Тревожность у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: взаимосвязь самооценки и уровня тревожности.
1. Теоретические подходы к проблеме исследования самооценки
2. Выявить особенности самооценки личности у студентов
3. В ходе эмпирического исследования выявить степень влияния тревожности на уровень самооценки

Содержание работы

Введение 2
1.Теоретические подходы к проблеме исследования самооценки студентов………………………………………………………………………… 4
1.1.Сущность понятия самооценки личности 4
1.2.Психологические особенности самооценки у студентов 11
1.3.Основные факторы влияющие на тревожность студента 17
2.Эмпирическое исследование влияния тревожности на самооценку студентов 25
2.1 Методики исследования на самооценку и тревожность 25
2.2 Результаты исследования уровня самооценки и тревожности 27
2.3. Рекомендации…………………………………………………………… 30
Заключение 31
Список литературы 32
Приложение 34

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 100.32 Кб (Скачать файл)

Так же формируется целостное  представление о самом себе, отношение  к себе, причем вначале осознаются и оцениваются студентом особенности  его тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые качества.

Юношеские самооценки часто  бывают противоречивы. Самооценка студента – является регулятором его поведения  и учебной деятельности. Под влиянием студенческой самооценки в зависимости  от направленности, характера, способностей складывается или правильное, или  неправильное отношение к себе, вследствие чего самооценка может стать либо стимулом, либо тормозом развития личности.

Студенческая самооценка тесно связана с уровнем его  притязаний. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями студента ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение и учебная  деятельность становятся неадекватными. Самооценка студента получает объективное  выражение в том, как он оценивает  и сравнивает способности, возможности, результаты деятельности других студентов[10].

На основе анализа достигнутых  результатов в разных видах деятельности, учета мнения других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих  качеств и способностей у студента формируется самоуважение. Это понятие  многозначно, оно подразумевает  и удовлетворенность собой, и  принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение  к себе, и согласованность своего наличного и идеального «я» [28,с.154].

По мнению С. Куперсмита: «Самоуважение – это личное ценностное суждение, выражение в установках индивида к себе» [30,с.513].

«Высокое самоуважение ассоциируется  с положительными, а низкое с отрицательными эмоциями, следовательно, мотив самоуважения – это личная потребность максимизировать  переживание положительных и  минимизировать переживание отрицательных  установок по отношению к себе» – считает Г. Каплан [31,с.14].

Морис Розенберг, в своих  исследованиях, выявил, что для юношей с пониженным самоуважением типична  общая неустойчивость образов «я»  и мнений о себе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, боятся выражать свои чувства перед  окружающими. Такие люди особенно ранимы и чувствительны ко всему, что  как-то затрагивает их самооценку. Их больше беспокоит плохое мнение о  них окружающих [31,с.14].

Студенты с высоким  самоуважением и чувством уверенности  в себе, они более самостоятельны и менее внушаемы.

Самосознание и самооценка в юношеском возрасте сильно зависят  от стереотипных представлений о  том, какие должны быть мужчины и  женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически  сложившихся в том или ином обществе дифференциации половых ролей.

Нельзя не согласиться  с мнением Б.Г. Ананьева о том, что студенческое влияние на психику студента, развитие его личности. За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит значительное развитие уровней психики [32,с.287].

Развитие студента на различных  курсах имеет некоторые особые черты:

На первом курсе студенты решают задачи приобщения недавнего  абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов  отличается высокой степенью конформизма. Отмечается слабая регуляция своего поведения и немотивированный риск. Неумение предвидеть последствия своих  поступков (возраст бескорыстных жертв  и полной самоотдачи). Часто формируется  неадекватная идентичность; неспособность  строить жизненные планы, избегание  тесных межличностных отношений, выбор  отрицательных образов для подражания.

В процессе адаптации первокурсников к вузу возникают такие трудности  как:

1) отрицательное переживание,  связанное с уходом вчерашних  школьников из школьного коллектива. С его взаимопомощью и моральной  поддержкой;

2) недостаточная психологическая  подготовка к профессии; 

3) неумение осуществлять  психологическое саморегулирование  поведения и деятельности;

4) недостаточно развито  стремление к самообразованию  и т.д.

Второй курс является периодом самой напряженной учебы (учебной  деятельности). В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую  подготовку, формируются их широкие  культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде  в основном завершен.

Третий курс – начало специализации, укрепление интереса к  научной работе как отражение  дальнейшего развития и углубление профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в  специализации зачастую приводит к  сужению сферы разносторонних интересов  личности.

Четвертый курс – это  первое реальное знакомство со специальностью в период прохождение практики. Происходит переоценка студентами многих ценностей  жизни и культуры.

На пятом курсе формируются  четкие практические установки на будущий  род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными  ценности, связанные с материальным и семейным положением. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни  вуза.

Таким образом, можно предположить, что психологическое развитие личности студента – это диалектический процесс  возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самоуважение, активной работы над собой [27,с.649–650].

Развитие организма и  личность студента характеризуются  рядом противоречий: наступление  физической, гражданской, умственной, трудовой зрелости не совпадает во времени.

Характерной особенностью студенческого  возраста является потребность в  достижениях. Если она не находит  своего удовлетворения в основных сферах деятельности студента, то смещается  на другие сферы (спорт, бизнес, и тому подобное). Человек должен найти  для себя область успешного самоутверждения. В противном случае возможны: невротизация, уход в болезнь [9,с.529].

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Основные факторы влияющие  на тревожность студента

 

Проблема тревожности  занимает особое место в современном  научном знании. С одной стороны, это «центральная проблема современной  цивилизации», важнейшая характеристика нашего времени, с другой — это  психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации.

Поэтому не удивительно, что  этой проблеме посвящено большое  количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и  биохимии, физиологии, философии, социологии.

В «Психологическом словаре» под тревожностью понимается «индивидуальная  психологическая особенность, проявляющаяся  в склонности человека к частым и  интенсивным переживаниям состояния  тревоги, а также в низком пороге его возникновения» [13,с.7-17].

Согласно концепции Спилбергера, следует различать тревогу как  состояние и тревожность как  свойство личности. С точки зрения автора, существует возможность измерения  различий между двумя упомянутыми  видами психических проявлений, которые  обозначаются A-state (тревога-состояние) и A-trait (тревога-черта), то есть между  временными, преходящими особенностями  и относительно постоянным предрасположением.

Спилбергер считает что, тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая  в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных  ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых  к этому не предрасполагают. Понимание  тревоги в теории Спилбергера  определяется следующими положениями:

1. Ситуации, представляющие  для человека определенную угрозу  или личностно значимые, переживается  как неприятное эмоциональное  состояние различной интенсивности;

2. Интенсивность переживания  тревоги пропорциональна степени  угрозы или значимости причины  переживаний. От этих факторов  зависит длительность переживания  состояния тревоги;

3. Высоко тревожные индивиды  воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат  возможность неудачи или угрозы, более интенсивно;

4. Ситуация тревоги сопровождается  изменениями в поведении или  же мобилизует защитные механизмы  личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты [24,с.12-24].

Сидоров отмечает, что деление  тревожности на ситуативную тревожность (СТ) и личностную тревожность (ЛТ) прочно вошло в психологический обиход и стало весьма удобным не только в теории, но и в диагностической  и экспериментальной практике.

Относительно соотношения  двух названных форм тревожности, генетически  первичной следует считать СТ, вторичной - ЛТ. Жизненный опыт человека, фиксирующий частоту и интенсивность  испытываемых состояний тревоги, непосредственно  влияет на формирование тревожности  как черты личности; ЛТ же определяет особенности функционирования СТ при  ее актуализации и, значит, выступает  базовой в подобном случае.

Мэй определял тревогу  как «субъективное состояние  личности, понимающей, что ее существование  может быть разрушено, что она  может превратиться в «ничто». Человек  испытывает тревогу, когда осознает, что его существование или  какие – то ценности, отождествляемые  с ним, могут быть уничтожены. Позднее  Мэй выдвинул другое определение  тревоги – как ощущение угрозы, направленной на важные для человека ценности. Значит, тревога может  происходить как из осознания  возможности нашего небытия, так  и из угрозы жизненно важным для  человека ценностям и стать причиной застоя и упадка. Тревога может  возникнуть при встрече с препятствиями. Свобода не может существовать без  тревоги, становясь более свободным, человек неизбежно испытывает тревогу [16,с.215-223].

Важным результатом исследований Кэттела и его коллег явилось  выделение собственно феномена тревожности, в отличие от сходных явлений  депрессии, склонности пессимистическому  восприятию жизни, невротизма. Был также  выделен ряд типичных для состояния  тревоги физиологических и биохимических показателей [12,с.346]

Я. Рейковский рассматривая влияние тревоги на уровень притязаний (его занижение или завышение), концептуирует тревогу и тревожность  как проявление дефектов в структуре  личности и, прежде всего, в нарушении  механизмов саморегуляции, проявляющихся  в переживании незащищенности, в  снижении чувства безопасности.

В работах Березина, оценивается  роль тревоги в процессе психической  адаптации человека. Тревога изменяет характер поведения, ведет к усилению поведенческой активности, побуждает  к более интенсивным и целенаправленным усилиям и тем самым выполняет  адаптивную функцию. Однако в случае, если интенсивность и длительность тревоги неадекватны ситуации, это  препятствует формированию адаптивного  поведения и ведет к нарушениям поведенческой интеграции, а иногда и к клинически выраженным нарушениям психики и поведения.

Березин основываясь на экспериментальных  исследованиях и клинических  наблюдениях, развивает представление  о существовании тревожного ряда:

1. Ощущение внутренней  напряженности (включает механизмы  адаптации).

2. Гиперестезические реакции  (множество событий внешней среды  становятся значимыми для субъекта, что способствует появлению ощущения  неопределенной угрозы).

3.Собственно тревога характеризуется  чувством неясной опасности (признаком  тревоги является невозможность  определить характер угрозы и  неосознаваемость причин).

4.Страх. Неосознаваемость  причин тревоги, делают невозможным  организацию деятельности по  устранению или предотвращению  угрозы.

5.Ощущение неотвратимости  надвигающейся катастрофы, нарастание  интенсивности тревоги приводит  субъекта к представлению о  невозможности избегания угрозы.

6.Тревожно-боязливое возбуждение  (дезорганизация поведения достигает  максимума, возможность целенаправленной деятельности исчезает) [25,с.256].

Все эти феномены проявляются  по-разному, в зависимости от стабильности психического состояния

Астапов говорит о необходимости  функционального подхода к изучению тревоги, на основании которого можно  определить это состояние как  результат сложного процесса, включающего  когнитивные, аффективные и поведенческие  реакции на уровне целостной личности. Этот процесс развертывается в ситуации, субъективно оцениваемой как  потенциально опасная. Тревога ориентирована  на поиск источника опасности  и оценку средств для её преодоления.

Он рассматривает следующие  психические функции тревоги:

1. Функция сигнала –  имеет приспособительное значение  – сигнализирует о неопределенной  опасности и побуждает к ее  поиску.

2. Функция поиска –  человек пытается найти источник  угрозы, так как соприкосновение  с опасностью разряжает беспокойство (нормальная тревожность), при постоянном  поиске источника угрозы можно  говорить о патопсихологических  нарушениях личности.

3. Функция оценки –  анализ сложившейся ситуации. Имеет  сложный характер, включающий не  только перцептивные функции,  но и процессы памяти, способность  к абстрактному мышлению, актуализации  прошлого опыта и умений человека и т. д. Особенность этой функции заключается в том, что она включает защитные и приспособительные функции, помогающие организму адаптироваться

Информация о работе Тревожность у студентов