Управление конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Управление конфликтом – целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач, перевод его в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов.
Вопрос об управлении конфликтами вытекает из принципиального понимания конфликтов как неотъемлемой стороны общественных процессов, как их источника и движущей силы творческой деятельности людей, но вместе с тем и как детерминанты проблем и трудностей развития. В латинском языке «conflictus» означает буквально столкновение.

Файлы: 1 файл

Управление конфликтами.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Персонал  автостоянки:

1. производственный:

- сторожа, имеющие  среднее специальное образование;

- уборщики территории;

- сотрудники охраны.

2. управленческий:

- директор предприятия  – человек, имеющий собственный  автомобиль или права на управление  транспортным средством, опят  работы с автомобилем и людьми, знающий основные законы в  области автомобильного бизнеса;

- бухгалтер предприятия  – человек, имеющий высшее  образование и стаж работы  в должности бухгалтера 5 лет,  в обязанности которого входит  ведение бухгалтерии стоянки  и заключение договоров об  оказании услуг.

     Неотъемлемой  частью рациональной организации производства является разделение труда между работниками предприятия. Именно эта характеристика организации является следующей переменной внутренней среды предприятия.

     Разделение труда – это разделение деятельности работающих в процессе совместного труда. Выделяют следующие формы разделения труда, которые будут представлены в таблице 4.

 

 

 

 

Таблица 4 – Формы разделения труда

Формы разделения труда

Наименование формы 

Описание формы разделения труда

I

Вертикальный

Реализуется на основе принципа иерархии – сверху вниз; ведущим критерием иерархии является подчинённость сотрудников на каждом уровне управления.

Горизонтальный

Реализация каждым работником своей определённой функции.

II

Технологическая

  1. по операциям;
  2. по предметам;
  3. по деталям.

Функциональная

  1. Основные функции
  2. Вспомогательные функции
  3. Обслуживание

Профессиональная

Предполагает для каждого  вида работ свою профессию 

Квалификационная

Предполагает для каждого  вида работ свою квалификацию (стаж образования)


     Из таблицы  видно, что существует 2 формы разделения труда, которые в свою очередь делятся ещё на определённые подформы.

    Следующей  немаловажной переменной внутренней  среды предприятия является её организационная культура. В дополнение к нормам, принятым в обществе, каждая группа людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые получили название деловой, или организационной, культуры. Организационная культура не существует сама по себе. Она всегда включена в культурный контекст данного географического региона и общества в целом и испытывает воздействие со стороны национальной культуры.

     В свою очередь организационная или корпоративная культура влияет на формирование культуры подразделений, рабочих и управленческих команд.

Национальная культура -> Организационная культура ->Рабочая культура->Культура команды

      На схеме показано соотношение взаимовлияния культур различных уровней. При этом отметим, что: национальная культура – это культура страны или меньшинства в стране; организационная культура – культура корпорации, предприятия или ассоциации; рабочая культура – культура доминирующего вида деятельности общества; культура команды – культура рабочей или управленческой команды.

    Под организационной культурой понимается сложное явление, не всегда лежащее на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно говорить о том, что организация имеет душу, то этой душой является её организационная культура.

     Таким образом, характеризуя объект исследования, выявлена структура ресурсов предприятия, объяснено влияние факторов внешней среды на организацию, уточнены миссия, цели, задачи предприятия, охарактеризован персонала организации, результатом чего стало установление квалификационной принадлежности работников, было выявлено, что следствием разделения труда является закрепление за каждым сотрудником определённых организационных функций.

 

 

 

 

 

2.2. Разработка  структуры управления по заданным  элементам 

      В данном  параграфе будет разработана  организационная структура управления  предприятия.

     Под организационной структурой предприятия понимаются состав, соподчинённость, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определённые отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации.

     Различают  несколько типов организационных  структур предприятия: линейные, функциональные, линейно-функциональные  и матричные. Рассмотрим основные  особенности, преимущества и недостатки  этих структур, в виде таблицы  2.

Таблица 2 – Виды организационных  структур управления 

Наименование типа ОСУ

Особенности

Преимущества

Недостатки

1. Линейная

Многоуровневая иерархическая  система управления, в которой  во главе каждого подразделения  стоит руководитель, сосредоточивший  в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчинёнными ему работниками.  На этой основе создаётся иерархия руководителей данной системы управления, т.е.

реализуется принцип  единоначалия, который предполагает, что подчинённые выполняют распоряжения одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.  

1. Чёткая система взаимных  связей функций и подразделений;

2. Чёткая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

3. Ясно выраженная  ответственность;

4. Быстрая реакция  исполнительных подразделений на  прямые указания вышестоящих;

5. Согласованность действий исполнителей;

6. Оперативность в  принятии решений;

7. Простота организационных  форм и чёткость взаимосвязей;

8. Минимальные издержки  производства и минимальная себестоимость  выпускаемой продукции. 

1. Отсутствие звеньев,  занимающихся вопросами стратегического планирования;

2. В работе руководителей  практически всех уровней оперативные  проблемы доминируют над стратегическим;

3.Перегрузка управленцев  верховного уровня;

4. Тенденция к волоките  и перекладыванию ответственности  при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

5. Малая гибкость и  приспособляемость к изменению  ситуации;

6.Критерии эффективности  и качества работы подразделений  и организации в целом –  разные;

7. Тенденция к формализации  оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к

 

 

Продолжение таблицы 2

     

возникновению атмосферы страха и  разобщенности;

8. Большое число «этажей управления»  между работниками, выпускающими  продукцию, и лицом, принимающим  решение;

9. Повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев. 

2.Функциональная

Данная ОСУ предполагает специализацию  выполнения отдельных функций управления. Для их осуществления выделяются  отдельные подразделения. Она базируется на горизонтальном

разделении управленческого труда. Указания функционального органа в  пределах его компетенции обязательны  для производственных подразделений. 

1. Высокий уровень специализации  профессиональной деятельности, высокая  компетентность специалистов, отвечающих за

выполнение конкретных функций;

2. Расширение возможностей линейных  руководителей по оперативному  управлению производством в результате  их высвобождения от подготовки  сведений по вопросам функциональной  деятельности;

3. Возможность роста и развития;

4.Отсутствие дублирования линейных  и функциональных взаимосвязей.

1. Трудности поддержания постоянных  взаимосвязей различных служб;

2. Длительная процедура принятия  решений; 

3.Отсутствие взаимопонимания и  единства действий между работниками функциональных служб различных подразделений фирмы;

4. Высокая степень заинтересованности  в реализации целей функциональных  подразделений в ущерб общим  целям организации;

5.Снижение ответственности исполнителей  за работу в результате отказа  от использования принципа единоначалия;

6.Разноподчинён -

ность по функциональному принципу рождает проблему множественности 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 2

     

подчинённости персонала разным руководителям  в соответствии с кругом решаемых задач;

3. Линейно-функциона

льная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная ОСУ позволяет в значительной степени устранить недостатки как  линейного, так и функционального  управления. При этой структуре назначение функциональных служб – подготовка данных для линейных руководителей  в целях принятия компетентных решений для возникающих производственных и управленческих задач. Роль функциональных органов зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления предприятием в целом. Чем крупнее форма и сложнее её управляющая система,     

тем более разветвлённым аппаратом  она располагает. В этой связи  остро стоит вопрос координации  деятельности функциональных служб.

1. Быстрое осуществление действий  по распоряжениям и указаниям,  отдающимся вышестоящими руководителями  нижестоящим;

2. Рациональное сочетание линейных  и функциональных связей;

3. Стабильность полномочий и  ответственности за персоналом;

4. Единство и чёткость распорядительства;

5. Оперативное принятие и 

выполнение решений;

6. Личная ответственность каждого  руководителя за результаты деятельности;

7. Профессиональное решение задач  специалистами функциональных служб. 

1. Дублирование функций руководителя  и функциональных специалистов  в процессе управленческой деятельности;

2. Медленное принятие решений;

3. Нежелание руководителей брать на себя ответственность за принимаемые решения;

4.Возникновение внутрипрозводственных  барьеров, ограничивающих рамки  заинтересованности 

 

функциональных подразделений  в эффективном развитии производства

5. Разногласия между линейными  и функциональными службами;

6. Противодействие линейных менеджеров  работе функциональных специалистов;

7. Неправильное толкование информации, передаваемой линейным исполнителям  функциональными менеджерами.

4.Матричная

В данной структуре члены проектной  группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают  

1.Лучшая ориентация на проектные  цели и задачи;

2. Возможность принятия 

1. Трудность установления чёткой  ответственности за работу по  заданию подразделения и по заданию проекта  

Продолжение таблицы 2

 

постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями. Они варьируются от почти всеобъемлющей  линейной власти над всеми деталями проекта до «штабных» полномочий. Выбор конкретного варианта определяется там, какие права делегирует руководителю проекта высшее руководство. 

руководителем инновационного проекта  быстрых, квалифицированных, творческих решений;

3. Более эффективное текущее  управление, возможность снижения  расходов и повышения эффективности использования ресурсов;

4. Более гибкое и эффективное  использование персонала организации,  специальных знаний и компетентности  сотрудников;

5. относительная автономность проектных  групп или программных комитетов  способствует развитию у работников навыков

принятия решений, управленческой культуры, профессиональных навыков;

6. Улучшение контроля за отдельными  задачами проекта или целевой  программы;

7.Любая работа организационно  оформляется, назначается одно  лицо – «хозяин» процесса, служащие центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой программы;

8. Сокращается время реакции  на нужды проекта или программы,  т.к. созданы горизонтальные коммуникации  и 

или программы;

2. Необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям и программам или проектам;

3. Высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам  работников, работающих в группах,  необходимость их обучения;

4. Частые конфликтные ситуации  между руководителями подразделений и проектов или программ; 

5. Возможность нарушения правил  и стандартов, принятых в функциональных  подразделениях, из-за оторванности  сотрудников, участвующих в проекте  или программе, от своих подразделений;

6. Выраженная закрепленность всех новых направлений за проектными группами либо целевыми программами, что определяет их «преимущество» перед линейными службами и, следовательно, создаёт неравные карьерные перспективы для руководителей

 

 

 

 

 

 

 

 

Окончание таблицы 2

   

единый центр принятия решений.

проектов и руководителей линейных подразделений;

7. Частные конфликты из-за борьбы  за власть между руководителями  функциональных отделов и руководителями  проектов.


 

    Из таблицы  видно, что существует четыре  организационных структур управления, каждая их которых имеет свои недостатки и преимущества.  Выбор ОСУ, в наибольшей степени отвечающей целям предприятия и учитывающей конкретные условия деятельности, осуществляется на основе тщательного анализа всех факторов, оказывающих на неё влияние, оценки преимуществ и недостатков различных типов организационных структур, что и помогла нам сделать приведённая выше таблица.

    Однако ни  одна из перечисленных структур  управления в чистом виде не  применяется, за исключением линейной, и то лишь на малом предприятии. На подавляющем большинстве предприятий используется смешанный тип управления. В одних случаях – это простое сочетание перечисленных четырёх форм, когда в нижнем звене  на уровне бригады – применяется линейная, в среднем – на уровне цеха – функциональная и частично матричная форма. Чаще, однако, встречается синтез различных форм, когда они действуют солидарно на всех уровнях хозяйственной иерархии.

    Далее будет  представлена организационная структура  управления предприятием на рисунке 14,  по заданным элементам, приведённым ниже.    

Перечень  структурных подразделений и  должностных лиц предприятия

  1. Генеральный директор
  2. Зам. ген. директора по коммерческим вопросам
  3. Зам. генерального директора по кадрам
  4. Главный инженер
  5. Главный бухгалтер
  6. Зам. генерального директора по экономике
  7. Зам. генерального директора по производству
  8. Помощник генерального директора по капитальному строительству
  9. Помощник генерального директора по быту
  10. Помощник генерального директора по гражданской обороне
  11. Зам. главного инженера по НИР
  12. Зам. главного инженера по технической подготовке производства
  13. Зам. главного инженера по инженерно-техническому обеспечению производства
  14. Зам. главного инженера по проектированию
  15. Зам. главного инженера по компьютерным системам
  16. Зам. главного инженера по охране труда и окружающей среды
  17. Зам. главного инженера по товарам народного потребления и оборудования
  18. Филиал завода в другом городе
  19. Отдел внешней комплектации
  20. Отдел кадров
  21. Одел капитального строительства
  22. Жилищно-коммунальный отдел
  23. Отдел военизированной охраны и пожарной безопасности
  24. Научно-технический центр
  25. Отдел автоматизированной системы управления
  26. Отдел главного метролога
  27. Опытно-экспериментальный цех
  28. Отдел организационного развития
  29. Отдел охраны труда и окружающей среды
  30. Бухгалтерия
  31. Планово-производственный отдел
  32. Отдел организации и подготовки производства
  33. Отдел общего делопроизводства
  34. Комбинат питания

 

  1.  Отдел научно-технической информации
  2. Отдел технического контроля
  3. Отдел главного технолога
  4. Инструментальный отдел по проектированию и производству технологической оснастки
  5. Производственные цеха
  6. Отдел организации труда и заработной платы
  7. Отдел материально-технической информации
  8. Отдел главного механика
  9. Ремонтно-механический отдел
  10. Юридическая служба
  11. Начальник центра организационного развития и информации
  12. Отдел главного энергетика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Из рисунка  видно, что в данной организационной  структуре управления имеется  большое количество звеньев, функционально  дублирующих друг друга. Поэтому  необходимо оптимизировать приведённую выше ОСУ предприятия.

    Оптимизированная  организационная структура предприятия  будет представлена ниже на рисунке 15. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 15 – Оптимизированная организационная структура предприятия 

 

 

      Таким образом, из анализа рисунка оптимизированной структуры управления, мы сделали вывод, что ОСУ предприятия должно иметь наименьшее число структурных звеньев, а также связей, с целью сокращения дублируемых функциональных структурных подразделений, так как достигается наиболее простое построение ОСУ предприятия, что приводит к упрощению цепочки ответственности вышестоящего уровня относительно нижестоящего.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Разработка  организационно-правовой документации

 

     Деятельность организации регулируется определёнными организационно- правовыми документами. Одним из них является положение о структурном подразделении.      

    Положение о структурном подразделении – документ, предназначенный для организационно-правовой регламентации деятельности каждого структурного подразделения.

Информация о работе Управление конфликтами