Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Устойчивость личности так же является одной из центральных проблем изучения специфики функционирования Я концепции. Констатация того, что человек находится в постоянном потоке информации, меняющей его представления о мире и о самом себе, сталкивается с фактами избирательного отношения к этой информации в целях некоторой устойчивости своих представлений. Подоплека этого понятна - если представления будут изменяться по мере поступления любого нового знания, то человек будет просто дезориентирован в происходящем. Именно для предотвращения подобной ситуации у человека есть целый набор психологических защит. Защитные механизмы позволяют избежать реальность, исключить реальность, переопределить реальность или предать реальности противоположный знак

Содержание работы

Введение

Общая характеристика работы

1. Теоретико-методологические основания изучения типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков

1.1 Общее понятие о механизмах психологических защит личности

1.2 Основные виды и функции механизмов психологических защит

1.3 Типология акцентуаций характера

1.4 Характеристика акцентуаций характера в подростковом возрасте

1.5 Формы проявления нарушений поведения у подростков

Выводы

2. Эмпирическое исследование типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков

2.1 Организация и проведение эмпирического исследования

2.2 Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков

2.3 Статистический анализ типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков

Вывод

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков.docx

— 110.24 Кб (Скачать файл)

 

Реактивное образование. Иногда Эго может защищаться от запретных  импульсов, выражая в поведении  и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием, или обратным действием.

 

Противодействие особенно заметно  в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов на самом деле защищаются от собственных  гомосексуальных побуждений [13].

 

 

Отрицание. Когда человек  отказывается признавать, что произошло  неприятное событие, это значит, что  он включает такой защитный механизм, как отрицание. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда  люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное  заболевание). Согласно З. Фрейду, отрицание  наиболее типично для маленьких  детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание  в сильно травмирующих ситуациях) [42].

 

Отрицание и другие описанные  защитные механизмы представляют собой  пути, используемые психикой перед  лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия [14].

 

Все эти защитные механизмы  функционируют косвенным образом  и подсознательно, сокращая тревогу  путем маскировки угрожающих импульсов. Защитные механизмы не работали бы, если бы мы их узнавали. Как организм подсознательно защищает себя от болезни, так и наше Эго подсознательно защищает себя от чувства беспокойства [13].

 

Таким образом, как отмечал  З. Фрейд, каждый человек в какой-то степени использует защитные механизмы  и это становится нежелательным  только в том случае, если он чрезмерно  на них полагается. Зерна серьезных  психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда способы защиты за исключением  сублимации, приводят к искажению  реальности.

 

1.3 Типология акцентуаций  характера

 

С самого начала становления  учения о психопатиях возникла практически  важная проблема - как разграничить психопатии как патологические аномалии характера от крайних вариантов  нормы. Еще в 1886г. В.М. Бехтерев упоминал о «переходных степенях между  психопатией и нормальным состоянием», о том, что «психопатическое состояние  может быть выражено в столь слабой степени, что при обычных условиях оно не проявляется. В 1894г. бельгийский  психиатр Дайлиман выделил наряду с «неуравновешенными», еще и «легко теряющих равновесие». Подобные случаи Е.Капп назвал «дискордантно-нормальными», П.Б.Ганнушкин - «латентными психопатиями» [2].

 

Было предложено много  других наименований, но наиболее удачным  представляется термин К. Леонгарда - «акцентуированная личность» [21]. Это наименование подчеркивает, что речь идет именно о крайних вариантах нормы, а не о зачатках патологии, и что эта крайность сказывается в усилении, акцентуации отдельных черт. Однако правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. Личность - понятие более широкое, оно включает интеллект, способности, мировоззрение и т. п. Характер считается базисом личности, он формируется в основном в подростковом возрасте, личность как целое - уже при взрослении. Именно типы характера, а не личности в целом описаны К. Леонгардом, именно особенности характера отличают в его описаниях один тип от другого [8].

 

При акцентуациях адаптация  нарушается только при ударах по месту  наименьшего сопротивления, считает  К. Леонгард. Сходная мысль об «индивидуальной чувствительности» к психическим травмам была высказана В.Н.Мясищевым в отношении развития неврозов, Н.И.Фелинской, Н.Д. Лакосиной и Г.К.Ушаковым - в отношении возникновения разного рода других пограничных состояний [1;16; 24].

 

Таким образом, на основании  сказанного можно дать следующее  определение акцентуациям характера.

 

Акцентуации характера - это  крайние варианты его нормы, при  которых отдельные черты характера  чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении  определенного рода психогенных  воздействий при хорошей и  даже повышенной устойчивости к другим [21].

