Условия развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании психологических условий развития воображения младших школьников в процессе обучения; своевременной диагностики и тренинговых упражнений творческого воображения детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3 - 5
Глава 1. Творческое воображение и его особенности в младшем школьном возрасте
1.1 Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста……………………………………………..6 - 14
1.2 Общая характеристика воображения…………………..…15 - 24
1.3 Механизм творческого воображения и способы создания творческих образов………………………………………….....25 - 27
Глава 2. Практическая работа по выявлению условий творческого воображения младших школьников
2.1 Анализ условий развития творческого воображения младших школьников……………………………………………………28 - 37
2.2 Диагностическая программа выявления уровня творческого воображения у детей младшего школьного возраста………38 - 43
2.3 Комплекс тренинговых упражнений по формированию творческого воображения у детей младшего школьного возраста……………………………………………………….44 - 59
Заключение………………………………………………………………..60
Литература…………………………………………………………….61 - 63

Файлы: 1 файл

курсовая!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!готовая!!!!!!!!!!!!!!! - копия.docx

— 224.54 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Условия развития творческого воображения детей младшего школьного возраста»

 

Чита 2012 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 - 5

Глава 1. Творческое воображение и его особенности в младшем школьном возрасте

1.1 Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста……………………………………………..6 - 14

1.2 Общая характеристика воображения…………………..…15 - 24

1.3 Механизм творческого воображения и способы создания творческих образов………………………………………….....25 - 27

Глава 2. Практическая работа по выявлению условий творческого воображения младших школьников

2.1 Анализ условий развития творческого воображения младших школьников……………………………………………………28 - 37

2.2 Диагностическая программа выявления уровня творческого воображения у детей младшего школьного возраста………38 - 43

2.3 Комплекс тренинговых упражнений по формированию творческого воображения у детей младшего школьного возраста……………………………………………………….44 - 59

Заключение………………………………………………………………..60

Литература…………………………………………………………….61 - 63

 

Введение

Актуальность темы.

 Социально-экономические  преобразования в обществе диктуют  необходимость формирования творчески  активной личности, обладающей способностью  эффективно и нестандартно решать  новые жизненные проблемы. В связи  с этим перед школьными учреждениями  встает важная задача развития  творческого потенциала подрастающего  поколения, что в свою очередь  требует совершенствования учебно-воспитательного  процесса с учетом психологических  закономерностей всей системы  познавательных процессов.

Проблема развития творческого  воображения детей младшего школьного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение  выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и  является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний и  способствует саморазвитию личности.

Творческое воображение  детей представляет огромный потенциал  для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Проблема исследования.

Творческое воображение – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Объект исследования.

Объектом исследования является  творческое воображение младших школьников.

Предмет исследования.

Предметом исследования являются условия развития творческого воображения  младших школьников.

Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что при  организации образовательной работы с детьми, необходимо планировать  диагностику и тренинговую работу во взаимосвязи, что позволит выявить условия, необходимые формированию творческого воображения младших школьников.

Цель работы.

Цель исследования состоит  в теоретическом обосновании  психологических условий развития воображения младших школьников в процессе обучения; своевременной диагностики и тренинговых упражнений творческого воображения детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования.

  • дать характеристику творческого воображения детей младшего школьного возраста;
  • выявить основные особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста;
  • составить диагностическую программу по выявлению уровня творческого воображения у детей младшего школьного возраста;
  • разработать комплекс игровых упражнений по формированию творческого воображения у детей младшего школьного возраста.

 

 

 

Глава 1. Творческое воображение и его особенности  в младшем школьном возрасте

1.1 Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста

Творческое воображение  зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов, оценочных структур образа «Я», особенностей коммуникации, степени  самореализации и оценки собственной  деятельности, черт характера и темперамента), и что очень важно, от разработанности  процесса обучения и воспитания.

 Опыт ребенка складывается  и растет постепенно, он отличается  глубоким своеобразием по сравнению  с опытом взрослого. Отношение  к среде, которая своей сложностью  или простотой, своими традициями  и влияниями стимулирует и  направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого  различны и поэтому понятно,  что воображение у ребенка  работает иначе, чем у взрослого.

 Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же  время до сих пор существует  мнение, что у ребенка воображение  богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать  все, говорил Гете. Ребенок живет  в фантастическом мире более,  нежели в реальном. Но мы знаем,  что интересы ребенка проще,  элементарнее, беднее, наконец, отношения  его со средой также не имеют  той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого  человека, а ведь это все важнейшие  факторы, которые определяют работу  воображения. В процессе развития  ребенка развивается и воображение.  Вот почему продукты настоящего  творческого воображения во всех  областях творческой деятельности  принадлежат только уже созревшей  фантазии.

 Французский психолог  Т. Рибо представил основной  закон развития воображения в  трех стадиях:

  1. детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
  2. юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
  3. зрелость – подчинение воображения уму и интеллекту.

Воображение у ребенка  начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его  жизни.

 Каковы же этапы  развития воображения у детей  младшего школьного возраста?

 Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Вместе с тем можно наблюдать, как в воображении играющего ребенка чемодан, например, превращается в поезд, безмолвная, равнодушная ко всему происходящему кукла в плачущего, обиженного кем-то человечка, подушечка - в ласкового друга. В период формирования речи ребенок еще более активно использует в своих играх воображение, ибо его жизненные наблюдения резко расширяются. Однако все это происходит как бы само собой, непреднамеренно.

От 3 до 5 лет "подрастают" произвольные формы воображения. Образы воображения  могут появляться либо как реакция  на внешний стимул (например, по просьбе  окружающих), либо инициироваться самим  ребенком, при этом воображаемые ситуации носят зачастую целенаправленный характер, с конечной целью и заранее  продуманным сценарием.

Школьный период характеризуется  бурным развитием воображения, обусловленным  интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования  на практике [17].

Индивидуальные особенности воображения  ярко проявляются в процессе творчества. В этой сфере человеческой деятельности воображение о значимости ставится наравне с мышлением. Важно, что  для развития воображения необходимо создавать человеку условия, при  которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность.

Доказано, что воображение теснейшим  образом связано с другими  психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена  снижают качественный уровень обучения [21].

Вообще, каких-либо проблем, связанных  с развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много  и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и  богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных  понятий, которые вообразить и представить  ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как  наиболее благоприятные, сенситивные  для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей  отражают силу их воображения, можно  даже сказать, буйство фантазии. В  их рассказах, разговорах реальность и  фантазия нередко смешиваются, и  образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения  переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость  рассказать об этом. Такие фантазии нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными проявлениями фантазии у детей, которые они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Если нет (а чаще всего бывает именно так), то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально. Взрослым этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью.

В младшем школьном возрасте, кроме  того, происходит активное развитие воссоздающего  воображения.

У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и  творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в  соответствии с замыслом) [10].

Основная тенденция, возникающая  в развитии детского воображения - это переход к всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Если ребенок 3-4 лет удовлетворяется для изображения самолета двумя палочками, положенными крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом ("чтоб крылья были и пропеллер"). Школьник в 11-12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более полного сходства с настоящим самолетом ("чтоб совсем как настоящий был и летал бы").

Вопрос о реализме детского воображения  связан с вопросом об отношении возникающих  у детей образов к действительности. Реализм детского воображения проявляется  во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр. В игре, например, у ребенка с возрастом  увеличивается требовательность к  правдоподобию в игровой ситуации.

Информация о работе Условия развития творческого воображения детей младшего школьного возраста