Успеваемость как фактор, обуславливающий положение учащихся ВУЗов и школы в системе межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать теоретические подходы успеваемости, системы межличностных отношений учащихся ВУЗа и младших школьников, и как следствие выявить ряд особенностей межличностного взаимодействия учащихся с разным уровнем академической успеваемости. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач: Осуществление теоретического понятия мотивации учебной деятельности учащихся ВУЗа и младших школьников, специфики учения, формирования предпосылок интереса к учебе учащихся; Исследовать психологическую характеристику успевающего и неуспевающего учащегося ВУЗа и школы; Изучение специфики межличностных отношений в школьном и студенческом возрасте;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….
ГЛАВА
I
ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕВАЕМОСТИ КАК ФАКТОРА УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ…………………………......
1.1. Мотивация учебной деятельности, специфика учения. Виды
мотивации……………………………………………………………
1.2. Психологическая характеристика неуспевающих и успевающих учащихся младшего
школьного возраста и студентов ………………………………………………………….…
1.3.Специфика межличностных отношений в школьном и студенческом
возрасте………………………………………………
ГЛАВА
II
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ
И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА………………
2.1 Подбор психодиагностических методик для эмпирического исследования
взаимосвязи успеваемости и социометрии
младшего школьника………………………………………………..
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………

Файлы: 3 файла

soderganye_edit3.doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….

 

ГЛАВА I

ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕВАЕМОСТИ КАК ФАКТОРА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………......

1.1. Мотивация учебной деятельности, специфика учения. Виды мотивации……………………………………………………………

1.2. Психологическая характеристика неуспевающих и успевающих учащихся младшего школьного возраста и студентов ………………………………………………………….…

1.3.Специфика межличностных отношений  в школьном и студенческом  возрасте………………………………………………

 

 

 

 

 

ГЛАВА II

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА………………

2.1 Подбор психодиагностических  методик для эмпирического исследования  взаимосвязи успеваемости и социометрии  младшего школьника………………………………………………..

2.2 Анализ и интерпретация  результатов исследования………….

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…..

 

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..……..

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Межличностные отношения  – субъект-субъектные связи между учащимися. Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью. Межличностные отношения различают по валентности или знаку: положительные, индифферентные, отрицательные.

Критериями развития положительных межличностных отношений являются: социометрический статус, сплоченность, ценностно-ориентационное единство, социально-психологический климат коллектива. Под социометрическим статусом следует понимать положение учащегося в социальной группе. Сплоченность в группе - характеристика системы внутригрупповых связей, выражающая степень совпадений интересов и позиций группы по отношению к целям, идеям, событиям. Ценностно-ориентационное единство – один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций ее членов по отношению к целям и ценностям. Социально-психологический климат - нравственная и эмоциональная атмосфера, комфортная или дискомфортная для членов группы. Таким образом, межличностные отношения можно определить как систему психологических установок, ориентаций членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием их совместной деятельности и притязанием к общим ценностями и целям, на которых основывается взаимодействие людей. Академическую успеваемость предопределяют межличностные отношения учащихся и система мотивации учебной деятельности.

Актуальность темы курсовой работы: фактор успеваемости младших школьников и студентов в ВУЗа оказывает влияние систему межличностных взаимодействий и определяет место учащегося в этой системе.

Объект исследования: академическая успеваемость как фактор, обуславливающий положение учащихся ВУЗов и школы в системе межличностных отношений.

Предмет исследования: характерные  особенности и специфика академической успеваемости, обуславливающего социометрическое положение учащихся ВУЗов и школы в системе межличностных отношений.

Практическая значимость состоит в том, что данная работа может помочь педагогам в сфере образования при работе с детьми и студентами.

Теоретико-методологическими  исследованиями занимались: Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, Л.И. Божович, И.С.Славина и другие.

Цели и задачи исследования:

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме;
  2. Осуществление теоретического понятия мотивации учебной деятельности учащихся ВУЗа и младших школьников, специфики учения, формирования предпосылок интереса к учебе учащихся;
  3. Исследовать психологическую характеристику успевающего и неуспевающего учащегося ВУЗа и школы;
  4. Изучение специфики межличностных отношений в школьном и студенческом возрасте;
  5. C использованием методики Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка» проанализировать взаимосвязь успеваемости и межличностных отношений младших школьников, выявить различия. Определить зависимость успеваемости студента от социометрического статуса в группе.

В курсовой работе были использованы следующие методики исследования: методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка».

В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: теоретический, педагогический, социометрический, анкетирование, метод математической статистики.

Выборка: в исследовании приняли участие 45 человек - 21 учащийся из 2А класса и 24 учащихся из 2Б класса на базе учебно-педагогического комплекса «Альтернатива» города Минска.

