Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа
Цель работы: взаимосвязь самооценки и уровня тревожности.
1. Теоретические подходы к проблеме исследования самооценки
2. Выявить особенности самооценки личности у студентов
3. В ходе эмпирического исследования выявить степень влияния тревожности на уровень самооценки
Введение 2
1.Теоретические подходы к проблеме исследования самооценки студентов………………………………………………………………………… 4
1.1.Сущность понятия самооценки личности 4
1.2.Психологические особенности самооценки у студентов 11
1.3.Основные факторы влияющие на тревожность студента 17
2.Эмпирическое исследование влияния тревожности на самооценку студентов 25
2.1 Методики исследования на самооценку и тревожность 25
2.2 Результаты исследования уровня самооценки и тревожности 27
2.3. Рекомендации…………………………………………………………… 30
Заключение 31
Список литературы 32
Приложение 34
Так же формируется целостное
представление о самом себе, отношение
к себе, причем вначале осознаются
и оцениваются студентом
Юношеские самооценки часто бывают противоречивы. Самооценка студента – является регулятором его поведения и учебной деятельности. Под влиянием студенческой самооценки в зависимости от направленности, характера, способностей складывается или правильное, или неправильное отношение к себе, вследствие чего самооценка может стать либо стимулом, либо тормозом развития личности.
Студенческая самооценка
тесно связана с уровнем его
притязаний. Расхождение между притязаниями
и реальными возможностями
На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнения других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у студента формируется самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального «я» [28,с.154].
По мнению С. Куперсмита: «Самоуважение – это личное ценностное суждение, выражение в установках индивида к себе» [30,с.513].
«Высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое с отрицательными эмоциями, следовательно, мотив самоуважения – это личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе» – считает Г. Каплан [31,с.14].
Морис Розенберг, в своих исследованиях, выявил, что для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов «я» и мнений о себе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, боятся выражать свои чувства перед окружающими. Такие люди особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих [31,с.14].
Студенты с высоким самоуважением и чувством уверенности в себе, они более самостоятельны и менее внушаемы.
Самосознание и самооценка в юношеском возрасте сильно зависят от стереотипных представлений о том, какие должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически сложившихся в том или ином обществе дифференциации половых ролей.
Нельзя не согласиться с мнением Б.Г. Ананьева о том, что студенческое влияние на психику студента, развитие его личности. За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит значительное развитие уровней психики [32,с.287].
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты:
На первом курсе студенты
решают задачи приобщения недавнего
абитуриента к студенческим формам
коллективной жизни. Поведение студентов
отличается высокой степенью конформизма.
Отмечается слабая регуляция своего
поведения и немотивированный риск.
Неумение предвидеть последствия своих
поступков (возраст бескорыстных жертв
и полной самоотдачи). Часто формируется
неадекватная идентичность; неспособность
строить жизненные планы, избегание
тесных межличностных отношений, выбор
отрицательных образов для
В процессе адаптации первокурсников к вузу возникают такие трудности как:
1) отрицательное переживание,
связанное с уходом вчерашних
школьников из школьного
2) недостаточная психологическая подготовка к профессии;
3) неумение осуществлять
психологическое
4) недостаточно развито стремление к самообразованию и т.д.
Второй курс является периодом самой напряженной учебы (учебной деятельности). В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
Третий курс – начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубление профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.
Четвертый курс – это первое реальное знакомство со специальностью в период прохождение практики. Происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.
На пятом курсе формируются четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
Таким образом, можно предположить, что психологическое развитие личности студента – это диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самоуважение, активной работы над собой [27,с.649–650].
Развитие организма и личность студента характеризуются рядом противоречий: наступление физической, гражданской, умственной, трудовой зрелости не совпадает во времени.
Характерной особенностью студенческого
возраста является потребность в
достижениях. Если она не находит
своего удовлетворения в основных сферах
деятельности студента, то смещается
на другие сферы (спорт, бизнес, и тому
подобное). Человек должен найти
для себя область успешного
1.3. Основные факторы влияющие на тревожность студента
Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации», важнейшая характеристика нашего времени, с другой — это психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации.
Поэтому не удивительно, что этой проблеме посвящено большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и биохимии, физиологии, философии, социологии.
В «Психологическом словаре» под тревожностью понимается «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения» [13,с.7-17].
Согласно концепции
Спилбергер считает что, тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Понимание тревоги в теории Спилбергера определяется следующими положениями:
1. Ситуации, представляющие
для человека определенную
2. Интенсивность переживания
тревоги пропорциональна
3. Высоко тревожные индивиды
воспринимают ситуации или
4. Ситуация тревоги
Сидоров отмечает, что деление тревожности на ситуативную тревожность (СТ) и личностную тревожность (ЛТ) прочно вошло в психологический обиход и стало весьма удобным не только в теории, но и в диагностической и экспериментальной практике.
Относительно соотношения
двух названных форм тревожности, генетически
первичной следует считать СТ,
вторичной - ЛТ. Жизненный опыт человека,
фиксирующий частоту и
Мэй определял тревогу как «субъективное состояние личности, понимающей, что ее существование может быть разрушено, что она может превратиться в «ничто». Человек испытывает тревогу, когда осознает, что его существование или какие – то ценности, отождествляемые с ним, могут быть уничтожены. Позднее Мэй выдвинул другое определение тревоги – как ощущение угрозы, направленной на важные для человека ценности. Значит, тревога может происходить как из осознания возможности нашего небытия, так и из угрозы жизненно важным для человека ценностям и стать причиной застоя и упадка. Тревога может возникнуть при встрече с препятствиями. Свобода не может существовать без тревоги, становясь более свободным, человек неизбежно испытывает тревогу [16,с.215-223].
Важным результатом
Я. Рейковский рассматривая
влияние тревоги на уровень притязаний
(его занижение или завышение),
концептуирует тревогу и
В работах Березина, оценивается
роль тревоги в процессе психической
адаптации человека. Тревога изменяет
характер поведения, ведет к усилению
поведенческой активности, побуждает
к более интенсивным и
Березин основываясь на экспериментальных исследованиях и клинических наблюдениях, развивает представление о существовании тревожного ряда:
1. Ощущение внутренней
напряженности (включает
2. Гиперестезические реакции
(множество событий внешней
3.Собственно тревога
4.Страх. Неосознаваемость
причин тревоги, делают
5.Ощущение неотвратимости
надвигающейся катастрофы, нарастание
интенсивности тревоги
6.Тревожно-боязливое
Все эти феномены проявляются по-разному, в зависимости от стабильности психического состояния
Астапов говорит о необходимости
функционального подхода к
Он рассматривает следующие психические функции тревоги:
1. Функция сигнала –
имеет приспособительное
2. Функция поиска –
человек пытается найти
3. Функция оценки – анализ сложившейся ситуации. Имеет сложный характер, включающий не только перцептивные функции, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, актуализации прошлого опыта и умений человека и т. д. Особенность этой функции заключается в том, что она включает защитные и приспособительные функции, помогающие организму адаптироваться