Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:33, курсовая работа
Цель работы.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании психологических условий развития воображения младших школьников в процессе обучения; своевременной диагностики и тренинговых упражнений творческого воображения детей младшего школьного возраста.
Введение…………………………………………………………………..3 - 5
Глава 1. Творческое воображение и его особенности в младшем школьном возрасте
1.1 Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста……………………………………………..6 - 14
1.2 Общая характеристика воображения…………………..…15 - 24
1.3 Механизм творческого воображения и способы создания творческих образов………………………………………….....25 - 27
Глава 2. Практическая работа по выявлению условий творческого воображения младших школьников
2.1 Анализ условий развития творческого воображения младших школьников……………………………………………………28 - 37
2.2 Диагностическая программа выявления уровня творческого воображения у детей младшего школьного возраста………38 - 43
2.3 Комплекс тренинговых упражнений по формированию творческого воображения у детей младшего школьного возраста……………………………………………………….44 - 59
Заключение………………………………………………………………..60
Литература…………………………………………………………….61 - 63
Наблюдения показывают, что хорошо
известные события ребенок
Младший школьник также производит строгий отбор материала, пригодного для игры. Отбор этот производится по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним настоящие действия.
Обязательным и главным
Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуации, образам придают игре и самим образам воображаемые черты, все более и более приближающие их к реальной действительности.
А.Г. Рузская отмечает, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей степени и для школьников (случаи детской лжи и пр). Фантазирование такого рода играет ещё значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но, тем не менее, оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает "условность" своего фантазирования, его несоответствие действительности [9].
В сознании младшего школьника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается. Однако реализм детского воображения, в частности воображения младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально иной.
Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.
Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивного, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. Тема игры - воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры - есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни.
Однако с возрастом элементов
репродуктивного, простого воспроизведения
в воображении младшего школьника
становится все меньше и меньше и
все в большей степени
Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребенок дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском "культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится [5].
В.С. Мухина отмечает, что в младшем
школьном возрасте ребенок в своем
воображении уже может
В процессе учебной деятельности школьников,
которая идет в начальных классах
от живого созерцания, большую роль,
как отмечают психологи, играет уровень
развития познавательных процессов: внимания,
памяти, восприятия, наблюдения, воображения,
памяти, мышления. Развитие и совершенствование
воображения будет более
В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.
Значение творческого воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции [20].
Вместе с уменьшением
Младшие школьники большую часть
своей активной деятельности осуществляют
с помощью воображения. Их игры -
плод буйной работы фантазии, они с
увлечением занимаются творческой деятельностью.
Психологической основой
Однако, фантазия, как и любая
форма психического отражения, должна
иметь позитивное направление развития.
Она должна способствовать лучшему
познанию окружающего мира самораскрытию
и самосовершенствованию
1.2 Общая характеристика воображения
Воображение — способность представления (образования, удержания и произвольного воспроизведения) образа предмета в отсутствие самого предмета, существующего либо реально, либо только в представлении [28].
Понятие воображения как особой ментальной способности представления впервые в греческой философии вводится Платоном. Воображение описывается в «Филебе» (без употребления самого термина) как связанная с памятью способность создания душой «живописных» образов или изображений содержания как отделенного от ощущений мнения, так и того, что выражается в речи. Подобная способность души оказывается способностью творческой, благодаря которой душа в состоянии изображать или «рисовать» образы вещей, не только копируя, но и произвольно внося разнообразные изменения. Поскольку для Платона образы, т. е. вещи и их изображения, суть лишь слабые преходящие отпечатки сущего, прообразов, или идей, то и способность воображения, как создающая образы, неизбежно должна вносить некоторое искажение в представляемое ею. Воображение, кроме того, является посредником между чувственным восприятием и мнением как завершающим дискурсивное мышление, одновременно и разделяя и соединяя, подобно мосту, чувственное и умопостигаемое. С первым воображение роднит способность создавать наглядные образы, со вторым—то, что эти образы всегда уже как-то истолкованы, относятся не только к прошедшему и настоящему, но и проецируются в будущее.
Развернутую и разработанную теорию воображения впервые дает Аристотель в сочинении “О душе”. Известен целый ряд различных толкований аристотелевского понятия воображения. Основные черты воображения, которые можно выделить, суть следующие: воображение есть устойчивое состояние или свойство ума порождать образы, отличные как от образов чувственного восприятия, так и от предметов чистого мышления. Аристотелевское описание воображения позволяет, впрочем, понимать его и как репродуктивное, и как продуктивное, так как скоро воображение—единственная способность, которая может представлять образы в соответствии с нашим желанием и произволом. Наконец, воображение связано с движением, возникающим, из деятельности чувственного восприятия. Таким образом, можно указать на следующие черты воображения, сходным образом представленные у Платона и Аристотеля: воображение занимает промежуточное положение между чувственным восприятием и мышлением; обладает уникальным свойством действовать произвольно, повинуясь одному только (возможно, немотивированному) желанию, есть способность наглядного представления как телесных, так и идеальных объектов, к воображению всегда примешано иррациональное и искажающее и потому ложное; наконец, воображение может наглядно представлять движение [31].
Экспериментальное изучение воображения
стало предметом интереса западных
психологов, начиная с 50-х годов.
Функция воображения - построение и
создание образов - была признана важнейшей
человеческой способностью. Её роль в
творческом процессе приравнивалась к
роли знания и суждения. В 50-е годы
Дж. Гилфордом и его
Определение воображения и выявление
специфики его развития - одна из
наиболее сложных проблем в психологии.
Согласно данным А.Я. Дудецкого (1974), существует
около 40 различных определений
С.Л. Рубинштейн подчеркивал: "Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое" [8].
Обладая богатым воображением, человек
может жить в разном времени, что
не может себе позволить никакое
другое живое существо в мире. Прошлое
зафиксировано в образах
Л.С. Выготский считает, что "Воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением" [10].
Воображение - особая форма человеческой
психики, стоящая отдельно от остальных
психических процессов и вместе
с тем занимающая промежуточное
положение между восприятием, мышлением
и памятью. Специфика этой формы
психического процесса состоит в
том, что воображение, вероятно, характерно
только для человека и странным образом
связано с деятельностью
В учебнике "Общая психология" А.Г. Маклакова приводится следующее определение воображения: "Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений [19].
В учебнике "Общая психология" В.М. Козубовского содержится следующее определение. Воображение - психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни. Продуктом воображения могут быть:
образ конечного результата реальной предметной деятельности;
картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности;
образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем [12].
Воображение включается в познавательную
деятельность субъекта, которая с
необходимостью имеет свой предмет.
А.Н. Леонтьев писал, что "Предмет
деятельности выступает двояко: первично
- в своем независимом
Информация о работе Условия развития творческого воображения детей младшего школьного возраста