Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:49, курсовая работа
Цель: на основе систематизации литературы рассмотреть условия развития орфографической зоркости.
Задачи работы:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по выбранной теме.
Определить приемлемые формы работы над формированием орфографической зоркости.
Выявить причины безграмотности, типичных ошибок у школьников начальных классов.
Проанализировать и апробировать на практике методы и приемы формирования орфографической зоркости учащихся начальных классов.
Некоторые методические приемы, позволяющие не допускать ошибки или быстро их находить и исправлять.
1. Проведение звукового (фонетического) анализа слова с последующим его проговариванием или доказательством написания слова по правилам.
а) В первом классе при обучении грамоте необходимо сделать каждому ученику карточку для звукового анализа. С помощью этой карточки учащиеся должны показать количество звуков в словах. Во время урока учитель показывает слово и предлагает детям сказать, сколько слогов в этом слове, потом просит показать сколько звуков в первом и втором слоге. В дальнейшем учащиеся показывают карточкой количество звуков во всем слове.
б) Следует сделать индивидуальные пакеты звуковых схем. Это набор прямо угольников и квадратов различных по цвету, таких, как в букваре. Индивидуальные схемы нужны для того, чтобы каждый ученик самостоятельно мог составить звуковую схему к любому заданному слову.
в) Когда заканчивается обучение грамоте, учитель каждому ученику выдает «волшебный квадрат». Он лежит у ученика в тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, затем второй. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не дает ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Дети учатся контролировать себя и, как правило, почти не допускают ошибки на пропуске букв[25].
Использование сигнальных карточек «светофоров», «памяток», орфографического словаря в учебниках по русскому языку и «Орфографического словаря» (составитель П.А. Трутников).
Выписывание учителем на доске слов, которые еще не изучаются ими в данном классе.
Использование таблиц общеупотребительных слов (в изложениях и сочинениях), содержащих трудные случаи написания (например: шел, сначала, тяжелый).
Проведение выборочного комментирования (перед записью слова учащиеся должны, прежде всего, прокомментировать его написание в соответствии с правилом, которое изучалось или закреплялось на уроке.
Основная цель этого приема заключается не только в предупреждении ошибок при письме, но и в проверке учителем теоретических знаний учащихся, их интеллектуально-речевых умений.
Некоторые виды диктантов позволяют развивать орфографическую зоркость.
Диктант «Проверяю себя».
Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно написать то или иное слово, т.е. слово, в написании которого они сомневаются. И только после этого вставляют нужную орфограмму. В этом случае важно поддержать ученика, не унижать его достоинство, ребенок замкнется и не станет спрашивать. Тогда данная работа не получится. Учителю нужно напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Но при этом виде диктанта труден контроль учителя[17].
Диктант с обоснованием.
Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемые ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, обосновать орфограмму.
Диктант (но не контрольный) с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
Диктант «Найди слова».
Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемыми безударными гласными и с непроизносимыми согласными.
Контрольный диктант.
Проводится после изучения темы, в конце четверти, года. Благодаря ему учитель может увидеть общие знания учащихся. Он не может быть проверочным, если большинство написали отрицательно, то оценки не выставляют.
Творческий диктант.
Они очень разнообразны: от составления текста на заданную тему по опорным словам до составления части текста по картине. Благодаря ему активизируется словарный запас детей, воображение.
После проведения диктанта учитель должен выписать в отдельную тетрадь все слова, в которых учащиеся допустили ошибки. На следующий день учитель выписывает их на доску. Дети устно объясняют орфограммы в этих словах, проговаривая хором и индивидуально, а затем провести составленный из этих слов небольшой диктант на 3-5 минут. На следующий день учитель вновь выписывает те слова, в которых были допущены ошибки, дети анализируют их устно, затем дается новый диктант. И так до тех пор, пока дети не усвоят написание всех слов[18,22].
Использование стихотворных упражнений по орфографии условно можно разделить на две группы. Первая группа - это, так называемые, запоминалки. Например:
Имена, фамилии, Начинает буква
клички, города важные слова:
все с заглавной буквы Иванова Анна,
пишутся всегда. Шуя и Москва
Эти упражнения служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания в стихотворной форме. Упражнения многократно читаются на уроке. Основное требование - не подменять ими правила учебника. К тому же предназначены они для пропедевтических работ и заучиваются детьми в букварный период, одновременно с накапливанием опыта чтения имен людей, кличек животных, названий городов[2].
Вторая группа - рифмованные упражнения, которые используются для чтения и письма орфографически насыщенного словарного материала. Такие упражнения привлекают детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии написания и произношения и используются для решения орфографических задач сначала в устной, а затем и в письменной форме. Например, задание, направленное на накопление зрительного восприятия орфограммы в кличках и фамилиях людей, названиях городов. Почему же мы с тобой Пишем буквы с прописной: Таня, Ваня, Мила, Нина, Коля, Петя и Ирина, Иванов, Петров, орлов, Ленинград, Москва, Ковров?
Методика проведения подобных упражнений (1-й и 2-й группы) несложная, однако имеет ряд специфических особенностей. Основная - многократное использование рифмованных текстов на разных этапах обучения. Целесообразно начинать как можно раньше.
При кажущейся простоте ясно выступает дидактическая ценность подобных упражнений. Чтение текста с пропущенным слогом полезно для формирования навыка чтения, поскольку тренирует ученика в антиципации - угадывании или предвосхищении читаемого слова. К тому же стихотворная форма словарного материала благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивающих интерес к настоящей поэзии. Работа, одновременно ориентированная на формирование навыка чтения и письма, полезна для развития орфографической зоркости и культуры речи в целом. Кроме того, такие упражнения способствуют выработке самоконтроля, положительного отношения к ученику. Систематическое применением подобных упражнений с первых уроков чтения и письма дает возможность учителю ориентироваться на завтрашний день младшего школьника, на устранение возможных орфографических трудностей, преобразование которых является задачей последующего обучения.
Усвоению опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказки о звуках и буквах.
Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а изучение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане эти сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту.
Выбор методов определяет успех обучения, он зависит от особенностей орфографического материала, типа орфограммы возрастных особенностей учащихся.
Языковой анализ - звуко-буквенный анализ - слово-образовательный и морфемный, синтаксический анализ.
Запоминание, заучивание - зрительные диктанты, письмо по памяти, ис пользование плакатов и других средств обучение, использование «Орфографического словарика», отчетливое буквенное проговаривание, тренировка в письме - аккуратном и безошибочном.
Языковой синтез - синтез на уровне звуков и букв. (Составление слог и слов из букв) - синтез слов, (образование новых слов с помощью синтеза морфологических слов, форм)
Необходимо использовать различные методы изучения орфограмм для полного понимания учащимися данного вида орфографии.
Многолетняя практика ряда учителей показала высокую эффективность метода орфографического чтения, которым охватывается успешное обучение детей довольно широкому кругу правил[21].
В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память, точнее особый вид моторной памяти.
При орфографическом чтении подключается еще один вид памяти - слуховой. Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при нем произносится так, как пишется. Чем раньше учить орфографическом чтению, тем легче оно усваивается. На первом этапе орфографическое произношение не только облегчает обучение чтению, но и способствует отработке четкости произношения.
Дети легко усваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отличают два вида чтения: читай, как пишешь, читай, как говоришь.
Обучая двум видам чтения, мы преследуем две цели:
1 .передачу мыслей и чувств орфоэпическим чтением;
2.отработка звуковой графической формы орфографическим чтением.
Орфографическое чтение в классе проводится чаще всего хором. Учитель читает слово или словосочетание слов, дети повторяют их точно в том же отрезке времени, не растягивая слоги на слова. Когда дети приобретут навыки чтения, можно проводить устный орфографический диктант. Учитель читает текст обычным чтением, а дети хором произносят слова орфографическим чтением. Если в каком-то слове допускается ошибка, то это слово нужно повторить.
Итак, орфографическое чтение можно проводить на разных уроках. Прочтение текста не только не будет мешать смысловому восприятию, а наоборот, подготовит почву для логического восприятия при повторном чтении текста.
Какография - умышленное ошибочное письмо, которое предполагается ученику с целью накопления и исправления ошибок.
Данный прием позволяет в определенной степени изменить манеру общения учителя и детей - общение становится более живым. В системе практических занятий использование какографии создает условия для контроля работы учителя со стороны ученика. Ученик находит и исправляет ошибки учителя. Какография учит более внимательно прочитывать написанное, учит проверять.
Какография - утверждал педагог К.Д. Ушинский - употребляемая вовремя и с умением занятие весьма полезное, но ее должны употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний, уже приобретенных учеником. Однако, Ушинский предостерегал учителей от частого и несвоевременного употребления этого приема.
Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. “Выработанная способность обнаруживать те места в словах ,где письменный знак не определяется произношением, называется орфографической зоркостью”[13].Так как большую часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, то с точки зрения фонематической концепции русского правописания орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).
Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. Главной причиной слепоты школьников ученые и учителя считают отсутствие эффективных способов формирования орфографической зоркости.
Способность выделять орфограммы и определять их тип необходимо воспитывать с 1 класса.
Учителя, как показывают наблюдения, уделяя основное внимание отработке приемов проверки написаний, тоже не включают (или включают крайне редко) такие упражнения в уроки правописания и в работу по развитию речи.
Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы, ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния различных методов обучения и приёмов на формирование орфографической зоркости
2.1.Планирование и организация эксперимента.
Место проведения: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №109 с углубленным изучением отдельных предметов г. Омска»
Информация о работе Условия развития орфографической зоркости