Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Устойчивость личности так же является одной из центральных проблем изучения специфики функционирования Я концепции. Констатация того, что человек находится в постоянном потоке информации, меняющей его представления о мире и о самом себе, сталкивается с фактами избирательного отношения к этой информации в целях некоторой устойчивости своих представлений. Подоплека этого понятна - если представления будут изменяться по мере поступления любого нового знания, то человек будет просто дезориентирован в происходящем. Именно для предотвращения подобной ситуации у человека есть целый набор психологических защит. Защитные механизмы позволяют избежать реальность, исключить реальность, переопределить реальность или предать реальности противоположный знак

Содержание работы

Введение

Общая характеристика работы

1. Теоретико-методологические основания изучения типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков

1.1 Общее понятие о механизмах психологических защит личности

1.2 Основные виды и функции механизмов психологических защит

1.3 Типология акцентуаций характера

1.4 Характеристика акцентуаций характера в подростковом возрасте

1.5 Формы проявления нарушений поведения у подростков

Выводы

2. Эмпирическое исследование типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков

2.1 Организация и проведение эмпирического исследования

2.2 Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков

2.3 Статистический анализ типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков

Вывод

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков.docx

— 110.24 Кб (Скачать файл)

 

С возрастом вырабатывается компенсаторный педантизм как форма  от различного рода случайностей и  неожиданностей.

 

Подростки с психастеническими  чертами характера плохо переносят  нарушения привычного жизненного уклада. Всякая смена обстановки делает их еще более неуверенными в себе, у них нарастает тревога, боязнь не справиться с новыми трудностями.

 

Нерешительность, застенчивость  и склонность к постоянным сомнениям  редко компенсируются напускной  самоуверенностью, нарочитой решительностью, развязностью и даже грубостью.

 

Реакции, связанные с формированием  самосознания, проявляются прежде всего  в усиленном внимании к своему внутреннему миру. Повышенная мнительность и неуверенность способствуют тому, что подростки с психастеническими  особенностями характера постоянно  «копаются» в своих мыслях и чувствах, оценивают и переоценивают свои интеллектуальные возможности и  душевные качества. «Собственная психика  является для него, - писал П.Б. Ганнушкин  о психастенике, - как бы театром, где разыгрывается сцена какой-то идеологической комедии, на представлении  которой он сам присутствует в  качестве далеко не безучастного зрителя». Свое мироощущение, накопившийся жизненный  опыт позволяют подросткам все более  часто сравнивать себя со взрослыми, пытаясь найти свое место в  их мире. Они усиленно ищут ответ  на вечный вопрос о «смысле жизни», стараются разобраться в таких  категориях, как честь, справедливость, человеколюбие и т. п. С этой целью  штудируют книги, особенно по биологии и философии. Не находя в них готового ответа на свои вопросы, увлекаются «модными»  теориями, впадают в мистику или  вступают в кружки «инакомыслящих». Обычно замкнутые и нерешительные, в узком кругу единомышленников такие подростки склонны «пофилософствовать», однако потом тяжело переживают, что  в минуты откровения «наговорили  лишнего».

 

Страдая от своей нерешительности, неловкости в общении с окружающими, такие подростки нередко прибегают  к алкоголю или наркотику как  к средству, помогающему преодолеть эти трудности. В состоянии опьянения  они становятся смелыми, решительными, уверенными в себе, легко вступают в контакт с окружающими. Состояние  похмелья у таких людей очень  тяжелое. Наутро после выпивки их терзают угрызения совести, они  вспоминают подробности «похождений», анализируют каждое сказанное слово, казнят себя за это. Но вечером, чтобы  обрести душевный покой и восстановить контакты, они снова прибегают  к вину. Появляется патологическая зависимость от алкоголя. Теперь уже  без допинга подросток не может  поддерживать обычные связи со сверстниками, быть в их компании. И вот скромный, застенчивый, нерешительный юноша  становится завсегдатаем застолий, а  в пьяном виде бравирует дерзостью, циничностью, половой распущенностью [20].

 

Сензитивный тип. Формируется в старшем подростковом возрасте (16- 18 лет), когда молодой человек вступает в самостоятельную жизнь. Основные черты характера подростков этого типа - чрезмерная впечатлительность и выраженное чувство собственной неполноценности. Робкие, застенчивые и в то же время себялюбивые, такие подростки крайне ранимы и обидчивы. Это, как писал П.Б. Ганнушкин, «нежные, тонко чувствующие на страдающие от всякого грубого прикосновения».

 

Самооценка у лиц с  сензитивными чертами характера, как правило, занижена: они считают себя людьми, «далекими от идеалов». В то же время любая насмешка в их адрес, малейшая подозрительность в нечестности, в неблаговидности их поступков воспринимаются как обида, переживаются долго и тяжело.

 

Чтобы как-то скрыть чувство  собственной неполноценности и  легкую рани мость, многие подростки с сенситивными чертами характера склонны надевать на себя маску развязности, грубости, нарочитой веселости. Однако первая же ситуация, бьющая по самолюбию, легко разрушает эту хрупкую компенсаторную конструкцию.

 

Реакция гиперкомпенсации нередко проявляется в выборе видов спорта требующих силы, смелости, ловкости. Мальчики увлекаются борьбой, девочки - альпинизмом, прыжками с парашютом. Они пытаются самоутвердиться именно в тех ситуациях, где чувствуют свою неполноценность, и нередко, добиваются выдающихся результатов.

 

Особенно частыми и  выраженными бывают реакции, связанные  с повышенным вниманием к своей  внешности (дисморфореакции). Предметом переживаний могут быть «некрасивое» лицо, угреватая кожа, маленький или «чересчур» большой рост, «чрезмерная» худоба или полнота, «недоразвитые» половые орга-ны и т. п.

 

Гипертрофированное чувство  собственной неполноценности усиливает  эти переживания и делает и  без того нескладного, неуклюжего в  этом возрасте подростка особенно ранимым, чувствительным ко всяким замечаниям и насмешкам, касающимся его внешности. Такие подростки начинают сторониться  общества, перестают ходить в спортзал и на пляж, избегают свиданий и нередко  приходят к мысли, что жить «таким уродом» не имеет смысла. Суицидальные действия сенситивных подростков лишены демонстративности, нарочитости и часто бывают полной неожиданностью для окружающих [27].

 

Астенический тип. Характеризуется  в основном повышенной раздражительностью, быстрой истощаемостью и склонностью  к ипохондрическим образованиям.

 

Астенические черты характера  проявляются уже в детском  возрасте, но окончательное их «структурирование» происходит только к концу пубертатного периода. В детском возрасте астенические черты обычно недифференцированны, но чем старше подросток, тем отчетливее проступает неоднородность астенического синдрома, лежащего в основе этого типа особенностей характера.

 

Выделяют два варианта типов астенических особенностей характера: ги-перстенический и гипостенический. Основными критериями такого разделения явилось преобладание в структуре того или иного варианта повышенной раздражительности или истощаемости.

 

Следует отметить, что такая  постановка вопроса не нова. На неоднородность группы «астеников» обращали внимание Е.А.Попов, Б.С. Бамдас, Н.И. Фелинская, Р. Шнайдер и др.

 

П.Б.Ганнушкин от «вялого  типа неврастеника - ипохондрика» отличал  лиц с повышенной раздражительностью и взрывчатостью, у которых наряду с истощаемостью отмечается «резко выраженная склонность к увлечению  той или иной работой, теми или  другими интересами» [25].

 

Гиперстенический вариант. На первый план выступает повышенная раздражительность, несдержанность, склонность к аффективным реакциям. Вспышки возбуждения непродолжительны, но часто повторяются. Аффект не достигает большой силы (в отличие от аффекта у лиц с эксплозивным типом) и не всегда направлен по адресу. Характерно «смещение аффекта» по типу «реакции мимо», когда вспышка гнева направлена не на «обидчиков», а на случайных людей.

 

К своим поступкам, в том  числе и вспышкам раздражения, такие  лица относятся достаточно критично и в последующем сожалеют о  них. Они суетливы, не могут спокойно усидеть на месте, все время куда-то спешат, торопятся, у них ни на что  не хватает времени. Деятельность их в короткий промежуток времени может  быть весьма продуктивной, но они скоро  устают, отвлекаются и, не окончив  работу, бросают ее.

 

Повышенная возбудимость и быстрая истощаемость часто  проявляются чувством голода, но стоит  начать есть, как аппетит исчезает. Для таких лиц характерны быстрое  и легкое половое возбуждение, непродолжительная  эрекция и быстрая эякуляция [21].

 

Гипостенический вариант. Проявляется прежде всего повышенной психической истощаемостью, быстро возникающим чувством усталости, отсутствием душевной и физической бодрости.

 

Круг интересов таких  подростков обычно снижен и ограничен  анализом собственных болезненных  ощущений. Они пассивны и сторонятся сверстников. Их легко обидеть, они  часто и по малейшему поводу плачут, но не так, как гиперстеники - навзрыд  и с бранью, а тихо, отвернувшись лицом к стенке. Трудоспособность гипостеников снижена, они быстро утомляются, а потому стараются избегать всяких мероприятий, связанных с психическим напряжением и интенсивной физической нагрузкой. Быстрая истощаемость порождает чувство неуверенности в себе.

 

Компенсаторные характерологические  особенности выражаются преимущественно  в утрированной добросовестности, исполнительности и добровольном отказе от многих развлечений, связанных с повышенным психическим  и физическим напряжением [4].

 

Истероидный тип. Относительно чаще встречается у девочек. Наиболее характерные черты - стремление быть в центре внимания, демонстративность, театральность, потребность постоянно вызывать удивление и восхищение, склонность к позерству.

