Рисунок 1 – Динамическая
двухфакторная модель родительского отношения
(по Е. Шаферу).
Конкретная родительская
позиция определяется выраженностью каждого
из компонентов и их взаимосвязанностью.
Наиболее благоприятным считается родительское
отношение, находящееся в секторе 1, наиболее
неблагоприятным - в 3 и 4 секторах [2, с.
76].
В отечественной психологии
были так же описаны типологии родительского
отношения на основе анализа клинических
данных. В.И. Гарбузов с соавторами выделили
три типа неправильного воспитания:
- неприятие индивидуальных
особенностей ребенка;
- гиперсоциализация, выражающаяся
в повышенных требованиях к ребенку без
учета его индивидуальных особенностей;
- эгоцентризм, когда ребенок
становиться "кумиром семьи", "смыслом
жизни" для родителей.
Все три типа воспитания крайне
неблагоприятны для развития ребенка
и ведут к формированию различных неврозов.
А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер
описали следующие типы неправильного
семейного воспитания:
- потворствующая гиперпротекция;
- доминирующая гиперпротекция;
- повышенная моральная ответственность;
- эмоциональное отвержение;
- жестокое обращение;
- гипопротекция.
А.И. Захаров полагает, что
родительское отношение может быть оценено
по следующим параметрам:
- интенсивность эмоционального
контакта родителя и ребенка: гиперопека
/ опека и принятие / непринятие ребенка;
- параметры контроля, среди
которых выделяется разрешительный, допускающий,
ситуативный и ограничительный контроль;
- последовательность
- непоследовательность воспитания;
- аффективная устойчивость
- неустойчивость родителя;
- тревожность - нетревожность
родителя.
А.Я. Варга [1] выделила три
составляющие родительского отношения:
1) интегральное принятие
- отвержение ребенка;
2) межличностная дистанция
родителя и ребенка;
3) формы и направление
родительского контроля;
4) социальная желательность
поведения ребенка для родителя.
Каждая образующая содержит
три компонента: эмоциональный, поведенческий
и когнитивный.
Детско-родительские отношения
очень неоднозначны, факт их противоречивости
и амбивалентности был клинически подтвержден
в работе А.Я. Варга. Она считает, что такие
элементы эмоционального компонента родительского
отношения, как симпатия - антипатия и
уважение - неуважение, бесконечно разнообразны
по содержанию в зависимости от времени
и ситуации. Родительское отношение имеет
устойчивые и неустойчивые черты. Устойчивые
черты внеситуативны, они проявляются
в таких базовых модальностях, как, например
принятие - непринятие, и во многом определяют
тип родительского отношения. Неустойчивые
черты ситуативны, подвержены воздействию
различных внешних и внутренних факторов,
они оказывают незначительное влияние
на родительское отношение в целом, однако
в крайних вариантах эти черты могут закрепиться
в своеобразный "неустойчивый" тип
родительского отношения, крайне неблагоприятный
для развития ребенка.
А.С. Спиваковская подчеркивает,
что абсолютного идеала, нормы в воспитательной
деятельности не существует: отношения
с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы,
однако можно сформулировать основные
"правила", которым родителям необходимо
следовать - это любовь и независимость.
Родительская любовь и уверенность ребенка
в родительской любви являются источником
и гарантией его эмоционального благополучия,
телесного и душевного здоровья. Предоставление
ребенку определенной меры самостоятельности
зависит от его возраста и мотивов воспитания
[2, с.78].
1.1.3 Факторы, влияющие на
формирование типа родительского
отношения
Существует множество детерминант,
которые влияют на формирование того или
иного типа родительского отношения. Основные
из них следующие:
- культурные детерминанты
родительского отношения - в каждой культуре
имеются свои представления о детстве
и воспитании детей. Родительские представления
о детях, зафиксированные в культурных
ценностях, важны для понимания того, как
семья формирует социо-культурное окружение,
в котором развивается ребенок;
- опыт родителей на формирование
родительского поведения - родительское
отношение может быть обусловлено тем,
что родители неосознанно воспроизводят
в собственной семье те проблемы, которые
они не смогли разрешить в своем детстве.
Например, инфантилизация ребенка, игнорирование
и нежелание его повзросления могут быть
связаны с особенностью биографии самого
родителя. Если родитель имел младшую
сестру или брата, на которых в свое время
переместилась любовь его собственных
родителей, то свой более старший возраст
он мог воспринимать как несчастливый
период жизни. Это может быть одной из
причин, по которой родители стремятся
"задержать" повзросление собственного
ребенка [3, c. 117];
- модель прародительской семьи
как фактор родительского поведения -
отношения с близкими людьми в детский
период жизни являются источником формирования
системы отношений во взрослом возрасте.
Глядя на родителей и бессознательно подражая
им, ребенок усваивает семейные образцы
поведения, у него с раннего возраста формируется
эмоциональная установка по отношению
к будущему супругу. Ребенок запоминает
то, как родитель, с которым он себя идентифицирует,
общается с другим родителем, запоминает,
чтобы, став взрослым, подчас вопреки своей
воле воспроизвести в своей семье усвоенные
когда-то способы общения [2, с.53];
- нереализованная потребность
родителя предполагает то, что для некоторых
родителей воспитание становится основной
деятельностью, основным смыслом жизни,
а ребенок - единственным объектом удовлетворения
этой потребности. Родители бессознательно
начинают вести борьбу за сохранение своей
близости с ним. При этом возрастное отдаление
ребенка, повышение значимости других
людей в его жизни воспринимается родителями
как угроза собственным интересам. В результате
родитель препятствует всякому проявлению
самостоятельности у ребенка. У другой
группы родителей преобладает мотив реализации
потребности достижения. В этих случаях мотивация воспитания
сводится к достижению определенных целей,
часто выбор этих целей родителями не
вполне осознан, но отчетливо связан с
достижениями в собственной жизни [5, с.42];
- личностные особенности родителей
- еще один фактор, влияющий на формирование
того или иного типа родительского отношения.
Для того чтобы успешно справиться с воспитательными
заботами, родитель должен обладать определенными
личностными качествами. Круг этих качеств
весьма широк. Например, качества, необходимые
для регулирования своих эмоциональных
состояний, преодоления состояния фрустрации:
умение подчинить желание данного момента
целям будущего, терпение и т.д. Нервно-психические
расстройства членов семьи видоизменяют
эти качества, что может привести к полной
утрате возможности выполнять воспитательные
функции. На особенности родительского
отношения так же влияют устойчивые черты
характера родителей. Патологическая
заостренность черт характера родителей
порождает специфические особенности
во взаимоотношениях с ребенком [2, с. 57];
- конфликтные супружеские
отношения являются так же очень значимыми
в выборе определенного типа отношения
с ребенком. Многочисленные исследования
показали взаимосвязь между особенностями
супружеского общения и свойствами личности
ребенка. От характера и состояния супружеских
отношений зависят воспитательные возможности
семьи. Такие качества детей как ответственность,
трудолюбие, значимо коррелируют с отсутствием
серьезных конфликтов между родителями,
и наоборот;
- личностные особенности ребенка
в некоторой степени так же определяет
особенности отношения родителя к ребенку.
В отечественной психологии подчеркивается
изначальная социальная активность ребенка,
которая оказывает влияние на родительское
поведение и родительское отношение. Стиль
родительского поведения формируется
очень рано. Для формирования родительского
отношения важны врожденные особенности нервной системы ребенка. Так, высокая
ритмичность сна и бодрствования существенно
облегчает уход за новорожденным, вызывает
у матери чувство удовлетворения ребенком,
и наоборот, неизбежные реакции протеста
будут напрягать и раздражать мать;
- обстоятельства рождения
ребенка очень часто оказываются самым
важным фактором, влияющим на особенности
родительского отношения. Это отношение
может меняться со временем, но иногда
оно остается таким, каким было сформировано
еще до рождения ребенка. Если родители
долго ждали ребенка или роды были тяжелыми,
или же ребенок перенес в раннем детстве
тяжелое заболевание, то у родителей возникает
страх потерять ребенка. Как результат
такого отношения формируется такой тип
родительского отношения, который предполагает
повышенную заботу, опеку, всепрощение
и поощрение ребенка во всем. Преждевременность
же появления ребенка, его непланируемость,
нежеланность, несоответствие пола ожидаемому
могут приводить к отвержению ребенка
[18, с. 64].
1.2 Семейное воспитание
1.2.1 Принципы и содержание
семейного воспитания
Семейное воспитание – это система воспитания
и образования, складывающаяся в условиях
конкретной семьи силами родителей и родственников.
На него влияют наследственность и биологическое
(природное) здоровье детей и родителей,
материально-экономическая обеспеченность,
социальное положение, уклад жизни, количество
членов семьи, место проживания семьи
(место дома), отношение к ребенку. Все
это органично переплетается и в каждом
конкретном случае проявляется по-разному.
Каковы задачи семьи? В общем
они состоят в том, чтобы:
создать максимальные условия
для роста и развития ребенка;
обеспечить социально-экономическую
и психологическую защиту ребенка;
передать опыт создания и сохранения
семьи, воспитания в ней детей и отношения
к старшим;
научить детей полезным прикладным
навыкам и умениям, направленным на самообслуживание
и помощь близким;
воспитать чувство собственного
достоинства, ценности собственного «Я».
1.2.1.1 Семейное воспитание имеет
и свои принципы
Наиболее общие из них:
гуманность и милосердие к растущему
человеку;
вовлечение детей в жизнедеятельность
семьи как равноправных участников;
открытость и доверительность
отношений с детьми;
оптимистичность взаимоотношений
в семье;
последовательность в своих
требованиях (не требовать невозможного);
оказание посильной помощи
своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Кроме этих принципов, есть
ряд частных, но не менее значимых для
семейного воспитания правил:
запрещение физических наказаний,
запрещение читать чужие письма и дневники,
не говорить слишком много,
не требовать немедленного повиновения,
Все принципы, однако, сводятся
к одной мысли: детям рады в семье не потому,
что дети хорошие, с ними легко, а дети
хорошие и с ними легко оттого, что им рады
[6].
Содержание семейного воспитания
охватывает все направления. В семье осуществляется
физическое, эстетическое, трудовое, умственное
и нравственное воспитание детей, видоизменяясь
от возраста к возрасту. По мере сил родители
и близкие в семье дают ребятам знания
о природе, обществе, производстве, профессиях,
технике, формируют опыт творческой деятельности,
вырабатывают некоторые интеллектуальные
навыки, наконец, воспитывают отношение
к миру, людям, профессии, жизни.
Особое место в семейном воспитании
занимает нравственное воспитание, и в
первую очередь воспитание таких качеств
как доброжелательность, доброта, внимание
и милосердие к старшим, младшим и слабым,
честность, открытость, трудолюбие. Иногда
сюда относят послушание, но не все считают
его добродетелью.
Семейному воспитанию присущи
свои методы, а вернее, приоритетное использование
некоторых из них. Это личный пример, обсуждение,
доверие, показ, проявление любви, сопереживание,
возвышение личности, контроль, юмор, поручение,
традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор
идет сугубо индивидуально с учетом конкретных
ситуативных условий.
1.2.2 История стилей в соответствии
со временем
Л. Демоз полагает, что
эволюция взаимоотношений между
родителями и детьми составляет
независимый источник исторических
изменений. В соответствии со
своими идеями он подразделяет
всю историю детства на шесть
периодов, каждому из которых
соответствует свой стиль воспитания,
характер взаимоотношений между
родителями и детьми.
Инфантицидный стиль (с древности
до IV в. н. э.) – характеризуется массовым детоубийством (инфантицид) – убийство новорожденных младенцев, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. Символом этого стиля служит образ Медеи.
Бросающий стиль (IV – XIII вв.) как только признается наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенка под различными предлогами пытаются сбыть с рук. Его отдают кормилице, пристраивают в монастырь или на воспитание в чужую семью. Символом стиля служит Грезельда, оставившая своих детей на произвол судьбы ради доказательства любви к своему мужу.
Амбивалентный стиль (XIII – XVII вв.) определятся тем, что ребенку уже дозволенно войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, хотя ему еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Распространенный педагогический образ этой эпохи - «лепка» характера, как если бы ребенок был сделан из мягкого воска или глины. Если же он сопротивлялся, его беспощадно били, «выколачичавали» своеволие, как злое начало.
Навязчивый стиль (XVIII вв.) ребенка уже не считают опасным
существом или простым объектом
физического ухода. Родители становятся
ему значительно ближе. Но это сопровождается
навязчивым стремлением постоянно контролировать
не только поведение, но и внутренний мир,
мысли, волю и чувства ребенка. Такое положение
значительно усиливает конфликты отцов
и детей.
Социализирующий стиль (XIX – сер.XX вв.) делает целью воспитания не только завоевания и подчинения ребенка, сколько тренировку его воли, подготовку к будущей самостоятельной жизни. Стиль имеет разные теоретические обоснования, но во всех случаях ребенок мыслится скорее объектом, нежели субъектом социализации.
Свободный стиль (с сер.XX в.) предполагает, что ребенок лучше родителей знает, что для него лучше на каждой стадии его жизни. Поэтому родители стремятся не только дисциплинировать и «формировать» детей, сколько помогать индивидуализации ребенка. Отсюда стремление к эмоциональному контакту с детьми, взаимопонимание.
1.2.2.2 Стили современного общения:
авторитарный, либеральный,
демократический
Авторитарный стиль. Авторитарные
родители в воспитании придерживаются
традиционного канона: авторитет, власть
родителей, безоговорочное послушание
детей. Как правило, при этом наблюдается
низкий уровень вербальной коммуникации,
применяются наказания, запреты и требования
отличаются ригидностью и жестокостью.
Формируется зависимость, неспособность
к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность,
низкая степень социальной и коммуникативной
компетентности, низкий уровень социальной
ответственности с моральной ориентацией
на внешний авторитет и власть. Мальчики
нередко демонстрировали агрессивность
и низкий уровень волевой и произвольной
регуляции.
Либеральный стиль. Либеральные
родители намеренно ставят себя на одну
ступень с детьми. Ребенку предоставляется
полная свобода: он должен ко всему прийти
самостоятельно, на основании собственного
опыта. Никаких правил, запретов, регламентаций
поведения нет. Реальная помощь и поддержка
со стороны родителей отсутствует. Уровень
ожиданий в отношении достижений ребенка
в семье не декларируется. Формируется
инфантильность, высокая тревожность,
отсутствие независимости, страх реальной
деятельности и достижений. Наблюдается
либо избегание ответственности, либо
импульсивность.