Условия развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании психологических условий развития воображения младших школьников в процессе обучения; своевременной диагностики и тренинговых упражнений творческого воображения детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3 - 5
Глава 1. Творческое воображение и его особенности в младшем школьном возрасте
1.1 Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста……………………………………………..6 - 14
1.2 Общая характеристика воображения…………………..…15 - 24
1.3 Механизм творческого воображения и способы создания творческих образов………………………………………….....25 - 27
Глава 2. Практическая работа по выявлению условий творческого воображения младших школьников
2.1 Анализ условий развития творческого воображения младших школьников……………………………………………………28 - 37
2.2 Диагностическая программа выявления уровня творческого воображения у детей младшего школьного возраста………38 - 43
2.3 Комплекс тренинговых упражнений по формированию творческого воображения у детей младшего школьного возраста……………………………………………………….44 - 59
Заключение………………………………………………………………..60
Литература…………………………………………………………….61 - 63

Файлы: 1 файл

курсовая!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!готовая!!!!!!!!!!!!!!! - копия.docx

— 224.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая работа по выявлению условий творческого воображения младших школьников

2.1 Анализ условий  развития творческого воображения  младших школьников

Педагогические  условия необходимые для эффективности  развития творческого воображения  в младшем школьном возрасте.

Существует ряд педагогических условий, которые необходимо соблюдать  для эффективного развития творческого  воображения в младшем школьном возрасте. А именно:

  1. планомерное обогащение жизненного опыта детей;
  2. совместные (обучающие) игры и упражнения педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта;
  3. своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
  4. активизирующее общение педагога с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего развитию творческого воображения детей.

Одним  из важнейших педагогических условий эффективности развития творческого воображения является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе выполнения творчески ориентированных заданий. Суть его в неразрывности прямого  и обратного воздействия, органического  сочетания изменений, воздействующих друг на друга субъектов, осознание  взаимодействия как сотворчества.

Каждый педагог обязан осознать, какую лепту в личностное становление ученика он сможет внести. Необходимо приблизиться к творчеству, наполнить им общение. Педагог является в творческой практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем, а не «летчиком-испытателем» в проблемной или деструктивной ситуации. Работа педагога-мастера специфична в виду индивидуальности ее реализации и импровизированности. Такой квалифицированный специалист видит внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые он должен актуализировать в творческой практике.

Задача педагога заключается  в создании микроклимата и условий  для естественного «выращивания»  и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее само актуализации. Особую важность приобретает достижение коммуникативной  конгруэнтности, гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий.

Педагог должен знать, что  творческий процесс развития происходит по принципу диалектической спирали, восхождение  по которой способствует изменению  при равно уровневом возвращении  к исходным позициям, так как прошлое  и будущее располагается также  спирально, пронизывая и обуславливая очередной виток развития.

Но повторяемость в  развитии не означает тождественность  тех или иных моментов. На каждом новом «витке» появляются новые  качества, но вместе с тем воспроизводятся  и старые. Творческое развитие представляет собой систему необратимых качественных изменений личности.

Объективно существует закономерная связь созидательного учебно-воспитательного  процесса и продуктивного результата в развитии творческого воображения.

Творческое воображение  как динамически развивающаяся  структура личности характеризуется  своеобразием и целостной совокупностью  следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе  самоактуализации формированию творческой зрелости.

В процессе взаимодействия педагога и обучающегося прослеживается закономерная связь между творческим общением при косвенном управлении в процессе со творческой деятельности и творческим отношением личности к  ее направленности и эффективности  протекания, а также между воспитательным, со творческим взаимодействием творческой активностью личности и ее отношением к этим процессам.

Взаимосвязь всех компонентов  творческого процесса при оптимальных  условиях организации и управления закономерно обеспечивает продуктивно-созидательный  результат обучения и самовоспитания, что способствует самовыражению  творческого потенциала и самоактуализации творческой индивидуальности личности.

Педагогу важно иметь  понятие о деонтологии. Деонтология - это наука о долге, морали, обязанности  и профессиональной этике. А именно:

  1. быть духовно богатой личностью;
  2. быть творческой индивидуальностью;
  3. обладать профессиональной компетентностью, личным авторитетом и имиджем;
  4. владеть всем арсеналом традиционной и инновационной психолого-педагогической и специальной технологией;
  5. быть творческим специалистом, эмпатийным и обаятельным в общении с партнером (учеником);
  6. быть способным к глубокому анализу и самоанализу, рефлексии и идентификации в процессе само актуализации;
  7. быть открытым к новому, инициативным и проницательным;
  8. соблюдать этические нормы взаимоотношений при реализации конфиденциального принципа, создавая атмосферу доверия;
  9. осознавать глубокий смысл профессиональной жизнедеятельности.

Наряду с положительными принципами целесообразного поведения  педагог должен в совершенстве владеть  не только знаниями и умениями своей  профессии, но и психологическими знаниями, и педагогическим мастерством [32] .

Если учитель, продумывая урок, не берет в качестве “материала”  самого себя, свои чувства, мысли, опыт, то как ему обрести грань между  внешним - холодным, равнодушным, и внутренним - глубоко пережитым, прочувствованным?

Творческий урок становится антитезой другого урока, в котором  царит ремесло, пусть даже самое  умелое. В связи с этим и возникает  проблема «внешнего» и «внутреннего»  в искусстве ведения урока  музыки. Одно дело, если урок - лишь привнесение  неких новых слуховых добавлений к музыкальным впечатлениям школьников. Другое дело, если это - особенная, неповторимая встреча с искусством.

Всякая художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть органична  для учителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена  со своим «я». Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства. Недаром  К.Станиславский, резко отделявший правду искусства от фальши, писал: «Нет ничего мучительнее обязанности  во что бы то ни стало воплощать  чужое, смутное, вне тебя пребывающее». Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство. Это в полной мере следует  отнести к педагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано  с процессом переживания, с умением  пропустить через себя.

Для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще  и эмоционально. Особенно важно в  эмоциональной стороне профессионального  мастерства учителя - умение найти верный тон урока. Термин «задать тон» беседе, исполнению издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается с  эмоциональным центром творческого  процесса. Найти верный тон, который  присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке, - одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее  время. Соотношение внешнего и внутреннего  в искусстве ведения урока  может успешно решаться через  формирование у учителя актерского мастерства.

В учениках важно возбудить  ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько  на разум, сколько на чувства. Актерское  мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями.

Необходимо глубже осмыслить  метод К.Станиславского и применять  его в формировании педагогического  мастерства учителя. Полезным может  быть один из известных в театральной  педагогике приемов, получивший название «прием отождествления», то есть слияние  своего «Я» с образом, мыслью, которую  необходимо раскрыть в исполняемом  произведении. Этот прием предполагает не только большую предварительную  работу над произведением (знание эпохи, истории создания, художественного  и мировоззренческого контекстов и  т.д.), но и естественное органическое «проживание» педагогом художественного  образа этого произведения. Только тогда возможно истинное общение  между детьми и учителем.

Творить, по определению  К.Станиславского, означает «страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче» - постижению и раскрытию  художественного образа произведения.

С педагогической точки зрения в подготовке учителя для нас  важна та часть наследия К.Станиславского, которая тесно связана с искусством переживания. Переживания как органического  единства интеллектуального и эмоционального в человеке. Для педагога чрезвычайно  важно научиться сознательно  управлять подсознательной творческой активностью своей психики, так  как многие процессы в искусстве  и в художественном развитии ребенка  связаны с подсознанием, с интуитивным, но адекватным постижением прекрасного, вне его разложения на отдельные  элементы.

Учитель должен уметь быть выразительным во всех своих проявлениях, уметь находить адекватную внешнюю  форму выражения переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому педагогу необходимо научиться не бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой  то, что трудноуловимо в произведении искусства - его красоту, тончайшее  кружево его образов. Например, речь учителя музыки должна быть вдохновенной и архивы разительной. При этом надо постоянно помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный материал. «Если нет материала, чувству не во что излиться» (С. Волконский). Эмоциональное начало должно органично соединиться в мастерстве учителя музыки с аналитическими способностями. Ибо «в основе всякого творческого процесса заложено увлечение, что, конечно, не исключает огромной работы разума. Но разве нельзя мыслить не холодно, а горячо?» (К. Станиславский).

Хочется привести несколько  мыслей из книги С. Волконского «Выразительный человек», которые, на наш взгляд, могут  обратить внимание педагогов к этой важнейшей проблеме - выразительности  учителя:

«В актерском искусстве, как во всяком другом, не довольно внутреннего  побуждения, а нужно умение этому  побуждению повиноваться, не довольно чувствовать, а надо уметь воплотить, не довольно испытать, надо уметь испытанное показать».

Мудрость творчества заключается  в том, что не надо «торопить» чувство  мыслью, надо довериться бессознательной  области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок [32].

Учитель на уроке искусства - посредник, проводник ребят в  мир эстетических переживаний. Для  него важны некоторые методические условия.

Первым важнейшим педагогическим условием является средство эмоционального начала в работе школьника на уроке  при общей повышенной эмоциональности  содержательности занятия.

Вторым определяющим условием служит сюжетно-тематическое построение всей системы уроков. Именно это  позволяет объединить различные  виды искусства в единое целое.

Третьим условием является игровой метод обучения как фактор заинтересованной, непринужденной обстановки на уроке творческого типа в младших  классах.

Четвертое условие связано  с эмоциональной драматургией, которая  создает логическую и эмоциональную  целостность урока.

Занятие строится как цельное, законченное произведение совместной (учитель - ученики) деятельности. Особое значение игровая деятельность приобретает  в художественном обучении и воспитании младших школьников, а для уроков творческого типа игровая ситуация становится одним из важнейших методических принципов проведения занятий.

Итак, процесс активизации  творчества на уроке искусства зависит  от установки учителя на созидание  во всех видах деятельности. Комплексное  освоение искусства способствует как  более полному выявлению творческих сил человека, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию творческого  воображения.

Влияние изобразительной  деятельности в развитии творческого  воображения детей младшего школьного  возраста.

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес  многочисленных исследователей. Представители  различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть  в истоки творчества. Психологи через  детское рисование ищут возможность  проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные  пути обучения, способствующие всестороннему  развитию детей.

Информация о работе Условия развития творческого воображения детей младшего школьного возраста