Условия развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании психологических условий развития воображения младших школьников в процессе обучения; своевременной диагностики и тренинговых упражнений творческого воображения детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3 - 5
Глава 1. Творческое воображение и его особенности в младшем школьном возрасте
1.1 Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста……………………………………………..6 - 14
1.2 Общая характеристика воображения…………………..…15 - 24
1.3 Механизм творческого воображения и способы создания творческих образов………………………………………….....25 - 27
Глава 2. Практическая работа по выявлению условий творческого воображения младших школьников
2.1 Анализ условий развития творческого воображения младших школьников……………………………………………………28 - 37
2.2 Диагностическая программа выявления уровня творческого воображения у детей младшего школьного возраста………38 - 43
2.3 Комплекс тренинговых упражнений по формированию творческого воображения у детей младшего школьного возраста……………………………………………………….44 - 59
Заключение………………………………………………………………..60
Литература…………………………………………………………….61 - 63

Файлы: 1 файл

курсовая!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!готовая!!!!!!!!!!!!!!! - копия.docx

— 224.54 Кб (Скачать файл)

Наблюдения показывают, что хорошо известные события ребенок стремится  изобразить правдиво, как бывает в  жизни. Во многих случаях изменение  действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события жизни. Реализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. У младшего дошкольника в игре все может быть всем. У старших дошкольников уже происходит отбор материала для игры по принципам внешнего сходства.

Младший школьник также производит строгий отбор материала, пригодного для игры. Отбор этот производится по принципу максимальной близости, с  точки зрения ребенка, этого материала  к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним  настоящие действия.

Обязательным и главным действующим  лицом игры у школьников 1-2 классов  является кукла. С ней можно производить  любые необходимые "настоящие" действия. Ее можно кормить, одевать, ей можно выражать свои чувства. Еще  лучше для этой цели использовать живого котенка, так как его можно  уже совсем по-настоящему кормить, укладывать спать и пр.

Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуации, образам придают игре и самим  образам воображаемые черты, все  более и более приближающие их к реальной действительности.

А.Г. Рузская отмечает, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе  с действительностью, что характерно еще в большей степени и  для школьников (случаи детской лжи и пр). Фантазирование такого рода играет ещё значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но, тем не менее, оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает "условность" своего фантазирования, его несоответствие действительности [9].

В сознании младшего школьника мирно  уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения  усиливается. Однако реализм детского воображения, в частности воображения младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально иной.

Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.

Воображение младшего школьника характеризуется  также другой чертой: наличием элементов  репродуктивного, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения  выражается в том, что в своих  играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они  наблюдали у взрослых, разыгрывают  истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи  и др. Тема игры - воспроизведение  впечатлений, имевших место в  жизни детей; сюжетная линия игры - есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место  в жизни.

Однако с возрастом элементов  репродуктивного, простого воспроизведения  в воображении младшего школьника  становится все меньше и меньше и  все в большей степени появляется творческая переработка представлений.

Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребенок дошкольного возраста и  младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам  своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском "культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится [5].

В.С. Мухина отмечает, что в младшем  школьном возрасте ребенок в своем  воображении уже может создавать  разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов  другими, воображение переходит  и в другие виды деятельности [16].

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах  от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень  развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование  воображения будет более эффективным  при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой  и расширение познавательных возможностей детей.

В младшем школьном возрасте впервые  происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит  ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально  оцениваемого результата. Это разграничение  игры и труда, в том числе и  учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

Значение творческого воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции [20].

Вместе с уменьшением способности  человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности  творческого мышления, гаснет интерес  к искусству, науке и так далее.

Младшие школьники большую часть  своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии, они с  увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней  также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

Однако, фантазия, как и любая  форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему  познанию окружающего мира самораскрытию  и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную  мечтательность, замену реальной жизни  грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в  направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности  развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом  творчества. Дети младшего школьного  возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет  ребенку в наиболее полной свободной  форме раскрыть свою личность. Вся  художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку  новый, необычный взгляд на мир [22].

 

 

 

1.2 Общая характеристика  воображения

Воображение — способность представления (образования, удержания и произвольного воспроизведения) образа предмета в отсутствие самого предмета, существующего либо реально, либо только в представлении [28].

Понятие воображения как особой ментальной способности представления впервые в греческой философии вводится Платоном. Воображение описывается в «Филебе» (без употребления самого термина) как связанная с памятью способность создания душой «живописных» образов или изображений содержания как отделенного от ощущений мнения, так и того, что выражается в речи. Подобная способность души оказывается способностью творческой, благодаря которой душа в состоянии изображать или «рисовать» образы вещей, не только копируя, но и произвольно внося разнообразные изменения. Поскольку для Платона образы, т. е. вещи и их изображения, суть лишь слабые преходящие отпечатки сущего, прообразов, или идей, то и способность воображения, как создающая образы, неизбежно должна вносить некоторое искажение в представляемое ею. Воображение, кроме того, является посредником между чувственным восприятием и мнением как завершающим дискурсивное мышление, одновременно и разделяя и соединяя, подобно мосту, чувственное и умопостигаемое. С первым воображение роднит способность создавать наглядные образы, со вторым—то, что эти образы всегда уже как-то истолкованы, относятся не только к прошедшему и настоящему, но и проецируются в будущее.

Развернутую и разработанную  теорию воображения впервые дает Аристотель в сочинении “О душе”. Известен целый ряд различных толкований аристотелевского понятия воображения. Основные черты воображения, которые можно выделить, суть следующие: воображение есть устойчивое состояние или свойство ума порождать образы, отличные как от образов чувственного восприятия, так и от предметов чистого мышления. Аристотелевское описание воображения позволяет, впрочем, понимать его и как репродуктивное, и как продуктивное, так как скоро воображение—единственная способность, которая может представлять образы в соответствии с нашим желанием и произволом. Наконец, воображение связано с движением, возникающим, из деятельности чувственного восприятия. Таким образом, можно указать на следующие черты воображения, сходным образом представленные у Платона и Аристотеля: воображение занимает промежуточное положение между чувственным восприятием и мышлением; обладает уникальным свойством действовать произвольно, повинуясь одному только (возможно, немотивированному) желанию, есть способность наглядного представления как телесных, так и идеальных объектов, к воображению всегда примешано иррациональное и искажающее и потому ложное; наконец, воображение может наглядно представлять движение [31].

Экспериментальное изучение воображения  стало предметом интереса западных психологов, начиная с 50-х годов. Функция воображения - построение и  создание образов - была признана важнейшей  человеческой способностью. Её роль в  творческом процессе приравнивалась к  роли знания и суждения. В 50-е годы Дж. Гилфордом и его последователями  была разработана теория творческого (креативного) интеллекта.

Определение воображения и выявление  специфики его развития - одна из наиболее сложных проблем в психологии. Согласно данным А.Я. Дудецкого (1974), существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и  отличии от других психических процессов  до сих пор остается дискуссионным [9]. Так, А.В. Брушлинский (1969) справедливо отмечает трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия [3]. Он полагает, что "Традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне - во всяком случае, в современной науке" [6].

С.Л. Рубинштейн подчеркивал: "Воображение - особая форма психики, которая может  быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое" [8].

Обладая богатым воображением, человек  может жить в разном времени, что  не может себе позволить никакое  другое живое существо в мире. Прошлое  зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. С.Л. Рубинштейн пишет: "Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного  и порождение на этой основе новых  образов" [9].

Л.С. Выготский считает, что "Воображение  не повторяет впечатлений, которые  накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных  впечатлений. Таким образом, привнесение  нового в наши впечатления и изменение  этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением" [10].

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных  психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью. Специфика этой формы  психического процесса состоит в  том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом  связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических  процессов и состояний [16].

В учебнике "Общая психология" А.Г. Маклакова приводится следующее  определение воображения: "Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых  представлений [19].

В учебнике "Общая психология" В.М. Козубовского содержится следующее  определение. Воображение - психический  процесс создания человеком в  своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в  реальной жизни. Продуктом воображения  могут быть:

образ конечного результата реальной предметной деятельности;

картина собственного поведения в  условиях полной информационной неопределенности;

образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем [12].

Воображение включается в познавательную деятельность субъекта, которая с  необходимостью имеет свой предмет. А.Н. Леонтьев писал, что "Предмет  деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий  деятельность субъекта, вторично - как  образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое  осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться  не может" [11].

Информация о работе Условия развития творческого воображения детей младшего школьного возраста