Родительское отношение,
которое можно охарактеризовать, как симбиотическое
с элементами конфронтации, влечет за
собой развитие у детей чувства незащищенности,
зависимости, чувство физической или психологической
неловкости. Для такого типа родительского
отношения характерна так же 3-я позиция
детей. В 2-х случаях наблюдается 1-я позиция.
Из таблицы можно видеть, что по методике»Лесенка»
8 детей из 9-ти считают себя очень хорошими
детьми. В методике «ЦТО» все дети выбрали
себя в последнюю очередь. Последовательность
рисования себя была следующей: в 5-ти случаях
из 9-ти дети рисовали себя последними,
в одном случае – вторым, в одном – первым.
Трое детей только после вопроса «Кто
еще есть в семье?» или «Это вся твоя семья?»
вспоминали и рисовали себя. В целом детей
этой группы можно охарактеризовать, как
пассивно-застенчивых. Эти дети неуверенны,
робки и тревожны.
Выводы
Анализ литературы и эмпирическое
исследование позволили нам сделать следующие
выводы:
Сочетание выраженных компонентов
родительского отношения позволяет нам
выделить определенные типы отношения
родителя к ребенку.
Исходя из нашего исследования
можно сказать, что существуют 4 типа родительского
отношения в семьях, родители которых
справляются с воспитанием детей. Эти
типы отличаются друг от друга преобладанием
одной или нескольких структурных единиц:
сбалансированный, симбиотический с элементами
инфантилизации, симбиотический с элементами
конфронтации, авторитарный с элементами
инфантилизации.
Эмпирическим исследованием
установлена связь между типом родительского
отношения и особенностями самооценки
дошкольника, что позволяет нам говорить
о верификации выдвинутой гипотезы.
Сбалансированный тип родительского
отношения подразумевает формирование
адекватной или слегка завышенной самооценки
ребенка. При таком отношении ребенок
характеризуется доверием к окружающим
людям. Симбиотический тип родительского
отношения с элементами инфантилизации
определяет преобладание более низкой
самооценки ребенка, чем в группе детей,
со сбалансированным типом родительского
отношения. Таких детей отличает малозначимость
и нечеткость образа «Я». Симбиотический
тип родительского отношения с элементами
конфронтации, так же приводит к заниженной
самооценке ребенка, чувству незащищенности,
недоверия, физической или психологической
неловкости. При авторитарном типе родительского
отношения с элементами инфантилизации
у детей наблюдается заниженная самооценка
с отрицанием семьи или себя в семье. Для
таких детей характерна агрессия, неподчинение
и игнорирование просьб и требований.
Исследование показало, что
сбалансированный тип родительского отношения
связан с такими особенностями отношения
родителя к ребенку, при котором все составляющие
родительского отношения характеризуются
отсутствием избытка или недостатка.
Заключение
В современном обществе у
взрослого человека существует очень
много проблем разного характера. Люди
окружены обязанностями, должны выполнять
требования и нормы общества и т.д. Каждый
человек выполняет разные роли и стремиться
многое успеть. Но в суете повседневной
жизни иногда невозможно заметить то,
что является очень важным, значимым, основополагающим.
Родители, используя те или
иные способы взаимодействия с ребенком,
не всегда делают верные шаги. Не всякая
позиция, установка, способ и прием воспитания
благоприятно сказываются на личности
ребенка. Порой отец или мать считают,
что сделали все, что необходимо для своего
ребенка, но это впоследствии не дает нужных
результатов или дает совершенно противоположный
эффект. Многое, что используют в своей
практике взаимодействия с ребенком родители,
является неосознаваемым и через 10 – 15
лет после рождения долгожданного малыша,
оказывается, что он вырос совсем не таким,
каким хотелось бы родителям.
Исследование родительских
отношений, его влияния на личностную,
эмоциональную сферу ребенка, а так же
пропаганда результатов подобных исследований
представляется крайне необходимой. Существует
много работ, написанных в этой области,
но мы попытались вскрыть не только количественную
сторону, сам факт влияния того или иного
отношения к ребенку, но и осветить характер
этого влияния. Что и как изменяется в
ребенке, под воздействием чего происходит
это изменение и каким образом можно предотвратить
нежелательные последствия детско-родительского
отношения.
Гипотеза о связи типов родительского
отношения и особенностей самооценки
ребенка в нашем исследовании подтвердилась.
В нашей работе показано, что
в рамках воспитания и взаимодействия
с ребенком все должно быть в норме, нужна
некая «золотая середина». Не нужно прибегать
к крайностям в отношениях с ребенком,
тогда и ребенок, с которым мудрый родитель
грамотно и компетентно сосуществует,
проявит себя только с самой лучшей стороны.
Список литературы
- Варга А.Я. Структура и типы
родительского отношения. Автореферат
канд. дис.// МГУ. - М., 1987.
- Родители и дети. Психология
взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной
и Е.О. Смироновой. - М., 2003 г.
- Смирнова Е.О., Быкова М.В.
Опыт исследования структуры и динамики
родительского отношения // Вопросы психологии.
2000, №3.
- Варга А.Я., Столин В.В. Тест-опросник
родительского отношения // Практикум
по психодиагностике: Психодиагност. материалы.
- М.: Изд-во МГУ, 1988.
- Спиваковская А.С. Профилактика
детских неврозов. - М., 1988.
Харчев А.Г., Мацковский М.С.
Современная семья и её проблемы. – М.,
1978. – 211 с.
- В.К. Лосева, А.И. Луньков. «Психосексуальное
развитие ребёнка». М, 1995.
Шихи Г. Возрастные кризисы.
Ступени личностного роста. - СПб, 1999.
Аллан Фромм, Азбука для родителей,
Л, 1991 г.
- Азаров Ю.П. «Семейная педагогика»,
М., 1987г., изд. «Политической литературы»,
стр. 190
- Практикум по возрастной
психологии: учебное пособие / Под ред.
Л.А. Головей , Е.Ф. Рыбалко. - СПб, «Речь»,
2002.
- Эткинд А.М. Цветовой тест
отношений // Практикум по психодиагностике:
Психодиагност. материалы. - М.: Изд-во МГУ,
1988.
Хоментаускас Г.Т. Семья глазами
ребенка. - М, «Педагогика», 1989 г.
- Рогов Е.И. Настольная книга
практического психолога: учебное пособие.
- М., 1999.
- Популярная психология для
родителей / Под ред. А.А. Бодалева, М, "Педагогика",
1988.
- Альманах психологических
тестов. - М., 1996.
- Альманах психологических
тестов. Рисуночные тесты. - М., Изд-во "КСП", 1997.
- Ананьев Б.Г. Психология человека.
- М., 1980.
- Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Вопросы психологии, 1992, № 4.
Бедный М.С. Семья – здоровье
– общество. – М., 1986. – 260 с.
Давлиев И.А. Я и моя семья. –
Тат. Книгоиздательство, 1984. – 183 с.
Карпенко Л.А., Петровский А.
В. Краткий психологический словарь. –
М.: Просвещение, 1981. – 195с.
Кузьмин Е.С. Методы социальной
психологии. – Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.
Мухина В.С. Детская психология.
– М., 1985. – 360 c.
Овчарова Р.В. Справочная книга
школьного психолога. – М.: Просвещение,
1993. – 256с.
- Шабельников В.К. Семья в геополитическом конфликте
21 века // Семейная психология и семейная терапия – 2007 – №4
- 17. Иванова Г.М., Колтукова Ю.О. Психологические особенности
семейного воспитания // Семейная психология и семейная терапия – 2006 – №3
Лебедев П.АЮ «Семейное воспитание»
Хрестоматия., М. 2001г., изд. «Академия»
«Семья и формирование личности»,
под ред. Болдорева А.А., М. 1989 г., изд. «Просвящение», стр. 206
Гордин А. С., Наказание и поощрение
в воспитании детей, М, 1989 г.
- Л.А. Кулик, Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 1990.
Даль В. Толковый словарь. –
1882.
Куликова Т. А. Семейная педагогика
и домашнее воспитание. – М.,1999.
Мамикова Л. И. Педагоги, родители,
дети. – М.,2000.
Подласый И. П. Педагогика. –
М., 2000.
Профессиональное образование.
Словарь. – М., 1999.
Семейная психология и семейная
терапия. №3 – М., 2006.
Черствая О. Е., Киселева. Семейный
уклад и карьера. – М.; Вологда, 2006.
Приложения
Приложение 1
Инструкция: Уважаемый родитель,
просим Вас ответить на предложенные вопросы
как можно более откровенно. Отвечайте,
пожалуйста, не задумываясь. В тесте нет
правильных и неправильных ответов. Вам
предлагается отметить то утверждение,
которое в большей степени относится к
взаимоотношениям в вашей семье.
Текст опросника.
Я всегда сочувствую своему
ребенку.
Я считаю своим долгом знать
все, что думает мой ребенок.
Я уважаю своего ребенка.
Мне кажется, что поведение
моего ребенка значительно отклоняется
от нормы.
Нужно подольше держать ребенка
в стороне от реальных жизненных проблем,
если они его травмируют.
Я испытываю к ребенку чувство
расположения.
Хорошие родители ограждают
ребенка от трудностей жизни.
Мой ребенок часто неприятен
мне.
Я всегда стараюсь помочь своему
ребенку.
Бывают случаи, когда издевательское
отношение к ребенку приносит ему большую
пользу.
Я испытываю досаду по отношению
к своему ребенку.
Мой ребенок ничего не добьется
в жизни.
Мне кажется, что дети потешаются
над моим ребенком.
Мой ребенок часто совершает
такие поступки, которые кроме призрения
ничего не стоят.
Для своего возраста мой ребенок
немножко незрелый.
Мой ребенок ведет себя плохо
специально, чтобы досадить мне.
Мой ребенок впитывает в себя
все дурное, как "губка".
Моего ребенка трудно научить
хорошим манерам при всем старании.
Ребенка следует держать в жестких
рамках, тогда из него вырастит порядочный
человек.
Я люблю, когда друзья моего
ребенка приходят к нам в дом.
Я принимаю участие в воспитании
своего ребенка.
К моему ребенку "липнет"
все дурное.
Мой ребенок не добьется успехов
в жизни.
Когда в компании знакомых говорят
о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок
не такой умный и способный, как мне бы
хотелось.
Я жалею своего ребенка.
Когда я сравниваю своего ребенка
со сверстниками, они кажутся мне взрослее
и по поведению и по суждению.