Условия развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании психологических условий развития воображения младших школьников в процессе обучения; своевременной диагностики и тренинговых упражнений творческого воображения детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3 - 5
Глава 1. Творческое воображение и его особенности в младшем школьном возрасте
1.1 Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста……………………………………………..6 - 14
1.2 Общая характеристика воображения…………………..…15 - 24
1.3 Механизм творческого воображения и способы создания творческих образов………………………………………….....25 - 27
Глава 2. Практическая работа по выявлению условий творческого воображения младших школьников
2.1 Анализ условий развития творческого воображения младших школьников……………………………………………………28 - 37
2.2 Диагностическая программа выявления уровня творческого воображения у детей младшего школьного возраста………38 - 43
2.3 Комплекс тренинговых упражнений по формированию творческого воображения у детей младшего школьного возраста……………………………………………………….44 - 59
Заключение………………………………………………………………..60
Литература…………………………………………………………….61 - 63

Файлы: 1 файл

курсовая!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!готовая!!!!!!!!!!!!!!! - копия.docx

— 224.54 Кб (Скачать файл)

Комментарий: перед тем как начнется игра, взрослый должен убедиться в том, что ребенок хорошо понял инструкцию. Иначе игра может не получиться, так как ребенок будет либо просто обводить геометрические фигуры, либо рядом рисовать другие.

В процессе игры нужно обсуждать  с ребенком каждый рисунок, чтобы  малышу было легче остановиться на какой-нибудь идее. А чтобы помочь ребенку придумать что-то действительно оригинальное, предложите ему мысленно рассмотреть окружающие предметы с разных ракурсов — сверху, сбоку, снизу.

13) На что похоже?

Цель: развитие воображения.

Возраст: 6 – 7 лет.

Количество игроков: один или более.

Необходимые приспособления: карточки с изображением геометрических фигур.

Описание игры: ребенок выбирает карточку с изображением какой-либо геометрической фигуры. После этого он должен найти предметы, которые похожи на эту фигуру. Например, он выбрал круг. Предметами, похожими на круг, будут: блюдце, мячик, апельсин, пуговицы. Если ребенок предпочел треугольник, то вариантами могут быть: елка, пирамидка, парус, крыша дома и т. д.

Комментарий:  правила игры могут варьироваться, один вариант — предметы должны находиться в комнате, в которой проходит игра; другой — только на улице.

Игру полезно использовать в процессе изучения геометрических фигур и в дальнейшем, при организации индивидуальной работы с детьми, у которых наблюдаются трудности в их усвоении.

14) Дом из зерна

Цель: развитие творческого воображения.

Возраст: 6 - 9 лет.

Количество игроков: один и более.

Необходимые приспособления: различные зерна и семена.

Описание игры: ребенок должен из семян выложить:

— дом, солнце, цветы;

украсить полянку перед  домом разными геометрическими фигурами, буквами, цифрами и т. д.;

— выложить из зерна дорожку домой. 
Комментарий: если в игре участвуют несколько детей, процесс выкладывания может превратиться в увлекательное сочинение сказки на фоне создания общей картины.


 

 

 

 

 

 

 

 

15) Оживим картинку

Автор: М. Сигимова

Цель: развитие воображения.

Возраст: 5-6 лет.

Количество игроков: группа.

Необходимые приспособления: любые картины с простым сюжетом.

Описание игры: один ребенок рассматривает картину, а затем рассказывает всем остальным, что на ней нарисовано, но не показывает само изображение. Потом дети должны показать эту картину, постаравшись отразить позы, действия героев, их настроение.

Комментарий: игра интересна тем, что в процессе выполнения первого задания дети ставятся перед необходимостью договориться о действиях каждого участника картинки, согласовать свои предположения и догадки. А у детей-дошкольников именно низкий уровень развития этого умения является причиной конфликтов. Поэтому игру полезно проводить в группах детей с низким уровнем развития коммуникативных навыков.

16) «Монотипия»

Цель: развитие творческого  воображения.

Возраст: 6 – 8 лет.

Материал: краски, кисти, чистая вода, бумага.

Количество игроков: один и более.

Лист бумаги складывается ровно пополам. Краска, с помощью  кисти, пятнами набрызгивается на одну половину листа бумаги. Затем прикладывается чистая половина бумаги на пятна краски  и прижимается пальцами. В зависимости  от пятен, от направления растирания – получаются различные изображения. Нельзя два раза – получить одно и то же изображение.

Этот способ можно использовать при тонировании бумаги для рисования  лугов, пейзажей, фон можно получить одноцветный и разноцветный.

17) «Ниткография»

Цель: развитие творческого  воображения.

Возраст: 6 – 8 лет.

Материал: нитки, лист бумаги.

Дети выкладывают на листе  бумаги хаотичный рисунок. При необходимости  нитку легко поправить. Такой  способ рисования хорош тем, что  если ребёнок захочет передать характер своего рисунка, ему не нужно выкладывать новый, стоит только изменить некоторые детали и вот – грустный Чебурашка или Петрушка улыбается.

18) «Пальцеграфия»

Цель: развитие творческого  воображения.

Возраст: 6 – 8 лет.

Материал: бумага, краски.

Описание упражнения: рисование  при помощи отпечатка краской  всей поверхности ладони, отдельных  пальцев и тыльной стороной руки на бумаге.

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог данной работы, следует подчеркнуть, что воображение  является основной двигательной силой  творческого процесса младшего школьника  и играет огромную роль во всей его  жизни. Это происходит потому, что  вся жизнедеятельность в той  или иной степени связана с  творчеством, начиная от приготовления  пищи дома до создания литературный произведений или изобретательства. Без творческого  подхода тяжело решить какую-либо задачу, и поэтому творческие способности  необходимо развивать у человека с раннего детства.

Учебные заведения играют важнейшую роль в развитии воображения  и творческих способностей человека. От того, насколько профессионально  учителя и преподаватели относятся  к своему делу, насколько правильно  и интересно для ребенка разработана  программа обучения, зависит уровень  развития конкретного ребенка.

 

 

Литература

  1. Беркинблит М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. - М., 1968 - 128 с.
  2. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. - СПб., 1994.
  3. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество М., 1969.
  4. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967 - 93с.
  6. Гречко С.А. Развитие воображения младшего школьника. // [Электронный ресурс].
  7. Давыдов В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1973.

8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 2007.

9. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. - Смоленск, 1974.

10. Дьяченко О.М. Развитие воображения. - М., 1996.

11. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика СП   особностей. М: Наука. 1991.

12. Запорожец А.В. Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М., 1964.

13. Иванов С. П. Художественная деятельность pебенка как условие его отношения к дpугим людям. //Миp психологии и психология в миpе. 1995. N4. C.85-99.

14. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.

15. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. - М., 1989.

16. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. // Психологический журнал. 2001. №5.

17. Лазарева СЮ. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. // [Электронный ресурс].

18. Люблинская А. А. Детская психология. - М., 1971 - 415 с.

19. Маклаков А.Г. Общая психология. - М., 2005.

20. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. - 2004 г. - № 6. - с.33-42.14. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2007.

21. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения Хрестоматия по психологии. М., 1987.

22. Немов Р.С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. Кн.1.: "Общие основы психологии". - 688 с.

23. Павлик К.В. Изобpазительная деятельность младших школьников. М.: МГПИ, 1986.

24. Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью. // Начальная школа. 2005. № 12. с.40-44.

25. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 2003.

26. Психология. Курс лекций: В 2 ч. / Под общ. ред. И.А. Фурманова, Л.Н. Дичковской, Л.А. Вайнштейна. Мн., 2002. Ч.1 20. Развитие творческой активности школьника / Под ред.А.М. Матюшкина. - М: Педагогика, 1991.

27. Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников. - М., 1999 - 25-44 с.

28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. - М., 1989.

29. Рузская А. Г. Некоторые особенности воображения младших школьников. Психология младшего школьника. - М., 1960 - 128-147 с.

30. Сокольникова Н. М. Уроки развития воображения. - М., 2000 - 44-73 с.

31. Шичалич Ю. А. Историческая преамбула,—В кн.: Прокл.

32. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. М., 1988. 80 с.

 


Информация о работе Условия развития творческого воображения детей младшего школьного возраста