Типы родительского отношения и виды воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Структурной начальной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей.
Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье формируются все личностные качества. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи.

Файлы: 1 файл

курсовая. психология.docx

— 125.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2.3 Процедура исследования  и участники

 

В исследовании приняли участие 40 семей: из них 40 родителей и 40 детей в возрасте 5-6 лет. Выборка являлась случайной. Исследование состояло из 3-х этапов.

 

Первый этап:

Родителям было предложено поучаствовать в исследованиях в рамках дипломного проекта и те из них, которые соглашались, получали по одному опроснику (ОРО). Опросник содержал следующую инструкцию: Уважаемый родитель, просим Вас ответить на предложенные вопросы как можно более откровенно. Отвечайте, пожалуйста, не задумываясь. В тесте нет правильных и неправильных ответов. Вам предлагается отметить то утверждение, которое в большей степени относится к взаимоотношениям в вашей семье.

На заполнение опросника отводилось 10 – 15 минут, затем опросные листы собирались и подвергались интерпретации.

 

Второй этап:

С детьми родителей, которые заполнили опросники, проводилось исследование с помощью комплекса методик, для выявления особенностей самооценки. Каждый ребенок отдельно проходил в специально отведенное помещение того учреждения, которое он посещал. В течении 5-10 минут ребенок рисовал рисунок семьи, затем он обследовался по следующим 2-м методикам («Лесенка», «ЦТО»).

 

Третий этап:

В каждой из 4-х групп родительского отношения находилась взаимосвязь между типом родительского отношения и особенностями самооценки ребенка.

 

2.4 Обработка и интерпретация  результатов

 

1. После заполнения опросников  всеми родителями по каждому  результату опросника был составлен  график родительского отношения. Мы использовали график системы  координат. По оси Х мы разместили 5 шкал ("принятие - отвержение", "кооперация", "симбиоз", "авторитарная гиперсоциализация" и "маленький неудачник"), ось  У показывала выраженность каждого  из компонентов родительского  отношения в процентах. Анализ  структуры и интерпретации опросника  показал, что идеальное родительское  отношение предполагает график, на котором показатель по первой  шкале приближен к 0%, по второй - к 100%, по третьей и четвертой - к 50%, по пятой - к 0%. В связи с  этим был построен график идеального родительского отношения, и определен приемлемый или допустимый график родительского отношения. Этот график, по нашему мнению, должен располагаться в пределах ограниченных показателями 30% и 70% по оси У.

Далее мы рассортировали наиболее схожие графики типов родительского отношения. Те графики, которые входили в допустимые пределы по оси У или были близки к идеальному типу родительского отношения, мы отнесли в одну группу и дали ей название – сбалансированный тип родительского отношения. Те графики, на которых явно были выражены показатели по шкале симбиоза и инфантилизации, были отнесены в группу родительского отношения с названием симбиотический с элементами инфантилизации. Графики, на которых выделялись шкалы симбиоза и низкой кооперации, были отложены в группу родительского отношения с названием симбиотический с элементами конфронтации. Последняя группа родительского отношения отличалась выраженностью показателей по шкалам авторитаризм и инфантилизация. Этой группе было присвоено название авторитарного типа родительского отношения с элементами инфантилизации. В каждую группу вошло по 9 родителей. Остальные 4 графика из 40 не вошли ни в одну группу по причине отсутствия схожих показателей. Эти типы родительского отношения были отличны от всех остальных и представляли индивидуально-своеобразные варианты.

2. По результатам комплекса  методик для исследования особенностей  образа «Я» и самооценки, выделялись  группы детей с разными уровнями  самооценки, разными позициями и  разным характером рисунка в 4-х  группах родительского отношения. Результаты этого анализа представлены  в таблицах 1, 2, 3 и 4.

 

 

 

Таблица 2 – Особенности образа «Я» и самооценки ребенка при сбалансированном типе родительского отношения

Имя ребенка

№ ступеньки по «Лесенке»

Последовательность выбора себя по «ЦТО»

Анализ детского рисунка по методике "Рисунок семьи"

Последовательность рисования себя

Отсутствие себя на рисунке

Изображение себя после вопроса

Позиция ребенка по Г.Т. Хоментаускасу

Общие особенности рисунка и

 интерпретация

1

Алена З.

3

2

1

-

-

Поз.2

Интерпретация по методике «Рисунок семьи»Вся семья нарисована, размеры пропор- циональны, сама прорисована лучше всех

2

Лиза Ш.

3

2

2

-

-

Поз.1

Вся семья нарисована, размеры пропорциональны

3

Полина К.

3

1

1

-

-

Поз.1

Вся семья нарисована, размеры пропорциональны

4

Мелисса А.

3

Посл.

Посл.

-

-

Поз.1

Убеждение в значимости интеллекта, визуальный контакт

5

Изабель Ш.

3

2

1

-

-

Поз.2

Рисует только себя, самоценность, высокая самооценка

6

Артем Б.

3

Посл.

2

-

-

Поз.1

Ощущение недостаточности достигнутого

7

Данил К.

3

1

Посл.

-

-

Поз.1

Недостаточный контакт, застенчивость

8

Лена Г.

3

2

1

-

-

Поз.1

Все члены семьи нарисованы пропорционально и детально

9

Оля В.

3

1

1

-

-

Поз.2

Вся семья нарисована, сама прорисована детально

Итог

 

9 детей-3 ступень

3 реб.- 1 выбор, 4 реб.-2 , 2 -.посл.

4 реб.-1 изображение, 2 реб.-2, 2- посл.

Все дети нарисовали себя

Все дети рисуют се бя без на

поминания

6 детей- 1 позиция, 3 реб.- 2.

Основная особенность: Рисунок содержит всех членов семьи (в одном случае только себя), изображение ребенка говорит о благоприятной самооценке


 

Дети, родители которых вошли в группу со сбалансированным типом родительского отношения, занимают 1 и 2 позиции по Г.Т. Хоментаускасу. Это наиболее благоприятные позиции детей, при которых формируется адекватная или слегка завышенная самооценка. Из таблицы 1 мы видим, что все дети считают себя лучшими (по методике «Лесенка»), большее количество детей выбирают и рисуют себя первыми в методиках «ЦТО» и «Рисунок семьи». Размер ребенка на рисунке либо соответствует пропорциям либо немного увеличен и является одинаковым с размером изображения родителей. По общей интерпретации рисунка можно сказать, что дети чувствуют себя в семье достаточно комфортно. Результаты говорят о том, что у детей из этой группы наблюдается сформированность и четкость образа «Я» и самооценка ближе к адекватной.

 

 

Таблица 3 – Особенности образа «Я» и самооценки ребенка при симбиотическом типе родительского отношения с элементами инфантилизации

Имя ребенка

ступеньки по «Лесенке»

Последовательность выбора себя по «ЦТО»

Анализ детского рисунка по методике «Рисунок семьи»

Последовательность рисования себя

Отсутствие себя на рисунке

Изображение себя после вопроса

Позиция ребенка по Г.Т. Хоментаускасу

Общие особенности рисунка и интерпретация

1

Данил У.

2

Посл.

Посл.

-

+

Поз.3

Стремление быть незаметным, отсутствие опоры, связь с матерью

2

Настя С.

3

Посл.

Посл.

-

-

Поз.1

Связь с матерью, отсутствие опоры, защита, осторожность

3

Настя Б.

2

1

2

-

-

Поз.1

Все члены пропорциональны, мама является значимым человеком

4

Оля Н.

3

2

1

-

-

Поз.2

Сама и сестра большого размера и хорошо прорисованы

5

Кристина П.

3

Посл.

-

+

-

Поз.3

Малоценность, исключение себя из семьи, значимость матери

6

Полина Н.

3

-

-

+

-

Поз.3

Малоценность, желание иметь близкого друга, исключение себя из семьи

7

Аня Н.

3

Посл.

-

+

-

Поз.3

Ищет друга в лице матери, мать очень яркая, значимая

8

Максим Л.

3

Посл.

-

+

-

Поз.3

Малоценность, исключение себя из семьи

9

Антон Ш.

3

Посл.

Посл.

-

+

Поз.3

Сам нарисован безликим, большая дистанция с родителями, желание иметь друга в лице родителей

Итог

 

7 детей – 3 ступень, 2 реб.-2

1 реб-1 выбор, 1-2-й, 6 детей-посл., 1-не выбор 

1 реб- 1 изображение, 1 реб.-2-е, 3-посл, 4- не нари- сованы

4 реб. не рисуют себя

2 реб. рисуют себя после  вопроса

2 реб-1 позиция, 1 реб.- 2-я

6 детей – 3-я

Общее на рисунках: У детей наблюдается симбиоз с матерью, многие чувствуют себя неуверенно и мало ценят себя


 

 

 

Симбиотический тип родительского отношения с элементами инфантилизации влияет на формирование преимущественно 3-й позиции у детей. Интерпретация детских рисунков показала, что большинство детей видят родителей (особенно мать) очень значимыми и важными, симбиотически связаны с ними или желают иметь друга в их лице. Кроме этого из таблицы видно, что дети оценивают себя как очень хороших детей, но по методикам «ЦТО» и «Рисунок семьи» только незначительное количество детей выбирают себя первыми, а вот последними выбирает себя большая часть детей этой группы. Более того, почти половина детей исключают себя из семьи. В 4-х случаях из 9-ти дети не нарисовали себя, изображая семью. Это позволяет сделать вывод, что дети этой группы считают себя малоценными, малозначимыми и даже стремятся быть незаметными.

 

 

 

Таблица 4 – Особенности образа «Я» и самооценки ребенка при авторитарном типе родительского отношения с элементами инфантилизации

Имя ребенка

ступеньки по «Лесенке»

Последовательность выбора себя по «ЦТО»

Анализ детского рисунка по методике «Рисунок семьи»

Последовательность рисования себя

Отсутствие себя на рисунке

Изображение себя после вопроса

Позиция ребенка по Г.Т. Хоментаускасу

Общие особенности рисунка и интерпретация

1

Леша М.

3

Посл.

-

+

-

Поз.3

Исключение себя из семьи, чувство физической или психологич. неловкости

2

Эдик Г.

3

Посл.

-

+

-

Поз.3

Исключение себя из семьи, ощущение малозначимости

3

Семен А.

3

Посл.

Посл.

 

-

Поз.2

Агрессия, неопределенность, неподчинение, игнорирование требован.

4

Данил А.

1

Посл.

-

+

-

Поз.3

Исключение из семьи, ее отвержение, агрессия, грубость, бессилие

5

Сережа С.

2

Посл.

Посл.

 

+

Поз.3

Малоценность, осторожность, защита, грубость, агрессия, регрессия, торможение

6

Коля К.

3

Посл.

Посл.

 

-

Поз.3

Несформированность образа «Я», бессилие, тревожность, неуверенность

7

Антон М.

2

Посл.

Посл.

 

+

Поз.4

Боязливость, потребность в опоре, бессилие, неустойчивость, отсутствие контакта

8

Ваня А.

2

Посл.

Посл.

 

+

Поз.4

Нет опоры, стремление к защите, страхи, замкнутость, робость отстранение от родителей

9

Леша К.

3

Посл.

Посл.

 

+

Поз.4

Агрессия, защита, страхи, малоценность

Итог

 

1реб.- 1 ступень, 3 –2-я, 5 – 3-я

Все дети выбрали себя посл.

6 детей рисуют себя  посл., 3-е не рисуют

3-е детей не рисуют  себя

4 реб. рисуют себя после  вопроса

1реб.-2-я поз, 5 детей- 3-я, 3-е  – 4-я

Общее: Дети в основном беззащитны, но стремятся к защите. Проявляют агрессию, неподчинение. Считают себя малозначимыми


 

Родители, которым свойственен авторитарный тип родительского отношения с элементами инфантилизации характеризуются тем, что их дети в своем большинстве занимают 3-ю позицию, а 3-е детей из 9-ти – четвертую. Треть детей чувствуют себя малозначимыми, почти у половины отмечается агрессия и в то же время незащищенность и бессилие. Двое детей испытывают боязливость и страхи. В целом группу детей можно охарактеризовать, как агрессивно-обороняющуюся, но бессильную. Из таблицы мы видим, что по методике «Лесенка» 5 детей ставят себя на 3-ю ступень, один ребенок считает себя плохим и ставит себя на первую. Последовательность выбора себя показывает преобладание малозначности и малоценнности детей. Почти все дети делают выбор в отношении себя последними. Из этого можно сделать следующий вывод: у родителей, предпочитающих авторитарный тип родительского отношения с элементами инфантилизации, дети склонны очень низко оценивать себя, они проявляют агрессию, неподчинение требованиям, испытывают бессилие и потребность в защите. В следствии этого у детей наблюдается тревожность, регрессия и страхи.

 

 

Таблица 5 – Особенности образа «Я» и самооценки ребенка при симбиотическом типе родительского отношения с элементами конфронтации

Имя ребенка

ступеньки по «Лесенке»

Последовательность выбора себя по «ЦТО»

Интерпретация по методике «Рисунок семьи»

Последовательность рисования себя

Отсутствие себя на рисунке

Изображение себя после вопроса

Позиция ребенка по Г.Т. Хоментаускасу

Общие особенности рисунка и

интерпретация

1

Дима К.

3

Посл.

1

-

-

Поз. 1

Ощущение недостаточности достигнутого, потребность в опоре, отсутствие стремление вместе с чувством неадекватности

2

Рома А.

3

Посл.

Посл.

-

-

Поз.3

Незащищенность, ригидность, нехватка самоуверенности, замкнутость, робость

3

Дима М

3

Посл.

Посл.

-

-

Поз.3

Агрессия, отсутствие опоры, зависимость, желание любви и привязанности

4

Артем М.

3

Посл.

-

+

-

Поз.3

Исключение себя из семьи, чувство физич. или психологич. неловкости

5

Маша Ч.

1

Посл.

-

+

-

Поз.3

Исключение себя из семьи, страхи, тревога, робость

6

Марина Ш.

3

Посл.

Посл.

-

+

Поз.3

Пугливость, застенчивость, импульсивность, дистанция с матерью, значимость сестры

7

Лиза Я

3

Посл.

2

-

-

Поз.3

Контакт с родителями, отсутсвие стремления вместе с чувством неадекватности

8

Маша Д

3

Посл.

Посл.

-

+

Поз.1

Тревога, недостаточный контроль действий, незащищенность, страх, враждебность

9

Рома Г.

3

Посл.

Посл.

-

+

Поз.3

Большая дистанция с родителями, бессилие, малоценность, стремление быть незамеченным

Итог

 

8 детей – 3 ступень, 1 реб.-1-я

Все дети выбрали себя посл.

1 реб.- нарисан 1-м, 1 реб.- 2-м, 5-посл..

2 ребенка не нарисовали  себя

3 реб. рисуют себя после  вопроса

2 реб.- 1-я поз, 7 детей – 3-я поз.

Общее: дети чувствуют себя незащищенными, пугливы, застенчивы, многие испытывают страхи

Информация о работе Типы родительского отношения и виды воспитания