Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:38, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать теоретические подходы успеваемости, системы межличностных отношений учащихся ВУЗа и младших школьников, и как следствие выявить ряд особенностей межличностного взаимодействия учащихся с разным уровнем академической успеваемости. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач: Осуществление теоретического понятия мотивации учебной деятельности учащихся ВУЗа и младших школьников, специфики учения, формирования предпосылок интереса к учебе учащихся; Исследовать психологическую характеристику успевающего и неуспевающего учащегося ВУЗа и школы; Изучение специфики межличностных отношений в школьном и студенческом возрасте;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….
ГЛАВА
I
ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕВАЕМОСТИ КАК ФАКТОРА УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ…………………………......
1.1. Мотивация учебной деятельности, специфика учения. Виды
мотивации……………………………………………………………
1.2. Психологическая характеристика неуспевающих и успевающих учащихся младшего
школьного возраста и студентов ………………………………………………………….…
1.3.Специфика межличностных отношений в школьном и студенческом
возрасте………………………………………………
ГЛАВА
II
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ
И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА………………
2.1 Подбор психодиагностических методик для эмпирического исследования
взаимосвязи успеваемости и социометрии
младшего школьника………………………………………………..
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………
Психологическую типологию неуспеваемости младшего школьника дает Н. И. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников. Ценность этой работы определяется тем, что в ходе исследования автором были выявлены общие черты для всех групп неуспевающих школьников. Они обобщены понятием «слабая самоорганизация», которая проявляется в неумении ученика управлять собственными психическими процессами (вниманием, памятью), отсутствием сформированных рациональных способов умственной работы, нежеланием думать при решении учебных задач, формальным усвоением знаний. Стремясь избежать умственной работы, неуспевающие ищут различные обходные пути, освобождающие их от необходимости мыслить. Следствием низкой самоорганизации является интеллектуальная недогрузка, приводящая к снижению уровня умственного развития этих детей. Специальный анализ с помощью апробированных психологических методик выявил, что низкие показатели развития мышления, восприятия, внимания, памяти не являются результатом патологических изменений, а объясняются только отсутствием у школьников необходимых умений и привычки правильно учиться. Здесь также можно почерпнуть материал для характеристики неуспеваемости, и он во многом совпадает с тем, что мы находим у П. П. Блонского.
Наибольшие отличия успевающих и неуспевающих связаны с математикой и математическими способностями. Исследования П.А.Крутецкого, Е.Мартене, а также некоторых других ученых указывают на высокую адаптивность одаренных детей в области математики, на их достаточно высокую эмоциональную стабильность, практическую уравновешенность, на их живость и непосредственность характера, на чувство юмора, любознательности, пытливости, склонности к более морально нормативному поведению, в том, что они превосходят обычных детей с точки зрения дисциплинированности, самокритичности, отзывчивости, что они более вызывают уважение у окружающих.
Таким образом, В. А. Крутецкий, а также авторы, на которых он ссылается, рассматривают таланты, и как следствие высокую успеваемость учащегося, в области математики.
Краткая психологическая характеристика школьных перфекционистов или «отличников»:
- ответственность, организованность, исполнительность;
- чувствительность, экспрессивность к похвале, высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.
Основные трудности в восприятии материала учебной нагрузки:
-им нужно сделать все, причем безошибочно.
Стратегии поддержки педагогов-воспитателей:
- помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным»;
- им необходимо понять, что для получения отличной оценки не необходимости выполнять все задания. [10,с.162-174].
Сравнительный психодиагностический анализ отличников и двоечников на примере изучения студентов был проведен П.Д. Рабиновичем и М.П. Нуждиным.
Связь личностных качеств, акцентуаций с результатами обучения
исследовал В.Г.Степанов. Он выделяет такие
черты личности, которые порождают низкую
успеваемость, как: ленивость детей, их
пассивность, неорганизованность,
Оригинальные исследования провели Лапкин М.М. и Яковлева Н. В.. Исходя из того, что была выявлена высокая значимость взаимосвязи интеллектуальных способностей с типом мотивации студентов при овладении ими науками, данные исследователи пошли дальше, они начали соотносить тип мотивации с интеллектуальными показателями по шкале В теста Кэттелла. И они выделили такие компоненты мотивации к обучению, как познавательные, состязательные мотивы, мотивы избегания неудачи, смены деятельности и намечаемого уровня мобилизации усилий. Все свои результаты данные исследователи представили в форме статистических таблиц, где выявили выраженные отличия по шкалам для отлично и удовлетворительно успевающих студентов. Наиболее однородной в психологическом плане оказалась группа отличников, а менее однородной - группа удовлетворительно успевающих студентов. У слабо успевающих студентов с высокими значениями шкалы В теста Кэттелла (более 5 стэнов) и низкими значениями уровня тревожности, ведущим мотивом являлся мотив избегания, а познавательный и состязательный мотивы были выражены слабее.
У студентов с низкой успеваемостью, которые имели низкие показатели по шкале интеллекта, но одновременно высокие показатели по шкале тревожности, превалирующим был мотив познавательный, затем уже мотив избегания и мотив смены деятельности. Состязательный мотив у троечников развит в меньшей степени. Это же характерно для троечников и отличников школ; они отличаются друг от друга не только характерологическими, личностными особенностями, интеллектуальными способностями, но и мотивационным компонентом учебной деятельности. Эти характеристики важны не только для понимания успеваемости студентов, но и для понимания их профессиональных отличий, достижений, всего их процесса профессионализации. Наибольшие отличия успевающих и неуспевающих связаны с математическими наклонностями. [7,с.131-152].
Таким образом, психологическая характеристика неуспевающего учащегося выражается такими показателями как безразличность, недисциплинированность, безответственность, неумения управлять собственными психическими процессами, направленными на рациональную умственную работу.
Психологическая характеристика перфекциониста или «отличников» заключается в следующих качествах:
- ответственность,
- чувствительность, экспрессивность к похвале, высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.
Успевающие учащиеся отличаются высокой работоспособностью, стремлением к лидерству, выраженным эгоцентризмом и эмоциональностью. У неуспевающих учащихся преобладают депрессивные реакции, эмоциональные дисбалансы, заторможенность.
Основные отличия успевающих и неуспевающих учащихся связаны с математикой и математическими способностями, ярко выражены любознательность, пытливость, эмоциональность, менее – уравновешенность, гармоничный баланс между эмоциями и мыслями.
1.3. Специфика межличностных отношений в школьном и студенческом возрасте
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Специфическая особенность межличностных взаимодействий – эмоциональная основа. Межличностные отношения возникают и складываются на основе взаимных чувств, симпатии, эмоциональной привязанности, причинности, гармоничному балансу между эмоциями, умению рационально и трезво воспринимать происходящие события.
Межличностные отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности - критериях выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и правильное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно и проходит ряд этапов [6, с.277]
Основными группами чувств толкающих людей на взаимодействие друг с другом являются:
- конъюнктивные чувства,
- дизъюнктивные чувства,
Рассмотрим специфику
становления межличностных
Межличностные взаимоотношения между учениками в классе – это не глубокие взаимоотношения, которые возникают в процессе их совместной деятельности, направленной на достижение конкретных целей. Деятельность школьника складывается на основе школьного учения, где главной доминантной является эмоциональная сфера. Личные взаимоотношения в младшем школьном возрасте являются основой тесных так называемых малых групп, которые с возрастом быстро распадаются из-за их эмоциональной неустойчивости [4, с.75].
В начале среднего детства группы сверстников относительно неформальны. Они обычно создаются самими детьми, имеют очень мало действующих правил, позиций, их состав быстро меняется. Структура самой группы отличается в этом возрасте хрупкостью, восприимчивостью, эмоциональной неустойчивостью. Группа сверстников приобретает существенно большее значение для ее членов, когда они достигают десяти, двенадцати лет. В период старшего школьного возраста организационная структура группы становится более формальной. Могут появиться специальные требования к желающим стать членом группы, ритуалы посвящения для новичков и регулярные собрания членов группы. Весьма важным становится деление по половому признаку. Эти строгие установки в отношении правил, являются залогом комфортности и половой сегрегации для взаимодействия детей старшего школьного возраста [7, с.239].
Группы сверстников остаются важными для школьника в течение всего среднего детства – от шести до двенадцати лет. За это время, как в их организации, значении для ребенка с возрастом происходят заметные перемены.
Важнейшим новообразованием юношеского периода является развитие самообразования, то есть самопознания в системе межличностных взаимодействий, суть которого в установке по отношению к самому себе. Она включает познавательный элемент и оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). В студенческом возрасте происходит ломка школьных стереотипов, их преобразование. Появляются новые связи, новые формы и виды коммуникаций, где дружба является эмоциональной привязанностью в системе межличностных отношений.
Главным условием нормального формирования личности в системе юношеских взаимодействий является эмоциональное переживание. Именно от него зависит самооценка - стержневая характеристика личности. Эмоциональное благополучие определяется положительной оценкой окружающих в системе межличностных взаимодействий. Если студент испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются как собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной.
В юношеском возрасте более ярко выражена индивидуализация личности, у них формируются личные взаимоотношения, приобретающие особо важное значение. Дружба выступает в качестве эмоциональной привязанности в системе межличностных отношений.
Характера структуры отношений в юношеских группах значительно дифференцирован и устойчив в сравнении со школьными группировками. Уровень межличностных отношений между студентами улучшиться с помощью психокоррекционных занятий в группе.
Социометрическая методика «Метод социометрических измерений» может быть применена для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в студенческом возрасте в целях их дальнейшего положительного изменения. [18,с.114-126]
Таким образом, специфика межличностных взаимодействий в школьном возрасте держится на основе формальности и эмоциональной привязанности. В студенческом возрасте на систему межличностных отношений оказывает влияние индивидуализация личности, эмоциональное благополучие, положительная оценка окружающих.
Выводы по Главе I:
- под мотивацией в учебной деятельности понимается активность младшего школьника, студента ВУЗа в изучении предметной специфики. Мотивация напрямую связана с успешностью в учебе, ее определяют как: процесс, когда учащийся получает удовольствие от самого процесса решения учебных задач, ему нравится искать нетривиальные методы решения к поставленным задачам; результат – учащемуся важен показатель результата; оценка – для учащегося в процессе учебной деятельности крайне важна оценка. В исследованиях установлена психологическая взаимосвязь между успеваемостью и мотивацией. Наибольший успех достигается в процессе направленном на результат;
- наибольшие отличия успевающих и неуспевающих учащихся связаны с математикой и математическими способностями. Основными причинами неуспеваемости учащихся являются такие качества характера как недисциплинированность, безответственность, слабая воля, отсутствие трудолюбия. Основными психологическими особенностями успевающих учащихся являются экспрессивность, эмоциональность, эксцентричность, чувствительность к похвале и высокий уровень притязаний к предметной специфике;
- важнейшая черта специфики межличностных отношений школьника и студента - эмоциональная основа. Межличностные отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности – критериях выбора. Отношения в системе межличностных отношений складываются на основе эмоциональных контактов в процессе самой деятельности. [4, с.75];
ГЛАВА II
ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ
И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Подбор психодиагностических методик для эмпирического исследования взаимосвязи успеваемости и социометрии младшего школьника
Для того чтобы проверить гипотезу исследования о существовании влияния и различий в системе межличностных отношениях младших школьников с разным уровнем академической успеваемости необходимо подобрать эффективную методику, с помощью которой можно исследовать взаимосвязь уровня успеваемости и межличностных взаимодействий учащихся младшего школьного возраста.
Психологическую типологию неуспеваемости младшего школьника дает Н. И. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников. Ценность этой работы определяется тем, что в ходе исследования автором были выявлены общие черты для всех групп неуспевающих школьников. Они обобщены понятием «слабая самоорганизация», которая проявляется в неумении ученика управлять собственными психическими процессами (вниманием, памятью), отсутствием сформированных рациональных способов умственной работы, нежеланием думать при решении учебных задач, формальным усвоением знаний. Стремясь избежать умственной работы, неуспевающие ищут различные обходные пути, освобождающие их от необходимости мыслить. Следствием низкой самоорганизации является интеллектуальная недогрузка, приводящая к снижению уровня умственного развития этих детей. Специальный анализ с помощью апробированных психологических методик выявил, что низкие показатели развития мышления, восприятия, внимания, памяти не являются результатом патологических изменений, а объясняются только отсутствием у школьников необходимых умений и привычки правильно учиться. Здесь также можно почерпнуть материал для характеристики неуспеваемости, и он во многом совпадает с тем, что мы находим у П. П. Блонского.
Наибольшие отличия успевающих и неуспевающих связаны с математикой и математическими способностями. Исследования П.А.Крутецкого, Е.Мартене, а также некоторых других ученых указывают на высокую адаптивность одаренных детей в области математики, на их достаточно высокую эмоциональную стабильность, практическую уравновешенность, на их живость и непосредственность характера, на чувство юмора, любознательности, пытливости, склонности к более морально нормативному поведению, в том, что они превосходят обычных детей с точки зрения дисциплинированности, самокритичности, отзывчивости, что они более вызывают уважение у окружающих.
Таким образом, В. А. Крутецкий, а также авторы, на которых он ссылается, рассматривают таланты, и как следствие высокую успеваемость учащегося, в области математики.
Краткая психологическая характеристика школьных перфекционистов или «отличников»:
- ответственность, организованность, исполнительность;
- чувствительность, экспрессивность к похвале, высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.
Основные трудности в восприятии материала учебной нагрузки:
-им нужно сделать все, причем безошибочно.
Стратегии поддержки педагогов-воспитателей:
- помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным»;
- им необходимо понять, что для получения отличной оценки не необходимости выполнять все задания. [10,с.162-174].
Сравнительный психодиагностический анализ отличников и двоечников на примере изучения студентов был проведен П.Д. Рабиновичем и М.П. Нуждиным.
Связь личностных качеств, акцентуаций с результатами обучения
исследовал В.Г.Степанов. Он выделяет такие
черты личности, которые порождают низкую
успеваемость, как: ленивость детей, их
пассивность, неорганизованность,
Оригинальные исследования провели Лапкин М.М. и Яковлева Н. В.. Исходя из того, что была выявлена высокая значимость взаимосвязи интеллектуальных способностей с типом мотивации студентов при овладении ими науками, данные исследователи пошли дальше, они начали соотносить тип мотивации с интеллектуальными показателями по шкале В теста Кэттелла. И они выделили такие компоненты мотивации к обучению, как познавательные, состязательные мотивы, мотивы избегания неудачи, смены деятельности и намечаемого уровня мобилизации усилий. Все свои результаты данные исследователи представили в форме статистических таблиц, где выявили выраженные отличия по шкалам для отлично и удовлетворительно успевающих студентов. Наиболее однородной в психологическом плане оказалась группа отличников, а менее однородной - группа удовлетворительно успевающих студентов. У слабо успевающих студентов с высокими значениями шкалы В теста Кэттелла (более 5 стэнов) и низкими значениями уровня тревожности, ведущим мотивом являлся мотив избегания, а познавательный и состязательный мотивы были выражены слабее.
У студентов с низкой успеваемостью, которые имели низкие показатели по шкале интеллекта, но одновременно высокие показатели по шкале тревожности, превалирующим был мотив познавательный, затем уже мотив избегания и мотив смены деятельности. Состязательный мотив у троечников развит в меньшей степени. Это же характерно для троечников и отличников школ; они отличаются друг от друга не только характерологическими, личностными особенностями, интеллектуальными способностями, но и мотивационным компонентом учебной деятельности. Эти характеристики важны не только для понимания успеваемости студентов, но и для понимания их профессиональных отличий, достижений, всего их процесса профессионализации. Наибольшие отличия успевающих и неуспевающих связаны с математическими наклонностями. [7,с.131-152].
Таким образом, психологическая характеристика неуспевающего учащегося выражается такими показателями как безразличность, недисциплинированность, безответственность, неумения управлять собственными психическими процессами, направленными на рациональную умственную работу.
Психологическая характеристика перфекциониста или «отличников» заключается в следующих качествах:
- ответственность,
- чувствительность, экспрессивность к похвале, высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.
Успевающие учащиеся отличаются высокой работоспособностью, стремлением к лидерству, выраженным эгоцентризмом и эмоциональностью. У неуспевающих учащихся преобладают депрессивные реакции, эмоциональные дисбалансы, заторможенность.
Основные отличия успевающих и неуспевающих учащихся связаны с математикой и математическими способностями, ярко выражены любознательность, пытливость, эмоциональность, менее – уравновешенность, гармоничный баланс между эмоциями и мыслями.
1.3. Специфика межличностных отношений в школьном и студенческом возрасте
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Специфическая особенность межличностных взаимодействий – эмоциональная основа. Межличностные отношения возникают и складываются на основе взаимных чувств, симпатии, эмоциональной привязанности, причинности, гармоничному балансу между эмоциями, умению рационально и трезво воспринимать происходящие события.
Межличностные отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности - критериях выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и правильное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно и проходит ряд этапов [6, с.277]
Основными группами чувств толкающих людей на взаимодействие друг с другом являются:
- конъюнктивные чувства,
- дизъюнктивные чувства,
Рассмотрим специфику
становления межличностных
Межличностные взаимоотношения между учениками в классе – это не глубокие взаимоотношения, которые возникают в процессе их совместной деятельности, направленной на достижение конкретных целей. Деятельность школьника складывается на основе школьного учения, где главной доминантной является эмоциональная сфера. Личные взаимоотношения в младшем школьном возрасте являются основой тесных так называемых малых групп, которые с возрастом быстро распадаются из-за их эмоциональной неустойчивости [4, с.75].
В начале среднего детства группы сверстников относительно неформальны. Они обычно создаются самими детьми, имеют очень мало действующих правил, позиций, их состав быстро меняется. Структура самой группы отличается в этом возрасте хрупкостью, восприимчивостью, эмоциональной неустойчивостью. Группа сверстников приобретает существенно большее значение для ее членов, когда они достигают десяти, двенадцати лет. В период старшего школьного возраста организационная структура группы становится более формальной. Могут появиться специальные требования к желающим стать членом группы, ритуалы посвящения для новичков и регулярные собрания членов группы. Весьма важным становится деление по половому признаку. Эти строгие установки в отношении правил, являются залогом комфортности и половой сегрегации для взаимодействия детей старшего школьного возраста [7, с.239].
Группы сверстников остаются важными для школьника в течение всего среднего детства – от шести до двенадцати лет. За это время, как в их организации, значении для ребенка с возрастом происходят заметные перемены.
Важнейшим новообразованием юношеского периода является развитие самообразования, то есть самопознания в системе межличностных взаимодействий, суть которого в установке по отношению к самому себе. Она включает познавательный элемент и оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). В студенческом возрасте происходит ломка школьных стереотипов, их преобразование. Появляются новые связи, новые формы и виды коммуникаций, где дружба является эмоциональной привязанностью в системе межличностных отношений.
Главным условием нормального формирования личности в системе юношеских взаимодействий является эмоциональное переживание. Именно от него зависит самооценка - стержневая характеристика личности. Эмоциональное благополучие определяется положительной оценкой окружающих в системе межличностных взаимодействий. Если студент испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются как собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной.
В юношеском возрасте более ярко выражена индивидуализация личности, у них формируются личные взаимоотношения, приобретающие особо важное значение. Дружба выступает в качестве эмоциональной привязанности в системе межличностных отношений.
Характера структуры отношений в юношеских группах значительно дифференцирован и устойчив в сравнении со школьными группировками. Уровень межличностных отношений между студентами улучшиться с помощью психокоррекционных занятий в группе.
Социометрическая методика «Метод социометрических измерений» может быть применена для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в студенческом возрасте в целях их дальнейшего положительного изменения. [18,с.114-126]
Таким образом, специфика межличностных взаимодействий в школьном возрасте держится на основе формальности и эмоциональной привязанности. В студенческом возрасте на систему межличностных отношений оказывает влияние индивидуализация личности, эмоциональное благополучие, положительная оценка окружающих.
Выводы по Главе I:
- под мотивацией в учебной деятельности понимается активность младшего школьника, студента ВУЗа в изучении предметной специфики. Мотивация напрямую связана с успешностью в учебе, ее определяют как: процесс, когда учащийся получает удовольствие от самого процесса решения учебных задач, ему нравится искать нетривиальные методы решения к поставленным задачам; результат – учащемуся важен показатель результата; оценка – для учащегося в процессе учебной деятельности крайне важна оценка. В исследованиях установлена психологическая взаимосвязь между успеваемостью и мотивацией. Наибольший успех достигается в процессе направленном на результат;
- наибольшие отличия успевающих и неуспевающих учащихся связаны с математикой и математическими способностями. Основными причинами неуспеваемости учащихся являются такие качества характера как недисциплинированность, безответственность, слабая воля, отсутствие трудолюбия. Основными психологическими особенностями успевающих учащихся являются экспрессивность, эмоциональность, эксцентричность, чувствительность к похвале и высокий уровень притязаний к предметной специфике;
- важнейшая черта специфики межличностных отношений школьника и студента - эмоциональная основа. Межличностные отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности – критериях выбора. Отношения в системе межличностных отношений складываются на основе эмоциональных контактов в процессе самой деятельности. [4, с.75];
ГЛАВА II
ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ
И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Подбор психодиагностических методик для эмпирического исследования взаимосвязи успеваемости и социометрии младшего школьника
Для того чтобы проверить гипотезу исследования о существовании влияния и различий в системе межличностных отношениях младших школьников с разным уровнем академической успеваемости необходимо подобрать эффективную методику, с помощью которой можно исследовать взаимосвязь уровня успеваемости и межличностных взаимодействий учащихся младшего школьного возраста.