Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Устойчивость личности так же является одной из центральных проблем изучения специфики функционирования Я концепции. Констатация того, что человек находится в постоянном потоке информации, меняющей его представления о мире и о самом себе, сталкивается с фактами избирательного отношения к этой информации в целях некоторой устойчивости своих представлений. Подоплека этого понятна - если представления будут изменяться по мере поступления любого нового знания, то человек будет просто дезориентирован в происходящем. Именно для предотвращения подобной ситуации у человека есть целый набор психологических защит. Защитные механизмы позволяют избежать реальность, исключить реальность, переопределить реальность или предать реальности противоположный знак

Содержание работы

Введение

Общая характеристика работы

1. Теоретико-методологические основания изучения типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков

1.1 Общее понятие о механизмах психологических защит личности

1.2 Основные виды и функции механизмов психологических защит

1.3 Типология акцентуаций характера

1.4 Характеристика акцентуаций характера в подростковом возрасте

1.5 Формы проявления нарушений поведения у подростков

Выводы

2. Эмпирическое исследование типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков

2.1 Организация и проведение эмпирического исследования

2.2 Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков

2.3 Статистический анализ типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков

Вывод

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков.docx

— 110.24 Кб (Скачать файл)

 

Эпилептоидная акцентуация сама по себе предопределяет риск саморазрушающего поведения. Тяжелые дисфории с истинными суицидными поступками более характерны для эпилептоидных психопатий. При акцентуациях встречается демонстративное суицидальное поведение: настоящего намерения умереть нет, целью ставится причинить обидчику крайние неприятности или напугать кого-либо, добиваясь чего-то для себя. Истероидная акцентуация характера со свойственной ей демонстративностью и претенциозностью этими же качествами сказывается на саморазрушающем поведению. Именно этому типу акцентуации присущи демонстративные суицидные действия. Никакого намеренного желания умереть не бывает. Тайком предусматриваются все меры, чтобы этого не случилось. Стремятся лишь к тому, чтобы произвести наибольшее впечатление на окружающих, разжалобить или напугать их, но, главное, добиться желаемого [35].

 

Конформный тип акцентуации  характера широкого признания не получил и диагностируется относительно редко. Саморазрушающее поведение у представителей данного типа возможно как соучастие в групповых действиях «своей компании». Диапазон поступков довольно велик - от выпивок до весьма редких совместных суицидных действ [16].

 

Таким образом, в подростковом возрасте от типа акцентуации характера  в значительной мере зависят особенности  поведения в самых разных условиях и под влиянием различных обстоятельств. Основываясь на знании этого типа, можно со значительной вероятностью прогнозировать поведение в определенных ситуациях. В частности, можно предусмотреть  те психогенные факторы, которые  скорее всего способны побудить к  саморазрушающему поведению, а также те формы, в которые оно может вылиться.

 

Выводы

 

 

Таким образом, проанализировав  психологическую литературу по проблемам  типов психологической защиты и  акцентуаций характера у девиантных подростков, нами были сделаны следующие выводы по первой главе:

 

- Начиная с раннего  детства, и в течение всей  жизни, в психике человека возникают  и развиваются механизмы, традиционно  называемые "психологические защиты". Эти механизмы как бы предохраняют  осознание личностью различного  рода отрицательных эмоциональных  переживаний и перцепций, способствуют  сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

 

- В научной литературе  наиболее часто описываются такие  защитные механизмы, как отрицание,  вытеснение, регрессия, компенсация,  проекция, замещение, интеллектуализация, реактивные образования, подавление, изоляция, сублимация, фантазии.

 

- Изучением вопросов акцентуаций  характера и девиантного поведения занимались такие ученые как Г.М.Бехтерев, П.Б.Ганнушкин, О.В.Кербиков, Г.К.Ушаков, К. Леонгард, А.Е. Личко и Г. Хайер, В.В.Ковалев и М.И.Буянов, соответственно.

 

- В подростковом возрасте  наиболее ярко проявляются особенности  (акцентуации) характера. По существу  акцентуации - это крайние варианты  нормального характера. Лишь в  отдельных случаях эти особенности  напоминают психопатии, т.е. патологические  аномалии характера.

 

- Акцентуации могут быть  предрасполагающим фактором для  развития невротических реакций,  неврозов, патохарактерологических особенностей и т.д.

 

- Реакции эмансипации,  группирования со сверстниками, увлечения, сексуальные, так же, как и детские поведенческие  реакции в подростковом возрасте, могут быть как вариантами  поведения в норме, так и  представлять собой патологические  нарушения поведения (непсихотические и даже психотические).

 

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ТИПОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ  И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У  ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

 

 

2.1 Организация и проведение  эмпирического исследования

 

 

Методологической основой  исследования является психоаналитический подход З. Фрейда, А. Фрейд, а так же подходы к изучению механизмов психологических  защит Ф.Б.Березина и Ф. Перлза, и подход к исследованию акцентуаций характера К. Леонгарда, А.Е. Личко.

 

Цель исследования: изучить  типы психологической защиты и акцентуации  характера у девиантных подростков.

 

Задачи исследования:

 

1. Определить теоретико-методологические  основания изучения проблем типов  психологической защиты и акцентуаций  характера у девиантных подростков.

 

2. Организовать эмпирическое  исследование типов психологической  защиты и акцентуаций характера  у девиантных подростков.

 

3. Опираясь на результаты, установить, существуют ли взаимосвязь  между типами психологической  защиты и акцентуациями характера  у девиантных подростков.

 

Объектом исследования являются типы психологической защиты и акцентуации  характера, а предметом исследования - типы психологической защиты и  акцентуации характера у девиантных подростков.

 

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между типами психологической  защиты и акцентуациями характера  у девиантных подростков.

 

Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы в процессе исследования используются следующие методы: анализ и обобщение  теоретических представлений по проблеме исследования; методы психофизиологического  тестирования; качественно-количественный анализ полученных результатов, методы статистической обработки данных: линейная корреляция Пирсона.

 

Исследование проводилось  на базе Октябрьской СШ № 2.

 

В исследовании приняло участие 30 человек подросткового возраста (от 12 до 14 лет) состоящие на учете  в ИДН и в группе риска.

 

60 % из общей численности  составляют мальчики (18 человек).

 

40 % из общей численности  составляют девочки (12 человек).

 

При проведении исследования были использованы следующие методики:

 

1) «Опросник Леонгарда-Шмишека»

 

2) «Индекс жизненного стиля.  Опросник Плутчика-Келлермана-Конте»

 

Методика «Индекс жизненного стиля» (Опросник Плутчика-Келлермана-Конте) была предложена Р. Плутчиком, Г. Келлерманом и Г. Конте в 1979 году. Автором русскоязычного адаптированного варианта методики является Романова Е.С. (1991 г.)

 

Опросник состоит из 97 утверждений, требующих ответа по типу «верно - неверно». Опросник является личностным опросником и предназначен для диагностики механизмов защиты «Я».

 

Измеряются 8 видов механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование (гиперкомпенсация), проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции индивидуума, возникающие в различных ситуациях. Сырые баллы переводятся в процентали в соответствии с ключом (Приложение), строится профиль защитной структуры обследуемого.

 

Опросник Леонгарда-Шмишека, предназначенный для выявления наличия акцентуации характера. Опросник состоит из 88 утверждений. Испытуемым предлагается выразить свое отношение к каждому утверждению в баллах: 1 балл - «Нет, это совсем не так»

 

2 балла - «Пожалуй, так»

 

3 балла - «Верно»

 

4 балла - «Совершенно верно»

 

Методика позволяет выявить  следующие акцентуации: гипертимическую, возбудимую, эмотивную, дистимическую, тревожно-боязливую, аффективно-экзальтированную, аффективно-лабильную, застревающую, педантичную и демонстративную. Каждой из этих акцентуаций характера соответствуют от 4 до 12 утверждений, описывающих личностные реакции индивидуума, возникающие в различных ситуациях. Сырые баллы переводятся в соответствии с ключом (Приложение).

 

2.2 Типы психологической  защиты и акцентуации характера  у девиантных подростков

 

При анализе результатов  проведенного эмпирического исследования, были получены данные, приведенные  в таблице П.1 (Приложение).

 

Качественно-количественная обработка данных, полученных в ходе эмпирического изучения взаимосвязи  между типом психологической  защиты и акцентуацией характера  у девиантных подростков позволила получить следующие результаты (таблица 2.1).

 

 Таблица 2.1

 

Результаты качественно-количественного  анализа полученных данных

 

Тип акцентуации

 

характера

 

Защитный

 

механизм 

Гипертимный 

Возбудимый 

Эмотивный 

Дистимический 

Тревожно-боязливый 

Аффективно-

 

экзальтированный 

Аффективно-

 

лабильный 

Застревающий 

Педантичный 

Демонстративный 

 

Вытеснение 

16,7% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

 

Регрессия 

33,3% 

50% 

0% 

0% 

0% 

100% 

75% 

100% 

0% 

100% 

 

Замещение 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

 

Отрицание 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

 

Проекция 

50% 

50% 

100% 

0% 

100% 

0% 

25% 

0% 

0% 

0% 

 

Компенсация 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

 

Гиперкомпенсация 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

 

Рационализация 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

 

 

 

Как видно из таблицы 2.1 50% девиантных подростков с гипертимной акцентуацией характера используют в качестве психологической защиты проекцию, т.е. приписывают свои негативные характеристики другим, 33,3% - регрессию, т.е. прибегают к ребячеству, переносу в детство, 16,7% - вытеснение.

 

Половина (50%) возбудимых личностей  используют в травмирующей ситуации механизм регрессии, а вторая половина (50%) проекцию.

 

Все подростки данной выборки (100%) в ситуации угрозы прибегают  к механизму проекции.

 

Тревожно-боязливые личности (100%) свои неприемлемые мысли, чувства  и поведение приписывают другим людям, т.е. предпочитают механизм проекции.

 

Подростки данной выборки, обладающие аффективно-экзальтированным типом  акцентуации (100%) в ситуации какой-либо тревоги предпочитают вернуться  к ребячливым, детским моделям  поведения, т.е. используют механизм регрессии.

 

25% аффективно-лабильных личностей  используют в качестве психологической  защиты проекцию, а 75% - регрессию.

 

В состоянии угрозы, тревоги  подростки с застревающей и демонстративной  акцентуациями возвращаются в период раннего детства, более безопасному  и приятному, т.е. опять же используют регрессию.

 

2.3 Статистический анализ  типов психологической защиты  и акцентуаций характера у  девиантных подростков

 

 

Обработка полученных результатов  с помощью линейной корреляции Пирсона  в системе STATISTICA дала ряд статистически  значимых корреляций между защитными  механизмами и акцентуациями  характера (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2

 

Статистически значимые результаты расчета линейной корреляции Пирсона

 

Гиперимный тип 

Возбудимый

 

тип 

Тревожно-боязливый

 

тип 

Аффективно-экзальтированный тип 

Застревающий тип 

Демонстративный тип 

 

Вытеснение      

r = -0,451

 

p = 0,012 

 

Регрессия 

r =0,393

 

p = 0,032 

r =0,519

 

p=0,003  

r = 0,432

 

p = 0,017 

r = 0,376

 

p = 0,041  

 

Проекция 

r = -0,461

 

p = 0,010  

r = -0,370

 

p =0 ,044   

r = -0,404

 

p = 0,027 

 

 

 

Учитывая полученные результаты расчета линейной корреляции Пирсона, можно сделать выводы:

 

1. Между вытеснением и  демонстративным типом характера  существует статистически значимая (r =Р0,451Р,p < 0,05) отрицательная слабая взаимосвязь, т.е. для данной выборки низкие показатели по демонстративному типу характера обратнопропорционально связаны с высокими показателями по вытеснению, и наоборот, высокие показателей по демонстративному типу характера обратнопропорционально связаны с низкими показателями по вытеснению.

 

 

ВЫТЕСН - вытеснение; ДЕМОНСТР - демонстративный

 

Рис. 2.1 - Матричный график корреляции

 

 

Таким образом, проанализировав  таблицу 2.2 и рисунок 2.1, можно заключить, что чем ниже показатели по демонстративной  акцентуации характера, тем выше показатели по вытеснению, и наоборот, чем выше показатели по демонстративной  акцентуации характера, тем ниже показатели по вытеснению.

 

2. Между регрессией и  гипертимным типом характера существует статистически значимая (r =0,393, p < 0,05) положительная слабая взаимосвязь. То есть высокие показатели по регрессии прямопропорционально связаны с высокими показателями по гипертимной акцентуации, и наоборот, низкие показатели по регрессии прямопропорционально связаны с низкими показателями по гипертимной акцентуации.

 

3. Между регрессией и  возбудимым типом акцентуации  существует статистически значимая (r =0,519, p < 0,005) положительная умеренная взаимосвязь. То есть высокие показатели по регрессии прямопропорционально связаны с высокими показателями по возбудимой акцентуации, и наоборот, низкие показатели по регрессии прямопропорционально связаны с низкими показателями по возбудимой акцентуацией характера.

 

4. Между регрессией и  аффективно-экзальтированным типом  характера существует статистически  значимая (r =0,432, p < 0,05) положительная слабая взаимосвязь. То есть высокие показатели по регрессии прямопропорционально связаны с высоким показателями по аффективно-экзальтированной акцентуации, и наоборот, низкие показатели по регрессии прямопропорционально связаны с низкими показатели по аффективно-экзальтированной акцентуации характера.

Информация о работе Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков