Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:38, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать теоретические подходы успеваемости, системы межличностных отношений учащихся ВУЗа и младших школьников, и как следствие выявить ряд особенностей межличностного взаимодействия учащихся с разным уровнем академической успеваемости. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач: Осуществление теоретического понятия мотивации учебной деятельности учащихся ВУЗа и младших школьников, специфики учения, формирования предпосылок интереса к учебе учащихся; Исследовать психологическую характеристику успевающего и неуспевающего учащегося ВУЗа и школы; Изучение специфики межличностных отношений в школьном и студенческом возрасте;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….
ГЛАВА
I
ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕВАЕМОСТИ КАК ФАКТОРА УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ…………………………......
1.1. Мотивация учебной деятельности, специфика учения. Виды
мотивации……………………………………………………………
1.2. Психологическая характеристика неуспевающих и успевающих учащихся младшего
школьного возраста и студентов ………………………………………………………….…
1.3.Специфика межличностных отношений в школьном и студенческом
возрасте………………………………………………
ГЛАВА
II
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ
И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА………………
2.1 Подбор психодиагностических методик для эмпирического исследования
взаимосвязи успеваемости и социометрии
младшего школьника………………………………………………..
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………
Для этого была использована и апробирована методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка», которая выгодно отличается от других своей простотой, схематичностью, большей формализацией. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика Рене Жиля позволяет представить результаты психологического обследования системы межличностных отношений и успеваемости по ряду переменных и количественно. Она может быть использована как инструмент глубокого изучения личности, а также в исследованиях, требующих изменений и статистической обработки. Кроме этого, проведем социометрическое исследование учащихся младшего школьного возраста для определения положения испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит.
Социометрическая методика предназначена для диагностики эмоциональных связей, взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
а) измерение степени
сплоченности-разобщенности в
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Для изучения малых групп, их структур, внутригрупповых связей, выявления конфликтов в группах и между группами, количественных оценок сплоченности, статуса, неформального лидерства он является оптимальным. Кроме содержательного соответствия методики изучаемой области, она обладает рядом преимуществ.
Достоинства параметрической процедуры:
Недостатки параметрической процедуры:
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Для проверки гипотезы исследования о существовании различий в межличностных отношениях младших школьников с разным уровнем академической успеваемости, проводилось изучение межличностных отношений во вторых классах учебно-педагогического комплекса «Альтернатива».
Социометрическая методика изучения взаимоотношений учащихся вторых классов выявила следующее:
Во 2-а классе в группу звезд входит 1 человек (5%), в группу предпочитаемых – 5 человек (24%), принятых – 11 человек (52%), отвергаемых – 4 человека (19%) (см. Приложение A).
Во 2-б классе в группу звезд входит 4 человека (17%), в группу предпочитаемых – 4 человека (17%), принятых – 12 человек (49%), отвергаемых – 4 человека (17%) (Приложение Б).
Таким образом, данные о статусной структуре классов говорят, что она не очень благополучна: преобладают низкие статусы, 4 ребёнка в каждом классе изолированных. Большинство детей в классе находится в неблагополучной социально-психологической ситуации развития.
Показатель групповой сплочённости определяется по формуле:
Сn = |
К |
, |
∑вв |
где: Сn – показатель групповой сплоченности на эмоционально–межличностном уровне;
К – общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы;
∑вв – максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.
Показатель К устанавливается по социометрической матрице, а показатель ∑вв определяется, в свою очередь, по формуле:
∑вв = |
n (n – 1) |
2 |
где n – число членов в изученной группе.
Во 2-а классе получены следующие результаты:
∑вв =21*(21-1)/2= 420/2=210
Сn = 12/210=0,06
Во 2-г классе получены следующие результаты:
∑вв =24*(24-1)/2= 552/2=276
Сn = 10/276=0,04
Показатель групповой сплочённости на эмоционально-межличностном уровне свидетельствует о коллективе, находящемся в стадии формирования.
Определяется индекс психологической зависимости (Вз.) следующим образом:
Вз. = количество взаимных выборов/количество «+» выборов*100%
Во 2-а классе: Вз.= 12/63 * 100% = 19%
Во 2-б классе: Вз.= 10/72 * 100% = 14%
И в том и в другом классе это низкий показатель (норма 50-70%) свидетельствует об ограниченных коммуникативных и духовных возможностях данных детей: низкая потребность в общении, конфликтное поведение, нет совместных интересов.
По количеству и характеру сделанных учащимися выборов, можно определить социовалентность детей.
После обработки результатов можно сделать вывод, что во 2-а классе лидером является №4, который получил наибольшее число выборов (8), по-видимому, именно этот ребёнок пользуется наибольшим доверием в группе. Из схемы межличностных отношений видно, что в данной группе еще 3 человека №1, №12, №13 получили по 6 выборов, и также находятся в центре межличностных коммуникаций, №6 и №21 получили по 5 выборов, и также являются предпочитаемыми для общения. Нет взаимных выборов у 7 учеников.
Анализируя выборы учащихся 2-а класса, видим, что 9 детей (43%) с положительными контактами. Один ребёнок (5%) имеет негативные установки в общении с одноклассниками, у него преобладают отрицательные выборы. Четыре ученика (19%) получили только отрицательные выборы. У восьми детей (38%) коммуникативные установки двойственны, одновременно характеризуются проявлением негативных и положительных отношений сверстников.
Во 2-б классе лидером является №4, который получил наибольшее число выборов (9), по-видимому, именно этот ребёнок пользуется наибольшим доверием в группе. Из схемы межличностных отношений видно, что в данной группе №16, №24 получили по 8 выборов и №20 получил 7 выборов, и также находятся в центре межличностных коммуникаций, №1, №7, №11 и №18 получили по 4-5 выборов, и также являются предпочитаемыми для общения. Нет взаимных выборов у 9 учеников.
Анализируя выборы учащихся 2-б класса, видим, что 7 детей (29%) с положительными контактами. Два ребенка (8%) имеют негативные установки в общении с одноклассниками, у них преобладают отрицательные выборы (12 и 9). Четыре ученика (17%) получили только отрицательные выборы. У тринадцати детей (54%) коммуникативные установки двойственны, одновременно характеризуются проявлением негативных и положительных отношений сверстников.
Таким образом, данные о
социовалентности свидетельствуют
о сниженных социально-
Данные социометрического исследования показывают, что дети с высоким уровнем успеваемости занимают высокий статус в классе, и наоборот (Приложение B).
С помощью U-критерия Манна-Уитни оценим достоверность различий в межличностных отношениях младших школьников с разным уровнем академической успеваемости.
1 выборку составляют учащиеся с высоким уровнем академической успеваемости, 2 выборку – учащиеся с низким уровнем успеваемости.
Формулируем статистические гипотезы:
Н0: Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1.
Н1: Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.
По данным математической обработки полученное эмпирическое значение UЭмп (0) находится в зоне значимости (Приложение Г). Следовательно, принимается альтернативная гипотеза о существовании различий в межличностных отношениях младших школьников с разным уровнем академической успеваемости.
С помощью коэффициента ранговой корреляции определим силу и направление корреляционной связи между двумя признаками.
Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
Для подсчета ранговой корреляции Спирмена необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы. Такими рядами значений могут быть:
1) два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых;
2) две индивидуальные
иерархии признаков,
3) две групповые иерархии признаков;
4) индивидуальная и групповая иерархии признаков.
Вначале показатели ранжируются отдельно по каждому из признаков. Как правило, меньшему значению признака начисляется меньший ранг.
Формулируем статистические гипотезы:
Н0: корреляция между показателями количество выборов (А) и уровнем успеваемости (В) значимо не отличается от нуля.
Н1: корреляция между показателями количество выборов (А) и уровнем успеваемости (В) значимо отличается от нуля.
Выполнено по каждому классу следующее:
1) Ранжирование значений А (количество выборов) и В (уровень успеваемости). Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
4) Подсчитана сумма квадратов;
5) Произведен расчет
коэффициента ранговой
6) Определены критические значения.
По данным математической обработки данных во 2-а классе эмпирическое значение ранговой корреляции rs = 0.552. Следовательно, Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима (Приложение Д).
По данным математической обработки данных во 2-б классе эмпирическое значение ранговой корреляции rs = 0.784. Следовательно, Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима (Приложение Е).
Таким образом, корреляция между показателями количество выборов и уровнем успеваемости и в том, и в другом классах статистически значима. Следовательно, существует взаимосвязь успеваемости и межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
Для изучения межличностного общения младших школьников была применена детская проективная методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка», результаты которой были обработаны при помощи контент-анализа (Приложение Е).
Контент-анализ — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.
При изучении межличностных отношений второклассников с высоким и низким уровнями академической успеваемости по методике Рене Жиля, были обозначены интересующие нас, следующие количественные единицы контент-анализа: руководящая позиция; максимальная приближенность к учителю; нахождение в центре всеобщего внимания; общительность; закрытость, отгороженность.
Частота встречаемости качественных единиц контент-анализа описывается в таблице 11 (см. Приложение Ж).
По отношению к сверстникам (друзьям) дети с высоким уровнем академической успеваемости стараются занять руководящую позицию (94%), чего нельзя сказать о детях с низким уровнем успеваемости (30%). Отношения с учителем наиболее дружелюбные так же у детей с высоким уровнем академической успеваемости: 75% испытуемых стремятся максимально приблизиться к педагогу и только 40% детей с низким уровнем академической успеваемости испытывают симпатию к учителю и с удовольствием готовы выполнить его поручения. Такая шкала как доминантность показала, что 81% учащихся с высоким уровнем успеваемости и 13% учащихся с низким уровнем успеваемости стремятся находиться в центре всеобщего внимания. Большинство учащихся с низким уровнем академической успеваемости предпочитают оставаться в стороне, быть наблюдателем. Почти в два раза больше встречается следующая единица – общительность в группе детей с высоким уровнем академической успеваемости (100% против 53%). У 87% учащихся с низким уровнем успеваемости отмечается такой показатель как закрытость и отгороженность.
Проведя интерпретацию результатов данной методики, можно сделать вывод, что младшие школьники с высоким уровнем успеваемости более общительны, стремятся занять руководящую позицию, находятся в центре всеобщего внимания, максимально приближены к учителю, нежели их сверстники с низким уровнем академической успеваемости.
Для этого была использована и апробирована методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка», которая выгодно отличается от других своей простотой, схематичностью, большей формализацией. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика Рене Жиля позволяет представить результаты психологического обследования системы межличностных отношений и успеваемости по ряду переменных и количественно. Она может быть использована как инструмент глубокого изучения личности, а также в исследованиях, требующих изменений и статистической обработки. Кроме этого, проведем социометрическое исследование учащихся младшего школьного возраста для определения положения испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит.
Социометрическая методика предназначена для диагностики эмоциональных связей, взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
а) измерение степени
сплоченности-разобщенности в
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Для изучения малых групп, их структур, внутригрупповых связей, выявления конфликтов в группах и между группами, количественных оценок сплоченности, статуса, неформального лидерства он является оптимальным. Кроме содержательного соответствия методики изучаемой области, она обладает рядом преимуществ.
Достоинства параметрической процедуры:
Недостатки параметрической процедуры:
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Для проверки гипотезы исследования о существовании различий в межличностных отношениях младших школьников с разным уровнем академической успеваемости, проводилось изучение межличностных отношений во вторых классах учебно-педагогического комплекса «Альтернатива».
Социометрическая методика изучения взаимоотношений учащихся вторых классов выявила следующее:
Во 2-а классе в группу звезд входит 1 человек (5%), в группу предпочитаемых – 5 человек (24%), принятых – 11 человек (52%), отвергаемых – 4 человека (19%) (см. Приложение A).
Во 2-б классе в группу звезд входит 4 человека (17%), в группу предпочитаемых – 4 человека (17%), принятых – 12 человек (49%), отвергаемых – 4 человека (17%) (Приложение Б).
Таким образом, данные о статусной структуре классов говорят, что она не очень благополучна: преобладают низкие статусы, 4 ребёнка в каждом классе изолированных. Большинство детей в классе находится в неблагополучной социально-психологической ситуации развития.
Показатель групповой сплочённости определяется по формуле:
Сn = |
К |
, |
∑вв |
где: Сn – показатель групповой сплоченности на эмоционально–межличностном уровне;
К – общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы;
∑вв – максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.
Показатель К устанавливается по социометрической матрице, а показатель ∑вв определяется, в свою очередь, по формуле:
∑вв = |
n (n – 1) |
2 |
где n – число членов в изученной группе.
Во 2-а классе получены следующие результаты:
∑вв =21*(21-1)/2= 420/2=210
Сn = 12/210=0,06
Во 2-г классе получены следующие результаты:
∑вв =24*(24-1)/2= 552/2=276
Сn = 10/276=0,04
Показатель групповой сплочённости на эмоционально-межличностном уровне свидетельствует о коллективе, находящемся в стадии формирования.
Определяется индекс психологической зависимости (Вз.) следующим образом:
Вз. = количество взаимных выборов/количество «+» выборов*100%
Во 2-а классе: Вз.= 12/63 * 100% = 19%
Во 2-б классе: Вз.= 10/72 * 100% = 14%
И в том и в другом классе это низкий показатель (норма 50-70%) свидетельствует об ограниченных коммуникативных и духовных возможностях данных детей: низкая потребность в общении, конфликтное поведение, нет совместных интересов.
По количеству и характеру сделанных учащимися выборов, можно определить социовалентность детей.
После обработки результатов можно сделать вывод, что во 2-а классе лидером является №4, который получил наибольшее число выборов (8), по-видимому, именно этот ребёнок пользуется наибольшим доверием в группе. Из схемы межличностных отношений видно, что в данной группе еще 3 человека №1, №12, №13 получили по 6 выборов, и также находятся в центре межличностных коммуникаций, №6 и №21 получили по 5 выборов, и также являются предпочитаемыми для общения. Нет взаимных выборов у 7 учеников.
Анализируя выборы учащихся 2-а класса, видим, что 9 детей (43%) с положительными контактами. Один ребёнок (5%) имеет негативные установки в общении с одноклассниками, у него преобладают отрицательные выборы. Четыре ученика (19%) получили только отрицательные выборы. У восьми детей (38%) коммуникативные установки двойственны, одновременно характеризуются проявлением негативных и положительных отношений сверстников.
Во 2-б классе лидером является №4, который получил наибольшее число выборов (9), по-видимому, именно этот ребёнок пользуется наибольшим доверием в группе. Из схемы межличностных отношений видно, что в данной группе №16, №24 получили по 8 выборов и №20 получил 7 выборов, и также находятся в центре межличностных коммуникаций, №1, №7, №11 и №18 получили по 4-5 выборов, и также являются предпочитаемыми для общения. Нет взаимных выборов у 9 учеников.
Анализируя выборы учащихся 2-б класса, видим, что 7 детей (29%) с положительными контактами. Два ребенка (8%) имеют негативные установки в общении с одноклассниками, у них преобладают отрицательные выборы (12 и 9). Четыре ученика (17%) получили только отрицательные выборы. У тринадцати детей (54%) коммуникативные установки двойственны, одновременно характеризуются проявлением негативных и положительных отношений сверстников.
Таким образом, данные о
социовалентности свидетельствуют
о сниженных социально-
Данные социометрического исследования показывают, что дети с высоким уровнем успеваемости занимают высокий статус в классе, и наоборот (Приложение B).
С помощью U-критерия Манна-Уитни оценим достоверность различий в межличностных отношениях младших школьников с разным уровнем академической успеваемости.
1 выборку составляют учащиеся с высоким уровнем академической успеваемости, 2 выборку – учащиеся с низким уровнем успеваемости.
Формулируем статистические гипотезы:
Н0: Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1.
Н1: Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.
По данным математической обработки полученное эмпирическое значение UЭмп (0) находится в зоне значимости (Приложение Г). Следовательно, принимается альтернативная гипотеза о существовании различий в межличностных отношениях младших школьников с разным уровнем академической успеваемости.
С помощью коэффициента ранговой корреляции определим силу и направление корреляционной связи между двумя признаками.
Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
Для подсчета ранговой корреляции Спирмена необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы. Такими рядами значений могут быть:
1) два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых;
2) две индивидуальные
иерархии признаков,
3) две групповые иерархии признаков;
4) индивидуальная и групповая иерархии признаков.
Вначале показатели ранжируются отдельно по каждому из признаков. Как правило, меньшему значению признака начисляется меньший ранг.
Формулируем статистические гипотезы:
Н0: корреляция между показателями количество выборов (А) и уровнем успеваемости (В) значимо не отличается от нуля.
Н1: корреляция между показателями количество выборов (А) и уровнем успеваемости (В) значимо отличается от нуля.
Выполнено по каждому классу следующее:
1) Ранжирование значений А (количество выборов) и В (уровень успеваемости). Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
4) Подсчитана сумма квадратов;
5) Произведен расчет
коэффициента ранговой
6) Определены критические значения.
По данным математической обработки данных во 2-а классе эмпирическое значение ранговой корреляции rs = 0.552. Следовательно, Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима (Приложение Д).
По данным математической обработки данных во 2-б классе эмпирическое значение ранговой корреляции rs = 0.784. Следовательно, Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима (Приложение Е).
Таким образом, корреляция между показателями количество выборов и уровнем успеваемости и в том, и в другом классах статистически значима. Следовательно, существует взаимосвязь успеваемости и межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
Для изучения межличностного общения младших школьников была применена детская проективная методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка», результаты которой были обработаны при помощи контент-анализа (Приложение Е).
Контент-анализ — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.
При изучении межличностных отношений второклассников с высоким и низким уровнями академической успеваемости по методике Рене Жиля, были обозначены интересующие нас, следующие количественные единицы контент-анализа: руководящая позиция; максимальная приближенность к учителю; нахождение в центре всеобщего внимания; общительность; закрытость, отгороженность.
Частота встречаемости качественных единиц контент-анализа описывается в таблице 11 (см. Приложение Ж).
По отношению к сверстникам (друзьям) дети с высоким уровнем академической успеваемости стараются занять руководящую позицию (94%), чего нельзя сказать о детях с низким уровнем успеваемости (30%). Отношения с учителем наиболее дружелюбные так же у детей с высоким уровнем академической успеваемости: 75% испытуемых стремятся максимально приблизиться к педагогу и только 40% детей с низким уровнем академической успеваемости испытывают симпатию к учителю и с удовольствием готовы выполнить его поручения. Такая шкала как доминантность показала, что 81% учащихся с высоким уровнем успеваемости и 13% учащихся с низким уровнем успеваемости стремятся находиться в центре всеобщего внимания. Большинство учащихся с низким уровнем академической успеваемости предпочитают оставаться в стороне, быть наблюдателем. Почти в два раза больше встречается следующая единица – общительность в группе детей с высоким уровнем академической успеваемости (100% против 53%). У 87% учащихся с низким уровнем успеваемости отмечается такой показатель как закрытость и отгороженность.
Проведя интерпретацию результатов данной методики, можно сделать вывод, что младшие школьники с высоким уровнем успеваемости более общительны, стремятся занять руководящую позицию, находятся в центре всеобщего внимания, максимально приближены к учителю, нежели их сверстники с низким уровнем академической успеваемости.