Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:38, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать теоретические подходы успеваемости, системы межличностных отношений учащихся ВУЗа и младших школьников, и как следствие выявить ряд особенностей межличностного взаимодействия учащихся с разным уровнем академической успеваемости. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач: Осуществление теоретического понятия мотивации учебной деятельности учащихся ВУЗа и младших школьников, специфики учения, формирования предпосылок интереса к учебе учащихся; Исследовать психологическую характеристику успевающего и неуспевающего учащегося ВУЗа и школы; Изучение специфики межличностных отношений в школьном и студенческом возрасте;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….
ГЛАВА
I
ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕВАЕМОСТИ КАК ФАКТОРА УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ…………………………......
1.1. Мотивация учебной деятельности, специфика учения. Виды
мотивации……………………………………………………………
1.2. Психологическая характеристика неуспевающих и успевающих учащихся младшего
школьного возраста и студентов ………………………………………………………….…
1.3.Специфика межличностных отношений в школьном и студенческом
возрасте………………………………………………
ГЛАВА
II
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ
И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА………………
2.1 Подбор психодиагностических методик для эмпирического исследования
взаимосвязи успеваемости и социометрии
младшего школьника………………………………………………..
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ |
||
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
| |
ГЛАВА I |
ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕВАЕМОСТИ КАК ФАКТОРА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………...... 1.1. Мотивация учебной деятельности, специфика
учения. Виды мотивации……………………………………………………… 1.2. Психологическая характеристика неуспевающих и успевающих учащихся младшего школьного возраста и студентов ………………………………………………………….… 1.3.Специфика межличностных |
|
ГЛАВА II |
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………… 2.1 Подбор психодиагностических
методик для эмпирического 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…………. |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….….. |
||
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Межличностные отношения – субъект-субъектные связи между учащимися. Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью. Межличностные отношения различают по валентности или знаку: положительные, индифферентные, отрицательные.
Критериями развития положительных межличностных отношений являются: социометрический статус, сплоченность, ценностно-ориентационное единство, социально-психологический климат коллектива. Под социометрическим статусом следует понимать положение учащегося в социальной группе. Сплоченность в группе - характеристика системы внутригрупповых связей, выражающая степень совпадений интересов и позиций группы по отношению к целям, идеям, событиям. Ценностно-ориентационное единство – один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций ее членов по отношению к целям и ценностям. Социально-психологический климат - нравственная и эмоциональная атмосфера, комфортная или дискомфортная для членов группы. Таким образом, межличностные отношения можно определить как систему психологических установок, ориентаций членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием их совместной деятельности и притязанием к общим ценностями и целям, на которых основывается взаимодействие людей. Академическую успеваемость предопределяют межличностные отношения учащихся и система мотивации учебной деятельности.
Актуальность темы курсовой работы: фактор успеваемости младших школьников и студентов в ВУЗа оказывает влияние систему межличностных взаимодействий и определяет место учащегося в этой системе.
Объект исследования: академическая успеваемость как фактор, обуславливающий положение учащихся ВУЗов и школы в системе межличностных отношений.
Предмет исследования: характерные
особенности и специфика академ
Практическая значимость состоит в том, что данная работа может помочь педагогам в сфере образования при работе с детьми и студентами.
Теоретико-методологическими исследованиями занимались: Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, Л.И. Божович, И.С.Славина и другие.
Цели и задачи исследования:
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
В курсовой работе были использованы следующие методики исследования: методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка».
В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: теоретический, педагогический, социометрический, анкетирование, метод математической статистики.
Выборка: в исследовании приняли участие 45 человек - 21 учащийся из 2А класса и 24 учащихся из 2Б класса на базе учебно-педагогического комплекса «Альтернатива» города Минска.
ГЛАВА I
ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕВАЕМОСТИ КАК ФАКТОРА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Мотивация учебной деятельности, специфика учения. Виды мотивации
Мотивация – это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека.
Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний. Учебная мотивация, тот элемент психической жизни человека, который позволяет повышать свой интеллектуальный уровень, способствует самореализации и самоактуализации личности.
Учебная мотивация начинает складываться в младшем школьном возрасте. Изначально в ее основе лежит интерес к новым знаниям. В общепсихологическом смысле интересом называют эмоциональное переживание познавательной потребности. В повседневной бытовой речи и в профессиональном педагогическом общении термином «интерес» часто подменяют понятие мотивации, которое в этом случае выступает в качестве синонима: «У него нет интереса к учебе», «Необходимо развивать познавательные интересы» и т. п. Такое смещение понятий связано с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения. [2,с.154-165]
Важнейшие предпосылки формирования у школьника интереса к учению – понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя. Интерес к содержанию учебного материала и к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что учащийся имеет возможность проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативу. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать учащегося, тогда как преподнесение готового материала без постановки перед учениками определенных проблем не вызывает у них интереса, хотя и не мешает пониманию содержания обучения. Отсюда следует, что основным средством воспитания устойчивого интереса к учению является использование педагогом таких вопросов и заданий, которые требовали бы от учащихся активной поисковой деятельности.
Существенными факторами возникновения интереса к учебному материалу являются эмоциональная окраска его преподавания, живое слово учителя.
Успешность учебной деятельности во многом зависит от преобладания определенной мотивационной ориентации. В педагогической психологии выделяются четыре вида мотивационных ориентаций учебной деятельности: 1) на процесс (учащийся получает удовольствие от самого процесса решения учебных задач, ему нравится искать разные способы их решения); 2) на результат (самое главное для учащегося – полученные и усвоенные знания и умения); 3) на оценку преподавателем (главное – получение в данный момент высокой или хотя бы положительной оценки, что вовсе не является прямым отражением фактического уровня знаний); 4) на избегание неприятностей (учение осуществляется в основном формально, только чтобы не получать низких оценок, не быть отчисленным, не вступать в конфликт с педагогом и администрацией учебного заведения).
В исследованиях установлена
положительная связь мотивационных ориентаций с успешностью
учения. Наибольшую успешность обеспечивают
ориентации на процесс и на результат,
несколько меньшую – ориентация на оценку.
Самую слабую связь с успешностью учения
имеет ориентация на избегание неприятностей.
Учебная мотивация имеет несколько постоянных
характеристик: устойчивость и динамичность.
Под динамичностью мотивации понимается
раскрытая выше особенность, состоящая
в изменении с возрастом учащегося структуры
его учебной мотивации. Устойчивость
Принято различать две большие группы мотивов:
Познавательные мотивы делятся на:
Эти уровни познавательных
мотивов могут обеспечить наличие
у студентов «мотива достижения
Таким образом, учебная мотивация начинает закладываться в младшем школьном возрасте. В ее основе лежит эмоциональное переживание познавательной потребности учащегося. Основным инструментом коррекции мотивации учащегося к учебе является психологический и эмоциональный климат в системе межличностных отношений среди сверстников и педагогов. Успешность учебной мотивационной деятельности определяет эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя.
1.2. Психологическая характеристика неуспевающих и успевающих учащихся младшего школьного возраста и студентов
Рассмотрим психологическую характеристику неуспевающих и успевающих учащихся на примерах исследований психологов, имеющих огромный опыт работы в корреляции понятий личностных качеств, акцентуаций учащегося с оценочными результатами в процессе обучения.
И.В. Дубровина рассматривает особенности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности. Об этих учащихся, по мнению этого психолога, можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворений наизусть – даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими разными способами. Не все они будут правильными, одинаково эффективными. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные навыки и приемы.
Многие трудности в учебе образуют своего рода «порочный круг», в котором каждый нежелательный фактор в начале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Поэтому чаще всего школьному психологу нужно искать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и стремиться устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. В том, что ребенок отстает в учебе, чаще всего виноваты взрослые (школа и родители).
Особенности личности школьников, такие, как недисциплинированность, безответственность, слабая сила воля и концентрация внимания, отсутствие трудолюбия, являются основными причины неуспеваемости, составляют условия и для возникновения отставания. Все эти черты связаны в известной мере с возрастными особенностями.
При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания характерно равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой-то степени в работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен, что все это скучно, что это нужно старшим, а ему лично не нужно.
ОГЛАВЛЕНИЕ |
||
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
| |
ГЛАВА I |
ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕВАЕМОСТИ КАК ФАКТОРА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………...... 1.1. Мотивация учебной деятельности, специфика
учения. Виды мотивации……………………………………………………… 1.2. Психологическая характеристика неуспевающих и успевающих учащихся младшего школьного возраста и студентов ………………………………………………………….… 1.3.Специфика межличностных |
|
ГЛАВА II |
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………… 2.1 Подбор психодиагностических
методик для эмпирического 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…………. |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….….. |
||
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Межличностные отношения – субъект-субъектные связи между учащимися. Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью. Межличностные отношения различают по валентности или знаку: положительные, индифферентные, отрицательные.
Критериями развития положительных межличностных отношений являются: социометрический статус, сплоченность, ценностно-ориентационное единство, социально-психологический климат коллектива. Под социометрическим статусом следует понимать положение учащегося в социальной группе. Сплоченность в группе - характеристика системы внутригрупповых связей, выражающая степень совпадений интересов и позиций группы по отношению к целям, идеям, событиям. Ценностно-ориентационное единство – один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций ее членов по отношению к целям и ценностям. Социально-психологический климат - нравственная и эмоциональная атмосфера, комфортная или дискомфортная для членов группы. Таким образом, межличностные отношения можно определить как систему психологических установок, ориентаций членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием их совместной деятельности и притязанием к общим ценностями и целям, на которых основывается взаимодействие людей. Академическую успеваемость предопределяют межличностные отношения учащихся и система мотивации учебной деятельности.
Актуальность темы курсовой работы: фактор успеваемости младших школьников и студентов в ВУЗа оказывает влияние систему межличностных взаимодействий и определяет место учащегося в этой системе.
Объект исследования: академическая успеваемость как фактор, обуславливающий положение учащихся ВУЗов и школы в системе межличностных отношений.
Предмет исследования: характерные
особенности и специфика академ
Практическая значимость состоит в том, что данная работа может помочь педагогам в сфере образования при работе с детьми и студентами.
Теоретико-методологическими исследованиями занимались: Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, Л.И. Божович, И.С.Славина и другие.
Цели и задачи исследования:
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
В курсовой работе были использованы следующие методики исследования: методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка».
В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: теоретический, педагогический, социометрический, анкетирование, метод математической статистики.
Выборка: в исследовании приняли участие 45 человек - 21 учащийся из 2А класса и 24 учащихся из 2Б класса на базе учебно-педагогического комплекса «Альтернатива» города Минска.
ГЛАВА I
ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕВАЕМОСТИ КАК ФАКТОРА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Мотивация учебной деятельности, специфика учения. Виды мотивации
Мотивация – это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека.
Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний. Учебная мотивация, тот элемент психической жизни человека, который позволяет повышать свой интеллектуальный уровень, способствует самореализации и самоактуализации личности.
Учебная мотивация начинает складываться в младшем школьном возрасте. Изначально в ее основе лежит интерес к новым знаниям. В общепсихологическом смысле интересом называют эмоциональное переживание познавательной потребности. В повседневной бытовой речи и в профессиональном педагогическом общении термином «интерес» часто подменяют понятие мотивации, которое в этом случае выступает в качестве синонима: «У него нет интереса к учебе», «Необходимо развивать познавательные интересы» и т. п. Такое смещение понятий связано с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения. [2,с.154-165]
Важнейшие предпосылки формирования у школьника интереса к учению – понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя. Интерес к содержанию учебного материала и к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что учащийся имеет возможность проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативу. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать учащегося, тогда как преподнесение готового материала без постановки перед учениками определенных проблем не вызывает у них интереса, хотя и не мешает пониманию содержания обучения. Отсюда следует, что основным средством воспитания устойчивого интереса к учению является использование педагогом таких вопросов и заданий, которые требовали бы от учащихся активной поисковой деятельности.
Существенными факторами возникновения интереса к учебному материалу являются эмоциональная окраска его преподавания, живое слово учителя.
Успешность учебной деятельности во многом зависит от преобладания определенной мотивационной ориентации. В педагогической психологии выделяются четыре вида мотивационных ориентаций учебной деятельности: 1) на процесс (учащийся получает удовольствие от самого процесса решения учебных задач, ему нравится искать разные способы их решения); 2) на результат (самое главное для учащегося – полученные и усвоенные знания и умения); 3) на оценку преподавателем (главное – получение в данный момент высокой или хотя бы положительной оценки, что вовсе не является прямым отражением фактического уровня знаний); 4) на избегание неприятностей (учение осуществляется в основном формально, только чтобы не получать низких оценок, не быть отчисленным, не вступать в конфликт с педагогом и администрацией учебного заведения).
В исследованиях установлена
положительная связь мотивационных ориентаций с успешностью
учения. Наибольшую успешность обеспечивают
ориентации на процесс и на результат,
несколько меньшую – ориентация на оценку.
Самую слабую связь с успешностью учения
имеет ориентация на избегание неприятностей.
Учебная мотивация имеет несколько постоянных
характеристик: устойчивость и динамичность.
Под динамичностью мотивации понимается
раскрытая выше особенность, состоящая
в изменении с возрастом учащегося структуры
его учебной мотивации. Устойчивость
Принято различать две большие группы мотивов:
Познавательные мотивы делятся на:
Эти уровни познавательных
мотивов могут обеспечить наличие
у студентов «мотива достижения
Таким образом, учебная мотивация начинает закладываться в младшем школьном возрасте. В ее основе лежит эмоциональное переживание познавательной потребности учащегося. Основным инструментом коррекции мотивации учащегося к учебе является психологический и эмоциональный климат в системе межличностных отношений среди сверстников и педагогов. Успешность учебной мотивационной деятельности определяет эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя.
1.2. Психологическая характеристика неуспевающих и успевающих учащихся младшего школьного возраста и студентов
Рассмотрим психологическую характеристику неуспевающих и успевающих учащихся на примерах исследований психологов, имеющих огромный опыт работы в корреляции понятий личностных качеств, акцентуаций учащегося с оценочными результатами в процессе обучения.
И.В. Дубровина рассматривает особенности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности. Об этих учащихся, по мнению этого психолога, можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворений наизусть – даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими разными способами. Не все они будут правильными, одинаково эффективными. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные навыки и приемы.
Многие трудности в учебе образуют своего рода «порочный круг», в котором каждый нежелательный фактор в начале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Поэтому чаще всего школьному психологу нужно искать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и стремиться устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. В том, что ребенок отстает в учебе, чаще всего виноваты взрослые (школа и родители).
Особенности личности школьников, такие, как недисциплинированность, безответственность, слабая сила воля и концентрация внимания, отсутствие трудолюбия, являются основными причины неуспеваемости, составляют условия и для возникновения отставания. Все эти черты связаны в известной мере с возрастными особенностями.
При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания характерно равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой-то степени в работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен, что все это скучно, что это нужно старшим, а ему лично не нужно.