Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Устойчивость личности так же является одной из центральных проблем изучения специфики функционирования Я концепции. Констатация того, что человек находится в постоянном потоке информации, меняющей его представления о мире и о самом себе, сталкивается с фактами избирательного отношения к этой информации в целях некоторой устойчивости своих представлений. Подоплека этого понятна - если представления будут изменяться по мере поступления любого нового знания, то человек будет просто дезориентирован в происходящем. Именно для предотвращения подобной ситуации у человека есть целый набор психологических защит. Защитные механизмы позволяют избежать реальность, исключить реальность, переопределить реальность или предать реальности противоположный знак

Содержание работы

Введение

Общая характеристика работы

1. Теоретико-методологические основания изучения типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков

1.1 Общее понятие о механизмах психологических защит личности

1.2 Основные виды и функции механизмов психологических защит

1.3 Типология акцентуаций характера

1.4 Характеристика акцентуаций характера в подростковом возрасте

1.5 Формы проявления нарушений поведения у подростков

Выводы

2. Эмпирическое исследование типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков

2.1 Организация и проведение эмпирического исследования

2.2 Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков

2.3 Статистический анализ типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков

Вывод

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков.docx

— 110.24 Кб (Скачать файл)

 

Итак, подавление происходит сознательно, но его причины могут  осознаваться, а могут и не осознаваться. Продукты подавления находятся в  предсознательном, а не уходят в бессознательное, как это можно видеть в процессе вытеснения. Подавление - сложный механизм защиты [10].

 

Идентификация. Механизм идентификации  получил свои истоки в психоанализе З. Фрейда. Идентификация осуществляется на основе эмоциональной связи с  другим лицом. Она сопровождается стремлением  человека походить на того, кого он любит, обожает, боготворит.

 

В классическом психоанализе под идентификацией понимается самое  раннее проявление чувств, эмоциональной  связи с другим лицом. Ребенок  привязывается к матери или к  отцу или замещающим их лицам, он старается  походить на них и благодаря идентификации  происходит формирование поведения  и свойств личности, взятых за образец.

 

Идентификация тесно связана  с механизмом интроекции, т.е. включением внешнего мира во внутренний мир человека. Последняя больше связана с ментальностью, в отличие от идентификации, которая  ситуативна и поддерживается поведенческими, экспрессивными особенностями. Взаимосвязь эта обусловливается тем, что процесс отождествления одного лица с другим может происходить одновременно с вовлечением личностью любимого объекта в собственные переживания. С возрастом круг лиц, в которых человек видит объект идентификации, расширяется и объект может терять свою привлекательность и субъективную значимость для личности.

 

Интроекции описаны Ф. Перлзом, который полагал, что интроектор делает то, что другие хотят, чтобы он сделал [10].

 

В качестве интроекций выступают "правила жизни", которые ребенок  получает от родителей и окружающих, так как этот процесс, в понимании  гештальтпсихологии, происходит как  процесс имитации, импритинга, ролевого обучения. Ребенок к своим интроекциям обдуманно начинает относиться, начиная с подросткового возраста, добиваясь своей персональной автономии. Осмысление, переработка и принятие (отказ) содержания интроекций происходит в течение всей жизни человека.

 

Интроекции имеют следующие  психосемантические проявления: "Я должен…", "Мне следует…". Они могут проявляться в нереалистических ожиданиях от других людей и от себя, в смене одних интроекций другими, стремлении жить по чужим правилам и др. Интроекции возникают в ситуациях, когда человек лишен возможности или желания анализировать, сравнивать, опровергать, сомневаться, доказывать, а предпочитает принимать на веру мнения, высказывания других людей [15].

 

При обесценивании целей  происходит отказ от бывшего желания  или его трансформация в другое, более достижимое.

 

Защитный механизм обесценивания  достижений и успехов окружающих, других людей в целом сложный  и, как правило, завуалирован, при  этом успех другого в одной  области обязательно связываются  с обсуждением его неуспеха, а  порой и провала в другой сфере.

 

Обесценивание достижений других происходит по алгоритму: предмет зависти - это то, что хочет иметь сам  автор высказывания, но пока его  не имеет; или то, чем человек тайно  гордится. Именно вторая часть фразы - способ повышения субъективной самооценки или уровня притязаний и снижения негативных эмоций, накапливающихся  завистью [15].

 

Рационализация. Другой способ для эго справиться с фрустрацией  и тревогой - это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение  к ложной аргументации, благодаря  которой иррациональное поведение  представляется таким образом, что  выглядит вполне разумным и поэтому  оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации [25, с. 75].

 

Э. Фромм заметил, что рационализация есть способ "остаться в стаде" и чувствовать себя личностью.

