1.2.6.3 Воспитание ребенка в неполной
семье
Ребенок всегда глубоко страдает,
если рушится семейный очаг. Разделение
семьи или развод, даже когда все происходит
в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно
вызывает у детей психический надлом и
сильные переживания. Конечно, можно помочь
ребенку справиться с трудностями роста
и в разделенной семье, но это потребует
очень больших усилий от того родителя,
с которым останется ребенок. Если же разделение
семьи происходит, когда ребенок находится
в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются
особенно остро.
Разделению семьи или разводу
супругов нередко предшествуют многие
месяцы разногласий и семейных ссор, которые
трудно скрыть от ребенка и которые сильно
волнуют его. Мало того, родители, занятые
своими ссорами, с ним тоже обращаются
плохо, даже если полны благих намерений
уберечь его от разрешения собственных
проблем.
Ребенок ощущает отсутствие
отца, даже если не выражает открыто
свои чувства. Кроме того, он воспринимает
уход отца как отказ от него. Ребенок может
сохранять эти чувства многие годы.
Очень часто после разделения
семьи или развода мать вынуждена пойти
на хорошо оплачиваемую работу и в результате
может уделять ребенку меньше времени,
чем прежде. Поэтому тот чувствует себя
отвергнутым и матерью.
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку
в разбитой семье? Объяснить ему, что произошло,
причем сделать это просто, никого не обвиняя.
Сказать, что так бывает с очень многими
людьми и поэтому пусть лучше будет так,
как есть. Ребенка можно уберечь от излишних
волнений, когда разделение семьи происходит
для него так же окончательно, как и для
родителей. Визиты отца, особенно если
они со временем становятся все реже, каждый
раз вновь и вновь вызывают у малыша ощущение,
что его отвергли. Чем меньше ребенок в
момент разделения семьи или развода,
тем проще отцу расстаться с ним. Ребенка
непременно нужно подготовить к уходу
отца. Помогать ребенку взрослеть и становиться
самостоятельным, чтобы у него не сложилась
чрезмерная и нездоровая зависимость
от вас. Одна из наиболее распространенных
ошибок - чрезмерная опека матери над сыном.
Казалось бы, мать все делает
из лучших побуждений: хочет дать сыну
больше внимания, окружить большей заботой,
хочет повкусней накормить, получше одеть
и т.д. Но, предпринимая эти усилия, нередко
героические, жертвуя собой, своими интересами,
желаниями, здоровьем, мать буквально
выхолащивает все мужское в характере
мальчика, делая его вялым, безынициативным,
не способным на решительные мужские поступки.
Если родители не живут вместе,
если они разошлись, то очень болезненно
отражается на воспитании ребенка. Часто
дети становятся предметом распри между
родителями, которые открыто ненавидят
друг друга и не скрывают этого от детей.
Необходимо рекомендовать тем
родителям, которые почему - либо оставляют
один другого, чтобы в своей ссоре, в своем
расхождении они больше думали о детях.
Какие угодно несогласия можно разрешить
более деликатно. Можно скрыть от детей
и свою неприязнь и свою ненависть к бывшему
супругу. Трудно, разумеется, мужу, оставившему
семью, как-нибудь продолжать воспитание
детей. И если он уже не может благотворно
влиять на свою старую семью, то уже лучше
постараться, чтобы она совсем его забыла,
это будет более честно. Хотя, разумеется,
свои материальные обязательства по отношению
к покинутым детям он должен нести по -
прежнему.
Вопрос о структуре семьи - вопрос
очень важный, и к нему нужно относиться
вполне сознательно.
Если родители по - настоящему
любят своих детей и хотят их воспитывать
как можно лучше, они будут стараться,
и свои взаимные несогласия не доводить
до разрыва и тем не ставить детей в
самое трудное положение.
Глава 2. Эмпирическое исследование связи
родительского отношения и самооценки
ребенка
2.1 Описание и обоснование
выбора методик
Поставленная гипотеза требует
исследования родительского отношения
и особенностей самооценки ребенка дошкольного
возраста.
Для исследования типа родительского
отношения мы использовали тест-опросник
родительского отношения (ОРО), авторами
которого являются А.Я. Варга и В.В. Столин
[7]. Опросник был создан в 1987 году. Материалом
для построения опросника послужили данные
197 родителей психически здоровых детей
от 7 до 11 лет и 93 семей, обратившихся за
психологической помощью в консультативный
центр психологической помощи семье.
Структура опросника.
Опросник состоит из 5 шкал.
«Принятие – отвержение». Шкала
отражает интегральное эмоциональное
отношение к ребенку.
«Кооперация» - социально желательный
образ родительского отношения. Содержательно
эта шкала раскрывается так: родитель
заинтересован в делах и планах ребенка,
старается помочь ему, проявляет сочувствие.
«Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.
«Авторитарная гиперсоциализация»
- отражает форму и направление контроля за поведением
ребенка.
«Маленький неудачник» - отражает
особенности восприятия и понимания ребенка
родителем.
Порядок подсчета тестовых
баллов.
При подсчете тестовых баллов
по всем шкалам учитывается ответ «верно».
Высокий тестовый балл по соответствующим
шкалам интерпретируется как:
отвержение;
социальная желательность,
кооперация;
симбиоз;
гиперсоциализация;
инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы переводятся
в виде таблиц процентильных рангов тестовых
баллов по соответствующим шкалам.
Выбор этой методики обоснован
тем, что в ней в полном объеме представлены
составляющие типов родительского отношения.
Типологии родительских отношений, предлагаемые
такими исследователями, как Э.Г. Эйдемиллер,
В.И. Гарбузов, А.И. Захаров и др., построены
на описательных признаках и связываются,
как правило, с клиническим статусом ребенка,
страдающего психическими заболеваниями
пограничного круга. Кроме этого методики
направлены на построение модели родительского
отношения и стиля воспитания (авторитарный,
демократический и т.д.), но не реальные
отношения родителя, которые представляют
собой слияние и комбинирование этих моделей.
Методика же
А.Я. Варга и В.В. Столина направлена
как раз на выявление таких реальных жизненных
отношений.
Для выявления особенностей
образа «Я» и самооценки ребенка мы использовали
следующий комплекс методик:
«Лесенка» - это тест в модификации
С.Г. Якобсона и В.Г. Щура. Ребенок должен
поставить куклу, символизирующую его
самого, на одну из 3-х ступенек лесенки.
При этом задаются разные качества для
оценки, например, нижняя ступенька –
самые глупые дети, верхняя – самые умные,
средняя – дети, которые бывают умными,
но иногда и глупыми. Обсуждаются 3 ситуации:
я сейчас, я, когда был маленьким и я, когда
вырасту большой [10].
«ЦТО»- цветовой тест отношений.
Невербальный компактный диагностический
метод, отражающий как сознательный, так
и частично неосознаваемый уровни отношений
человека. Его использование опирается
на концепцию отношений В.Н. Мясищева,
идеи Б.Г. Ананьева об образной природе
психических структур любого уровня и
представления А.Н. Леонтьева о чувственной
ткани смыслового образования личности.
Проведение ЦТО включает такие процедуры,
как:
составление списка непосредственного
окружения испытуемого;
раскладывание на белом фоне
в случайном порядке цветов;
выбор испытуемым любого цвета
из предложенных, с которым ассоциируется
близкий человек (мама, папа, брат, сестра,
дедушка, бабушка) в том порядке, в котором
желает испытуемый;
интерпретация результатов
с помощью количественного и качественного анализа [11 с. 119].
«Рисунок семьи».
Ребенку предлагают лист белой
бумаги, несколько цветных карандашей
и просят нарисовать свою семью. В процессе
его рисования фиксируется последовательность
нарисованных фигур, высказывания ребенка
относительно того или иного персонажа
рисунка и т.д. Затем проводится интерпретация
рисунка. В нашей работе мы брали за основу
интерпретацию, предложенную Г.Т. Хоментаускасом
[12]. Анализ рисунка предполагал присваивание
ребенку определенную позицию – обобщенную
позицию и установки ребенка по отношению
к родителям и к себе.
Позиция 1. «Я нужен и любим,
и я люблю вас тоже». Эта установка выгодно
выделяет детей с высокой самооценкой
и доверием к окружающим людям. Возникновению
такой позиции способствует положительный
опыт отношения с людьми, особенно с отцом
и матерью. В семье ребенок чувствует близость
с родителями, включен с ними в общую деятельность.
Рисунок такого ребенка в целом можно
охарактеризовать как «благополучный».
На нем изображена вся реальная семья,
использовано по меньшей мере 2 цвета при
рисовании. Себя ребенок рисует преимущественно
вторым или первым, иногда последним, но
всегда без подсказки или вопроса о нем
со стороны исследователя.
Позиция 2. «Я нужен и любим,
а вы существуете ради меня». Такая внутренняя
позиция возникает в семьях с преобладающим
культом ребенка, ребенок рано начинает
понимать свою значимость. Это повышает
самооценку, создает чувство безопасности,
однако поведение ребенка уже в дошкольном
возрасте часто переходит нормы принятого
социального поведения. На рисунках таких
детей очень большой акцент делается на
самом ребенке. Он в основном рисуется
первым или единственным (без сестер, братьев
или родителей), детально прорисован и
предполагает использование нескольких
цветов.
Позиция 3. «Я не любим, но от
всей души желаю приблизится к вам». Эта
позиция встречается среди проблемных
детей. Неполноценное развитие личности,
ощущение собственной малозначимости.
Семьи, где растут такие дети, могут быть
очень различными: от семей, где уделяется
большое внимание ребенку до семей с педагогической
запущенностью. Это говорит о том, что
самочувствие ребенка в среде близких
ему людей зависит не от видимых особенностей
жизни семьи, а от более глубоких психологических
особенностей, выделение которых – очень
сложная задача. Рисунки таких детей отличаются
в первую очередь тем, что дети на них не
рисуют самих себя. Они попросту забывают
это сделать и изображают себя лишь в том
случае, если исследователь задает вопрос
о том, всех ли он нарисовал, никого ли
не забыл, а иногда и после более конкретного
вопроса: «А где же ты?». Кроме этого сам
ребенок на рисунке может быть изображен,
как очень незначительная фигура – он
маленького роста, плохо прорисован, и
т.д.
Позиция 4. «Я не нужен и не любим.
Оставьте меня в покое». При такой позиции
ребенок «мстит» родителям, но в глубине
души надеется, что они вдруг услышат его,
увидят бурлящий котел его чувств и начнут
любить его, заботиться о нем. Детская
«месть» имеет часто скрытое содержание
– «посмотрите, как мне плохо». Такие дети
теряют чувство собственной значимости,
стремятся отгородиться от всего. Они
не пытаются сделать усилие, чтобы совершить
что-то, что привлекло бы внимание других,
заслужило похвалу. Дети с такой позицией
на своих рисунках часто отвергают себя
в семье или семью вообще. Они рисуют предметы
и фигуры, не относящиеся к семье. Если
изображают себя, то на большой дистанции
от родителей или от других персонажей
рисунка, стоят как бы особняком.
Кроме интерпретации Г.Т. Хоментаускаса
мы воспользовались общепринятым способом
детального и целостного анализа детского
рисунка, предложенного в частности Е.И.
Роговым [17].
Выбор комплекса методик для
исследования самооценки ребенка отвечает
требованиям исследования. «Лесенка»
направлена именно на измерение собственной
оценки ребенка самого себя. С помощью
методики «ЦТО» мы можем «вскрыть» не
только эмоциональное состояние и чувства
ребенка, но и его самоценность, значимость
в собственных глазах. Последовательность,
первостепенность при выборе может показать
нам, считает ли ребенок главным и значимым
себя или упоминает себя в самую последнюю
очередь, перечислив всех остальных членов
семьи, вплоть до друзей и животных. Методика
же «Рисунок семьи» не просто тематический
рисунок, но и психологическая методика
исследования межличностных отношений
ребенка. Группируя членов семьи, раскрашивая,
декорируя одних и небрежно рисуя других,
пропуская отдельных членов семьи и др.
средствами, ребенок невольно выражает
и свое отношение к ним. В рисунке часто
проявляются и те чувства, которые ребенок
сознательно не признает или не может
выразить другими средствами. Поэтому
рисунок семьи в отдельных случаях может
дать глубокую и содержательную информацию
об отношениях ребенка, его эмоциональном
состоянии и самоценности [24].
2.2 Экспериментальная гипотеза
Наше исследование направлено на выявление
типов родительского отношения, образа
«Я» и самооценки детей, а так же на выявление
взаимосвязи между типом родительского
отношения и особенностями самооценки
ребенка.
Мы предполагаем, что в семьях
с разными типами родительского отношения,
сформированность образа «Я» и особенности
самооценки детей будут различными.
Экспериментальная гипотеза:
«Сбалансированный тип родительского
отношения, характеризующийся отсутствием
выраженных показателей по всем шкалам
определяет самооценку ребенка, приближенную
к адекватной и является наиболее благоприятной
для формирования четкого образа «Я».
Вариации других типов родительского
отношения, которым свойственен избыток
или недостаток составляющих родительского
отношения (авторитаризм, симбиоз, конфронтация,
отвержение и инфантилизация) приводят
к менее четкой сформированности образа
"Я" и более низкой самооценке ребенка».