом Печати, 1998. - 296 с.
14. Змановская, Е.В. Девиантология. Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.В. Змановская. - М.: Изд-во «Академия», 2003. - 288 с.
15. Карвасарский, Б.Д. Неврозы/ Б.Д. Карвасарский. -М.: Медицина, 1990. - 576 с.
16. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь/ Л.А. Карпенко. - Ростов Н/Д: Изд-во «Феникс», 1999. - 512 с.
17. Киршбаум, Э. Психологическая защита / Э. Киршбаум, - М.: Смысл, 2000. - 181 с.
18. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт - М», 2001. - 160 с.
19. Клонингер, С. Теории личности: познание человека. 3-е изд. / С. Клонингер. - СПб.: Питер, 2003.- 720 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»).
20. Крысько, В.Г. Социальная психология: Курс лекций/ В.Г. Крысько. - М.: Омега - Л, 2006. - 352с.
21. Кун, Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека / Д. Кун. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 864 с.
22. Кушнир, Н.Я. Организация
и методика научно-
23. Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Учебное пособие / Р.Р. Набиуллина. - Казань, 2003. -98 с.
24. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2004. - 392с.
25. Никитина, В.А. Социальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. Завед / В.А. Никитина. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.
26. Леонгард, Карл. Акцентуированные личности/ К. Леонгард. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1997. - 544 с.
27. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 64 с.
28. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. - М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, 1999. - 416 с.
Информация о работе Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков