Тревожность у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: взаимосвязь самооценки и уровня тревожности.
1. Теоретические подходы к проблеме исследования самооценки
2. Выявить особенности самооценки личности у студентов
3. В ходе эмпирического исследования выявить степень влияния тревожности на уровень самооценки

Содержание работы

Введение 2
1.Теоретические подходы к проблеме исследования самооценки студентов………………………………………………………………………… 4
1.1.Сущность понятия самооценки личности 4
1.2.Психологические особенности самооценки у студентов 11
1.3.Основные факторы влияющие на тревожность студента 17
2.Эмпирическое исследование влияния тревожности на самооценку студентов 25
2.1 Методики исследования на самооценку и тревожность 25
2.2 Результаты исследования уровня самооценки и тревожности 27
2.3. Рекомендации…………………………………………………………… 30
Заключение 31
Список литературы 32
Приложение 34

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 100.32 Кб (Скачать файл)

На основании функционального  подхода можно определить тревогу  как результат сложного процесса, включающего когнитивные, аффективные  и поведенческие реакции на уровне целостной личности. Тревога ориентирована  на поиск источника опасности  и оценку средств для ее преодоления

Прихожан выделяет такие  разновидности тревожности, как:

- устойчивая тревожность  в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, экологическая и  др.) — ее принято обозначать  как специфическую, частную, парциальную;

- общая, генерализованная  тревожность, свободно меняющая  объекты в зависимости от изменения  их значимости для человека. В  этих случаях частная тревожность  является лишь формой выражения  общей.

Различают также нормальную и невротическую тревожность. Нормальная тревожность - это реакция человека на угрозу его ценностям, которые  он считает для себя единственно  важными и возможными для существования  себя как личности. Нормальная тревожность  адекватна реальной угрозе, она не таит в себе депрессию или меланхолию. Ранк подчеркивал, что нормальная тревожность  сопровождает переживания индивида на протяжении всей его жизни и  если потенциально формирующие тревожность  переживания преодолены успешно, то это ведет к большей независимости  и к восстановлению новых уровней  отношений с другими людьми.

Мэй отмечал, что нормальная тревожность, как и любая тревожность, есть реакция индивида на угрозу ценностям, которые он считает единственно  возможными для его существования  как личности. Но нормальной тревожностью может быть призвана реакция, которая:

- адекватно реальной угрозе;

- не включает подавление  или другие механизмы разрешения  внутреннего психического конфликта,  а в результате этого — и  внешнего;

- не требует невротических  защитных механизмов для управления  собою, но может быть изменена  конструктивно на уровне произвольного  осознания или ослаблена при  объективном изменении ситуации.

Большое внимание в литературе уделяется также конкретным, частным  видам тревожности, например, школьной тревожности у детей.

Прихожан изучала формы  тревожности в процессе индивидуальной и групповой работы с детьми и  подростками. Под формой тревожности  понимается особое сочетание характера  переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихся способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении человека к этому переживанию.

Проведенная работа подтвердила  наличие двух основных категорий  тревожности:

1) открытая — сознательно  переживаемая и проявляемая в  поведении и деятельности в  виде состояния тревоги; 

2) скрытая — в разной  степени не осознаваемая, проявляющаяся  либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью  к реальному неблагополучию и  даже отрицанием его, либо косвенным  путем через специфические способы  поведения.

Внутри этих категорий  были выявлены и подверглись специальному анализу различные формы тревожности. Выделены три формы открытой тревожности:

1. Острая, нерегулируемая - самостоятельно  справиться с ней индивид не  может.

2. Регулируемая и компенсируемая  тревожность. Внутри этой формы  выделились две субформы:

а) снижение уровня тревожности;

 б) использование ее  для стимуляции собственной деятельности, повышения активности.

3. Культивируемая тревожность  — в этом случае тревожность  осознается и переживается как  ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого.

Скрытая тревожность встречается  существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм — «неадекватное  спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты от нее, препятствующие осознанию как  определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. Вторая форма скрытой тревожности  — «уход от ситуации».

В работах, выполненных под  руководством Бороздиной, при исследовании людей среднего возраста, было установлено, что особенности самооценки и  уровня притязаний в отдельности  не связаны с повышением тревожности. Тревожность вызывается конфликтом, выражающимся в рассогласовании  уровней самооценки субъекта и его  притязаний.

В работе Сидорова подтверждается этот факт на материале юности, где  экспериментально доказано, что «расхождение высоты СО и притязаний сопряжено  с ростом личностной тревожности».

Представление о том, что  тревожность может быть вызвана  любым внутренним конфликтом и основой  является не содержание, а личностный смысл наиболее распространено».

Существуют подходы к  изучению тревожности в связи  с другим личностными конструктами, например, самооценкой.

По данным Прихожан, обследовавшей  тревожных детей, выявилось, что  характерной чертой таких детей  является снижение самооценки. Они  не способны уважать себя, ценить себя, что проявляется в неверии  в свои способности, в свои силы.

Спилбергер были установлены  устойчивые корреляции между подшкалой  реактивной тревожности (РТ) и показателями СО.

Роджерс указывает на то, что конфликт личности между Я  – идеальным и Я – реальным приводит к возникновению эмоционального напряжения и тревожности.

По мнению Прихожан, современное  состояние исследований проблемы тревожности  характеризуется определенной двойственностью, сочетанием общепринятых положений  и недостаточной экспериментальной  и клинической доказанностью, что  во многом обусловлено недостаточностью онтогенетического аспекта изучения проблемы [6,с.104-113]

Причины, вызывающие тревожность  и влияющие на изменение ее уровня, очень разнообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека.

Обнаруживается связь  тревожности с характеристиками семьи и особенностями семейного  воспитания; успешностью в учёбе; взаимоотношением с учителями и  сверстниками; посттравматическим стрессом; экологией; природными предпосылками; социальными причинами – восприятие человеком окружающей его действительности как угрожающей и нестабильной [26,с.18-22]

В качестве важнейшего источника  тревожности выделяется внутриличностный источник тревожности - внутренний конфликт, связанный с отношением к себе, самооценкой, Я – концепцией.

Существует закономерность, что устойчивая, неадекватно завышенная самооценка коррелирует с низкой тревожностью и экстраверсией, а  устойчивая, неадекватно низкая самооценка – с высокой тревожностью и  интроверсией.

Выявлена определенная зависимость: формирование ЛТ как следствия внутриличностного  конфликта.

В настоящее время выделяются два типа источников устойчивой тревожности, это и длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги, и внутренне–психологические и (или) психофизиологические причины [18,с.11-17].

Вывод:

Самооценка – самостоятельный  компонент самосознания, начинающий функционировать в подростковом возрасте. Функция самооценки заключена  в процедуре собственно оценивания общего потенциала субъекта или его  отдельных свойств (качеств) с помощью  определенной шкалы ценностей» [17,с.808]. Проблема самооценки является одним из ключевых вопросов исследования личности, ценное значение имеет изучение и исследование её свойств (устойчивость, адекватность, уровень, динамика) как таковых и во взаимосвязи с другими сторонами личности (тревожность, внушаемость и др.), поскольку такое изучение даст возможность исследовать личность как целостность [1,с.156].

Проблема связи самооценки с другими свойствами личности недостаточно изучена в психологии, поэтому  исследование связи самооценки и  уровня тревожности актуально.

На современном этапе  развития психологии, большинство авторов  считают, что тревога – реакция  на грозящую опасность, реальную или  воображаемую, а тревожность —  индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных  жизненных ситуациях.

 

 

  1. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ СТУДЕНТОВ

 

2.1 Методики исследования на самооценку и тревожность

Для исследования самооценки личности был использован «Опросник Казанцевой Г.Н. Изучение общей самооценки»

В данной методике определяется уровень самооценки, и её адекватность [8,с.528].

Для определения уровня тревожности  использовалась методика «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина». Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

 В 1966-1973 годах Ч.  Д. Спилбергер разработал группу  личностных опросников, направленных  на изучение тревожности. Согласно  концепции Спилбергера следует  различать тревогу как состояние  и тревожность как свойство  личности. Соответственно, тревога  – реакция на грозящую опасность,  реальную или воображаемую, эмоциональное  состояние диффузного безобъектного  страха, характеризующееся неопределенным  ощущением угрозы. Тревожность –  индивидуальная психологическая  особенность, состоящая в повышенной  склонности испытывать беспокойство  в различных жизненных ситуациях,  в том числе и тех, объективные  характеристики которых к этому  не располагают.

Ю. Л. Ханин адаптировал, модифицировал  и стандартизировал методику Спилбергера. Данная методика позволяет сделать  первые и существенные уточнения  о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или  постоянной, т.е. личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим  особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, её темперамента и характера. Методика предназначена как для индивидуального, так и для группового обследования. По Ю. Л. Ханину, состояния тревоги  или ситуативная тревожность, обозначаемые одинаково: «СТ», возникают «как реакция  человека на различные, чаще всего социально-психологические  стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция даёт представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идёт об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ [19,с.255].

 

 

2.2. Анализ результатов исследования уровня самооценки и тревожности 

Результаты  исследования уровня самооценки

Рис. 1 уровень самооценки

Анализируя диаграмму на рис.1 можно сказать, что 44 % испытуемых студентов выявился низкий уровень самооценки.

Таким студентам типична  общая неустойчивость образов «я»  и мнений о себе. Они больше других склонны закрываться от окружающих, боятся выражать свои чувства и свое мнение. Особенно ранимы и чувствительны  ко всему, что как-то затрагивает  их.

33 % испытуемых имеют средний уровень самооценки. Им характерно большая самостоятельность, они менее внушаемы и более спокойно переживают критику и менее чувствительны, чем те кто имеет низкий уровень самооценки.

И всего 23 % студентов имеют высокий уровень самооценки. Это уверенные в себе люди, с высоким самоуважением и чувством уверенности в себе.

 

Результаты  исследования тревожности

Рис. 2 уровень тревожности

Из выше приведенной диаграммы на рис. 2 можно сделать вывод, что 60 % испытуемым характерен высокий уровень тревожности.

По результату методики можно  сказать, что большинству студентов  первых курсов свойственен высокий  уровень тревожности.

Студентов с высоким уровнем  тревожности отличает замкнутость  и мало общительность. Как правило, они без инициативны, что связано  с ожиданием неудачи и низкой самооценкой.

И наоборот, студенты, имеющие  низкий уровень тревожности общительны и инициативны, но им свойственна  слабая эмоциональная вовлеченность  в различных жизненных ситуациях, сдержанность чувств.

Средний уровень тревожности  говорит о том, что это более  или менее спокойные студенты, достаточно активны и общительны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.

 

Обработка данных корреляционным методом

 

                        X=45,6 Y= -0,86

             

40

-5.6

31.36

+4

3.14

9.8596

-17.584

47

1.4

1.96

-4

-4.86

23.6196

-6.804

31

-14.6

213.16

+3

2.14

4.5796

-31.244

44

-1.6

2.56

+8

7.14

50.9796

-11.424

49

3.4

11.56

-4

-4.86

23.6196

16.524

46

0.4

0.16

-3

-3.86

14.8996

-1.544

31

-14.6

213.16

+6

5.14

26.4196

-75.044

34

-11.6

134.56

-1

-1.86

3.4596

21.576

45

-0.6

0.36

-7

-7.86

61.7796

4.716

45

-0.6

0.36

+2

1.14

1.2996

-0.684

31

-14.6

213.16

+8

7.14

50.9796

-104.244

48

2.4

5.76

-5

-5.86

34.3396

-14.064

45

-0.6

0.36

-5

-5.86

34.3396

3.516

43

-2.6

6.76

+6

5.14

26.4196

-13.364

32

-13.6

184.96

+2

1.14

1.2996

-15.504

61

15.4

237.16

+4

3.14

9.8596

48.356

48

2.4

5.76

+1

0.14

0.0196

0.336

43

-2.6

6.76

-6

-6.86

47.0596

17.836

44

-1.6

2.56

+5

4.14

17.1396

-6.626

50

4.4

19.36

-4

-4.86

23.6196

-21.384

47

1.4

1.96

-4

-4.86

23.6196

-6.804

45

-0.6

0.36

+1

0.14

0.0196

-0.084

44

-1.6

2.56

-1

-1.86

3.4596

2.976

64

18.4

338.56

-6

-6.86

47.0596

-126.224

57

11.4

129.96

-2

-2.86

8.1796

-32.604

47

1.4

1.96

-7

-7.86

61.7796

-11.004

44

-1.6

2.56

-3

-3.86

14.8996

6.176

57

11.4

129.96

-5

-5.86

34.3396

-66.804

60

14.4

207.36

-5

-5.86

34.3396

-84.384

46

0.4

0.16

-4

-4.86

23.6196

-1.944

X=45,6

 

=2107.2

Y=-0.86

 

=716.908

=-627.358

Информация о работе Тревожность у студентов