Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 15:58, курсовая работа
Управление конфликтом – целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач, перевод его в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов.
Вопрос об управлении конфликтами вытекает из принципиального понимания конфликтов как неотъемлемой стороны общественных процессов, как их источника и движущей силы творческой деятельности людей, но вместе с тем и как детерминанты проблем и трудностей развития. В латинском языке «conflictus» означает буквально столкновение.
По мнению учёных, конфликтная ситуация – это трудная для человека ситуация социального взаимодействия. К конфликту приводит сама неподготовленность человека к эффективным действиям в подобных ситуациях. Он может не знать о том, что существует несколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Человек может иметь представление об этих приемах и способах, но не имеет навыков и умений их применения на практике. Кроме того, он может не обладать достаточной психологической устойчивостью к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Поэтому важнейшим направлением разрешения межличностных конфликтов является содержательная и психологическая подготовка людей к оптимальным действиям в предконфликтных и конфликтных ситуациях.
Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликтов является различные акцентуации характера. Они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт характера или их сочетаний у конкретного человека и представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатией.
Охарактеризованные личностные причины возникновения конфликтов встречаются наиболее часто. Однако они не исчерпывают перечень причин подобного типа.[13]
Таким образом, теоретическое исследование причин возникновения конфликтов позволило выделить главные из причин возникновения конфликтов них – это социально-психологические, основанные на взаимном непонимании в деловом и личностном общении; индивидуально-психологические, связанные с личностными особенностями противоборствующих сторон и организационно- управленческие, как результат деструктивной деятельности управляющих структур.
1.3. Управление конфликтами
Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Он рождается на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, надежд, интересов и личностных особенностей. Конфликтов больше, чем дискуссий и переговоров. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное и межличностное спокойствие. Поэтому управление конфликтом является достаточно важной категорией, необходимой для урегулирования и разрешения его до конца.[5]
Управление конфликтами, как было выяснено, это сложный процесс, который включает следующие виды деятельности, представленные на рисунке 4.
Рисунок 4 – Виды деятельности в процессе управления конфликтом
Представленные выше данные позволяют более подробно рассмотреть поэтапное развитие технологий управления конфликтами.
В специальной литературе следующим образом описаны виды деятельности, которые включены в процесс управления конфликтами.
Первый вид деятельности – это прогнозирование конфликтов—один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии. [6] Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами могут быть: стиль управления; уровень социальной напряженности; социально-психологический климат; лидерство и микрогруппы и другие социально-психологические явления. Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов. Так же необходимо задумываться и о недопущении его возникновения вообще, так как конфликт имеет разрушительное влияние на элементы общественный системы, поэтому достаточно важным этапов управления конфликтом является его предупреждение.
Второй вид деятельности - предупреждение и стимулирование конфликтов
Предупреждение конфликтов — это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. [7] Такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта (одной или обеих сторон предполагаемого конфликта) в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.
Предупреждение конфликтов предполагает его прогнозирование. Ряд авторов считает, что прогноз — это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. [12,18,22] Научная и практическая ценность прогноза определяется уровнем его обоснованности и достоверности. В числе основных методов прогнозирования: экстраполяция данной ситуации на будущее состояние системы (подсистемы); моделирование возможной конфликтной ситуации, статический метод, опрос экспертов. Но прогнозирование конфликта — это лишь предпосылка его предотвращения. Следует также учитывать невозможность предупреждения всякого конфликта.
Предупреждение конфликтов осуществляется комплексной системой методов и средств. Они станут эффективными при условии реалистической оценки ситуации, приоритетного внимания согласованию интересов всех участвующих в общественном процессе субъектов и учете возможности реализации принципа толерантности.
Согласование
интересов — оптимальный
Стимулирование конструктивных конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных изменений, модернизации общественной системы, составляет весьма существенную сторону социального управления. Это стратегия мобилизации активности того или иного общественного субъекта при решении жизненно важных проблем, стратегия развития позитивной инициативы, достижения оптимального эффекта социального управления.
Инициирование определенных
Таким образом, некоторые
Третий вид деятельности – это регулирование конфликтов
Активное
вмешательство в возникший
Процесс регулирования конфликтов как процесс управления им имеет свои этапы Более наглядно в них можно разобраться на приведенном ниже
рисунке 5.[1, с.68]
Рисунок 5 – Этапы регулирования конфликта
Из схемы видно, что существует 4 этапа регулирования конфликтов, каждый из них немаловажен, поэтому необходимо подробно рассмотреть сущность всех.
Таким образом, для смягчения, ослабления или перевода конфликтов в другое русло и на другой уровень отношений служит регулирование.
Регулирование конфликта еще не есть его разрешение, поскольку сохраняются основные структурные компоненты конфликта. Однако все действия по регулированию составляют либо предпосылки разрешения конфликта, либо собственно моменты этого процесса
Четвёртый вид деятельности - разрешение конфликтов
Разрешение конфликтов— заключительный их этап. Во всех многообразных формах реализуются различные виды завершения конфликта: прекращение конфликта путем уничтожения одной из сторон или полного подчинения другой; преобразование обеих конфликтующих сторон в направлении согласования их интересов и позиций на новой основе; взаимного примирения противоборствующих агентов; взаимного уничтожения противоположностей. При осуществлении первой и последней из указанных возможностей завершение конфликта сопровождается обострением борьбы. При реализации других форм происходит постепенное затухание конфликта.
Различаются полное и неполное разрешение конфликтов.[6] Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.п.
Процесс разрешения любых конфликтов складывается, как минимум, из трех этапов, которые представлены на рисунке 6. [14]
Рисунок 6 – Этапы разрешения конфликтов
Из анализа данной схемы можно сделать выводы о том, что:
В зависимости от возможных моделей разрешения конфликтов, интересов и целей конфликтующих субъектов применяются пять основных стилей разрешения конфликтов, описанных и используемых в зарубежных программах обучения управлению. Рассмотрим их на нижепредложенной схеме
(см. рис.7) [20, с.52]
Рисунок 7 – Стили разрешения конфликтов
На данном
рисунке представлены стили
Стиль конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.