Тревожность у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: взаимосвязь самооценки и уровня тревожности.
1. Теоретические подходы к проблеме исследования самооценки
2. Выявить особенности самооценки личности у студентов
3. В ходе эмпирического исследования выявить степень влияния тревожности на уровень самооценки

Содержание работы

Введение 2
1.Теоретические подходы к проблеме исследования самооценки студентов………………………………………………………………………… 4
1.1.Сущность понятия самооценки личности 4
1.2.Психологические особенности самооценки у студентов 11
1.3.Основные факторы влияющие на тревожность студента 17
2.Эмпирическое исследование влияния тревожности на самооценку студентов 25
2.1 Методики исследования на самооценку и тревожность 25
2.2 Результаты исследования уровня самооценки и тревожности 27
2.3. Рекомендации…………………………………………………………… 30
Заключение 31
Список литературы 32
Приложение 34

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 100.32 Кб (Скачать файл)

Установлено, что субъекты с промежуточными показателями оценки себя характеризуются более оптимальными, устойчивыми психическими состояниями, чем лица с высокими и низкими  ее значениями.

Самооценка может быть высокой и низкой, различаться  по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. Высота считается очень  важным параметром для самооценки. Существуют различные варианты ее измерения [11, с.18-30].

Наиболее распространенной в отечественной психологии является техника Дембо-Рубинштейн. В методике Дембо-Рубинштейн обследуемые проставляют  три отметки на графических шкалах, соответствующие реальной, идеальной  и достижимой самооценки [21, с.713]

Анализ полученных данных выявляет совершенно очевидное отличие  позиций реальной самооценки в разных возрастных группах. Реальная самооценка с возрастом имеет очевидную  тенденцию к снижению. Что же касается идеальной самооценки по параметру высоты, то она также характеризуется падением с увеличением возраста испытуемых. Достижимая самооценка тоже имеет возрастную динамику. В пожилом и старческом возрасте достижимая самооценка почти не различается с реальной, а иногда полностью сливаясь с ней. Отстование реальной самооценки от достижимой и идеальной имеет линейную зависимость: оно уменьшается с возрастом. Это означает, что отдельные элементы общей структуры самооценки с ранней молодости до поздней старости постепенно сближаются. В результате вся самооценочная конструкция снижается по мере увеличения возраста, нередко до полного слияния образующих ее элементов: реальной, достижимой и идеальной. В результате исследования самооценки, проведенного Бороздиной в разных возрастных группах была выявлена следующая закономерность: обследуемые первой зрелости ориентированы, главным образом, на идеальную самооценку; лица второй зрелости – на достижимую; пожилые определенно начинают склоняться к реальной самооценке; у престарелых она становится ведущим элементом. Интересен специфический механизм самооценивания в разных возрастных группах. У лиц первой зрелости базовым механизмом служит «социальное сравнение», то есть сопоставление себя с другими; у испытуемых второй зрелости - установка на личные представления и свои реальные достижения; пожилые, сохраняя подобную установку, обращаются к социальному сравнению и вводят «временное», к чему преимущественно тяготеют и престарелые, ориентируюсь на собственное «Я» в цикле жизни и выполняя это сравнение в диаде «Я есть - Я был» [7, с.27-42].

Проблема поддержания  стабильной самооценки рассматривается  в работе В.Ф. Сафина. В качестве механизмов сохранения относительно устойчивой самооценки автор описывает повышение общего ее уровня до среднего за счет:

а) работы модели «Я не хуже и не лучше других»;

б) сочетания неадекватно  высоких и адекватно низких позиций  – модель «Я хуже в этом, зато лучше  в том»;

в) переноса высокой, адекватной самооценки результатов в одном  виде деятельности в другие сферы («Если  могу то, смогу и это»);

г) неадекватного занижения  оценки окружающих до уровня собственной  самооценки («Они не лучше меня»).

Одним из направлений исследования самооценки является поиск ее связей с различными личностными качествами, в частности чертой тревожности. Существуют данные о корреляции определенных показателей самооценки с тревожностью как свойством личности. Принято  считать, что высокой самооценке релевантен относительно низкий уровень  тревожности, и наоборот, увеличение индекса тревоги регистрируется также при неустойчивой самооценке. Если учесть, что оценка себя человеком стабильно признается фактором регуляции поведения, поиск ее соотношений с теми или иными личностными переменными приобретает особый смысл, поскольку за простыми корреляциями могут скрываться причинно-следственные связи. А это в свою очередь делает необходимой проверку самих связей, их надежности и характера в качестве основы для содержательного изучения [3, с.352].

 

 

 

1.2. Психологические особенности  самооценки у студентов

Современные студенты –  это, прежде всего, молодые люди в  возрасте от 18 до 25 лет. На сегодняшний  день отсутствует единый подход к  возрастной периодизации, выделению  фаз развития взрослого человека. По международной классификации, завершение юности и начало взрослости начинается для женщины с 20 лет, а для мужчины  – с 21 года. Следовательно, основная масса студентов завершает в  период обучения в вузе свою фазу юности и переходит в фазу взрослости.

Слово «студент» – латинского происхождения, в переводе на русский  означает «усердно работающий, занимающийся», то есть овладевающий знаниями [27, с.639]. «Студенчество – центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов» – пишет Н.А. Зимняя [26, с.364].

Студенческий возраст  – пора сложнейшего структурирования интеллекта, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала [9, с.530].

Возраст 18-25 лет – это  период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабильности характера, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека. Этот возраст  характерен и тем, что этот период является сенситивным для развития интеллектуальных и физических сил.

Время учебы в вузе совпадает  с периодом юности, который отличается сложностью становления личностных черт.

Изучением этого возрастного  периода занимались такие ученые как: Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, З.Ф. Исаева, В.Т. Лисовский, И.С. Кон и другие.

Юношеский возраст является периодом жизни человека, обозначающий переход от зависимого детства к  самостоятельной взрослости, что  предполагает с одной стороны  завершение физического, в частности  полового созревания, а с другой – достижение социальной зрелости [28,с. 116–118].

Юность является этапом формирования самосознания, этапом человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными [10,с.504].

В.И. Слободчиков считает, что юность является завершающей стадией ступени персонализации. В виде главных новообразований этого возраста он выделяет: саморефлексию, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.

Период юности – это  период самоопределения. Самоопределение  – социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое – составляет основную задачу студенческого возраста. Юношеское самоопределение –  исключительно важный этап формирования личности. В этом возрасте человек  является взрослым и в биологическом  и в социальном отношении. Общество видит в нем уже не столько  объект социализаций, сколько ответственного субъекта общественно – производственной деятельности, оценивая ее результаты по «взрослым» стандартам. В качестве главного результата самоопределения  психологи (И. Кон, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон и другие) выделяют потребность студента занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни[9].

Юность выступает как  период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь  студента: выбор профессии и своего места в жизни, жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей  семьи. Поступление в вуз укрепляет  веру студента в собственные силы и способности, порождает надежду  на интересную жизнь. В связи с  этим на втором и третьем курсах часто возникают вопросы о  правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу третьего курса  окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении [28,с.155].

Социальное самоопределение  и поиск себя неразрывно связаны  с формированием мировоззрения. Юность – решающий этап становления  мировоззрения. В этот период жизни  студенты пытаются свести все многообразие фактов к немногим принципам, построить  стройную систему взглядов на мир, определить свое место в этом мире.

С этим периодом связано  начало «экономической активности», под  которой мы понимаем включение студента в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии  и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций [27, с.641,с.647].

В этом возрасте заметно  укрепляются те качества, которых  не хватало в старших классах  – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Обучения в  вузе укрепляет веру молодого в свои силы и способности, порождает надежду  на полноценную, интересную в профессионально-творческом отношении жизнь и деятельность. Ведущей сферой деятельности становится теперь труд с вытекающей отсюда дифференциацией  профессиональных ролей. Для студента ведущими видами деятельности становятся профессионально-учебная и научно- исследовательская [2,с.190–192].

К. Левин в своей концепции рассматривает юность как социально – психологическое явление, связывая психическое развитие личности студента с изменением его социального положения [28,с.97].

В концепции Э. Эриксона юность характеризуется появлением чувства своей неповторимости, непохожести на других. Э. Эриксон в своей теории ставил перед юношей задачу целостного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи – неуверенность в понимании своего «я». Юноша в этом возрасте должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоение умений создают новую целостность личности.

В юношеском возрасте проявляется  кризис идентичности, состоящий из серии социальных и индивидуально  – личностных выборов, идентификаций  и самоопределений. В этом возрасте студент переходит к решению  собственных взрослых задач на базе сформировавшейся идентичности, желание  тесного сотрудничества с другими. Студент неуверенный в своей  идентичности, избегает межличностной  интимности, скрывает свои мысли и  чувства, на основе этого его отношения  с другими становятся весьма стереотипными, а сам он приходит к одиночеству [29,с.304–305].

Зачастую наблюдаются  сдвиги в настроении студентов –  от восторженного в первые месяцы учебы в вузе, до скептического  при оценке вузовского режима, системы  преподавания, отдельных преподавателей.

Студенческий возраст  характеризуется большой дифференцированностью  эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а так же повышение самоконтроля и саморегуляции. Следует напомнить, что в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроений с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание  ряда полярных качеств, выступающих  попеременно. К ним относятся  особая сенситивность – чувствительность к оценки другими своей внешности, способностей, умений, и наряду с  этим, излишняя самоуверенность и  чрезмерная критичность в отношении  окружающих.

Студентам, как и подросткам свойственно повышенное внимание к  представлениям о норме в отношении  роста тела, его размера, веса, поведения, и движения. Они склонны находить у себя физические отклонения даже в тех случаях, когда все показатели соответствуют норме. Эта повышенная чувствительность может вызывать конфликтные  реакции или даже хронические психические нарушения невротического характера, способствующие снижению самооценки.

Тонкая чувствительность порой уживается с поразительной  черствостью, болезненная застенчивость  – с развязностью, желанием быть признанным, оцененным другими, с  подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами – с обожествлением случайных кумиров, чувственное  фантазирование – с сухим мудрствованием, считает А.Е. Личко [30,с.432].

Этому возрасту свойствен  рационализм, нежелание принимать  что-либо на веру, эмоции и чувства  становятся разнообразнее. Именно в  этом возрасте отношение к действительности, убеждения и взгляды на мир  проверяются на практике, переосмысливаются  и складываются в единую систему  социальных ориентаций и установок. В юношеском возрасте человек  начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних обстоятельств, событий, а как состояние своего «я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой проявляется  и чувство одиночества (другие меня не понимают, я одинок). Однако общее  эмоциональное самочувствие юношей и девушек становится более ровным[28].

Для студенческого возраста остается важным общение со сверстниками. Сознание групповой принадлежности, солидарности, дружеской взаимопомощи создает чрезвычайное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Юношеская  общительность часто бывает эгоцентричной, а потребность в самовыявлении, раскрытие своих переживаний  – выше интереса к чувствам и  переживаниям другого. Отсюда возникает  – эмоциональная напряженность  в отношениях, неудовлетворенность  ими. Юношеские группы удовлетворяют  в первую очередь потребность  в свободном, паритетном, эмоционально насыщенном общении. Свободное общение  не просто способ проведение досуга, но и средство самовыражения, установления новых контактов, поиск себя. Принадлежность к компании повышает уверенность  студента в себя и дает дополнительные возможности самоутверждения, способствует повышению самооценки [29,с.312].

В студенческом возрасте появляется осознание своей необратимости, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Жизненный план начинает охватывать всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень  притязаний; происходит осознание своих  целей, жизненных устремлений, выработка  жизненного плана [27,с.636].

Информация о работе Тревожность у студентов