 

Следует еще раз подчеркнуть, что акцентуации характера представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому «акцентуация характера» не может быть психиатрическим диагнозом. Констатация акцентуации и ее типа - это определение преморбидного фона, на котором могут возникать различные расстройства - острые аффективные реакции, неврозы и иные реактивные состояния, непсихотические нарушения поведения, даже реактивные психозы - только они могут служить диагнозом. Однако в подавляющем большинстве случаев акцентуаций характера дело до развития подобных расстройств не доходит. По мнению К. Леонгарда, в развитых странах более половины популяции относится к акцентуированным личностям [20]. Выделяют явные и скрытые акцентуации.

 

Большинство типов акцентуаций  характера (кроме паранойяльного и  отчасти сенситивного) оказываются  наиболее выраженными именно в подростковом возрасте, что все же, как правило, не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. К концу подросткового  периода или по миновании его  проявления акцентуации могут сгладиться или быть компенсированы настолько, что кроме как при особых обстоятельствах, не выявляться вовсе [27].

 

Однако подростки с  явными акцентуациями характера  составляют группу «повышенного риска» - они податливы к определенным пагубным влияниям среды или психическим  травмам. Если психическая травма или  сложившаяся ситуация наносит удар по «слабому месту» данного типа акцентуации, то соответствующие черты характера  могут раскрыться пышным цветом, отражаясь  на всем поведении, заостряясь до психопатического уровня. В таких случаях можно  говорить о психопатических реакциях у акцентуированных подростков; имея в виду, что изменения обстановки, сглаживание следов психической  травмы, разрешение ситуации все вернет в обычное русло.

 

Наиболее частыми в  подростковом периоде нарушениями, возникающими на фоне акцентуаций характера, являются транзиторные непсихотические девиации поведения - делинквентность, алкоголизация, суицидальное поведение и др. Подоплекой этих ситуативно-обусловленных девиаций поведения могут быть поведенческие реакции, как общие для детей и подростков (реакции оппозиции, имитации, компенсации, гиперкомпенсации), так и специфически подростковые (реакции эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным увлечением) [35].

 

В отношении акцентуаций  существуют две классификации типов. Первая предложена К. Леонгардом, вторая разработана А.Е. Личко. В.В.Юстицкий сопоставил классификацию К. Леонгарда и А.Е.Личко. Однако во втором издании книги К. Леонгарда его классификация была несколько видоизменена. Сопоставление с нею приводится ниже:

 

В классификации К. Леонгарда отсутствуют довольно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астено-невротический тип. Дистимический тип в его классификации соответствует конституционально-депрессивному типу по П.Б.Ганнушкину, а застревающий тип - паранойяльному, оба они в подростковом возрасте практически не встречаются.

 

Циклоидный и конформный типы встречаются только в виде акцентуаций. Паранойяльный тип в подростковом возрасте проявляется чрезвычайно  редко, он раскрывается в 30-40 лет в  период полной социальной зрелости.

 

Астено-невротический и психастенический - типы акцентуаций, на основе которых преимущественно могут возникать соответствующие неврозы. Ниже рассматриваются различные черты характера и темперамента, формирующие человека как личность в тех случаях, когда он представляет собой отклонение от некоего стандарта [25].

 

Демонстративные личности. Сущность демонстративного или, при более  выраженной акцентуации, истерического  типа заключается в аномальной способности  к вытеснению. Этим понятием пользовался  З.Фрейд, который, собственно, и ввел его в психиатрию, где оно получило новое содержание, далеко отошедшее  от буквального значения этого слова. Смысл процесса вытеснения убедительно  иллюстрируется в приведенном ниже отрывке из Ницше («По ту сторону  добра и зла»). «Я сделал это - говорит  мне память. Я не мог этого сделать - говорит мне гордость, остающаяся в этом споре неумолимой. И вот  приходит момент, когда память, наконец, отступает».

 

По теории З.Фрейда, в связи  с вытеснением уже в раннем детстве возникает подсознательный  психический мир, чрезвычайно действенный, предрасполагающий к возникновению  впоследствии невроза.

 

Человек может в определенный момент или даже на очень длительное время вытеснить из памяти знание о событиях, которые не могут не быть ему известны. По сути, каждый из нас обладает способностью поступать  подобным образом с неприятными  для себя фактами. Однако это вытесненное  знание обычно остается у порога сознания, поэтому нельзя полностью игнорировать его. У истериков же эта способность  заходит очень далеко: они могут  совсем «забыть» о том, чего не желают знать, они способны лгать, вообще не осознавая, что лгут. Лица, вовсе  чуждые способности к демонстрации, не поймут разницы и сочтут неправду истерика самой обыкновенной ложью; отсюда и тенденция толковать  истерическое притворство как симуляцию,

 

Истерик, полностью вжившийся  в роль, не нуждается в том, чтобы  судорожно приспосабливать свое поведение к неожиданно изменившейся ситуации. Он реагирует всей личностью  в плане той роли, которую он в данный момент играет. Это вживание в роль может зайти настолько  далеко, что истерик на время перестает  принимать в расчет свою конечную цель.

 

Демонстративные личности в  любое мгновение могут вытеснить  из своей психики знания о каком-либо событии, а при необходимости  «вспомнить» о нем. Не исключено, однако, что эти личности полностью  могут забыть то, что они длительное время вытесняли из своей психики.

 

Особенность демонстративных  реакций заключается в том, что  их начало связано с осознанным или  хотя бы частично осознанным стремлением  к чему-либо. Ни одно желание не может  возникнуть абсолютно неосознанно; не может появиться неосознанно  и уверенность, что есть способ приблизиться к осуществлению этого желания. Лишь после того как цель проведена  через сознание, дальнейшее может  протекать уже неосознанно.

 

К словесному самовосхвалению  присоединяется тщеславное поведение, стремление всячески привлечь к себе внимание присутствующих. Чаще всего  именно эту потребность истериков  находиться в центре внимания принимают  за пресловутую жажду признания. Действительно, многие демонстративные  личности отличаются упорным стремлением  вызвать к себе внимание окружающих, хотя это тоже свойственно не всем истерикам. Данные черты могут быть связаны не с повышенной потребностью в признании, а с недостатком  выдержки, с отсутствием торможения. Поэтому у таких истериков  то же свойство выдвигает на передний план иные, хотя также сугубо эгоистические, устремления, например безудержную  жажду наживы.

 

То же поведение сохраняется  и у взрослых. Благодаря умению приспосабливаться люди демонстративного типа быстро находят друзей, которых  привлекает их общительность, готовность услужить, к другим же чертам новые  друзья не присматриваются. Любопытно, что в то время как объективно у больной констатируется отсутствие воли к труду, коллеги по работе нередко  хвалят ее за трудолюбие. Они настолько  ослеплены ее обходительностью, что  не могут даже подумать о ней плохо. Впрочем, обходительность проявляется  истериками лишь там, где она им выгодна [34].

 

Педантические личности. На уровне явной патологии личности педантическому типу соответствует  ананкастическая психопатия. У лиц педантического типа, в противоположность демонстративному, в психической деятельности исключительно мало представлены механизмы вытеснения. Если поступки истериков характеризуются отсутствием разумного взвешивания, то ананкасты «тянут» с решением даже тогда, когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена. Они хотят, прежде чем начать действовать, еще и еще раз убедиться, что лучшее решение найти невозможно, что более удачных вариантов не существует. Ананкаст не способен вытеснять сомнения, а это тормозит его действия. Таким образом, необдуманности истериков противопоставляется нерешительность ананкастов. Разумеется, решения, с которыми связаны колебания педантичного субъекта, должны быть в какой-то мере важны для него: оказывать сопротивление естественному вытеснению трудно лишь тогда, когда неверный поступок грозит либо вызвать неприятности, либо воспрепятствовать приятному. То, что для человека не имеет серьезного значения, сознание вытесняет без всякого труда, для этого не нужно принимать особого решения даже ананкасту.

 

При отсутствии невроза педантичность  наносит ущерб личности только тогда, когда она приобретает болезненный  характер. Способность принять решение  в этих случаях настолько резко  нарушена, что человек не в состоянии  нормально работать. Обуреваемый  сомнениями, он вновь и вновь проверяет, удовлетворителен ли результат его  труда, можно ли считать работу законченной.

 

Если педантичность выступает  лишь как акцентуированная черта  характера, то описанные выше отрицательные  моменты не проявляются. Поведение  педантической личности не выходит  за пределы разумного, и в этих случаях часто сказываются преимущества, связанные с тенденцией к основательности, четкости, законченности [32].

 

Застревающие личности. Основой  застревающего, параноического, типа акцентуации  личности является патологическая стойкость  аффекта.

 

У застревающей личности действие аффекта прекращается гораздо медленнее, чем у других людей и стоит  лишь вернуться мыслью к случившемуся, как немедленно оживают и сопровождавшие стресс эмоции. Аффект у такой личности держится очень долгое время, хотя никакие  новые переживания его не активизируют.

Информация о работе Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков