Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:41, курсовая работа
Устойчивость личности так же является одной из центральных проблем изучения специфики функционирования Я концепции. Констатация того, что человек находится в постоянном потоке информации, меняющей его представления о мире и о самом себе, сталкивается с фактами избирательного отношения к этой информации в целях некоторой устойчивости своих представлений. Подоплека этого понятна - если представления будут изменяться по мере поступления любого нового знания, то человек будет просто дезориентирован в происходящем. Именно для предотвращения подобной ситуации у человека есть целый набор психологических защит. Защитные механизмы позволяют избежать реальность, исключить реальность, переопределить реальность или предать реальности противоположный знак
Введение
Общая характеристика работы
1. Теоретико-методологические основания изучения типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков
1.1 Общее понятие о механизмах психологических защит личности
1.2 Основные виды и функции механизмов психологических защит
1.3 Типология акцентуаций характера
1.4 Характеристика акцентуаций характера в подростковом возрасте
1.5 Формы проявления нарушений поведения у подростков
Выводы
2. Эмпирическое исследование типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования
2.2 Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков
2.3 Статистический анализ типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков
Вывод
Заключение
Список использованных источников
Методологической основой исследования является психоаналитический подход З. Фрейда, А. Фрейд, а так же подходы к изучению механизмов психологических защит Ф.Б.Березина и Ф. Перлза, и подход к исследованию акцентуаций характера К. Леонгарда, А.Е. Личко.
Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы в процессе исследования используются следующие методы: анализ и обобщение теоретических представлений по проблеме исследования; методы психофизиологического тестирования; качественно-количественный анализ полученных результатов, методы статистической обработки данных: линейная корреляция Пирсона.
При проведении исследования были использованы следующие методики:
1) «Опросник Леонгарда-Шмишека»
2) «Индекс жизненного стиля. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте»
Практическая значимость полученных результатов: результаты данного исследования могут использоваться педагогами и школьными психологами для коррекции и правильного подбора методов воспитания девиантных подростков.
Эмпирическая база исследования: данное психологическое исследование проводилось на базе Октябрьской СШ № 2.
В исследовании приняло участие 30 человек подросткового возраста (от 12 до 14 лет) стоящие на учете в ИДН и в группе риска.
60 % из общей численности составляют мальчики (18 человек).
40 % из общей численности составляют девочки (12 человек).
Структура и объём работы: введение, общая характеристика работы, две основные главы, заключение, приложения. Список литературы содержит 42 источника. Объем работы с приложением - 74 страницы.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТИПОВ
1.1 Общее понятие о механизмах психологических защит личности
психологическая защита акцентуация девиантный подросток
Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях [10].
Как правило, в условиях психологического напряжения адаптация человека происходит главным образом посредством двух механизмов: совладающего поведения - оно используется сознательно и направлено на активное изменение ситуации, - и психологической защиты [23].
Впервые термин «психологическая
защита» был применён в психоанализе
и использован З.Фрейдом в
Начиная с З. Фрейда и в
последующих работах
"Защита" и "сопротивление"
- особые механизмы психики,
В отечественной психологии концепции защитных механизмов также неоднозначны. Один из концептуальных подходов к психологическим защитам, представлен Ф.В. Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму.
Другой подход содержится в работах Б.Д. Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений - когнитивных, эмоциональных, поведенческих - с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я - концепцию. По их мнению, этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие - на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация). Устойчивость, частое использование, ригидность делают такие защитные механизмы вредными для развития личности. Общей чертой их является отказ личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы [15].
Вместе с тем, в современных
публикациях, посвященных обсуждаемой
проблеме, единодушно признается тот
факт, что механизмы защиты находятся
между потребностью личности и ее
удовлетворением. Отсюда - защита есть
зеркальное отражение возможного, но
не реализованного личностью процесса
мотивации или отражение
Таким образом, психологическая защита - это естественное противостояние человека окружающей среде. Она бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки.
Защита не есть "встроенная" от рождения личностная структура. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. В конечном итоге психологические защиты становятся способом существования нереализуемых влечений, желаний, потребностей.
Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
- они действуют на
- они искажают, отрицают,
трансформируют или
Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты - обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги.
Наиболее часто в научной литературе встречаются следующие типы психологических защит: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование (гиперкомпенсация), проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия, которые более подробно будут рассмотрены в следующей главе.
Таким образом, функции психологических
защит, с одной стороны, можно
рассматривать как позитивные, поскольку
они предохраняют личность от негативных
переживаний, восприятия психотравмирующей
информации, устраняют тревогу и
помогают сохранить в ситуации конфликта
самоуважение. С другой стороны, они
могут оцениваться и как
1.2 Основные виды и функции
механизмов психологических
В различных источниках описывается разное количество защит. Единой и общепризнанной их классификации нет. Часто психологические защиты делят на 2 группы:
1. Проективные: их цель - не допустить информацию в сознание (расщепление, проекция, отрицание, вытеснение, идентификация, идеализация и др.)
2. Дефинзивные: цель-исказить информацию (сублимация, рационализация и др.)
Согласно другим классификациям, в одну группу выделяют варианты защит, снижающих уровень тревоги, но не изменяющих характер побуждений (вытеснение, идентификация, аннулирование, изоляция); в другую группу объединяют формы защит ,при которых срабатывают механизмы, уменьшающие выраженность тревоги и при этом изменяющие направленность побуждений (аутоагрессия, регрессия, сублимация).
Ф.Б.Березин выделил 4 типа защиты:
1. Препятствующие осознанию
факторов, вызывающих тревогу, или
самой тревоги (отрицание,
2. Позволяющие фиксировать
тревогу на определенных
3. Снижающие уровень побуждений
(обесценивание исходных
4. Устраняющие тревогу
или модифицирующие её
Наиболее часто в научной литературе встречаются следующие типы психологических защит:
Вытеснение. Понятие вытеснения - одно из основных в психоанализе, введенное З. Фрейдом, и за его пределами не имеет специального психологического значения.
З. Фрейд рассматривал вытеснение
как первичную защиту Эго не только
по той причине, что оно является
основой для формирования более
сложных защитных механизмов, но также
потому, что оно обеспечивает наиболее
прямой путь ухода от тревоги. Описываемое
иногда как мотивированное забывание,
вытеснение представляет собой процесс
удаления из осознания мыслей и чувств,
причиняющих страдания. В результате
действия вытеснения индивидуумы не
осознают своих вызывающих тревогу
конфликтов, а также не помнят травматических
прошлых событий. Освобождение от тревоги
путем вытеснения не проходит бесследно.
З. Фрейд считал, что вытесненные
мысли и импульсы не теряют своей
активности в бессознательном, и
для предотвращения их прорыва в
сознание, требуется постоянная трата
психической энергии. Эта беспрерывная
трата ресурсов Эго может серьезно
ограничивать использование энергии
для более адаптивного, творческого
поведения. Однако постоянное стремление
вытесненного материала к открытому
выражению может получать кратковременное
удовлетворение в сновидениях, шутках,
оговорках и других проявлениях
того, что З. Фрейд называл «психопатологией
обыденной жизни». Более того, согласно
его теории, вытеснение играет роль
во всех формах невротического поведения,
в психосоматических
Вытеснение занимает особое
место среди остальных защитных
механизмов в связи с тем, что
это не только самый эффективный,
но и самый опасный механизм. Отъединение
от Я, наступающее вследствие изоляции
сознания от всего хода инстинктивной
и аффективной жизни, может полностью
разрушить целостность
Развитие вытеснения может привести в действие другой защитный механизм - проекцию. Кроме того, ряд авторов не делают принципиальных различий между механизмами вытеснения и подавления, другие же, напротив, анализируют их в отдельности [10].
Проекция. Психоаналитическое понимание проекции как защитного механизма начинается с работ З. Фрейда, впервые обнаружившего проекцию в паранойе и ревности, когда у человека вытесненные чувства, тревога и страх коренятся в нем самом и бессознательно переносятся на окружающих. Именно этот защитный механизм вызывает чувство одиночества, изолированности, зависти, агрессивности.
В таких ситуациях индивид, не осознавая что-либо в себе самом, может бессознательно достаточно точно "отслеживать" это в других людях. Проекция основывается на том, что личность бессознательно приписывает другим людям качества, которые присущи самому проецирующему и которые он не хочет иметь, не хочет осознавать [40].
Механизм защиты проекция тесно связан с другими защитными реакциями, так как сначала некоторый материал человек вытесняет, отрицает и только после этого он начинает четко замечать его в других людях, тем самым избавляясь от тревоги, внутренних конфликтов и укрепляет образ Я, свое самоотношение, трактуя поведение других людей, исходя из собственных мотивов.
Таким образом, проекция есть механизм защиты, связанный с формированием тенденции "перемещения на других" источников собственных проблем, неудовлетворенности, неудобства и др. Проецируя, индивид в своих неудачах обвиняет других и, как правило, именно в том, чего он боится в самом себе. Проекция, освобождая временно от негативных переживаний, делает человека либо чрезмерно подозрительным, либо очень беспечным.
Таким образом, в основе проекции лежит механизм отчуждения собственного Я, что позволяет "видеть" и воспринимать свои нежелательные личные качества в других людях, но не замечать их в себе, приписывая их другому.
Началом борьбы с проекцией является признание личностью своих недостатков, обращение внимания на содержание претензий, которые предъявляются окружающим [10].
Подавление - более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов [15]. Это психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идеи, аффекта и т.д.
Специфика действия механизма
подавления заключается в том, что
в отличие от вытеснения, когда
бессознательной оказывается
Информация о работе Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков