Тревожность у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: взаимосвязь самооценки и уровня тревожности.
1. Теоретические подходы к проблеме исследования самооценки
2. Выявить особенности самооценки личности у студентов
3. В ходе эмпирического исследования выявить степень влияния тревожности на уровень самооценки

Содержание работы

Введение 2
1.Теоретические подходы к проблеме исследования самооценки студентов………………………………………………………………………… 4
1.1.Сущность понятия самооценки личности 4
1.2.Психологические особенности самооценки у студентов 11
1.3.Основные факторы влияющие на тревожность студента 17
2.Эмпирическое исследование влияния тревожности на самооценку студентов 25
2.1 Методики исследования на самооценку и тревожность 25
2.2 Результаты исследования уровня самооценки и тревожности 27
2.3. Рекомендации…………………………………………………………… 30
Заключение 31
Список литературы 32
Приложение 34

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 100.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Мы видим, что тревожным  студентам свойственна заниженные самооценка и самоуважение, они не верят в себя и свои силы и чувствуют  себя одинокими в этом мире, закрываются  в себе. А это способствует неполноценному развитию личности студента и отражается на его статусном положении в  группе.

При расчёте влияния тревожности  на самооценку мы получили результат -0.5. Таким образом при повышении  самооценки понижается уровень тревожности, т.е. мы получаем обратный результат.

 

2.3. Рекомендации

 

Чтобы существенно снизить  тревожность, необходимо обеспечить реальный успех в какой-либо деятельности. Меньше критиковать и больше подбадривать, причем не сравнивать с другими, а  только с самим собой, оценивая улучшение  результатов.

Необходим щадящий оценочный  режим в той области, в которой  успехи студента не велики. Не фиксировать  постоянно внимание на неудачах, а  отмечать малейший успех.

Доверительный контакт и  теплые эмоциональные отношения  тоже могут снизить общую тревожность.

Необходимо изучать систему  личных отношений студента в группе, для того чтобы целенаправленно  формировать эти отношения, для  создания благоприятного эмоционального климата.

Не оставлять без внимания непопулярных студентов. Следует выявить  и развить у них положительные  качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, что бы улучшить их положение в системе межличностных  взаимоотношений.

Мотивировать таких студентов  на успех, включая в общественную жизнь.

 

 

Заключение

Вопросу самооценки в отечественной  психологии уделяли и уделяют  достаточно много внимания. Например, Липкина и Рыбак рассматривают  самооценку в учебной деятельности; Сафин исследует устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. Разумеется, в каждом из этих экспериментальных  исследований ставятся и решаются также  вопросы теории самооценки.

Необходимо обратить внимание на отсутствие единого определения  самооценки, как в зарубежной, так  и в отечественной психологии. Зачастую авторы используют различные  термины для обозначения одного и того же феномена: самоуважение, самоотношение, самопринятие, обобщенная самооценка, установка на себя и другое. Очень  часто подразумеваются под одним  термином различные психологические  образования, но, не предлагаются при  этом развернутые определения.

Юношеские самооценки часто  бывают противоречивы. Самооценка студента – является регулятором его поведения  и учебной деятельности. Под влиянием студенческой самооценки в зависимости  от направленности, характера, способностей складывается или правильное, или  неправильное отношение к себе, вследствие чего самооценка может стать либо стимулом, либо тормозом развития личности.

При расчёте влияния тревожности  на самооценку мы получили результат -0.5. Таким образом при повышении  самооценки понижается уровень тревожности, т.е. мы получаем обратный результат.

Процессом тревожности, переживания, можно в какой-то мере управлять, стимулировать его, организовать, направлять, обеспечивать благоприятные для  него условия, стремясь к тому, чтобы  этот процесс вел к росту и  совершенствованию личности.

 

Список литературы:

  1. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001.- 156с.
  2.     Бачинин В.А. Психология. Энциклопедический словарь. – СПб.: Из-во Михайлова В.А., 2005. – 272 с.
  3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 352 с.
  4.   Бороздина, Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в первой зрелости // Вестник МГУ. Сер.14, Психология.- 1990.- №2.- С.24 – 48.
  5. Бороздина, Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал.- 1992.- Т.13.- №4.- С. 99 – 100.
  6. Бороздина , Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии.- 1993.- №1.- С.104-113.
  7. Бороздина, Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте второй зрелости // Вестник МГУ. Сер. 14., Психология.- 1997.- №1.- С. 27 – 42.
  8. Бурлачук. Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2006, 528 с.
  9.      Вачков ,И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось – 89», 2005. – 256 с.
  10.      Душков Б.А. Психология человекознания/ Б.А. Душков. – М.: Персэ. 2003. – 477 с.
  11. Зинько, Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал.- 2006.- Т. 27, № 3.- С. 18 – 30
  12. Китаев, Н.С., Смык, Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 2003.- 346с.
  13. Кьеркегор ,С. Страх и трепет // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001.-С. 7 – 17 с.
  14. Липкина, А.И., Рыбак, Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение.- 1968.-С.141
  15. Молчанова, О.Н. Самооценка: Стабильность или изменчивость? //Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006.- Т. 3, №2.- С. 23 - 51.
  16. Мэй, Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001.-С. 215 – 223
  17. Новейший психологический словарь / В.Б.Шапарь, В.Е.Россоха; под общ. ред. В.Б.Шапаря. – Ростов н/Д.: Феникс. 2006.-С. 808
  18. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и профилактика.- 1998.- №2.- С.11-17.
  19. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006.-С.479
  20. Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2006.- 255 с.
  21. Рубинштейн ,С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006.- 713 с.
  22. Сафин. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм её сохранения // Вопросы психологии.-1975.- №3.- С. 62 – 72.
  23. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии.- 2006.- №2.- С. 224 – 234.
  24. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога. – М.,- 1983.- 12 – 24 с.
  25. Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001.- 256 с.
  26. Фрейд З. Запрещение, симптом и страх // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001.- 18-22 с.
  27.     Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в ВУЗе. – Кишинев: ШТИИЦА, 1990. -114 с.
  28.     Изард Кэррол Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2002. – 460 с.
  29.     Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Л.В. Куликов. – СПб и др; ПИТЕР, 2000. – 476 с.
  30.     Реан, А.А. Психология изучения личности /Учебное пособие. Изд. Михайлова В.А. С – П., 1999. – 324С.
  31.      Изард К. Эмоции человека. (Пер. с анг.) / Под. ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой; Вступ. статья А.Е. Ольшанниковой. – М.: Изд. – во МГУ.- 1980.
  32.      Лэнгле А. Введение в экспериментально-аналитическую теорию эмоций // Вопросы психологии. – июнь – август. – 2004 – № 4. С 13–21

 

 

Приложение 1

Результаты исследования уровня тревожности у студентов 1-го курса ДВГСГА по методике «Шкала ситуативной тревожности» представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты исследования уровня тревожности у студентов  первых курсов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Таблица 2. Результаты исследования уровня самооценки у студентов первого  курса

И.Ф.

Уровень самооценки

   

Кол-ый результат.

Кач-ый результат.

1.

О.З.

+4

высокий

2.

Е.Л.

-4

низкий

3.

С.С.

+3

средний

4.

А.А.

+8

высокий

5.

Б.Е.

-4

низкий

6.

В.А.

-3

средний

7.

Г.В.

+6

высокий

8.

Т.А.

-1

средний

9.

Л.И.

-7

низкий

10.

К.А.

+2

средний

11.

К.Д.

+8

высокий

12.

И.Я.

-5

низкий

13.

З.В.

-5

низкий

14.

Б.И.

+6

высокий

15.

К.Н.

+2

средний

16.

И.Ю.

+4

высокий

17.

Т.Д.

+1

средний

18.

С.Е.

-6

низкий

19.

К.Л.

+5

высокий

20.

Г.Н.

-4

низкий

21.

К.Е.

-4

низкий

22.

Х.И.

+1

средний

23.

Я.Е.

-1

средний

24.

Т.В.

-6

низкий

25.

Л.М.

-2

средний

26.

К.А.

-7

низкий

27.

З.А.

-3

средний

28.

Г.И.

-5

низкий

29.

П.Н.

-5

низкий

30.

Ш.И.

-4

низкий


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Изучение общей самооценки. Опросник Казанцевой Г.Н.

Опросник позволяет выявить  уровень самооценки.

Опросник состоит из 20 положений. По каждому из которых  необходимо дать один из трех предлагаемых ответов: «да», «нет», «не знаю».

Затем подсчитывается количество согласий под нечетными номерами, далее – количество согласий с  положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат находится в  интервале от -10 до +10

 

Изучение общей самооценки.

Текст опросника:

Обычно я рассчитываю  на успех в своих делах.

Большую часть времени  я нахожусь в подавленном настроение.

Со мной большинство ребят  советуются (считаются).

У меня отсутствует уверенность  в себе.

Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей.

Временами я чувствую себя никому ненужным.

Я все делаю хорошо (любое  дело).

Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после института).

В любом деле я считаю себя правым.

Я делаю много такого, о чем в последствии жалею.

Когда я узнаю об успехах  кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

Меня мало беспокоят возможные  неудачи.

Мне кажется, что успешному  выполнению поручений или дел  мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

Я редко жалею о том, что уже сделал.

Окружающие меня люди гораздо  более привлекательны, чем я сам.

Я сам думаю, что я постоянно  кому-нибудь необходим.

Мне кажется, что я занимаюсь  гораздо хуже, чем остальные.

Мне чаще везет, чем не везет.

В жизни я всегда чего-то боюсь.

Интерпретация результатов. 

Результат от -10 до -4 свидетельствует  о низкой самооценке.

Результат от -3 до + 3 о средней  самооценке.

Результат от +4 до +10 о высокой  самооценке.

 

 

 

Приложение 4

Шкала ситуативной тревожности.

Методика позволяет оценить  уровень развития личностной тревожности.

В методике есть две оценочные  шкалы: одна измерят ситуационную тревожность, а другая – личностную. Каждая шкала  включает по 20 суждений. По каждому  суждению необходимо выбрать один из четырех предлагаемых ответов и  отметить его. Далее при помощи специального ключа по выбранным ответам определяют уровень развития обоих видов  тревожности

 

 

Шкала ситуативной тревожности

Суждения

Варианты ответов

Совершенно

не согласен

В основном не

согласен

В основном согласен

Полностью согласен

1. Я сейчас спокоен

1

2

3

4

2. Мне ничто не угрожает.

1

2

3

4

3. Я нахожусь в напряжении.

1

2

3

4

4. Я внутренне спокоен.

1

2

3

4

5. Я чувствую себя свободным.

1

2

3

4

6. Я расстроен.

1

2

3

4

7. Меня волнуют возможные  неудачи.

1

2

3

4

8. Я ощущаю душевный  покой.

1

2

3

4

9. Я встревожен.

1

2

3

4

10. Я испытываю чувство  внутреннего удовлетворения.

1

2

3

4

11. Я уверен в себе.

1

2

3

4

12. Я нервничаю.

1

2

3

4

13. Я не нахожу себе  места.

1

2

3

4

14. Я взвинчен.

1

2

3

4

15. Я не чувствую внутренней  скованности.

1

2

3

4

16. Я доволен собой.

1

2

3

4

17. Я озабочен.

1

2

3

4

18. Я слишком возбужден.

1

2

3

4

19. Мне радостно.

1

2

3

4

20. Мне приятно.

1

2

3

4

Информация о работе Тревожность у студентов