Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 20:14, курсовая работа
Структурной начальной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей.
Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье формируются все личностные качества. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи.
В исследовании приняли участие 40 семей: из них 40 родителей и 40 детей в возрасте 5-6 лет. Выборка являлась случайной. Исследование состояло из 3-х этапов.
Первый этап:
На заполнение опросника отводилось 10 – 15 минут, затем опросные листы собирались и подвергались интерпретации.
Второй этап:
С детьми родителей, которые заполнили опросники, проводилось исследование с помощью комплекса методик, для выявления особенностей самооценки. Каждый ребенок отдельно проходил в специально отведенное помещение того учреждения, которое он посещал. В течении 5-10 минут ребенок рисовал рисунок семьи, затем он обследовался по следующим 2-м методикам («Лесенка», «ЦТО»).
2.4 Обработка и интерпретация результатов
1. После заполнения опросников
всеми родителями по каждому
результату опросника был
Далее мы рассортировали наиболее схожие графики типов родительского отношения. Те графики, которые входили в допустимые пределы по оси У или были близки к идеальному типу родительского отношения, мы отнесли в одну группу и дали ей название – сбалансированный тип родительского отношения. Те графики, на которых явно были выражены показатели по шкале симбиоза и инфантилизации, были отнесены в группу родительского отношения с названием симбиотический с элементами инфантилизации. Графики, на которых выделялись шкалы симбиоза и низкой кооперации, были отложены в группу родительского отношения с названием симбиотический с элементами конфронтации. Последняя группа родительского отношения отличалась выраженностью показателей по шкалам авторитаризм и инфантилизация. Этой группе было присвоено название авторитарного типа родительского отношения с элементами инфантилизации. В каждую группу вошло по 9 родителей. Остальные 4 графика из 40 не вошли ни в одну группу по причине отсутствия схожих показателей. Эти типы родительского отношения были отличны от всех остальных и представляли индивидуально-своеобразные варианты.
2. По результатам комплекса
методик для исследования
Таблица 2 – Особенности образа «Я» и самооценки ребенка при сбалансированном типе родительского отношения
№ |
Имя ребенка |
№ ступеньки по «Лесенке» |
Последовательность выбора себя по «ЦТО» |
Анализ детского рисунка по методике "Рисунок семьи" | ||||
Последовательность рисования себя |
Отсутствие себя на рисунке |
Изображение себя после вопроса |
Позиция ребенка по Г.Т. Хоментаускасу |
Общие особенности рисунка и интерпретация | ||||
1 |
Алена З. |
3 |
2 |
1 |
- |
- |
Поз.2 |
Интерпретация по методике «Рисунок семьи»Вся семья нарисована, размеры пропор- циональны, сама прорисована лучше всех |
2 |
Лиза Ш. |
3 |
2 |
2 |
- |
- |
Поз.1 |
Вся семья нарисована, размеры пропорциональны |
3 |
Полина К. |
3 |
1 |
1 |
- |
- |
Поз.1 |
Вся семья нарисована, размеры пропорциональны |
4 |
Мелисса А. |
3 |
Посл. |
Посл. |
- |
- |
Поз.1 |
Убеждение в значимости интеллекта, визуальный контакт |
5 |
Изабель Ш. |
3 |
2 |
1 |
- |
- |
Поз.2 |
Рисует только себя, самоценность, высокая самооценка |
6 |
Артем Б. |
3 |
Посл. |
2 |
- |
- |
Поз.1 |
Ощущение недостаточности достигнутого |
7 |
Данил К. |
3 |
1 |
Посл. |
- |
- |
Поз.1 |
Недостаточный контакт, застенчивость |
8 |
Лена Г. |
3 |
2 |
1 |
- |
- |
Поз.1 |
Все члены семьи нарисованы пропорционально и детально |
9 |
Оля В. |
3 |
1 |
1 |
- |
- |
Поз.2 |
Вся семья нарисована, сама прорисована детально |
Итог |
9 детей-3 ступень |
3 реб.- 1 выбор, 4 реб.-2 , 2 -.посл. |
4 реб.-1 изображение, 2 реб.-2, 2- посл. |
Все дети нарисовали себя |
Все дети рисуют се бя без на поминания |
6 детей- 1 позиция, 3 реб.- 2. |
Основная особенность: Рисунок содержит всех членов семьи (в одном случае только себя), изображение ребенка говорит о благоприятной самооценке |
Дети, родители которых вошли в группу со сбалансированным типом родительского отношения, занимают 1 и 2 позиции по Г.Т. Хоментаускасу. Это наиболее благоприятные позиции детей, при которых формируется адекватная или слегка завышенная самооценка. Из таблицы 1 мы видим, что все дети считают себя лучшими (по методике «Лесенка»), большее количество детей выбирают и рисуют себя первыми в методиках «ЦТО» и «Рисунок семьи». Размер ребенка на рисунке либо соответствует пропорциям либо немного увеличен и является одинаковым с размером изображения родителей. По общей интерпретации рисунка можно сказать, что дети чувствуют себя в семье достаточно комфортно. Результаты говорят о том, что у детей из этой группы наблюдается сформированность и четкость образа «Я» и самооценка ближе к адекватной.
Таблица 3 – Особенности образа «Я» и самооценки ребенка при симбиотическом типе родительского отношения с элементами инфантилизации
№ |
Имя ребенка |
№ ступеньки по «Лесенке» |
Последовательность выбора себя по «ЦТО» |
Анализ детского рисунка по методике «Рисунок семьи» | ||||
Последовательность рисования себя |
Отсутствие себя на рисунке |
Изображение себя после вопроса |
Позиция ребенка по Г.Т. Хоментаускасу |
Общие особенности рисунка и интерпретация | ||||
1 |
Данил У. |
2 |
Посл. |
Посл. |
- |
+ |
Поз.3 |
Стремление быть незаметным, отсутствие опоры, связь с матерью |
2 |
Настя С. |
3 |
Посл. |
Посл. |
- |
- |
Поз.1 |
Связь с матерью, отсутствие опоры, защита, осторожность |
3 |
Настя Б. |
2 |
1 |
2 |
- |
- |
Поз.1 |
Все члены пропорциональны, мама является значимым человеком |
4 |
Оля Н. |
3 |
2 |
1 |
- |
- |
Поз.2 |
Сама и сестра большого размера и хорошо прорисованы |
5 |
Кристина П. |
3 |
Посл. |
- |
+ |
- |
Поз.3 |
Малоценность, исключение себя из семьи, значимость матери |
6 |
Полина Н. |
3 |
- |
- |
+ |
- |
Поз.3 |
Малоценность, желание иметь близкого друга, исключение себя из семьи |
7 |
Аня Н. |
3 |
Посл. |
- |
+ |
- |
Поз.3 |
Ищет друга в лице матери, мать очень яркая, значимая |
8 |
Максим Л. |
3 |
Посл. |
- |
+ |
- |
Поз.3 |
Малоценность, исключение себя из семьи |
9 |
Антон Ш. |
3 |
Посл. |
Посл. |
- |
+ |
Поз.3 |
Сам нарисован безликим, большая дистанция с родителями, желание иметь друга в лице родителей |
Итог |
7 детей – 3 ступень, 2 реб.-2 |
1 реб-1 выбор, 1-2-й, 6 детей-посл., 1-не выбор |
1 реб- 1 изображение, 1 реб.-2-е, 3-посл, 4- не нари- сованы |
4 реб. не рисуют себя |
2 реб. рисуют себя после вопроса |
2 реб-1 позиция, 1 реб.- 2-я 6 детей – 3-я |
Общее на рисунках: У детей наблюдается симбиоз с матерью, многие чувствуют себя неуверенно и мало ценят себя |
Симбиотический тип родительского отношения с элементами инфантилизации влияет на формирование преимущественно 3-й позиции у детей. Интерпретация детских рисунков показала, что большинство детей видят родителей (особенно мать) очень значимыми и важными, симбиотически связаны с ними или желают иметь друга в их лице. Кроме этого из таблицы видно, что дети оценивают себя как очень хороших детей, но по методикам «ЦТО» и «Рисунок семьи» только незначительное количество детей выбирают себя первыми, а вот последними выбирает себя большая часть детей этой группы. Более того, почти половина детей исключают себя из семьи. В 4-х случаях из 9-ти дети не нарисовали себя, изображая семью. Это позволяет сделать вывод, что дети этой группы считают себя малоценными, малозначимыми и даже стремятся быть незаметными.
Таблица 4 – Особенности образа «Я» и самооценки ребенка при авторитарном типе родительского отношения с элементами инфантилизации
№ |
Имя ребенка |
№ ступеньки по «Лесенке» |
Последовательность выбора себя по «ЦТО» |
Анализ детского рисунка по методике «Рисунок семьи» | ||||
Последовательность рисования себя |
Отсутствие себя на рисунке |
Изображение себя после вопроса |
Позиция ребенка по Г.Т. Хоментаускасу |
Общие особенности рисунка и интерпретация | ||||
1 |
Леша М. |
3 |
Посл. |
- |
+ |
- |
Поз.3 |
Исключение себя из семьи, чувство физической или психологич. неловкости |
2 |
Эдик Г. |
3 |
Посл. |
- |
+ |
- |
Поз.3 |
Исключение себя из семьи, ощущение малозначимости |
3 |
Семен А. |
3 |
Посл. |
Посл. |
- |
Поз.2 |
Агрессия, неопределенность, неподчинение, игнорирование требован. | |
4 |
Данил А. |
1 |
Посл. |
- |
+ |
- |
Поз.3 |
Исключение из семьи, ее отвержение, агрессия, грубость, бессилие |
5 |
Сережа С. |
2 |
Посл. |
Посл. |
+ |
Поз.3 |
Малоценность, осторожность, защита, грубость, агрессия, регрессия, торможение | |
6 |
Коля К. |
3 |
Посл. |
Посл. |
- |
Поз.3 |
Несформированность образа «Я», бессилие, тревожность, неуверенность | |
7 |
Антон М. |
2 |
Посл. |
Посл. |
+ |
Поз.4 |
Боязливость, потребность в опоре, бессилие, неустойчивость, отсутствие контакта | |
8 |
Ваня А. |
2 |
Посл. |
Посл. |
+ |
Поз.4 |
Нет опоры, стремление к защите, страхи, замкнутость, робость отстранение от родителей | |
9 |
Леша К. |
3 |
Посл. |
Посл. |
+ |
Поз.4 |
Агрессия, защита, страхи, малоценность | |
Итог |
1реб.- 1 ступень, 3 –2-я, 5 – 3-я |
Все дети выбрали себя посл. |
6 детей рисуют себя посл., 3-е не рисуют |
3-е детей не рисуют себя |
4 реб. рисуют себя после вопроса |
1реб.-2-я поз, 5 детей- 3-я, 3-е – 4-я |
Общее: Дети в основном беззащитны, но стремятся к защите. Проявляют агрессию, неподчинение. Считают себя малозначимыми |
Родители, которым свойственен авторитарный тип родительского отношения с элементами инфантилизации характеризуются тем, что их дети в своем большинстве занимают 3-ю позицию, а 3-е детей из 9-ти – четвертую. Треть детей чувствуют себя малозначимыми, почти у половины отмечается агрессия и в то же время незащищенность и бессилие. Двое детей испытывают боязливость и страхи. В целом группу детей можно охарактеризовать, как агрессивно-обороняющуюся, но бессильную. Из таблицы мы видим, что по методике «Лесенка» 5 детей ставят себя на 3-ю ступень, один ребенок считает себя плохим и ставит себя на первую. Последовательность выбора себя показывает преобладание малозначности и малоценнности детей. Почти все дети делают выбор в отношении себя последними. Из этого можно сделать следующий вывод: у родителей, предпочитающих авторитарный тип родительского отношения с элементами инфантилизации, дети склонны очень низко оценивать себя, они проявляют агрессию, неподчинение требованиям, испытывают бессилие и потребность в защите. В следствии этого у детей наблюдается тревожность, регрессия и страхи.
Таблица 5 – Особенности образа «Я» и самооценки ребенка при симбиотическом типе родительского отношения с элементами конфронтации
№ |
Имя ребенка |
№ ступеньки по «Лесенке» |
Последовательность выбора себя по «ЦТО» |
Интерпретация по методике «Рисунок семьи» | ||||
Последовательность рисования себя |
Отсутствие себя на рисунке |
Изображение себя после вопроса |
Позиция ребенка по Г.Т. Хоментаускасу |
Общие особенности рисунка и интерпретация | ||||
1 |
Дима К. |
3 |
Посл. |
1 |
- |
- |
Поз. 1 |
Ощущение недостаточности достигнутого, потребность в опоре, отсутствие стремление вместе с чувством неадекватности |
2 |
Рома А. |
3 |
Посл. |
Посл. |
- |
- |
Поз.3 |
Незащищенность, ригидность, нехватка самоуверенности, замкнутость, робость |
3 |
Дима М |
3 |
Посл. |
Посл. |
- |
- |
Поз.3 |
Агрессия, отсутствие опоры, зависимость, желание любви и привязанности |
4 |
Артем М. |
3 |
Посл. |
- |
+ |
- |
Поз.3 |
Исключение себя из семьи, чувство физич. или психологич. неловкости |
5 |
Маша Ч. |
1 |
Посл. |
- |
+ |
- |
Поз.3 |
Исключение себя из семьи, страхи, тревога, робость |
6 |
Марина Ш. |
3 |
Посл. |
Посл. |
- |
+ |
Поз.3 |
Пугливость, застенчивость, импульсивность, дистанция с матерью, значимость сестры |
7 |
Лиза Я |
3 |
Посл. |
2 |
- |
- |
Поз.3 |
Контакт с родителями, отсутсвие стремления вместе с чувством неадекватности |
8 |
Маша Д |
3 |
Посл. |
Посл. |
- |
+ |
Поз.1 |
Тревога, недостаточный контроль действий, незащищенность, страх, враждебность |
9 |
Рома Г. |
3 |
Посл. |
Посл. |
- |
+ |
Поз.3 |
Большая дистанция с родителями, бессилие, малоценность, стремление быть незамеченным |
Итог |
8 детей – 3 ступень, 1 реб.-1-я |
Все дети выбрали себя посл. |
1 реб.- нарисан 1-м, 1 реб.- 2-м, 5-посл.. |
2 ребенка не нарисовали себя |
3 реб. рисуют себя после вопроса |
2 реб.- 1-я поз, 7 детей – 3-я поз. |
Общее: дети чувствуют себя незащищенными, пугливы, застенчивы, многие испытывают страхи |
Информация о работе Типы родительского отношения и виды воспитания