Управление конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Управление конфликтом – целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач, перевод его в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов.
Вопрос об управлении конфликтами вытекает из принципиального понимания конфликтов как неотъемлемой стороны общественных процессов, как их источника и движущей силы творческой деятельности людей, но вместе с тем и как детерминанты проблем и трудностей развития. В латинском языке «conflictus» означает буквально столкновение.

Файлы: 1 файл

Управление конфликтами.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

По мнению учёных, конфликтная ситуация – это трудная для человека ситуация социального взаимодействия. К конфликту приводит сама неподготовленность человека к эффективным действиям в подобных ситуациях. Он может не знать о том, что существует несколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Человек может иметь представление об этих приемах и способах, но не имеет навыков и умений их применения на практике. Кроме того, он может не обладать достаточной психологической устойчивостью к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Поэтому важнейшим направлением разрешения межличностных конфликтов является содержательная и психологическая подготовка людей к оптимальным действиям в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликтов является различные акцентуации характера. Они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт характера или их сочетаний у конкретного человека и представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатией.

Охарактеризованные  личностные причины возникновения конфликтов встречаются наиболее часто. Однако они не исчерпывают перечень причин подобного типа.[13]

Таким образом, теоретическое исследование причин возникновения конфликтов позволило выделить главные из причин возникновения конфликтов них – это социально-психологические, основанные на взаимном непонимании в деловом и личностном общении; индивидуально-психологические, связанные с личностными особенностями противоборствующих сторон и организационно- управленческие, как результат деструктивной деятельности управляющих структур.

 

1.3. Управление  конфликтами

Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Он рождается на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, надежд, интересов и личностных особенностей. Конфликтов больше, чем дискуссий и переговоров. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное и межличностное спокойствие. Поэтому управление конфликтом является достаточно важной категорией, необходимой для урегулирования и разрешения его до конца.[5]

Управление конфликтами, как было выяснено, это сложный процесс, который включает следующие виды деятельности, представленные на рисунке 4.

Рисунок 4 – Виды деятельности в процессе управления конфликтом

Представленные выше данные позволяют более подробно рассмотреть поэтапное развитие технологий управления конфликтами.

В специальной литературе следующим образом описаны виды деятельности, которые включены в процесс управления конфликтами.

    Первый вид деятельности – это прогнозирование конфликтов—один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии. [6] Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами могут быть: стиль управления; уровень социальной напряженности; социально-психологический климат; лидерство и микрогруппы и другие социально-психологические явления. Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов. Так же необходимо задумываться и о недопущении его возникновения вообще, так как конфликт имеет разрушительное влияние на элементы общественный системы, поэтому достаточно важным этапов управления конфликтом является его предупреждение.

Второй  вид деятельности - предупреждение и стимулирование конфликтов

      Предупреждение конфликтов — это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. [7] Такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта (одной или обеих сторон предполагаемого конфликта) в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.

      Предупреждение  конфликтов предполагает его прогнозирование. Ряд авторов считает, что прогноз — это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. [12,18,22] Научная и практическая ценность прогноза определяется уровнем его обоснованности и достоверности. В числе основных методов прогнозирования: экстраполяция данной ситуации на будущее состояние системы (подсистемы); моделирование возможной конфликтной ситуации, статический метод, опрос экспертов. Но прогнозирование конфликта — это лишь предпосылка его предотвращения. Следует также учитывать невозможность предупреждения всякого конфликта.

      Предупреждение конфликтов осуществляется комплексной системой методов и средств. Они станут эффективными при условии реалистической оценки ситуации, приоритетного внимания согласованию интересов всех участвующих в общественном процессе субъектов и учете возможности реализации принципа толерантности.

     Согласование  интересов — оптимальный способ  достижения консенсуса между  общественными субъектами. Однако последний не всегда возможен. Поэтому используются и другие модели предотвращения конфликта интересов: определенное их сочетание, подчинение неглавных интересов главным, временных — постоянным, текущих — перспективным. Не исключается и подавление отдельных элементов интересов обоих взаимодействующих субъектов. Наконец, целесообразна тактика разведения противоречивых интересов. [21]

        Стимулирование конструктивных  конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных изменений, модернизации общественной системы, составляет весьма существенную сторону социального управления. Это стратегия мобилизации активности того или иного общественного субъекта при решении жизненно важных проблем, стратегия развития позитивной инициативы, достижения оптимального эффекта социального управления.

         Инициирование определенных конфликтов  зачастую используется в целях нейтрализации других, более разрушительных, опасных для общества.

         Таким образом, некоторые конфликты  нужно предотвращать, а некоторые – стимулировать, поэтому этап регулирования конфликта является неотъемлемой частью управления конфликтом.

 

Третий  вид деятельности – это регулирование  конфликтов

     Активное  вмешательство в возникший конфликтный процесс может приобретать разнообразные формы: регулирование конфликта, подавление и, наконец, разрешение. Регулирование конфликтов представляет собой действие управляющего субъекта с целью смягчения, ослабления или перевода его в другое русло и на другой уровень отношений.[22] Проблема регулирования конфликта — это проблема ограничения его негативного влияния на общественные отношения и перевода в общественно приемлемые формы развития и разрешения. Регулируемый конфликт есть конфликт контролируемый и, стало быть, предсказуемый. Элемент регулируемости присутствует в любом конфликтном процессе, если он так или иначе включен в механизм социального управления. В свою очередь, управление конфликтным процессом придает объективно этому процессу формы, «способные обеспечить минимизацию неизбежных экономических, социальных, политических, нравственных потерь и, наоборот, максимизировать такого же рода приобретения, именно здесь суть управления конфликтом».[10]

      Процесс регулирования конфликтов как процесс управления им имеет свои этапы Более наглядно в них можно разобраться на приведенном ниже

рисунке 5.[1, с.68]


 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 – Этапы регулирования  конфликта

      Из схемы  видно, что существует 4 этапа регулирования конфликтов, каждый из них немаловажен, поэтому необходимо подробно рассмотреть сущность всех.

  1. Теоретический этап — только предпосылка, хотя и важнейшая, для практического действия. Исходным же этапом такого действия, по мнению ряда конфликтологов, является институционализация конфликтов, что означает определение правил и норм его функционирования и развития.
  2.       Следующий этап регулирования конфликтов — это их легитимизация. Она предполагает признание конфликтующими субъектами установленных норм и правил конфликтного поведения и соблюдение их.
  3.       Важной ступенью управления конфликтами, их  урегулированием является действие по структурированию конфликтующих групп [10]. Структурирование группы позволяет измерить «силовой потенциал» различных составляющих ее элементов и определить иерархию в структуре общественных отношений. Кроме того, путем структурирования социальных групп, участвующих в конфликте, выявляется реальное состояние и взаимоотношение интересов, а также определение приоритетных из них или общих, на основе учета которых возможно достижение согласия и сотрудничества.
  4. Решению задачи урегулирования конфликтов может также служить последовательное ослабление его путем перевода в другое русло взаимодействия противоборствующих сторон и на другой уровень. Например, за счет переноса общественного конфликта на уровень индивидуального. Широко используется также метод ослабления острого социального конфликта на базе общей ориентации обеих сторон на внешний для них конфликт (тактика поиска «общего врага»).

      Таким образом, для смягчения, ослабления или перевода конфликтов в другое русло и на другой уровень отношений служит регулирование.

      Регулирование  конфликта еще не есть его  разрешение, поскольку сохраняются основные структурные компоненты конфликта. Однако все действия по регулированию составляют либо предпосылки разрешения конфликта, либо собственно моменты этого процесса

 

Четвёртый вид деятельности - разрешение конфликтов

      Разрешение конфликтов— заключительный их этап. Во всех многообразных формах реализуются различные виды завершения конфликта: прекращение конфликта путем уничтожения одной из сторон или полного подчинения другой; преобразование обеих конфликтующих сторон в направлении согласования их интересов и позиций на новой основе; взаимного примирения противоборствующих агентов; взаимного уничтожения противоположностей. При осуществлении первой и последней из указанных возможностей завершение конфликта сопровождается обострением борьбы. При реализации других форм происходит постепенное затухание конфликта.

Различаются полное и неполное разрешение конфликтов.[6] Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.п.

      Процесс разрешения любых конфликтов складывается, как минимум, из трех этапов, которые представлены на рисунке 6. [14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 












 

Рисунок 6 – Этапы разрешения конфликтов


Из анализа данной схемы можно сделать выводы о  том, что:

  1. Каждый из отмеченных элементов диагностики предполагает объективное понимание, оценку и учет основных переменных конфликтов — содержания противоборства, состояния его участников, целей и тактики их действия, возможных последствий.
  2. Разнообразные модели разрешения конфликтов формировались исторической практикой. Подчинение одной из враждующих сторон воле большинства, договор на основе добровольного согласия сторон или принуждения одной стороны другой, насильственная форма разрешения споров — эти формы исхода конфликтов известны веками.

     В зависимости от возможных моделей разрешения конфликтов, интересов и целей конфликтующих субъектов применяются пять основных стилей разрешения конфликтов, описанных и используемых в зарубежных программах обучения управлению. Рассмотрим их на нижепредложенной схеме

(см. рис.7) [20, с.52]


 



 

 

Рисунок 7 – Стили разрешения конфликтов

    На данном  рисунке представлены стили разрешения  конфликтов, каждый из них индивидуален  и имеет свои особенные характеристики. Поэтому необходимо рассмотрение каждого из них в отдельности.

     Стиль  конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.

Информация о работе Управление конфликтами