Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:41, курсовая работа
Устойчивость личности так же является одной из центральных проблем изучения специфики функционирования Я концепции. Констатация того, что человек находится в постоянном потоке информации, меняющей его представления о мире и о самом себе, сталкивается с фактами избирательного отношения к этой информации в целях некоторой устойчивости своих представлений. Подоплека этого понятна - если представления будут изменяться по мере поступления любого нового знания, то человек будет просто дезориентирован в происходящем. Именно для предотвращения подобной ситуации у человека есть целый набор психологических защит. Защитные механизмы позволяют избежать реальность, исключить реальность, переопределить реальность или предать реальности противоположный знак
Введение
Общая характеристика работы
1. Теоретико-методологические основания изучения типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков
1.1 Общее понятие о механизмах психологических защит личности
1.2 Основные виды и функции механизмов психологических защит
1.3 Типология акцентуаций характера
1.4 Характеристика акцентуаций характера в подростковом возрасте
1.5 Формы проявления нарушений поведения у подростков
Выводы
2. Эмпирическое исследование типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования
2.2 Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков
2.3 Статистический анализ типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков
Вывод
Заключение
Список использованных источников
С возрастом вырабатывается компенсаторный педантизм как форма от различного рода случайностей и неожиданностей.
Подростки с психастеническими
чертами характера плохо
Нерешительность, застенчивость и склонность к постоянным сомнениям редко компенсируются напускной самоуверенностью, нарочитой решительностью, развязностью и даже грубостью.
Реакции, связанные с формированием
самосознания, проявляются прежде всего
в усиленном внимании к своему
внутреннему миру. Повышенная мнительность
и неуверенность способствуют тому,
что подростки с
Страдая от своей нерешительности,
неловкости в общении с окружающими,
такие подростки нередко
Сензитивный тип. Формируется в старшем подростковом возрасте (16- 18 лет), когда молодой человек вступает в самостоятельную жизнь. Основные черты характера подростков этого типа - чрезмерная впечатлительность и выраженное чувство собственной неполноценности. Робкие, застенчивые и в то же время себялюбивые, такие подростки крайне ранимы и обидчивы. Это, как писал П.Б. Ганнушкин, «нежные, тонко чувствующие на страдающие от всякого грубого прикосновения».
Самооценка у лиц с сензитивными чертами характера, как правило, занижена: они считают себя людьми, «далекими от идеалов». В то же время любая насмешка в их адрес, малейшая подозрительность в нечестности, в неблаговидности их поступков воспринимаются как обида, переживаются долго и тяжело.
Чтобы как-то скрыть чувство собственной неполноценности и легкую рани мость, многие подростки с сенситивными чертами характера склонны надевать на себя маску развязности, грубости, нарочитой веселости. Однако первая же ситуация, бьющая по самолюбию, легко разрушает эту хрупкую компенсаторную конструкцию.
Реакция гиперкомпенсации нередко проявляется в выборе видов спорта требующих силы, смелости, ловкости. Мальчики увлекаются борьбой, девочки - альпинизмом, прыжками с парашютом. Они пытаются самоутвердиться именно в тех ситуациях, где чувствуют свою неполноценность, и нередко, добиваются выдающихся результатов.
Особенно частыми и выраженными бывают реакции, связанные с повышенным вниманием к своей внешности (дисморфореакции). Предметом переживаний могут быть «некрасивое» лицо, угреватая кожа, маленький или «чересчур» большой рост, «чрезмерная» худоба или полнота, «недоразвитые» половые орга-ны и т. п.
Гипертрофированное чувство
собственной неполноценности
Астенический тип. Характеризуется
в основном повышенной раздражительностью,
быстрой истощаемостью и
Астенические черты характера проявляются уже в детском возрасте, но окончательное их «структурирование» происходит только к концу пубертатного периода. В детском возрасте астенические черты обычно недифференцированны, но чем старше подросток, тем отчетливее проступает неоднородность астенического синдрома, лежащего в основе этого типа особенностей характера.
Выделяют два варианта типов астенических особенностей характера: ги-перстенический и гипостенический. Основными критериями такого разделения явилось преобладание в структуре того или иного варианта повышенной раздражительности или истощаемости.
Следует отметить, что такая постановка вопроса не нова. На неоднородность группы «астеников» обращали внимание Е.А.Попов, Б.С. Бамдас, Н.И. Фелинская, Р. Шнайдер и др.
П.Б.Ганнушкин от «вялого типа неврастеника - ипохондрика» отличал лиц с повышенной раздражительностью и взрывчатостью, у которых наряду с истощаемостью отмечается «резко выраженная склонность к увлечению той или иной работой, теми или другими интересами» [25].
Гиперстенический вариант. На первый план выступает повышенная раздражительность, несдержанность, склонность к аффективным реакциям. Вспышки возбуждения непродолжительны, но часто повторяются. Аффект не достигает большой силы (в отличие от аффекта у лиц с эксплозивным типом) и не всегда направлен по адресу. Характерно «смещение аффекта» по типу «реакции мимо», когда вспышка гнева направлена не на «обидчиков», а на случайных людей.
К своим поступкам, в том числе и вспышкам раздражения, такие лица относятся достаточно критично и в последующем сожалеют о них. Они суетливы, не могут спокойно усидеть на месте, все время куда-то спешат, торопятся, у них ни на что не хватает времени. Деятельность их в короткий промежуток времени может быть весьма продуктивной, но они скоро устают, отвлекаются и, не окончив работу, бросают ее.
