Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:33, курсовая работа
Цель работы.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании психологических условий развития воображения младших школьников в процессе обучения; своевременной диагностики и тренинговых упражнений творческого воображения детей младшего школьного возраста.
Введение…………………………………………………………………..3 - 5
Глава 1. Творческое воображение и его особенности в младшем школьном возрасте
1.1 Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста……………………………………………..6 - 14
1.2 Общая характеристика воображения…………………..…15 - 24
1.3 Механизм творческого воображения и способы создания творческих образов………………………………………….....25 - 27
Глава 2. Практическая работа по выявлению условий творческого воображения младших школьников
2.1 Анализ условий развития творческого воображения младших школьников……………………………………………………28 - 37
2.2 Диагностическая программа выявления уровня творческого воображения у детей младшего школьного возраста………38 - 43
2.3 Комплекс тренинговых упражнений по формированию творческого воображения у детей младшего школьного возраста……………………………………………………….44 - 59
Заключение………………………………………………………………..60
Литература…………………………………………………………….61 - 63
Так что же это
такое «изобразительная
При этом в работу
включаются зрительные, двигательные,
мускульно-осязаемые
Подражая действиям
взрослых, ребенок уже в раннем
детстве начинает
Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.
Все необходимые качества
воображения (широта, произвольность,
устойчивость, яркость, оригинальность)
возникают не спонтанно, а при
условии систематического
Итак, развивая воображение
с раннего детства, мы не
только совершенствуем
2.2 Диагностическая
программа выявления уровня
1) Методика исследования творческого воображения
Цель: оценка особенностей творческого воображения.
Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь), стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.
Описание. Данное исследование
можно проводить с одним
Инструкция. Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин. Заканчиваем работу по команде: «Стоп! Работу прекратить!»
Интерпретация результатов. Показателями творчества в данном исследовании являются:
• величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;
• сумма баллов за все предложения, придуманные испытуемым в течение 10 мин.
Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.
Шкала оценки творчества
Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа оцениваются в 1/2 начального балла.
Качественная характеристика
творчества, определяемая по величине
баллов, полученных за самое остроумное
и оригинальное предложение, соответствует
максимальной оценке какого-либо из составленных
испытуемым предложений – б баллов.
Эта оценка свидетельствует о
развитом творчестве или оригинальности.
Если оценка данного показателя составляет
5 или 4, то проявление творчества следует
считать средним. Наконец, если эта
оценка составила всего лишь 2 или
1, то это низкий показатель творчества,
либо намерение испытуемого
Второй показатель – это
сумма баллов. Он имеет смысл для
анализа и интерпретации
2) Методика исследования индивидуальных особенностей воображения
Применяется для обследования лиц любого возраста.
Цель: определение уровня сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения и степени его стереотипности или оригинальности.
Материал и оборудование: три листа бумаги с изображениями; на первом – контур круга диаметром 2,5 см, на втором – контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см, на третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см карандаш и секундомер.
Описание. Данное исследование проводится как с одним испытуемым, так и с группой. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим. Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника, на третьем – квадрата. Время рисования на каждом этапе (6о с) экспериментатор определяет по секундомеру. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.
Инструкция. Используя изображенный
на этом листе контур геометрической
фигуры, нарисуйте что вы хотите.
Качество рисунка значения не имеет.
Способ использования контура
По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли вам задание? Какие чувства вы испытывали при его выполнении?»
Обработка результатов. Обработка
результатов и определение
Определение уровня сложности воображения. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности.
Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.
Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.
Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.
Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.
Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.
Определение гибкости воображения
и степени фиксированности
Воображение будет гибким тогда, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, т. е. все рисунки – на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры. Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка выполнены на один и тот же сюжет.
Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение. Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.
Определение степени стереотипности воображения. Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим. К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты. Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик. Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак. Рисунок с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.
Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням. Высокая степень стереотипности констатируется в том случае, если все рисунки выполнены на типичный сюжет. Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.
Интерпретация результатов. Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования. Для этого используют данные самоотчета. В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых не обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет.
Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т. п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица гуманитарной направленности любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.
При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо определить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества, и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.
2.3 Комплекс тренинговых
(игровых) упражнений по
1) Мысленное путешествие по картинке
Информация о работе Условия развития творческого воображения детей младшего школьного возраста