 

Поведение истероидного подростка неестественно, нарочито и всегда рассчитано на зрителя. Он может даже совершить красивый, сопряженный с опасностью поступок, но для этого должен знать, что на него смотрят, им любуются и восторгаются. Такие подростки легковнушаемы, конформны, но только в том случае, если это соответствует их потребности произвести впечатление, быть героем дня.

 

При конфликтах с окружающими  такие подростки часто рыдают, закатывают глаза, падают на пол, судорожно  подергиваются. Однако подобные реакции  носят характер театральности, наигранности: падают они обычно не на пол, а на ковер и обязательно в присутствии  зрителей. Если зрителей нет, реакция  сразу же прекращается.

 

По мнению Г.Е.Сухаревой, основу формирования истероидной личности составляет дисгармонический инфантилизм.

 

В группе сверстников подростки  с истероидными чертами характера обычно претендуют на лидерство, но, не обладая ни упорством эпилептоида, ни энергией гипертима, оказываются не на высоте положения и, как только замечают, что интерес и доверие окружающих к ним ослабевают, отказываются от лидерства или стремятся сменить группу [27].

 

Неустойчивый тип. Характеризуется  прежде всего психической незрелостью, которая проявляется поверхностностью суждений, поспешностью выводов и  в итоге приводит к легкомысленным поступкам.

 

Основные черты неустойчивого  типа характера - слабоволие, повышенная внушаемость и пассивная подчиняемость, отсюда невозможность выработать постоянные стойкие формы реагирования. Типично отсутствие устойчивых побуждений, влечений, желаний, стремлений.

 

Такие подростки склонны  к подражательству, конформности. Они неинициативны, внушаемы и легко поддаются мнению большинства.

 

Реакция эмансипации у  неустойчивых подростков формируется  рано, но не отличается силой и стойкостью. Они плохо переносят мелочную опеку, но быстро сникают перед волевой  личностью или мнением коллектива.

 

Самое страшное для таких  подростков - одиночество. Оставаясь  наедине с собой, они не знают, что делать, как поступить, чем  занять себя. Поэтому у них реакция  группирования достаточно выражена. Однако в неформальной группе эти  подростки в силу своей слабохарактерности почти всегда играют второстепенную роль исполнителя чужих желаний.

 

Попадая под влияние асоциальной  компании, они рано начинают половую  жизнь, легко склоняются к половым  извращениям [26].

 

Эмоционально-лабильный тип. Входит в состав более обширной группы, которую Е.Кречмер, а затем П.Б.Ганнушкин назвали «циклоидами». Помимо эмотивно-лабильного П.Б.Ганнушкин к группе циклоидов относил конституционально-депрессивный, конституционально-возбудимый и циклотимический типы.

 

Частая смена настроения не исключает глубины чувств и  переживаний. Такие подростки способны искренне и преданно любить, сопереживать чужому горю, испытывать чувство привязанности  к близким и друзьям, но только в том случае если пользуются взаимностью.

 

Реакции эмансипации выражены в неблагоприятной среде и  отсутствуют где подросток окружен  теплом, вниманием, не встречает резкой оппозиции своим быстрым перепадам  настроения.

 

Делинквентное поведение для таких подростков нехарактерно, но в период дистимии они бывают несдержанны, утрачивают чувство меры.

 

Суицидальные мысли возникают  внезапно и быстро реализуются, но чаще всего попытки к самоубийству носят «несерьезный», демонстративный  характер [5].

 

Гипертимный тип. Главная черта лиц с гипертимным типом особенностей характера - постоянно повышенный фон настроения. Такие подростки всегда пре исполнены безудержного оптимизма и беззаботного веселья. Они энергичны и предприимчивы. У них всегда цветущий, жизнерадостный вид. Мимика их живая и выразительная, движения быстрые и целеустремленные.

 

Гипертимы плохо переносят любую гиперопеку, не терпят нотаций и нравоучений, бурно реагируют на запреты и ограничения, но незлопамятны и легко прощают обиды.

 

Реакции эмансипации у  гипертимных подростков возникают часто, но не отличаются ни глубиной, ни продолжительностью. Неумение подчиняться и считаться с чужим мнением способствует раннему стремлению уйти из-под опеки старших, но самостоятельности хватает ненадолго.

 

В группе сверстников такие  подростки стараются занять лидирующее положение, и на какое-то время, благодаря  кипучей энергии и беззастенчивости, им это удается. В вопросах любви  и морали подростки с гипертимным типом характера неразборчивы, нещепетильны и стремятся как можно скорее реализовать свои сексуальные влечения. Для них не имеет большого значения, с кем они вступают в половую связь, их не волнует, что за этим последует, как на это посмотрят окружающие, лишь бы это было скорее. Они легко влюбляются, но на постоянную, преданную любовь не способны [21].

 

Таким образом, для подросткового  возраста термин «акцентуация характера» является наиболее точным. В детском  возрасте не сформирован еще и  тип характера и можно говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах.

Информация о работе Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков