Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа
Цель работы: взаимосвязь самооценки и уровня тревожности.
1. Теоретические подходы к проблеме исследования самооценки
2. Выявить особенности самооценки личности у студентов
3. В ходе эмпирического исследования выявить степень влияния тревожности на уровень самооценки
Введение 2
1.Теоретические подходы к проблеме исследования самооценки студентов………………………………………………………………………… 4
1.1.Сущность понятия самооценки личности 4
1.2.Психологические особенности самооценки у студентов 11
1.3.Основные факторы влияющие на тревожность студента 17
2.Эмпирическое исследование влияния тревожности на самооценку студентов 25
2.1 Методики исследования на самооценку и тревожность 25
2.2 Результаты исследования уровня самооценки и тревожности 27
2.3. Рекомендации…………………………………………………………… 30
Заключение 31
Список литературы 32
Приложение 34
На основании функционального подхода можно определить тревогу как результат сложного процесса, включающего когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности. Тревога ориентирована на поиск источника опасности и оценку средств для ее преодоления
Прихожан выделяет такие разновидности тревожности, как:
- устойчивая тревожность
в какой-либо сфере (тестовая,
межличностная, экологическая
- общая, генерализованная
тревожность, свободно
Различают также нормальную
и невротическую тревожность. Нормальная
тревожность - это реакция человека
на угрозу его ценностям, которые
он считает для себя единственно
важными и возможными для существования
себя как личности. Нормальная тревожность
адекватна реальной угрозе, она не
таит в себе депрессию или меланхолию.
Ранк подчеркивал, что нормальная тревожность
сопровождает переживания индивида
на протяжении всей его жизни и
если потенциально формирующие тревожность
переживания преодолены успешно, то
это ведет к большей
Мэй отмечал, что нормальная тревожность, как и любая тревожность, есть реакция индивида на угрозу ценностям, которые он считает единственно возможными для его существования как личности. Но нормальной тревожностью может быть призвана реакция, которая:
- адекватно реальной угрозе;
- не включает подавление
или другие механизмы
- не требует невротических
защитных механизмов для
Большое внимание в литературе уделяется также конкретным, частным видам тревожности, например, школьной тревожности у детей.
Прихожан изучала формы тревожности в процессе индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками. Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихся способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении человека к этому переживанию.
Проведенная работа подтвердила наличие двух основных категорий тревожности:
1) открытая — сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
2) скрытая — в разной
степени не осознаваемая, проявляющаяся
либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью
к реальному неблагополучию и
даже отрицанием его, либо
Внутри этих категорий
были выявлены и подверглись специальному
анализу различные формы
1. Острая, нерегулируемая - самостоятельно справиться с ней индивид не может.
2. Регулируемая и компенсируемая
тревожность. Внутри этой
а) снижение уровня тревожности;
б) использование ее
для стимуляции собственной
3. Культивируемая тревожность
— в этом случае тревожность
осознается и переживается как
ценное для личности качество,
позволяющее добиваться
Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм — «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. Вторая форма скрытой тревожности — «уход от ситуации».
В работах, выполненных под руководством Бороздиной, при исследовании людей среднего возраста, было установлено, что особенности самооценки и уровня притязаний в отдельности не связаны с повышением тревожности. Тревожность вызывается конфликтом, выражающимся в рассогласовании уровней самооценки субъекта и его притязаний.
В работе Сидорова подтверждается этот факт на материале юности, где экспериментально доказано, что «расхождение высоты СО и притязаний сопряжено с ростом личностной тревожности».
Представление о том, что тревожность может быть вызвана любым внутренним конфликтом и основой является не содержание, а личностный смысл наиболее распространено».
Существуют подходы к изучению тревожности в связи с другим личностными конструктами, например, самооценкой.
По данным Прихожан, обследовавшей тревожных детей, выявилось, что характерной чертой таких детей является снижение самооценки. Они не способны уважать себя, ценить себя, что проявляется в неверии в свои способности, в свои силы.
Спилбергер были установлены устойчивые корреляции между подшкалой реактивной тревожности (РТ) и показателями СО.
Роджерс указывает на то, что конфликт личности между Я – идеальным и Я – реальным приводит к возникновению эмоционального напряжения и тревожности.
По мнению Прихожан, современное
состояние исследований проблемы тревожности
характеризуется определенной двойственностью,
сочетанием общепринятых положений
и недостаточной
Причины, вызывающие тревожность и влияющие на изменение ее уровня, очень разнообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека.
Обнаруживается связь
тревожности с характеристиками
семьи и особенностями
В качестве важнейшего источника тревожности выделяется внутриличностный источник тревожности - внутренний конфликт, связанный с отношением к себе, самооценкой, Я – концепцией.
Существует закономерность, что устойчивая, неадекватно завышенная самооценка коррелирует с низкой тревожностью и экстраверсией, а устойчивая, неадекватно низкая самооценка – с высокой тревожностью и интроверсией.
Выявлена определенная зависимость:
формирование ЛТ как следствия
В настоящее время выделяются два типа источников устойчивой тревожности, это и длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги, и внутренне–психологические и (или) психофизиологические причины [18,с.11-17].
Вывод:
Самооценка – самостоятельный компонент самосознания, начинающий функционировать в подростковом возрасте. Функция самооценки заключена в процедуре собственно оценивания общего потенциала субъекта или его отдельных свойств (качеств) с помощью определенной шкалы ценностей» [17,с.808]. Проблема самооценки является одним из ключевых вопросов исследования личности, ценное значение имеет изучение и исследование её свойств (устойчивость, адекватность, уровень, динамика) как таковых и во взаимосвязи с другими сторонами личности (тревожность, внушаемость и др.), поскольку такое изучение даст возможность исследовать личность как целостность [1,с.156].
Проблема связи самооценки с другими свойствами личности недостаточно изучена в психологии, поэтому исследование связи самооценки и уровня тревожности актуально.
На современном этапе развития психологии, большинство авторов считают, что тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях.
2.1 Методики исследования на самооценку и тревожность
Для исследования самооценки личности был использован «Опросник Казанцевой Г.Н. Изучение общей самооценки»
В данной методике определяется уровень самооценки, и её адекватность [8,с.528].
Для определения уровня тревожности использовалась методика «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина». Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
В 1966-1973 годах Ч.
Д. Спилбергер разработал
Ю. Л. Ханин адаптировал, модифицировал
и стандартизировал методику Спилбергера.
Данная методика позволяет сделать
первые и существенные уточнения
о качестве интегральной самооценки
личности: является ли нестабильность
этой самооценки ситуативной или
постоянной, т.е. личностной. Результаты
методики относятся не только к психодинамическим
особенностям личности, но и к общему
вопросу взаимосвязи параметров
реактивности и активности личности,
её темперамента и характера. Методика
предназначена как для
2.2. Анализ результатов исследования уровня самооценки и тревожности
Рис. 1 уровень самооценки
Анализируя диаграмму на рис.1 можно сказать, что 44 % испытуемых студентов выявился низкий уровень самооценки.
Таким студентам типична общая неустойчивость образов «я» и мнений о себе. Они больше других склонны закрываться от окружающих, боятся выражать свои чувства и свое мнение. Особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их.
33 % испытуемых имеют средний уровень самооценки. Им характерно большая самостоятельность, они менее внушаемы и более спокойно переживают критику и менее чувствительны, чем те кто имеет низкий уровень самооценки.
И всего 23 % студентов имеют высокий уровень самооценки. Это уверенные в себе люди, с высоким самоуважением и чувством уверенности в себе.
Рис. 2 уровень тревожности
Из выше приведенной диаграммы на рис. 2 можно сделать вывод, что 60 % испытуемым характерен высокий уровень тревожности.
По результату методики можно сказать, что большинству студентов первых курсов свойственен высокий уровень тревожности.
Студентов с высоким уровнем тревожности отличает замкнутость и мало общительность. Как правило, они без инициативны, что связано с ожиданием неудачи и низкой самооценкой.
И наоборот, студенты, имеющие
низкий уровень тревожности общительны
и инициативны, но им свойственна
слабая эмоциональная вовлеченность
в различных жизненных
Средний уровень тревожности говорит о том, что это более или менее спокойные студенты, достаточно активны и общительны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.
X=45,6 Y= -0,86
40 |
-5.6 |
31.36 |
+4 |
3.14 |
9.8596 |
-17.584 |
47 |
1.4 |
1.96 |
-4 |
-4.86 |
23.6196 |
-6.804 |
31 |
-14.6 |
213.16 |
+3 |
2.14 |
4.5796 |
-31.244 |
44 |
-1.6 |
2.56 |
+8 |
7.14 |
50.9796 |
-11.424 |
49 |
3.4 |
11.56 |
-4 |
-4.86 |
23.6196 |
16.524 |
46 |
0.4 |
0.16 |
-3 |
-3.86 |
14.8996 |
-1.544 |
31 |
-14.6 |
213.16 |
+6 |
5.14 |
26.4196 |
-75.044 |
34 |
-11.6 |
134.56 |
-1 |
-1.86 |
3.4596 |
21.576 |
45 |
-0.6 |
0.36 |
-7 |
-7.86 |
61.7796 |
4.716 |
45 |
-0.6 |
0.36 |
+2 |
1.14 |
1.2996 |
-0.684 |
31 |
-14.6 |
213.16 |
+8 |
7.14 |
50.9796 |
-104.244 |
48 |
2.4 |
5.76 |
-5 |
-5.86 |
34.3396 |
-14.064 |
45 |
-0.6 |
0.36 |
-5 |
-5.86 |
34.3396 |
3.516 |
43 |
-2.6 |
6.76 |
+6 |
5.14 |
26.4196 |
-13.364 |
32 |
-13.6 |
184.96 |
+2 |
1.14 |
1.2996 |
-15.504 |
61 |
15.4 |
237.16 |
+4 |
3.14 |
9.8596 |
48.356 |
48 |
2.4 |
5.76 |
+1 |
0.14 |
0.0196 |
0.336 |
43 |
-2.6 |
6.76 |
-6 |
-6.86 |
47.0596 |
17.836 |
44 |
-1.6 |
2.56 |
+5 |
4.14 |
17.1396 |
-6.626 |
50 |
4.4 |
19.36 |
-4 |
-4.86 |
23.6196 |
-21.384 |
47 |
1.4 |
1.96 |
-4 |
-4.86 |
23.6196 |
-6.804 |
45 |
-0.6 |
0.36 |
+1 |
0.14 |
0.0196 |
-0.084 |
44 |
-1.6 |
2.56 |
-1 |
-1.86 |
3.4596 |
2.976 |
64 |
18.4 |
338.56 |
-6 |
-6.86 |
47.0596 |
-126.224 |
57 |
11.4 |
129.96 |
-2 |
-2.86 |
8.1796 |
-32.604 |
47 |
1.4 |
1.96 |
-7 |
-7.86 |
61.7796 |
-11.004 |
44 |
-1.6 |
2.56 |
-3 |
-3.86 |
14.8996 |
6.176 |
57 |
11.4 |
129.96 |
-5 |
-5.86 |
34.3396 |
-66.804 |
60 |
14.4 |
207.36 |
-5 |
-5.86 |
34.3396 |
-84.384 |
46 |
0.4 |
0.16 |
-4 |
-4.86 |
23.6196 |
-1.944 |
X=45,6 |
=2107.2 |
Y=-0.86 |
=716.908 |
=-627.358 |