 

ГЛАВА I

 

ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕВАЕМОСТИ КАК ФАКТОРА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1.1 Мотивация учебной деятельности, специфика учения. Виды мотивации

 

 

Мотивация – это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека.

Учебная мотивация – частный  вид мотивации, включенный в учебную  деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний. Учебная мотивация, тот элемент психической жизни человека, который позволяет повышать свой интеллектуальный уровень, способствует самореализации и самоактуализации личности.

Учебная мотивация начинает складываться в младшем школьном возрасте. Изначально в ее основе лежит интерес к новым знаниям. В общепсихологическом смысле интересом называют эмоциональное переживание познавательной потребности. В повседневной бытовой речи и в профессиональном педагогическом общении термином «интерес» часто подменяют понятие мотивации, которое в этом случае выступает в качестве синонима: «У него нет интереса к учебе», «Необходимо развивать познавательные интересы» и т. п. Такое смещение понятий связано с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения. [2,с.154-165]

Важнейшие предпосылки  формирования у школьника интереса к учению – понимание им смысла учебной деятельности, осознание  ее важности лично для себя. Интерес  к содержанию учебного материала  и к самой учебной деятельности может формироваться только при  условии, что учащийся имеет возможность проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативу. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать учащегося, тогда как преподнесение готового материала без постановки перед учениками определенных проблем не вызывает у них интереса, хотя и не мешает пониманию содержания обучения. Отсюда следует, что основным средством воспитания устойчивого интереса к учению является использование педагогом таких вопросов и заданий, которые требовали бы от учащихся активной поисковой деятельности.

Существенными факторами  возникновения интереса к учебному материалу являются эмоциональная  окраска его преподавания, живое  слово учителя.

Успешность учебной  деятельности во многом зависит от преобладания определенной мотивационной ориентации. В педагогической психологии выделяются четыре вида мотивационных ориентаций учебной деятельности: 1) на процесс (учащийся получает удовольствие от самого процесса решения учебных задач, ему нравится искать разные способы их решения); 2) на результат (самое главное для учащегося – полученные и усвоенные знания и умения); 3) на оценку преподавателем (главное – получение в данный момент высокой или хотя бы положительной оценки, что вовсе не является прямым отражением фактического уровня знаний); 4) на избегание неприятностей (учение осуществляется в основном формально, только чтобы не получать низких оценок, не быть отчисленным, не вступать в конфликт с педагогом и администрацией учебного заведения).

В исследованиях установлена  положительная связь мотивационных ориентаций с успешностью учения. Наибольшую успешность обеспечивают ориентации на процесс и на результат, несколько меньшую – ориентация на оценку. Самую слабую связь с успешностью учения имеет ориентация на избегание неприятностей. Учебная мотивация имеет несколько постоянных характеристик: устойчивость и динамичность. Под динамичностью мотивации понимается раскрытая выше особенность, состоящая в изменении с возрастом учащегося структуры его учебной мотивации. Устойчивость учебной мотивации представляет собой способность поддерживать требуемый уровень психической активности при большом разнообразии факторов, действующих на состояние учащегося. [3,с.112-115]

Принято различать две  большие группы мотивов:

  1. познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения;
  2. социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями студента с другими людьми.

Познавательные мотивы делятся на:

  1. широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на овладение новыми знаниями;
  2. учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на усвоение способов добывания знаний: интересы к приёмам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;
  3. мотивы самообразования, состоящие в направленности студентов на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечить наличие  у студентов «мотива достижения», который состоит в стремлении к успеху в ходе постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых всё более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами. [4,с.182-184]

Таким образом, учебная мотивация начинает закладываться в младшем школьном возрасте. В ее основе лежит эмоциональное переживание познавательной потребности учащегося. Основным инструментом коррекции мотивации учащегося к учебе является психологический и эмоциональный климат в системе межличностных отношений среди сверстников и педагогов. Успешность учебной мотивационной деятельности определяет эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя.

 

1.2. Психологическая характеристика неуспевающих и успевающих учащихся младшего школьного возраста и студентов

 

Рассмотрим психологическую характеристику неуспевающих и успевающих учащихся на примерах исследований психологов, имеющих огромный опыт работы в корреляции понятий личностных качеств, акцентуаций учащегося с оценочными результатами в процессе обучения.

И.В. Дубровина рассматривает  особенности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью  правильных приемов учебной деятельности. Об этих учащихся, по мнению этого психолога, можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворений наизусть – даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими разными способами. Не все они будут правильными, одинаково эффективными. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные навыки и приемы.

Многие трудности в  учебе образуют своего рода «порочный  круг», в котором каждый нежелательный фактор в начале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Поэтому чаще всего школьному психологу нужно искать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и стремиться устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. В том, что ребенок отстает в учебе, чаще всего виноваты взрослые (школа и родители).

Особенности личности школьников, такие, как недисциплинированность, безответственность, слабая сила воля и концентрация внимания, отсутствие трудолюбия, являются основными причины неуспеваемости, составляют условия и для возникновения отставания. Все эти черты связаны в известной мере с возрастными особенностями.

При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания характерно равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой-то степени в работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен, что все это скучно, что это нужно старшим, а ему лично не нужно.

soderganye_edit3.doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….

 

ГЛАВА I

ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕВАЕМОСТИ КАК ФАКТОРА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………......

1.1. Мотивация учебной деятельности, специфика учения. Виды мотивации……………………………………………………………

1.2. Психологическая характеристика неуспевающих и успевающих учащихся младшего школьного возраста и студентов ………………………………………………………….…

1.3.Специфика межличностных отношений  в школьном и студенческом  возрасте………………………………………………

 

 

 

 

 

ГЛАВА II

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА………………

2.1 Подбор психодиагностических  методик для эмпирического исследования  взаимосвязи успеваемости и социометрии  младшего школьника………………………………………………..

2.2 Анализ и интерпретация  результатов исследования………….

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…..

 

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..……..

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Межличностные отношения  – субъект-субъектные связи между учащимися. Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью. Межличностные отношения различают по валентности или знаку: положительные, индифферентные, отрицательные.

Критериями развития положительных межличностных отношений являются: социометрический статус, сплоченность, ценностно-ориентационное единство, социально-психологический климат коллектива. Под социометрическим статусом следует понимать положение учащегося в социальной группе. Сплоченность в группе - характеристика системы внутригрупповых связей, выражающая степень совпадений интересов и позиций группы по отношению к целям, идеям, событиям. Ценностно-ориентационное единство – один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций ее членов по отношению к целям и ценностям. Социально-психологический климат - нравственная и эмоциональная атмосфера, комфортная или дискомфортная для членов группы. Таким образом, межличностные отношения можно определить как систему психологических установок, ориентаций членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием их совместной деятельности и притязанием к общим ценностями и целям, на которых основывается взаимодействие людей. Академическую успеваемость предопределяют межличностные отношения учащихся и система мотивации учебной деятельности.

Актуальность темы курсовой работы: фактор успеваемости младших школьников и студентов в ВУЗа оказывает влияние систему межличностных взаимодействий и определяет место учащегося в этой системе.

Объект исследования: академическая успеваемость как фактор, обуславливающий положение учащихся ВУЗов и школы в системе межличностных отношений.

Предмет исследования: характерные  особенности и специфика академической успеваемости, обуславливающего социометрическое положение учащихся ВУЗов и школы в системе межличностных отношений.

Практическая значимость состоит в том, что данная работа может помочь педагогам в сфере образования при работе с детьми и студентами.

Теоретико-методологическими  исследованиями занимались: Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, Л.И. Божович, И.С.Славина и другие.

Цели и задачи исследования:

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме;
  2. Осуществление теоретического понятия мотивации учебной деятельности учащихся ВУЗа и младших школьников, специфики учения, формирования предпосылок интереса к учебе учащихся;
  3. Исследовать психологическую характеристику успевающего и неуспевающего учащегося ВУЗа и школы;
  4. Изучение специфики межличностных отношений в школьном и студенческом возрасте;
  5. C использованием методики Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка» проанализировать взаимосвязь успеваемости и межличностных отношений младших школьников, выявить различия. Определить зависимость успеваемости студента от социометрического статуса в группе.

В курсовой работе были использованы следующие методики исследования: методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка».

В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: теоретический, педагогический, социометрический, анкетирование, метод математической статистики.

Выборка: в исследовании приняли участие 45 человек - 21 учащийся из 2А класса и 24 учащихся из 2Б класса на базе учебно-педагогического комплекса «Альтернатива» города Минска.

 

ГЛАВА I

 

ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕВАЕМОСТИ КАК ФАКТОРА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1.1 Мотивация учебной деятельности, специфика учения. Виды мотивации

 

 

Мотивация – это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека.

Учебная мотивация – частный  вид мотивации, включенный в учебную  деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний. Учебная мотивация, тот элемент психической жизни человека, который позволяет повышать свой интеллектуальный уровень, способствует самореализации и самоактуализации личности.

Учебная мотивация начинает складываться в младшем школьном возрасте. Изначально в ее основе лежит интерес к новым знаниям. В общепсихологическом смысле интересом называют эмоциональное переживание познавательной потребности. В повседневной бытовой речи и в профессиональном педагогическом общении термином «интерес» часто подменяют понятие мотивации, которое в этом случае выступает в качестве синонима: «У него нет интереса к учебе», «Необходимо развивать познавательные интересы» и т. п. Такое смещение понятий связано с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения. [2,с.154-165]

Важнейшие предпосылки  формирования у школьника интереса к учению – понимание им смысла учебной деятельности, осознание  ее важности лично для себя. Интерес  к содержанию учебного материала  и к самой учебной деятельности может формироваться только при  условии, что учащийся имеет возможность проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативу. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать учащегося, тогда как преподнесение готового материала без постановки перед учениками определенных проблем не вызывает у них интереса, хотя и не мешает пониманию содержания обучения. Отсюда следует, что основным средством воспитания устойчивого интереса к учению является использование педагогом таких вопросов и заданий, которые требовали бы от учащихся активной поисковой деятельности.

Существенными факторами  возникновения интереса к учебному материалу являются эмоциональная  окраска его преподавания, живое  слово учителя.

Успешность учебной  деятельности во многом зависит от преобладания определенной мотивационной ориентации. В педагогической психологии выделяются четыре вида мотивационных ориентаций учебной деятельности: 1) на процесс (учащийся получает удовольствие от самого процесса решения учебных задач, ему нравится искать разные способы их решения); 2) на результат (самое главное для учащегося – полученные и усвоенные знания и умения); 3) на оценку преподавателем (главное – получение в данный момент высокой или хотя бы положительной оценки, что вовсе не является прямым отражением фактического уровня знаний); 4) на избегание неприятностей (учение осуществляется в основном формально, только чтобы не получать низких оценок, не быть отчисленным, не вступать в конфликт с педагогом и администрацией учебного заведения).

В исследованиях установлена  положительная связь мотивационных ориентаций с успешностью учения. Наибольшую успешность обеспечивают ориентации на процесс и на результат, несколько меньшую – ориентация на оценку. Самую слабую связь с успешностью учения имеет ориентация на избегание неприятностей. Учебная мотивация имеет несколько постоянных характеристик: устойчивость и динамичность. Под динамичностью мотивации понимается раскрытая выше особенность, состоящая в изменении с возрастом учащегося структуры его учебной мотивации. Устойчивость учебной мотивации представляет собой способность поддерживать требуемый уровень психической активности при большом разнообразии факторов, действующих на состояние учащегося. [3,с.112-115]

Принято различать две  большие группы мотивов:

  1. познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения;
  2. социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями студента с другими людьми.

Познавательные мотивы делятся на:

  1. широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на овладение новыми знаниями;
  2. учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на усвоение способов добывания знаний: интересы к приёмам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;
  3. мотивы самообразования, состоящие в направленности студентов на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечить наличие  у студентов «мотива достижения», который состоит в стремлении к успеху в ходе постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых всё более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами. [4,с.182-184]

Таким образом, учебная мотивация начинает закладываться в младшем школьном возрасте. В ее основе лежит эмоциональное переживание познавательной потребности учащегося. Основным инструментом коррекции мотивации учащегося к учебе является психологический и эмоциональный климат в системе межличностных отношений среди сверстников и педагогов. Успешность учебной мотивационной деятельности определяет эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя.

 

1.2. Психологическая характеристика неуспевающих и успевающих учащихся младшего школьного возраста и студентов

 

Рассмотрим психологическую характеристику неуспевающих и успевающих учащихся на примерах исследований психологов, имеющих огромный опыт работы в корреляции понятий личностных качеств, акцентуаций учащегося с оценочными результатами в процессе обучения.

И.В. Дубровина рассматривает  особенности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью  правильных приемов учебной деятельности. Об этих учащихся, по мнению этого психолога, можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворений наизусть – даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими разными способами. Не все они будут правильными, одинаково эффективными. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные навыки и приемы.

Многие трудности в  учебе образуют своего рода «порочный  круг», в котором каждый нежелательный фактор в начале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Поэтому чаще всего школьному психологу нужно искать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и стремиться устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. В том, что ребенок отстает в учебе, чаще всего виноваты взрослые (школа и родители).

Особенности личности школьников, такие, как недисциплинированность, безответственность, слабая сила воля и концентрация внимания, отсутствие трудолюбия, являются основными причины неуспеваемости, составляют условия и для возникновения отставания. Все эти черты связаны в известной мере с возрастными особенностями.

При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания характерно равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой-то степени в работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен, что все это скучно, что это нужно старшим, а ему лично не нужно.

РЕФЕРАТ_edit.doc

— 33.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Успеваемость как фактор, обуславливающий положение учащихся ВУЗов и школы в системе межличностных отношений