Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:49, курсовая работа
Цель: на основе систематизации литературы рассмотреть условия развития орфографической зоркости.
Задачи работы:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по выбранной теме.
Определить приемлемые формы работы над формированием орфографической зоркости.
Выявить причины безграмотности, типичных ошибок у школьников начальных классов.
Проанализировать и апробировать на практике методы и приемы формирования орфографической зоркости учащихся начальных классов.
Опять на дворе зима. Мороз. Свистят холодные ветры. Мы живем в селе. В нашей избе стоит печка. Печку надо топить. Мы должны пилить и колоть дрова.
На лесной опушке стоит молодая березка. На верхушке деревца ворона свила гнездо. Там живут птенцы. Вороны сторожат их и учат летать. Не ходи близко!
Почему ландыш белый? Ландыши растут в тенистых местах. В сумраке леса насекомым хорошо видны только белые цветы. Учись разгадывать загадки природы.
3.Самодиктанты (списывание)
Прочитайте текст. Найдите в тексте слова, с орфограммами, подберите к ним правило и проверочное слово. Спишите внимательно текст. Проверьте.
Рыбалка.
Павлик и Юра - братья. Они живут в селе Нива. Днем мальчики пошли на рыбалку. Вот и речка Клязьма. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот Васька. Юра тащит окунька. Эту рыбку дали коту. Васька был рад. Павлик поймал щуку. (38 слов).
4.Словарный диктант
Назови одним словом и подчеркни орфограмму:
Лиственное дерево с белой корой (береза);
Человек, совершающий подвиги, необычайно храбрый (герой);
Место за городом, где останавливаются или временно живут (дача);
Еда утром, до обеда (завтрак);
Прием пищи в середине дня (обед);
Участок земли, где устроены грядки с овощами (огород);
Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (автобус);
Овощ с продолговатым зеленым плодом (огурец);
Помещение, в котором производится торговля (рынок);
Сторона света, противоположная востоку (запад);
Пространство, разделяющее два пункта (расстояние);
Растение семейства бобовых, а так же его круглые семена, зерна (горох);
Пожелание при прощании (до свидания);
Плод некоторых деревьев и кустарников со съедобным ядром в скорлупе (орех);
Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (календарь).
Приложение 3.
Стихи с правилами
Мягкий знак
Мягкий знак - хитрый знак Не назвать его никак.
Он не произносится. Но в слово часто просится.
Почему у дома угол превратится сразу в уголь,
Без пожара, просто так? Это буква мягкий знак.
Будем мы всегда, где надо, мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы хорь не стал бы хором, колья - Колей никогда.
Мягкий знак, мягкий знак - без него нельзя никак!
Без него не написать: тридцать, девять, десять, пять.
Вместо шесть получим шест, вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки, уголками - угольки,
Банька в банку превратится - вот что может получиться
Если будем забывать мягкий знак в словах писать
День, динь, сон, тень, сыр, сок, лось, лень,
Нос, внес, рыть, ныть, кон, конь, шум, шить.
Ты скажи, в каких словах не напишешь мягкий знак.
Разделительный мягкий знак
Перед е, е, и, ю, я - Я в корнях стою друзья.
Воробьи, семья, жилье - перед я, ю, и, е, е.
Воробьи, жилье, ручьи, листья, крылья, стулья, чьи,
Вьюга, осенью, друзья, колья, перья и семья.
Непроизносимые согласные
Порой в словах встречаются ужасные согласные.
Они не произносятся, и что писать, неясно вам…
Чтобы знать, как писать, надо слово изменять.
И за звуком непонятным быстро гласную искать.
Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно. Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно[4].
Приложение 4.
Занимательные упражнения на развитие орфографической зоркости
Задание 1: исправьте ошибки. Почему оно вызывает смех?
Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя все слизал. Мама отварила дверь.
Задание 2: найдите ошибки в стихах и объясните, каких правил не знает Миша.
Пришло письмишко мне.
Гляжу -
Из лагеря от Мишки…
"ЗДЕСЬ ЧУДНЫЙ ЛУК, И Я ЛИЖУ".
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
"ЗДЕСЬ ЛИСА, КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ…
НА ДНЯХ В ЛИСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ И ОЧЕНЬ
БЫЛ ДОВОЛЕН".
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется - надо подлечиться:
Заставить правила учить…
Задание №3.
Вставь пропущенную букву:
Ж…вотное, завтр…к, с…лома, ст…лица, ко (л, лл) …кти (в, ф), медле (н, нн) ый, …гурец, …сина, п…беда, п…м…дор, праздни (к, г), се…одня, з…мл…ника, м…тель, бага (ж, ш), су (б, бб) ота, уж…н.
Задание №4.
Исправь ошибку:
Вогзал, васкрисене, впиреди, вчира, гирой, Горох, гарячий, гатов, жолтый, жевотное, завтро, запот, космас, Молина, вогон, валинки, друк, агурец, аднажды, пассажыр, писок, праздниг, рокета, росстояние, копуста, нарот, оптека, биреза, субота, тапор, торелка, фудбол, квортира, келограм.
Задание №5.
Вставь в данные слова сочетания ЖИ и ШИ:
Пру…на, вер…на, о…бка, ма…на, пу…нка, сне. нка, дру…на, сме…нка, на…вка, кру…на.
ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ:
С…тье, ч…чело, щ…ка, ч…йка, ч…лан, щ…вель, ч…лок, ч…сть, ч…стушка, ч…довище, ч…ткость, пощ…да, щ…пальца.
Задание №6.
Измени слова по образцу, напиши их. Образец: Значок - значка.
Крючок - …. Новичок - … пятачок - …
Сачок - … зрачок - … паучок - …
Пучок - … бычок - … колпачок - …
Задание №7.
Запиши словосочетание, заменяя выделенное слово словом с уменьшительным или ласкательным значением.
Выпить молока, съесть булку, надеть шапку, поймать щуку, кормить синицу, снять носки, нарисовать собаку.
Задание №8. Парные звонкие и глухие согласные.
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким - сам звеню я на раздолье. (Колос - голос)
С глухим траву она срезает,
Со звонким - листья объедает. (Коса - коза)
С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким - в нем же обитаем. (Том - дом).
С глухим шипящим я - числительное
Со звонким - имя существительное. (Шесть - шест)
С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким - как огонь горячий. (Шар - жар)
Когда я с Д, меня сорвут,
Когда я с Т, на мне плывут. (Плод - плот)
Задание № 9.
В представленных отрывках на слух определите слова с непроизносимыми согласными.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь друг прелестный…
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?..."
Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна,
Грустную думу наводит она.
Приложение 5.
1. Тест выбора верных ответов из общего числа предложенных
Пишется буква е в корне слова:
1) разм…стить
2) разм…гчить
3) разв…сти.
2. Комбинированный тест «Тест – перекресток».
Соедини стрелками.
Вопросы. Слова.
Кто? город, девочка, капуста
Что? горожанин ,учение, ученица
3.Выбери правильный ответ
Имя существительное – это
часть речи, которая изменяется по родам;
часть речи, которая обозначает предмет;
часть речи, которая отвечает на вопросы кто? Что? И обозначает предмет.
4. Соедини стрелками имена существительные
Мужской род земля
Женский род стекло
Средний род мороз
Информация о работе Условия развития орфографической зоркости