 

Рационализация основана на особенностях мышления принимать  решения путем "фильтрации" информации в соответствие с основными правилами  между "должен" и "нельзя" и  получением нужного в данный момент заключения для оправдания своего поступка (наличие доводов, доказательств, оправданий, необходимости именно такой, а не иной формы поведения). В последующем  индивид, как правило, не пытается пересматривать эти отношения.

 

Механизм рационализации близок к интеллектуализации, но в  первом случае весь подбор фактов личностью  направлен на доказательство утверждения  или отрицания цели, в то время  как во втором - ее ценности. Рационализация в большей степени связана  с мотивацией, интеллектуализация - логико-перцептивным компонентом психологической защиты.

 

Рационализация играет позитивную роль, когда человек живет в  ситуациях, вызывающих отрицательные  переживания и, тем самым, давая  возможность лучше адаптироваться к ним. Однако, частое использование  этого механизма психологической  защиты ведет к неадекватной оценке возникающих проблем, основанных на сериях обманчивых самооправданий.

 

Борьба с рационализацией  довольно затруднительна. Так, М.Е. Литвак предлагает личности на первом этапе  признать истинность своих желаний, мыслей и чувств, а позднее - стараться  поступать в соответствии с ними [10].

 

Интеллектуализация. В психоанализе одна из наиболее ясных трактовок  интеллектуализации дана А. Фрейд. Она  рассматривала интеллектуализацию как защитный механизм, доводящий  до крайности процесс, в ходе которого человек стремится овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями  и сознательно играя ими. По ее мнению, проблема заключается в том, как связать инстинктивную сторону  человеческой природы с остальной  жизнью, как выбрать между практикой  реализации бессознательных эмоций и их отвержением.

 

А. Фрейд считала интеллектуализацию специфическим защитным механизмом и выделяла следующие его характерные  черты:

 

1. Сосредоточенность на  конкретных объектах, реальных вещах  в противовес объектам фантазий.

 

2. Повышенное внимание  к процессу рассуждения, размышления.

 

3. Практическое отсутствие  связи рассуждений и реального  поведения.

 

4. Бегство от конфликта  сменяется поворотом к нему. Это  чисто интеллектуальный процесс  представляет собой обдумывание  и выработку множества способов  для предотвращения опасности.

 

Кроме того, в психоанализе этот термин употребляется при рассмотрении проблемы сопротивления процессу развития личности. Здесь выделяются два возможных  варианта поведения людей. Одни излагают свои проблемы исключительно в рациональных категориях. Так, при наличии проблемы выбора объекта любви рассуждают о сравнительных достоинствах брака  и свободной любви; другие рассказывают о своих воспоминаниях, эмоциях, но возникает впечатление будто  все происходит по заранее составленному  плану. Такие люди дают оценки и истолкования, избегая тем самым вторжения  в свое бессознательное.

 

Интеллектуализация развивается  в раннем подростковом возрасте для  анализа содержания эмоций ожидания, предвидения, боязни пережить разочарования. Образование механизма принято  соотносить с фрустрацией, связанной  с неудачами в конкуренции  со сверстниками.

 

Патологические формы  интеллектуализации обычно возникают  в связи с проблемой отчуждения и манипулятивного поведения. В результате манипулятор может хорошо говорить о красоте пейзажа, но не испытывать эмоций при виде его.

 

Терапия прежде всего направлена на обучение человека контролю и управлению процессом интеллектуализации, а  также на формирование способности  непосредственного отреагирования, выражения собственных эмоций [10].

 

Таким образом, цель интеллектуализации - самооправдание. Защитная тактика  состоит в акцентуировании или прямом приписывании собственному Я привлекательных качеств; своеобразной интерпретации личностных черт: трактовка агрессивности как активности, скупости как бережливости, эмоциональной несдержанности как принципиальности.

 

Компенсация - онтологически  самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм. Он предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.

 

Автором описания защитных механизмов компенсации и гиперкомпенсации является А. Адлер. Он разработал теорию, объясняющую причины, интенсивность заболеваний и их локализацию в теле. Он предположил, что у каждого человека отдельные органы слабее других, что делает их более восприимчивым к болезням и поражениям. Более того, А. Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был неполноценным от [19].

 

А. Адлер указал на то, что  процесс компенсации имеет место  и в психической сфере: люди часто  стремятся не только компенсировать недостаточность органа, но у них  также появляется субъективное чувство  неполноценности, которое развивается  из ощущения собственного психологического или социального бессилия. Ощущение неполноценности по разным причинам может стать чрезмерным. В ответ  на чувство неполноценности у  индивидуума появляются две формы  защитных механизмов: компенсация и  гиперкомпенсация. Гиперкомпенсация проявляется в том, что человек старается развить те данные, которые у него слабо развиты.

 

Компенсация же проявляется  в том, что вместо развития недостающего качества человек начинает интенсивно развивать тот признак, который  у него и так хорошо развит, компенсируя  тем самым свой недостаток. Этот вид компенсации называют косвенным, снижающим остроту неприятных переживаний [10].

 

Несколько иной компенсаторный механизм был предложен К.Г. Юнгом, разработавшим теорию комплексов, согласно который каждая личность существенно  множественна. Под комплексом понимается сочетание ассоциаций с физиологическими реакциями, обладающих собственной  энергией, имеющей тенденцию образовывать как бы отдельную маленькую личность.

 

Компенсация действует сообразно  принципу саморегуляции: личность естественным образом стремится уравновесить себя в среде разнообразных противоположных комплексов. Любое возникающее недовольство принадлежит текущей ситуации, подогнано под свое архетипическое значение и выражается в виде сновидений, эмоциональной неразберихи и др [19].

 

Ретрофлексия. По выражению  Ф. Перлза, ретрорефлектор (человек с ретрофлексивным защитным механизмом) делает для себя то, что он хотел бы сделать другим [30].

 

Описывая ретрофлексию, И. Полстер и М. Полстер, считали, что такая форма взаимодействий индивида с другими людьми позволяет ему становиться "отдельной и самосохраняемой единицей", подчеркивать свою центральную человеческую силу. Она может нередко вызывать стресс и напряжение, так как заключается во внутреннем Я и не выливается в поведенческих реакциях.

 

Ретрофлексия выражается в самоконтроле и самодисциплине и обеспечивает тип контроля, защищающий личность "от внешних вторжений  и влияний на ее переживания и  чувства". Как и многие защитные механизмы личности, ретрофлексии начинают формироваться в детстве.

 

 

Вместе с тем, во многих работах отмечается, что частые ретрофлексии могут вылиться в "нездоровье" - психосоматические нарушения, депрессию  и самодеструктивное поведение. Ретрофлексивные защиты имеют и внешнее выражение - напряжение мышц и мускульные проявления (сжатие кулаков, закусывание губ, совершение "боксерских" ударов по предметам, задержки дыхания и др.), изменения цвета кожи в местах блокирования энергии. В этих ситуациях важно "перераспределить" энергию и значительную ее часть направлять не на себя, а на окружающих [30].

 

Дефлексия проявляется во многих поступках, включая принудительные и аддитивные. Этот механизм часто возникает в результате недоверия, страха, угрозы безопасности, случившиеся в прошлом опыте индивида, предохраняя личность от эмоциональных срывов. Считается, что дефлексия - это стратегия личности, связанная с избеганием выбора, отказа от интенции.

 

Внешне дефлексия может проявляться в отсутствии зрительных контактов с партнерами по общению; специфических движениях тела - поворот его от контакта с человеком, постоянных движениях, топтании на месте и др. Для ослабления дефлекционных влияний человек должен учиться, прежде всего, освоению управления внутренними коммуникациями и способами внешних взаимодействий [30].

 

Регрессия. Еще один известный  защитный механизм, используемый для  защиты от тревоги, - это регрессия. Для регрессии характерен возврат  к ребячливым, детским моделям  поведения. Это способ смягчения  тревоги путем возврата к раннему  периоду жизни, более безопасному  и приятному. Узнаваемые без труда  проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности  как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет, противодействие  авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью [36].

 

Регрессия как защитный механизм личности была изучена и описана  З. Фрейдом, который понимал его  преимущественно как форму возвращения  бессознательного от генетически поздней  фазы развития к более ранней и  который осуществляется путем смены  различных психических систем. По этому поводу З. Фрейд писал, что  следует различать регрессию  трех видов:

 

- топическую, обусловленную  функционированием психического  аппарата;

 

- временную, при которой  вновь вступают в действие  прежние способы психической  организации;

 

- формальную, заменяющую  обычные способы выражения и  образного представления более  примитивными.

 

Эти три формы в основе своей едины, поскольку более  давнее во времени оказывается одновременно и более простым по форме, располагаясь в психологической топике в системе  восприятия.

 

Специфика регрессивных защитных механизмов состоит в преобладании ее пассивной позиции и свидетельствует  о неуверенности в принятии собственных  решений. В этом случае регрессирует именно личностное Я, демонстрируя ее слабость и приводит к упрощению (инфантилизации) или рассогласованности поведенческих структур [10].

 

Сублимация. Согласно З. Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях  адаптации изменить свои импульсы таким  образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается  как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных  импульсов, потому что она позволяет  эго изменить цель или/и объект импульсов  без сдерживания их проявления. Энергия  инстинктов отводится по другим каналам  выражения - тем, которые общество полагает приемлемыми. З. Фрейд утверждал, что  сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для  великих достижений в западной науке  и культуре. Он говорил, что сублимация сексуального влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры - благодаря  ей одной стал возможен необычайный  подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни [14].

Информация о работе Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков