Успеваемость как фактор, обуславливающий положение учащихся ВУЗов и школы в системе межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать теоретические подходы успеваемости, системы межличностных отношений учащихся ВУЗа и младших школьников, и как следствие выявить ряд особенностей межличностного взаимодействия учащихся с разным уровнем академической успеваемости. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач: Осуществление теоретического понятия мотивации учебной деятельности учащихся ВУЗа и младших школьников, специфики учения, формирования предпосылок интереса к учебе учащихся; Исследовать психологическую характеристику успевающего и неуспевающего учащегося ВУЗа и школы; Изучение специфики межличностных отношений в школьном и студенческом возрасте;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….
ГЛАВА
I
ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕВАЕМОСТИ КАК ФАКТОРА УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ…………………………......
1.1. Мотивация учебной деятельности, специфика учения. Виды
мотивации……………………………………………………………
1.2. Психологическая характеристика неуспевающих и успевающих учащихся младшего
школьного возраста и студентов ………………………………………………………….…
1.3.Специфика межличностных отношений в школьном и студенческом
возрасте………………………………………………
ГЛАВА
II
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ
И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА………………
2.1 Подбор психодиагностических методик для эмпирического исследования
взаимосвязи успеваемости и социометрии
младшего школьника………………………………………………..
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………

Файлы: 3 файла

soderganye_edit3.doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи успеваемости и межличностных отношений детей младшего школьного возраста показало, что существующие различия в системе межличностных отношениях младших школьников зависят от производной уровня академической успеваемости.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы были изучены и проанализированы:

  • учебная мотивация, которая начинает закладываться в младшем школьном возрасте, доминантой которой является осознание учащимся им смысла учебной деятельности, ее важности лично для себя;
  • психологическая характеристика успевающего и неуспевающего учащегося. Наибольшие отличия успевающих и неуспевающих учащихся связаны с математическими наклонностями, эмоциональной сферой, высоким уровнем притязаний к предмету, неустойчивой самооценкой;
  • специфика межличностного взаимодействия в школьном и студенческом возрасте имеет ряд своих форм и особенностей. Если в школьном возрасте система межличностных взаимодействий носит турбулентный характер, то в студенческом межличностные отношения являются более зрелыми, устойчивыми, они являются более длительными. Многое в системе межличностных взаимодействий определяет индивидуализация субъекта и психологические особенности личности;

В первой главе в ходе анализа психологической литературы были определены и изучены мотивация учебной деятельности и виды мотивации, психологическая характеристика учащегося, специфика межличностных отношений в школьном и студенческом возрасте, важнейшей доминантой которых является эмоциональная основа – конъюнктивные и дизъюнктивные чувства.

Во второй главе в  ходе эмпирических исследований была апробирована проективная методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка» с использованием которой были проведены исследования взаимосвязи успеваемости и межличностных отношений детей младшего школьного возраста. Данные зависимости успеваемости учащегося ВУЗа и социометрического статуса приведены в приложениях К,Л.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Вейтен, У. Теории эмоций // Общая психология. - М., 2002. - 314 с.
  2. .Веккер, Л.М. Психика и реальность. - М.: Смысл, 1998. - 430 с.
  3. .Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1999. - 340 с.
  4. Немов, Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений : В 3 кн. – 4-е изд. / Р.С. Немов.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1. Общие основы психологии – 688 с.
  5. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 – 736 с.
  6. Грейс Крайг. Психология развития / Грейс Крайг. – Серия «Мастера психологии», 2002. – 992 с.
  7. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1999. – 464 с.
  8. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина [и др.], под общей ред.М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  9. Раттер М. Помощь трудным детям. / Раттер Р. –М.: Просвещение, 1987.- 325 с.
  10. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.
  11. Сапагова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапагова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
  12. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – Серия «Мастера психологии» – Питер, С – Птб, 2000. – 212 с.
  13. Волков, Б.С., Волкова Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, под ред. Б.С.Волкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 343 с.
  14. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб: Питер, 2002. – 544 с.
  15. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов: 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
  16. Киричук, А.В. Проблемы общения и воспитания / А.В. Киричук. – ч. 2 – Тарту, 1974. – 375 с.
  17. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младших школьников: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. – 321 с.
  18. .Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский и др. - М., 1990. – 256 c.
  19. Мадонова, Е.Н. Арт-терапия в решении задач психологической коррекции / Е.Н.Мадонова – 2005. - №5. - 26-39 с.
  20. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учеб. пособие для пед. ит-тов/ Л.И. Уманский.-М.: Просвещение, 1980. - 160с.
  21. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490с.
  22. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь.-Изд.3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 806с
  23. Эрик Г.Эриксон. Детство и общество.— Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд "Университетская книга", 1996. - 592 с.
  24. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста//Современные психологические проблемы высшей школы. Л: Изд-во ЛГУ, 1974. - 328с.
  25. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996. - 375с.
  26. Багрецов С.А. Диагностика социально – психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб.: Изд-во "Лань", 1999. - 640с.
  27. Буланова М.В. – Топоркова Педагогика и психология высшей школы: уч. Пособ.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 202с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1. Социометрическая матрица 2-а класса

 

РРисунок 1 - Статусная структура 2-а класса

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 2. Социометрическая матрица 2-г класса

 

Рисунок 2 - Статусная структура 2-г класса

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица 3. Успеваемость и статусная структура 2-а класса

Испытуемые 

Уровень успеваемости

Занимаемый статус

1

Высокий

«Предпочитаемый»

2

Низкий

«Отвергаемый»

3

Низкий

«Отвергаемый»

4

Высокий

«Звезда»

5

Низкий

«Отвергаемый»

6

Высокий

«Предпочитаемый»

7

Достаточный

«Принятый»

8

Высокий

«Предпочитаемый»

9

Достаточный

«Принятый»

10

Достаточный

«Принятый»

11

Низкий

«Отвергаемый»

12

Высокий

«Предпочитаемый»

13

Высокий

«Предпочитаемый»

14

Высокий

«Принятый»

15

Низкий

«Принятый»

16

Низкий

«Принятый»

17

Низкий

«Принятый»

18

Достаточный

«Принятый»

19

Достаточный

«Принятый»

20

Достаточный

«Принятый»

21

Высокий

«Предпочитаемый»


 

 

Таблица 4. Успеваемость и статусная структура 2-г класса

Испытуемые 

Уровень успеваемости

Занимаемый статус

1

Высокий

«Предпочитаемый»

2

Низкий 

«Отвергаемый»

3

Достаточный

«Принятый»

4

Высокий

«Звезда»

5

Низкий

«Принятый»

6

Достаточный

«Принятый»

7

Высокий

«Предпочитаемый»

8

Низкий

«Отвергаемый»

9

Низкий

«Принятый»

10

Низкий

«Принятый»

11

Высокий

«Принятый»

12

Низкий 

«Отвергаемый»

13

Достаточный

«Принятый»

14

Достаточный

«Принятый»

15

Достаточный

«Принятый»

16

Высокий

«Звезда»

17

Высокий

«Принятый»

18

Высокий

«Предпочитаемый»

19

Достаточный

«Принятый»

20

Достаточный

«Звезда»

21

Низкий

«Отвергаемый»

22

Низкий 

«Принятый»

23

Достаточный

«Принятый»

24

Высокий

«Звезда»


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Таблица 5. Расчет U-критерия Манна-Уитни

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

6

8

5

4

6

6

4

5

5

9

5

4

8

4

7

8

25

29

21,5

17,5

25

25

17,5

21,5

21,5

31

21,5

17,5

29

17,5

27

29

0

0

0

0

0

1

1

2

0

1

0

1

1

0

0

1

4,5

4,5

4,5

4,5

11,5

11,5

15

4,5

11,5

4,5

11,5

11,5

4,5

4,5

11,5

Суммы:

 

376

 

120


 

Результат: UЭмп = 0

 

Таблица 6. Критические  значения UКр

UКр

p≤0.01

p≤0.05

61

77


 

Полученное эмпирическое значение Uэмп(0) находится в зоне значимости.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Таблица 7. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена (2-а класс)

N

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг В

d

d2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

6

0

0

8

0

5

1

4

3

3

0

6

6

4

1

1

2

3

3

2

5

19

2,5

2,5

21

2,5

16,5

6

14,5

11,5

11,5

2,5

19

19

14,5

6

6

8,5

11,5

11,5

8,5

16,5

4

2

2

4

4

2

3

4

3

3

2

4

4

4

2

2

2

3

3

3

4

16

6,5

6,5

20

20

3

13

16

10

10

3

16

16

20

3

3

3

10

10

10

16

3

-4

-4

1

-17,5

13,5

-7

-1,5

1,5

1,5

-0,5

3

3

-5,5

3

3

5,5

1,5

1,5

-1,5

0,5

9

16

16

1

306,25

182,25

49

2,25

2,25

2,25

0,25

9

9

30,25

9

9

30,25

2,25

2,25

2,25

0,25

Суммы

 

231

 

231

0

690


 

Результат: rs = 0.552

 

Таблица 8. Критические  значения для N=21

N

р

0,05

0,01

21

0,44

0,56


 

Вывод: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Таблица 9. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена (2-б класс)

N

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг В

d

d2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

5

0

1

9

1

1

5

0

1

2

4

0

3

2

3

8

3

4

3

7

0

1

2

8

19,5

2,5

7

24

7

7

19,5

2,5

7

11

17,5

2,5

14,5

11

14,5

22,5

14,5

17,5

14,5

21

2,5

7

11

22,5

4

2

3

4

2

3

4

2

2

2

4

2

3

3

3

4

4

4

3

3

2

2

3

4

19

7

11

19

7

15

23

3

3

3

19

7

15

11

15

19

23

23

11

11

3

3

11

19

0,5

-4,5

-4

5

0

-8

-3,5

-0,5

4

8

-1,5

-4,5

-0,5

0

-0,5

3,5

-8,5

-5,5

3,5

10

-0,5

4

0

3,5

0,25

20,25

16

25

0

64

12,25

0,25

16

64

2,25

20,25

0,25

0

0,25

12,25

72,25

30,25

12,25

100

0,25

16

0

12,25

Суммы

 

300

 

300

0

496.5


 

Результат: rs = 0.784

 

Таблица 10. Критические  значения для N=24

N

р

0,05

0,01

24

0,41

0,52


 

Вывод: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

 

Таблица 11. Результаты изучения межличностных отношений второклассников с высоким и низким уровнями академической успеваемости по методике Рене-Жиля

Количественные единицы

Частота встречаемости (в %)

 

Дети с высоким уровнем академической  успеваемости

Дети с низким уровнем академической успеваемости

Руководящая позиция

94

30

Максимальная приближенность к  учителю 

75

40

Нахождение в центре всеобщего  внимания

81

13

Общительность

100

53

Закрытость, отгороженность

-

87


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К

 

Социограмма межличностных отношений экспериментальной студенческой группы

 

Рисунок3. - Деловые отношения в студенческой группе.

На социограмме показаны положительные выборы. Выборы юношей расположены с левой стороны  социограммы. Расположение членов группы на полюсах: "звезды" - 4; "предпочитаемые" - 1; "принятые" - 7; "не принятые" - 10 студентов. Все четыре студента состоят в активе класса. Студент № 1 является старостой группы. Лидером является студент № 14.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

 

Социограмма межличностных  отношений контрольной студенческой группы

Рисунок 6. - Личные отношения в студенческой группе.

Расположение членов группы на полюсах: звезды" - 2; "предпочитаемые" - 8; "принятые" - 8; "не принятые" - 4 студентов. Лидером является студент  № 2.

Исходя из полученных данных в социограммах, можно сделать вывод, что в экспериментальной 621 группе 45% студентов имеют низкий статус, остальные 55% относятся к 1,2,3 статусной категории.

 


soderganye_edit3.doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи успеваемости и межличностных отношений детей младшего школьного возраста показало, что существующие различия в системе межличностных отношениях младших школьников зависят от производной уровня академической успеваемости.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы были изучены и проанализированы:

  • учебная мотивация, которая начинает закладываться в младшем школьном возрасте, доминантой которой является осознание учащимся им смысла учебной деятельности, ее важности лично для себя;
  • психологическая характеристика успевающего и неуспевающего учащегося. Наибольшие отличия успевающих и неуспевающих учащихся связаны с математическими наклонностями, эмоциональной сферой, высоким уровнем притязаний к предмету, неустойчивой самооценкой;
  • специфика межличностного взаимодействия в школьном и студенческом возрасте имеет ряд своих форм и особенностей. Если в школьном возрасте система межличностных взаимодействий носит турбулентный характер, то в студенческом межличностные отношения являются более зрелыми, устойчивыми, они являются более длительными. Многое в системе межличностных взаимодействий определяет индивидуализация субъекта и психологические особенности личности;

В первой главе в ходе анализа психологической литературы были определены и изучены мотивация учебной деятельности и виды мотивации, психологическая характеристика учащегося, специфика межличностных отношений в школьном и студенческом возрасте, важнейшей доминантой которых является эмоциональная основа – конъюнктивные и дизъюнктивные чувства.

Во второй главе в  ходе эмпирических исследований была апробирована проективная методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка» с использованием которой были проведены исследования взаимосвязи успеваемости и межличностных отношений детей младшего школьного возраста. Данные зависимости успеваемости учащегося ВУЗа и социометрического статуса приведены в приложениях К,Л.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Вейтен, У. Теории эмоций // Общая психология. - М., 2002. - 314 с.
  2. .Веккер, Л.М. Психика и реальность. - М.: Смысл, 1998. - 430 с.
  3. .Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1999. - 340 с.
  4. Немов, Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений : В 3 кн. – 4-е изд. / Р.С. Немов.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1. Общие основы психологии – 688 с.
  5. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 – 736 с.
  6. Грейс Крайг. Психология развития / Грейс Крайг. – Серия «Мастера психологии», 2002. – 992 с.
  7. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1999. – 464 с.
  8. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина [и др.], под общей ред.М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  9. Раттер М. Помощь трудным детям. / Раттер Р. –М.: Просвещение, 1987.- 325 с.
  10. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.
  11. Сапагова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапагова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
  12. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – Серия «Мастера психологии» – Питер, С – Птб, 2000. – 212 с.
  13. Волков, Б.С., Волкова Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, под ред. Б.С.Волкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 343 с.
  14. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб: Питер, 2002. – 544 с.
  15. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов: 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
  16. Киричук, А.В. Проблемы общения и воспитания / А.В. Киричук. – ч. 2 – Тарту, 1974. – 375 с.
  17. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младших школьников: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. – 321 с.
  18. .Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский и др. - М., 1990. – 256 c.
  19. Мадонова, Е.Н. Арт-терапия в решении задач психологической коррекции / Е.Н.Мадонова – 2005. - №5. - 26-39 с.
  20. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учеб. пособие для пед. ит-тов/ Л.И. Уманский.-М.: Просвещение, 1980. - 160с.
  21. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490с.
  22. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь.-Изд.3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 806с
  23. Эрик Г.Эриксон. Детство и общество.— Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд "Университетская книга", 1996. - 592 с.
  24. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста//Современные психологические проблемы высшей школы. Л: Изд-во ЛГУ, 1974. - 328с.
  25. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996. - 375с.
  26. Багрецов С.А. Диагностика социально – психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб.: Изд-во "Лань", 1999. - 640с.
  27. Буланова М.В. – Топоркова Педагогика и психология высшей школы: уч. Пособ.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 202с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1. Социометрическая матрица 2-а класса

 

РРисунок 1 - Статусная структура 2-а класса

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 2. Социометрическая матрица 2-г класса

 

Рисунок 2 - Статусная структура 2-г класса

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица 3. Успеваемость и статусная структура 2-а класса

Испытуемые 

Уровень успеваемости

Занимаемый статус

1

Высокий

«Предпочитаемый»

2

Низкий

«Отвергаемый»

3

Низкий

«Отвергаемый»

4

Высокий

«Звезда»

5

Низкий

«Отвергаемый»

6

Высокий

«Предпочитаемый»

7

Достаточный

«Принятый»

8

Высокий

«Предпочитаемый»

9

Достаточный

«Принятый»

10

Достаточный

«Принятый»

11

Низкий

«Отвергаемый»

12

Высокий

«Предпочитаемый»

13

Высокий

«Предпочитаемый»

14

Высокий

«Принятый»

15

Низкий

«Принятый»

16

Низкий

«Принятый»

17

Низкий

«Принятый»

18

Достаточный

«Принятый»

19

Достаточный

«Принятый»

20

Достаточный

«Принятый»

21

Высокий

«Предпочитаемый»


 

 

Таблица 4. Успеваемость и статусная структура 2-г класса

Испытуемые 

Уровень успеваемости

Занимаемый статус

1

Высокий

«Предпочитаемый»

2

Низкий 

«Отвергаемый»

3

Достаточный

«Принятый»

4

Высокий

«Звезда»

5

Низкий

«Принятый»

6

Достаточный

«Принятый»

7

Высокий

«Предпочитаемый»

8

Низкий

«Отвергаемый»

9

Низкий

«Принятый»

10

Низкий

«Принятый»

11

Высокий

«Принятый»

12

Низкий 

«Отвергаемый»

13

Достаточный

«Принятый»

14

Достаточный

«Принятый»

15

Достаточный

«Принятый»

16

Высокий

«Звезда»

17

Высокий

«Принятый»

18

Высокий

«Предпочитаемый»

19

Достаточный

«Принятый»

20

Достаточный

«Звезда»

21

Низкий

«Отвергаемый»

22

Низкий 

«Принятый»

23

Достаточный

«Принятый»

24

Высокий

«Звезда»


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Таблица 5. Расчет U-критерия Манна-Уитни

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

6

8

5

4

6

6

4

5

5

9

5

4

8

4

7

8

25

29

21,5

17,5

25

25

17,5

21,5

21,5

31

21,5

17,5

29

17,5

27

29

0

0

0

0

0

1

1

2

0

1

0

1

1

0

0

1

4,5

4,5

4,5

4,5

11,5

11,5

15

4,5

11,5

4,5

11,5

11,5

4,5

4,5

11,5

Суммы:

 

376

 

120


 

Результат: UЭмп = 0

 

Таблица 6. Критические  значения UКр

UКр

p≤0.01

p≤0.05

61

77


 

Полученное эмпирическое значение Uэмп(0) находится в зоне значимости.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Таблица 7. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена (2-а класс)

N

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг В

d

d2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

6

0

0

8

0

5

1

4

3

3

0

6

6

4

1

1

2

3

3

2

5

19

2,5

2,5

21

2,5

16,5

6

14,5

11,5

11,5

2,5

19

19

14,5

6

6

8,5

11,5

11,5

8,5

16,5

4

2

2

4

4

2

3

4

3

3

2

4

4

4

2

2

2

3

3

3

4

16

6,5

6,5

20

20

3

13

16

10

10

3

16

16

20

3

3

3

10

10

10

16

3

-4

-4

1

-17,5

13,5

-7

-1,5

1,5

1,5

-0,5

3

3

-5,5

3

3

5,5

1,5

1,5

-1,5

0,5

9

16

16

1

306,25

182,25

49

2,25

2,25

2,25

0,25

9

9

30,25

9

9

30,25

2,25

2,25

2,25

0,25

Суммы

 

231

 

231

0

690


 

Результат: rs = 0.552

 

Таблица 8. Критические  значения для N=21

N

р

0,05

0,01

21

0,44

0,56


 

Вывод: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Таблица 9. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена (2-б класс)

N

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг В

d

d2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

5

0

1

9

1

1

5

0

1

2

4

0

3

2

3

8

3

4

3

7

0

1

2

8

19,5

2,5

7

24

7

7

19,5

2,5

7

11

17,5

2,5

14,5

11

14,5

22,5

14,5

17,5

14,5

21

2,5

7

11

22,5

4

2

3

4

2

3

4

2

2

2

4

2

3

3

3

4

4

4

3

3

2

2

3

4

19

7

11

19

7

15

23

3

3

3

19

7

15

11

15

19

23

23

11

11

3

3

11

19

0,5

-4,5

-4

5

0

-8

-3,5

-0,5

4

8

-1,5

-4,5

-0,5

0

-0,5

3,5

-8,5

-5,5

3,5

10

-0,5

4

0

3,5

0,25

20,25

16

25

0

64

12,25

0,25

16

64

2,25

20,25

0,25

0

0,25

12,25

72,25

30,25

12,25

100

0,25

16

0

12,25

Суммы

 

300

 

300

0

496.5


 

Результат: rs = 0.784

 

Таблица 10. Критические  значения для N=24

N

р

0,05

0,01

24

0,41

0,52


 

Вывод: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

 

Таблица 11. Результаты изучения межличностных отношений второклассников с высоким и низким уровнями академической успеваемости по методике Рене-Жиля

Количественные единицы

Частота встречаемости (в %)

 

Дети с высоким уровнем академической  успеваемости

Дети с низким уровнем академической успеваемости

Руководящая позиция

94

30

Максимальная приближенность к  учителю 

75

40

Нахождение в центре всеобщего  внимания

81

13

Общительность

100

53

Закрытость, отгороженность

-

87


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К

 

Социограмма межличностных отношений экспериментальной студенческой группы

 

Рисунок3. - Деловые отношения в студенческой группе.

На социограмме показаны положительные выборы. Выборы юношей расположены с левой стороны  социограммы. Расположение членов группы на полюсах: "звезды" - 4; "предпочитаемые" - 1; "принятые" - 7; "не принятые" - 10 студентов. Все четыре студента состоят в активе класса. Студент № 1 является старостой группы. Лидером является студент № 14.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

 

Социограмма межличностных  отношений контрольной студенческой группы

Рисунок 6. - Личные отношения в студенческой группе.

Расположение членов группы на полюсах: звезды" - 2; "предпочитаемые" - 8; "принятые" - 8; "не принятые" - 4 студентов. Лидером является студент  № 2.

Исходя из полученных данных в социограммах, можно сделать вывод, что в экспериментальной 621 группе 45% студентов имеют низкий статус, остальные 55% относятся к 1,2,3 статусной категории.

 


РЕФЕРАТ_edit.doc

— 33.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Успеваемость как фактор, обуславливающий положение учащихся ВУЗов и школы в системе межличностных отношений