Повышенная возбудимость и быстрая истощаемость часто проявляются чувством голода, но стоит начать есть, как аппетит исчезает. Для таких лиц характерны быстрое и легкое половое возбуждение, непродолжительная эрекция и быстрая эякуляция [21].
Гипостенический вариант. Проявляется прежде всего повышенной психической истощаемостью, быстро возникающим чувством усталости, отсутствием душевной и физической бодрости.
Круг интересов таких подростков обычно снижен и ограничен анализом собственных болезненных ощущений. Они пассивны и сторонятся сверстников. Их легко обидеть, они часто и по малейшему поводу плачут, но не так, как гиперстеники - навзрыд и с бранью, а тихо, отвернувшись лицом к стенке. Трудоспособность гипостеников снижена, они быстро утомляются, а потому стараются избегать всяких мероприятий, связанных с психическим напряжением и интенсивной физической нагрузкой. Быстрая истощаемость порождает чувство неуверенности в себе.
Компенсаторные
Истероидный тип. Относительно чаще встречается у девочек. Наиболее характерные черты - стремление быть в центре внимания, демонстративность, театральность, потребность постоянно вызывать удивление и восхищение, склонность к позерству.
Поведение истероидного подростка неестественно, нарочито и всегда рассчитано на зрителя. Он может даже совершить красивый, сопряженный с опасностью поступок, но для этого должен знать, что на него смотрят, им любуются и восторгаются. Такие подростки легковнушаемы, конформны, но только в том случае, если это соответствует их потребности произвести впечатление, быть героем дня.
При конфликтах с окружающими
такие подростки часто рыдают,
закатывают глаза, падают на пол, судорожно
подергиваются. Однако подобные реакции
носят характер театральности, наигранности:
падают они обычно не на пол, а на
ковер и обязательно в
По мнению Г.Е.Сухаревой, основу формирования истероидной личности составляет дисгармонический инфантилизм.
В группе сверстников подростки с истероидными чертами характера обычно претендуют на лидерство, но, не обладая ни упорством эпилептоида, ни энергией гипертима, оказываются не на высоте положения и, как только замечают, что интерес и доверие окружающих к ним ослабевают, отказываются от лидерства или стремятся сменить группу [27].
Неустойчивый тип. Характеризуется
прежде всего психической незрелостью,
которая проявляется
Основные черты неустойчивого
типа характера - слабоволие, повышенная
внушаемость и пассивная
Такие подростки склонны к подражательству, конформности. Они неинициативны, внушаемы и легко поддаются мнению большинства.
Реакция эмансипации у
неустойчивых подростков формируется
рано, но не отличается силой и стойкостью.
Они плохо переносят мелочную
опеку, но быстро сникают перед волевой
личностью или мнением
Самое страшное для таких подростков - одиночество. Оставаясь наедине с собой, они не знают, что делать, как поступить, чем занять себя. Поэтому у них реакция группирования достаточно выражена. Однако в неформальной группе эти подростки в силу своей слабохарактерности почти всегда играют второстепенную роль исполнителя чужих желаний.
Попадая под влияние асоциальной компании, они рано начинают половую жизнь, легко склоняются к половым извращениям [26].
Эмоционально-лабильный тип.
Входит в состав более обширной группы,
которую Е.Кречмер, а затем П.Б.Ганнушкин
назвали «циклоидами». Помимо эмотивно-лабильного
П.Б.Ганнушкин к группе циклоидов относил
конституционально-
Частая смена настроения не исключает глубины чувств и переживаний. Такие подростки способны искренне и преданно любить, сопереживать чужому горю, испытывать чувство привязанности к близким и друзьям, но только в том случае если пользуются взаимностью.
Реакции эмансипации выражены
в неблагоприятной среде и
отсутствуют где подросток
Делинквентное поведение для таких подростков нехарактерно, но в период дистимии они бывают несдержанны, утрачивают чувство меры.
Суицидальные мысли возникают внезапно и быстро реализуются, но чаще всего попытки к самоубийству носят «несерьезный», демонстративный характер [5].
Гипертимный тип. Главная черта лиц с гипертимным типом особенностей характера - постоянно повышенный фон настроения. Такие подростки всегда пре исполнены безудержного оптимизма и беззаботного веселья. Они энергичны и предприимчивы. У них всегда цветущий, жизнерадостный вид. Мимика их живая и выразительная, движения быстрые и целеустремленные.
Гипертимы плохо переносят любую гиперопеку, не терпят нотаций и нравоучений, бурно реагируют на запреты и ограничения, но незлопамятны и легко прощают обиды.
Реакции эмансипации у гипертимных подростков возникают часто, но не отличаются ни глубиной, ни продолжительностью. Неумение подчиняться и считаться с чужим мнением способствует раннему стремлению уйти из-под опеки старших, но самостоятельности хватает ненадолго.
В группе сверстников такие
подростки стараются занять лидирующее
положение, и на какое-то время, благодаря
кипучей энергии и
Таким образом, для подросткового возраста термин «акцентуация характера» является наиболее точным. В детском возрасте не сформирован еще и тип характера и можно говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах.
Информация о работе Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков