Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:38, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать теоретические подходы успеваемости, системы межличностных отношений учащихся ВУЗа и младших школьников, и как следствие выявить ряд особенностей межличностного взаимодействия учащихся с разным уровнем академической успеваемости. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач: Осуществление теоретического понятия мотивации учебной деятельности учащихся ВУЗа и младших школьников, специфики учения, формирования предпосылок интереса к учебе учащихся; Исследовать психологическую характеристику успевающего и неуспевающего учащегося ВУЗа и школы; Изучение специфики межличностных отношений в школьном и студенческом возрасте;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….
ГЛАВА
I
ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕВАЕМОСТИ КАК ФАКТОРА УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ…………………………......
1.1. Мотивация учебной деятельности, специфика учения. Виды
мотивации……………………………………………………………
1.2. Психологическая характеристика неуспевающих и успевающих учащихся младшего
школьного возраста и студентов ………………………………………………………….…
1.3.Специфика межличностных отношений в школьном и студенческом
возрасте………………………………………………
ГЛАВА
II
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ
И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА………………
2.1 Подбор психодиагностических методик для эмпирического исследования
взаимосвязи успеваемости и социометрии
младшего школьника………………………………………………..
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………
Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи успеваемости и межличностных отношений детей младшего школьного возраста показало, что существующие различия в системе межличностных отношениях младших школьников зависят от производной уровня академической успеваемости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы были изучены и проанализированы:
В первой главе в ходе анализа психологической литературы были определены и изучены мотивация учебной деятельности и виды мотивации, психологическая характеристика учащегося, специфика межличностных отношений в школьном и студенческом возрасте, важнейшей доминантой которых является эмоциональная основа – конъюнктивные и дизъюнктивные чувства.
Во второй главе в ходе эмпирических исследований была апробирована проективная методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка» с использованием которой были проведены исследования взаимосвязи успеваемости и межличностных отношений детей младшего школьного возраста. Данные зависимости успеваемости учащегося ВУЗа и социометрического статуса приведены в приложениях К,Л.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 1. Социометрическая матрица 2-а класса
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица 2. Социометрическая матрица 2-г класса
Рисунок 2 - Статусная структура 2-г класса
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица 3. Успеваемость и статусная структура 2-а класса
Испытуемые |
Уровень успеваемости |
Занимаемый статус |
1 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
2 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
3 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
4 |
Высокий |
«Звезда» |
5 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
6 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
7 |
Достаточный |
«Принятый» |
8 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
9 |
Достаточный |
«Принятый» |
10 |
Достаточный |
«Принятый» |
11 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
12 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
13 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
14 |
Высокий |
«Принятый» |
15 |
Низкий |
«Принятый» |
16 |
Низкий |
«Принятый» |
17 |
Низкий |
«Принятый» |
18 |
Достаточный |
«Принятый» |
19 |
Достаточный |
«Принятый» |
20 |
Достаточный |
«Принятый» |
21 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
Таблица 4. Успеваемость и статусная структура 2-г класса
Испытуемые |
Уровень успеваемости |
Занимаемый статус |
1 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
2 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
3 |
Достаточный |
«Принятый» |
4 |
Высокий |
«Звезда» |
5 |
Низкий |
«Принятый» |
6 |
Достаточный |
«Принятый» |
7 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
8 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
9 |
Низкий |
«Принятый» |
10 |
Низкий |
«Принятый» |
11 |
Высокий |
«Принятый» |
12 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
13 |
Достаточный |
«Принятый» |
14 |
Достаточный |
«Принятый» |
15 |
Достаточный |
«Принятый» |
16 |
Высокий |
«Звезда» |
17 |
Высокий |
«Принятый» |
18 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
19 |
Достаточный |
«Принятый» |
20 |
Достаточный |
«Звезда» |
21 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
22 |
Низкий |
«Принятый» |
23 |
Достаточный |
«Принятый» |
24 |
Высокий |
«Звезда» |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Таблица 5. Расчет U-критерия Манна-Уитни
№ |
Выборка 1 |
Ранг 1 |
Выборка 2 |
Ранг 2 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 |
6 8 5 4 6 6 4 5 5 9 5 4 8 4 7 8 |
25 29 21,5 17,5 25 25 17,5 21,5 21,5 31 21,5 17,5 29 17,5 27 29 |
0 0 0 0 0 1 1 2 0 1 0 1 1 0 0 1 |
4,5 4,5 4,5 4,5 11,5 11,5 15 4,5 11,5 4,5 11,5 11,5 4,5 4,5 11,5 |
Суммы: |
376 |
120 |
Результат: UЭмп = 0
Таблица 6. Критические значения UКр
UКр | |
p≤0.01 |
p≤0.05 |
61 |
77 |
Полученное эмпирическое значение Uэмп(0) находится в зоне значимости.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Таблица 7. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена (2-а класс)
N |
Значения А |
Ранг А |
Значения В |
Ранг В |
d |
d2 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 |
6 0 0 8 0 5 1 4 3 3 0 6 6 4 1 1 2 3 3 2 5 |
19 2,5 2,5 21 2,5 16,5 6 14,5 11,5 11,5 2,5 19 19 14,5 6 6 8,5 11,5 11,5 8,5 16,5 |
4 2 2 4 4 2 3 4 3 3 2 4 4 4 2 2 2 3 3 3 4 |
16 6,5 6,5 20 20 3 13 16 10 10 3 16 16 20 3 3 3 10 10 10 16 |
3 -4 -4 1 -17,5 13,5 -7 -1,5 1,5 1,5 -0,5 3 3 -5,5 3 3 5,5 1,5 1,5 -1,5 0,5 |
9 16 16 1 306,25 182,25 49 2,25 2,25 2,25 0,25 9 9 30,25 9 9 30,25 2,25 2,25 2,25 0,25 |
Суммы |
231 |
231 |
0 |
690 |
Результат: rs = 0.552
Таблица 8. Критические значения для N=21
N |
р | |
0,05 |
0,01 | |
21 |
0,44 |
0,56 |
Вывод: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Таблица 9. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена (2-б класс)
N |
Значения А |
Ранг А |
Значения В |
Ранг В |
d |
d2 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 |
5 0 1 9 1 1 5 0 1 2 4 0 3 2 3 8 3 4 3 7 0 1 2 8 |
19,5 2,5 7 24 7 7 19,5 2,5 7 11 17,5 2,5 14,5 11 14,5 22,5 14,5 17,5 14,5 21 2,5 7 11 22,5 |
4 2 3 4 2 3 4 2 2 2 4 2 3 3 3 4 4 4 3 3 2 2 3 4 |
19 7 11 19 7 15 23 3 3 3 19 7 15 11 15 19 23 23 11 11 3 3 11 19 |
0,5 -4,5 -4 5 0 -8 -3,5 -0,5 4 8 -1,5 -4,5 -0,5 0 -0,5 3,5 -8,5 -5,5 3,5 10 -0,5 4 0 3,5 |
0,25 20,25 16 25 0 64 12,25 0,25 16 64 2,25 20,25 0,25 0 0,25 12,25 72,25 30,25 12,25 100 0,25 16 0 12,25 |
Суммы |
300 |
300 |
0 |
496.5 |
Результат: rs = 0.784
Таблица 10. Критические значения для N=24
N |
р | |
0,05 |
0,01 | |
24 |
0,41 |
0,52 |
Вывод: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Таблица 11. Результаты изучения межличностных отношений второклассников с высоким и низким уровнями академической успеваемости по методике Рене-Жиля
Количественные единицы |
Частота встречаемости (в %) | |
Дети с высоким уровнем |
Дети с низким уровнем академической успеваемости | |
Руководящая позиция |
94 |
30 |
Максимальная приближенность к учителю |
75 |
40 |
Нахождение в центре всеобщего внимания |
81 |
13 |
Общительность |
100 |
53 |
Закрытость, отгороженность |
- |
87 |
ПРИЛОЖЕНИЕ К
Социограмма межличностных отношений экспериментальной студенческой группы
Рисунок3. - Деловые отношения в студенческой группе.
На социограмме показаны положительные выборы. Выборы юношей расположены с левой стороны социограммы. Расположение членов группы на полюсах: "звезды" - 4; "предпочитаемые" - 1; "принятые" - 7; "не принятые" - 10 студентов. Все четыре студента состоят в активе класса. Студент № 1 является старостой группы. Лидером является студент № 14.
ПРИЛОЖЕНИЕ Л
Социограмма межличностных
отношений контрольной студенче
Рисунок 6. - Личные отношения в студенческой группе.
Расположение членов группы на полюсах: звезды" - 2; "предпочитаемые" - 8; "принятые" - 8; "не принятые" - 4 студентов. Лидером является студент № 2.
Исходя из полученных данных в социограммах, можно сделать вывод, что в экспериментальной 621 группе 45% студентов имеют низкий статус, остальные 55% относятся к 1,2,3 статусной категории.
Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи успеваемости и межличностных отношений детей младшего школьного возраста показало, что существующие различия в системе межличностных отношениях младших школьников зависят от производной уровня академической успеваемости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы были изучены и проанализированы:
В первой главе в ходе анализа психологической литературы были определены и изучены мотивация учебной деятельности и виды мотивации, психологическая характеристика учащегося, специфика межличностных отношений в школьном и студенческом возрасте, важнейшей доминантой которых является эмоциональная основа – конъюнктивные и дизъюнктивные чувства.
Во второй главе в ходе эмпирических исследований была апробирована проективная методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка» с использованием которой были проведены исследования взаимосвязи успеваемости и межличностных отношений детей младшего школьного возраста. Данные зависимости успеваемости учащегося ВУЗа и социометрического статуса приведены в приложениях К,Л.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 1. Социометрическая матрица 2-а класса
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица 2. Социометрическая матрица 2-г класса
Рисунок 2 - Статусная структура 2-г класса
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица 3. Успеваемость и статусная структура 2-а класса
Испытуемые |
Уровень успеваемости |
Занимаемый статус |
1 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
2 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
3 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
4 |
Высокий |
«Звезда» |
5 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
6 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
7 |
Достаточный |
«Принятый» |
8 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
9 |
Достаточный |
«Принятый» |
10 |
Достаточный |
«Принятый» |
11 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
12 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
13 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
14 |
Высокий |
«Принятый» |
15 |
Низкий |
«Принятый» |
16 |
Низкий |
«Принятый» |
17 |
Низкий |
«Принятый» |
18 |
Достаточный |
«Принятый» |
19 |
Достаточный |
«Принятый» |
20 |
Достаточный |
«Принятый» |
21 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
Таблица 4. Успеваемость и статусная структура 2-г класса
Испытуемые |
Уровень успеваемости |
Занимаемый статус |
1 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
2 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
3 |
Достаточный |
«Принятый» |
4 |
Высокий |
«Звезда» |
5 |
Низкий |
«Принятый» |
6 |
Достаточный |
«Принятый» |
7 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
8 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
9 |
Низкий |
«Принятый» |
10 |
Низкий |
«Принятый» |
11 |
Высокий |
«Принятый» |
12 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
13 |
Достаточный |
«Принятый» |
14 |
Достаточный |
«Принятый» |
15 |
Достаточный |
«Принятый» |
16 |
Высокий |
«Звезда» |
17 |
Высокий |
«Принятый» |
18 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
19 |
Достаточный |
«Принятый» |
20 |
Достаточный |
«Звезда» |
21 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
22 |
Низкий |
«Принятый» |
23 |
Достаточный |
«Принятый» |
24 |
Высокий |
«Звезда» |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Таблица 5. Расчет U-критерия Манна-Уитни
№ |
Выборка 1 |
Ранг 1 |
Выборка 2 |
Ранг 2 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 |
6 8 5 4 6 6 4 5 5 9 5 4 8 4 7 8 |
25 29 21,5 17,5 25 25 17,5 21,5 21,5 31 21,5 17,5 29 17,5 27 29 |
0 0 0 0 0 1 1 2 0 1 0 1 1 0 0 1 |
4,5 4,5 4,5 4,5 11,5 11,5 15 4,5 11,5 4,5 11,5 11,5 4,5 4,5 11,5 |
Суммы: |
376 |
120 |
Результат: UЭмп = 0
Таблица 6. Критические значения UКр
UКр | |
p≤0.01 |
p≤0.05 |
61 |
77 |
Полученное эмпирическое значение Uэмп(0) находится в зоне значимости.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Таблица 7. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена (2-а класс)
N |
Значения А |
Ранг А |
Значения В |
Ранг В |
d |
d2 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 |
6 0 0 8 0 5 1 4 3 3 0 6 6 4 1 1 2 3 3 2 5 |
19 2,5 2,5 21 2,5 16,5 6 14,5 11,5 11,5 2,5 19 19 14,5 6 6 8,5 11,5 11,5 8,5 16,5 |
4 2 2 4 4 2 3 4 3 3 2 4 4 4 2 2 2 3 3 3 4 |
16 6,5 6,5 20 20 3 13 16 10 10 3 16 16 20 3 3 3 10 10 10 16 |
3 -4 -4 1 -17,5 13,5 -7 -1,5 1,5 1,5 -0,5 3 3 -5,5 3 3 5,5 1,5 1,5 -1,5 0,5 |
9 16 16 1 306,25 182,25 49 2,25 2,25 2,25 0,25 9 9 30,25 9 9 30,25 2,25 2,25 2,25 0,25 |
Суммы |
231 |
231 |
0 |
690 |
Результат: rs = 0.552
Таблица 8. Критические значения для N=21
N |
р | |
0,05 |
0,01 | |
21 |
0,44 |
0,56 |
Вывод: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Таблица 9. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена (2-б класс)
N |
Значения А |
Ранг А |
Значения В |
Ранг В |
d |
d2 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 |
5 0 1 9 1 1 5 0 1 2 4 0 3 2 3 8 3 4 3 7 0 1 2 8 |
19,5 2,5 7 24 7 7 19,5 2,5 7 11 17,5 2,5 14,5 11 14,5 22,5 14,5 17,5 14,5 21 2,5 7 11 22,5 |
4 2 3 4 2 3 4 2 2 2 4 2 3 3 3 4 4 4 3 3 2 2 3 4 |
19 7 11 19 7 15 23 3 3 3 19 7 15 11 15 19 23 23 11 11 3 3 11 19 |
0,5 -4,5 -4 5 0 -8 -3,5 -0,5 4 8 -1,5 -4,5 -0,5 0 -0,5 3,5 -8,5 -5,5 3,5 10 -0,5 4 0 3,5 |
0,25 20,25 16 25 0 64 12,25 0,25 16 64 2,25 20,25 0,25 0 0,25 12,25 72,25 30,25 12,25 100 0,25 16 0 12,25 |
Суммы |
300 |
300 |
0 |
496.5 |
Результат: rs = 0.784
Таблица 10. Критические значения для N=24
N |
р | |
0,05 |
0,01 | |
24 |
0,41 |
0,52 |
Вывод: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Таблица 11. Результаты изучения межличностных отношений второклассников с высоким и низким уровнями академической успеваемости по методике Рене-Жиля
Количественные единицы |
Частота встречаемости (в %) | |
Дети с высоким уровнем |
Дети с низким уровнем академической успеваемости | |
Руководящая позиция |
94 |
30 |
Максимальная приближенность к учителю |
75 |
40 |
Нахождение в центре всеобщего внимания |
81 |
13 |
Общительность |
100 |
53 |
Закрытость, отгороженность |
- |
87 |
ПРИЛОЖЕНИЕ К
Социограмма межличностных отношений экспериментальной студенческой группы
Рисунок3. - Деловые отношения в студенческой группе.
На социограмме показаны положительные выборы. Выборы юношей расположены с левой стороны социограммы. Расположение членов группы на полюсах: "звезды" - 4; "предпочитаемые" - 1; "принятые" - 7; "не принятые" - 10 студентов. Все четыре студента состоят в активе класса. Студент № 1 является старостой группы. Лидером является студент № 14.
ПРИЛОЖЕНИЕ Л
Социограмма межличностных
отношений контрольной студенче
Рисунок 6. - Личные отношения в студенческой группе.
Расположение членов группы на полюсах: звезды" - 2; "предпочитаемые" - 8; "принятые" - 8; "не принятые" - 4 студентов. Лидером является студент № 2.
Исходя из полученных данных в социограммах, можно сделать вывод, что в экспериментальной 621 группе 45% студентов имеют низкий статус, остальные 55% относятся к 1,2,3 статусной категории.