Условия развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании психологических условий развития воображения младших школьников в процессе обучения; своевременной диагностики и тренинговых упражнений творческого воображения детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3 - 5
Глава 1. Творческое воображение и его особенности в младшем школьном возрасте
1.1 Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста……………………………………………..6 - 14
1.2 Общая характеристика воображения…………………..…15 - 24
1.3 Механизм творческого воображения и способы создания творческих образов………………………………………….....25 - 27
Глава 2. Практическая работа по выявлению условий творческого воображения младших школьников
2.1 Анализ условий развития творческого воображения младших школьников……………………………………………………28 - 37
2.2 Диагностическая программа выявления уровня творческого воображения у детей младшего школьного возраста………38 - 43
2.3 Комплекс тренинговых упражнений по формированию творческого воображения у детей младшего школьного возраста……………………………………………………….44 - 59
Заключение………………………………………………………………..60
Литература…………………………………………………………….61 - 63

Файлы: 1 файл

курсовая!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!готовая!!!!!!!!!!!!!!! - копия.docx

— 224.54 Кб (Скачать файл)

Выделение в предмете его определенных, нужных для решения задачи свойств  определяет такую характеристику образа как его пристрастность, т.е. зависимость  восприятия, представлений, мышления, от того, что человеку нужно - от его  потребностей, мотивов, установок, эмоций. «Очень важно при этом подчеркнуть, что такая "пристрастность" сама объективно детерминирована и выражается не в адекватности образа (хотя и может в ней выражаться), но что она позволяет активно проникать в реальность» [24].

Совмещение в воображении предметных содержаний образов двух объектов связано, как правило, со сменой форм репрезентации  реальности. Отталкиваясь от свойств  действительности, воображение познает  их, раскрывает существенные их характеристики через перенос их на другие объекты, которые и фиксируют работу продуктивного  воображения. Это выражается в метафоричности, символичности, характеризующих воображение.

По мнению Э.В. Ильенкова, «Сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ» [19]. "Отличительной особенностью воображения является своеобразный отлёт от действительности, когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий» [14].

Воображение - это необходимый элемент  творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы  поведения в тех случаях, когда  проблемная ситуация характеризуется  также неопределённостью. В зависимости  от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так  и с помощью мышления.

Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том  этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и всё-таки представить  себе конечный результат.

Процессы воображения имеют  аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счёте, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это  отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных  сочетаниях и связях [25].

Итак, воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению.

Воображение и мышление переплетаются  так, что их бывает трудно разграничить; оба эти процесса участвуют в  любой творческой деятельности, творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже имеющимися знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникать новые знания. Отсюда видно: "... круг замыкается... Познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) затем проверяется и уточняется мышлением" - пишет А.Д. Дудецкий [21].

Согласно Л.Д. Столяренко, можно  выделить несколько видов воображения, основные среди которых - пассивное  и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое  состояние, фантазия в сновидениях). Активное воображение включает в  себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее [20].

Различают четыре основных вида воображения:

Активное воображение - характеризуется  тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие  образы.

Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых  материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна.

Пассивное воображение заключается  в том, что его образы возникают  спонтанно, помимо воли и желания  человека. Пассивное воображение  может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение  возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической  деятельности, в полудремотном и  сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек  произвольно формирует образы ухода  от действительности-грёзы.

Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся  надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует  о глубоком внутриличностном конфликте.

Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в  том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент  фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти  реализм.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески  преобразуется.

Воображение имеет субъективную сторону, связанную с индивидуально-личностными  характеристиками человека (в частности, с его доминирующим полушарием головного  мозга, типом нервной системы, особенностями  мышления и др.). В этом плане люди различаются по:

яркости образов (от явлений четкого "видения" образов до бедности представлений);

по глубине переработки образов  реальности в воображении (от полной неузнаваемости воображаемого образа до примитивных отличий от реального  оригинала);

по типу доминирующего канала воображения (например, по преобладанию слуховых или  зрительных образов воображения) [9], [11].

Функции воображения

Разум человека не может  находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать  и тогда, когда в него не поступает  новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В процессе жизнедеятельности  человека воображение выполняет  ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы  представлять действительность в образах  и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция  воображения связана с мышлением  и органически в него включена.

Вторая функция воображения  состоит в регулировании эмоциональных  состояний. При помощи своего воображения  человек способен хотя бы отчасти  удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Данная жизненно важная функция  особенно подчеркивается и разрабатывается  в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения  связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов  и состояний человека. С помощью  искусно создаваемых образов  человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов  он получает возможность управлять  восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения  состоит в формировании внутреннего  плана действий, т.е. способности  выполнять их в уме, манипулируя  образами.

Пятой функцией воображения  является планирование и программирование деятельности, составление таких  программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения  человек может управлять многими  психофизиологическими состояниями  организма, настраивать его на предстоящую  деятельность. Известны факты, свидетельствующие  о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек  может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту  пульса, кровяное давление, температуру  тела и т.п. Данные факты лежат  в основе аутотренинга, широко используемого  для саморегуляции.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать  воображение. В творческих видах  труда - наука, литература, искусство, инженерия  и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем  специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием  воли научиться расслаблять отдельные  группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру  тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода [3].

 

 

 

    1. Механизм творческого воображения и способы создания творческих образов

Творческое воображение  – это создание новых образов  без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном  создании новых образов. Почти вся  человеческая культура является результатом  творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов  исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Образы творческого воображения  создаются посредством различных  приемов, методов. Преобразование материала  в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности [4].

Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие  материал, из которого будет строиться  новое. Затем идет процесс переработки  этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями  этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.

 На этом деятельность  творческого воображения не заканчивается.  Полный круг будет завершен  тогда, когда воображение воплощается,  или кристаллизуется во внешних  образах. Будучи воплощено вовне,  принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение,  сделавшись вещью, начинает реально  существовать в мире и воздействовать  на другие вещи. Такое воображение  становится действительностью.

 Таким образом, продукты  воображения в своем развитии  описали круг. Элементы, из которых  они построены, были взяты человеком  из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись  сложной переработке и превратились  в продукты воображения [1].

 Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной  силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой  деятельности воображения.

Воображение создает новые  образы путем преобразования известных  образов предметов и явлений. Существует целый ряд способов такого преобразования:

  1. Создание образа о какой-либо части предмета, его свойстве или отдельном признаке. Основу этого процесса составляет анализ в форме мысленного выделения части или свойства объекта, их отвлечения от целого с определенной познавательной или практической задачей (например, гоголевский «Нос»);
  2. Гиперболизация представляет собой способ создания образа воображения путем преувеличения всего образа объекта или его частей, наделения объекта значительно бóльшим количеством значимых признаков по сравнению с действительностью, преувеличения сил и возможности действия объекта. Часто используется в карикатурах;
  3. Миниатюризация (преуменьшение) – способ создания образа воображения путем преуменьшения целостных образов объектов из отдельных свойств и психологических качеств. Иногда имеет мест сочетание миниатюризации и гиперболизации., когда в создании образа одновременно применяются и приемы увеличения и приемы уменьшения;
  4. Акцентирования (заострение) является приемом создание образов воображения путем подчеркивания, определенных свойств, черт, сторон различных явлений. Одна из форм акцентирования – такое выделение одного из свойств образа, который является не только главенствующим, но и универсальным, уникальным, характеризующим образ в его цельности (практически все главные герои художественных произведений, аллегоризм образов). Акцентирование в художественном творчестве, в рекламе, в имиджелогии достигается путем многократного повторения каких-либо устойчивых выразительных признаков, чем достигается индивидуализация образа, его незабываемость;
  5. Агглютинация – способ создания образа воображения путем объединения в единую систему представлений в такой последовательности или сочетании, которая отлична от наших непосредственных восприятий и переживаний (русалки, сфинксы, кентавры);
  6. Схематизация заключается в исключении каких-то свойств или качеств, присущих определенному предмету, лицу. Говоря о достоинствах схематизации, С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что художник достигает должной выразительности объекта, если избавит его от лишних, второстепенных деталей, мешающих восприятию того характерного, что свойственно изображаемому объекту (типичный герой в типичных обстоятельствах);
  7. Реконструкция объекта по известным фрагментам имеет существенное значение в творческой работе. Этим приемом активно пользуются археологи, специалисты по чрезвычайным ситуациям и т.п., его используют при восстановлении исторических лиц по сохранившимся останкам [19].

Информация о работе Условия развития творческого воображения детей младшего школьного возраста