Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:49, курсовая работа
Цель: на основе систематизации литературы рассмотреть условия развития орфографической зоркости.
Задачи работы:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по выбранной теме.
Определить приемлемые формы работы над формированием орфографической зоркости.
Выявить причины безграмотности, типичных ошибок у школьников начальных классов.
Проанализировать и апробировать на практике методы и приемы формирования орфографической зоркости учащихся начальных классов.
Задачи практической части исследования:
Подобрать задания, направленные на развитие орфографической зоркости младших школьников.
Провести их с учащимися.
Оценить результаты проделанной работы.
Методы исследования.
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Сравнение.
3. Обобщение.
4. Наблюдение.
5. Метод математической обработки полученных данных.
Характеристика класса.
В нашем исследовании принимали учащиеся 3-го класса, в возрасте от 9 до 10 лет. Преобладающее большинство детей гиперактивны. Как правило, у таких детей наблюдаются проблемы с орфографией. Поэтому написание орфографических диктантов вызвало трудность.
Планирование практической работы.
Подготовительный этап.
Определить уровень орфографической зоркости у учащихся 3 класса. В соответствии с ним подобрать ряд упражнений. (Приложение)
Основной этап.
Проведение упражнений.
Заключительный этап.
Проведение повторной диагностики, направленной на оценку уровня сформированности орфографического зоркости младших школьников; оценка результатов проделанной работы, выводы.
Для развития орфографической зоркости третьеклассников мы использовали следующие упражнения:
игры на развитие фонематического слуха, которые способствуют запоминанию написания слов (Приложение 1)
диктанты (слуховые, зрительные, самодиктанты, творческие), которые проводятся с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами, но, преимущественно, с теми, заполнение которых основано на зрительном восприятии, а также способствуют развитию навыков самоконтроля (Приложение 2)
письмо с пропусками букв, способствующее умению объяснять орфограммы (Приложение 3)
списывание - направлено на формирование умения видеть орфограммы, распознавать слова на изучаемое правило (Приложение 2)
Заучивание рифмовок, способствующее развитию умения видеть орфограммы на еще не изученное правило, умение видеть "опасные" места (Приложение 4)
Тест по русскому языку – это контрольно – тренировочное задание (или система заданий) в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень языковой или коммуникативной компетенции тестируемых.
Преимущества тестирования известны: это стандартизированность заданий, быстрота проведения работы и легкость ее оценки, возможность охватить тестированием большие группы учащихся(Приложение 5)
На наш взгляд, разнообразные орфографические задания вызывают интерес, создают благоприятные условия для повышения грамотности учащихся.
Упражнения включали в себя задания, направленные на отработку следующих орфограмм:
безударная гласная в корне;
парные согласные,
правописание ЖИ-ШИ,
ЧА-ЩА,
ЧУ-ЩУ,
ЧК-ЧН.
Фрагмент урока, где проводилась орфографическая работа, был построен следующим образом:
Объявление заданий не орфографического характера подгруппе, которая не являлась экспериментальной.
Создание эмоционального настроя. Объявление экспериментальной группе названия орфограммы и вида задания.
Введение в работу, предполагаемую в упражнении.
Индивидуальная работа с упражнением.
Фронтальная проверка результатов.
Затем проведен снова диктант на двух подгруппах, включающий в себя все виды орфограмм, над которыми работали на протяжении всего этапа.
2.2.Диагностика сформированности орфографической зоркости.
На первом этапе исследования всем третьеклассникам предлагалось написать диктант (Приложение 2). После проведенного анализа диктанта выявилась группа детей, с которыми необходимо проводить ежедневную работу по устранению пробелов в знаниях изученных орфограмм.
1 этап исследования Ф. И.О. Ошибки
1)Количество ошибок учащихся
2)Правописание парных согласных
3)Правописание чу - щу
4)Правописание мягкости согласного
5)Безударные гласные в корне
6)Правописание жи - ши
7)Правописание ч к - ч н
8)Правописание безударного гласного
9)Итого
10)Процентное содержание
1 2 1 1 0 0 0 0 4 40
2. 0 0 1 0 0 0 0 1 10
3. 2 0 0 2 0 1 0 5 50
4. 0 0 0 0 0 0 1 1 10
5. 1 0 2 2 1 0 2 8 80
6. 1 0 0 0 1 0 0 2 20
7. 0 0 0 0 1 0 0 1 10
8. 2 1 0 2 0 0 1 6 60
9. 1 0 0 0 0 0 0 1 10
10. 1 0 0 1 1 0 0 3 30
90% 20% 40% 70% 40% 10% 40%
После проведения двух этапов исследования была осуществлена обработка результатов. Особое внимание уделялось тем орфограммам, на правила которых было сделано большинство ошибок в написании 1 диктанта: правописание парных согласных (90%), безударные гласные в корне (70%). Наша задача - выявить, какого уровня достигли учащиеся по окончании исследования.
В результате наблюдения удалось установить, что на втором этапе дети были заинтересованы в работе в отличие от первого. Это связано, прежде всего, с тем, что орфографические упражнения, которые мы использовали во фрагментах урока, носили характер игры. Наблюдение показало, что первый этап проходил в более напряженной обстановке, приходилось постоянно настраивать третьеклассников на работу:
Фрагмент 1.
На доске записаны слова:
Россия, еекп, погода, кулял, работа, мороз.
Учитель. Прочитайте только слова.
Почему еекп, кулял нельзя назвать словами?
Максим К. Они ничего не обозначают.
Лиза А. Они не имеют смысла.
Учитель. Запишите только слова, поставьте ударение, запомните правописание слов.
Вывод. Такое задание мотивирует детей на внимательное прочтение слов. Они понимают, что не все, что записано, может быть словом. У слова есть значение.
Фрагмент 2.
На доске изображена схема
Учитель. Схема чего изображена на доске?
Яша Р. Это схема слова.
Учитель. Подберите слова к этой схеме.
(дети называют много слов)
Почему к одной схеме вы смогли подобрать много слов?
Юля И. Не указано количество слогов, ударный слог, что означает это слово.
Учитель. А теперь подберите слова к моей схеме:
.
(Дети называют предложения, состоящие из 3 слов)
Можно ли подобрать такие слова:
Мама девочка парта
. ? Почему?
Илья Щ. Это схема предложения. Слова должны быть связаны по смыслу между собой.
Оля К. В предложении есть законченная мысль, а у Вас отдельные слова.
Учитель. Вы правы. А теперь, чтобы не обидеть эти слова составьте с любым из этих слов к моей схеме предложение.
(С заданием справились все учащиеся).
Таким образом, с помощью наблюдения мы выявили, как орфографические упражнения влияют на развитие орфографической зоркости. Это отражено в ниже представленных таблицах и диаграммах.
2 этап исследования Ф. И.О. Ошибки
1)Количество ошибок учащихся
2)Правописание парных согласных
3)Правописание чу – щу
4)Правописание мягкости согласного
5)Безударные гласные в корне
6)Правописание жи – ши
7)Правописание ч к - ч н
8)Правописание безударного гласного
9)Итого
10)Процентное содержание
1 0 0 0 1 0 0 1 2 20
2. 0 0 0 0 0 0 0 0 0
3. 0 0 0 0 0 0 0 0 0
4. 0 0 0 0 1 0 0 1 10
5. 0 0 0 0 0 0 0 0 0
6. 1 0 0 0 1 0 0 1 10
7. 0 0 1 0 1 0 0 2 20
8. 0 1 0 0 0 0 0 1 10
9. 0 1 0 0 0 0 0 1 10
10. 0 0 0 1 0 0 0 1 10
Сравнительная характеристика уровней развития орфографической зоркости
УРОВНИ: Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
КОЛИЧЕСТВО ОШИБОК
0
1-2
3
4
5 и больше
Дети 1 этап исследования Уровни 2 этап исследования Уровни
1. 4 ошибки НС 2 ошибки ВС
10. 3 ошибки С 1 ошибка ВС
3. 5 ошибок Н 0 ошибок В
Информация о работе Условия развития орфографической зоркости