Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:55, курсовая работа
В данной курсовой работе мы попытаемся раскрыть основные виды установок в общения, а также попытаемся определить условия эффективного слушания.
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Сущность общения
1.1.1 Теоретические подходы к исследованию общения
1.1.2 Структура и виды общения
1.1.3 Формы и уровни общения
1.1.4 Фазы общения
1.1.5 Функции и средства общения
1.2. Классификация коммуникативных актов
1.3. Установки в общении
1.4. Условия эффективности восприятия речи
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСТАНОВКИ В ОБЩЕНИИ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ и интерпретация результатов
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Курсовая работа: Установки
в общении и условия
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Сущность общения
1.1.1 Теоретические подходы к исследованию общения
1.1.2 Структура и виды общения
1.1.3 Формы и уровни общения
1.1.4 Фазы общения
1.1.5 Функции и средства общения
1.2. Классификация коммуникативных актов
1.3. Установки в общении
1.4. Условия эффективности
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСТАНОВКИ В ОБЩЕНИИ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ и интерпретация
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей,формирование и развитие личности. Общение сопровождает все эти процессы,способствует их осуществлению. Общение многогранно прежде всего потому, что оно реализуется на разных уровнях: общаться могут страны и народы, партии коллективы и отдельные личности, соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будет различно по своей социальной значимости. Кроме того, общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.п. [27; с. 15].
Есть люди,которые не очень разговорчивы. Они могут слушать Вас с вниманием, но в тоже самое время Вы этого не увидите. Вам кажется, что Вас просто не хотят слушать,а на самом деле у Вашего собеседника такая привычка и для него это норма общения. Часто так ведут себя люди, которые имеют либо уважаемое положение в обществе, либо высокий рост и большие размеры. Часто при разговоре с такими людьми мы чувствуем себя неуютно, смущаемся, а иногда и останавливаемся, т.к.нам кажется, что нас не совсем внимательно слушают или просто игнорируют. Этому часто способствует наша собственная установка перед разговором. Если нам кто-то сказал нечто, не делающее собеседнику чести, до разговора, то у нас появляется отчуждение, и при том не всегда правомерное.
В данной курсовой работе мы попытаемся раскрыть основные виды установок в общения, а также попытаемся определить условия эффективного слушания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Наиболее
активно процессы коммуникаций начали
изучаться со второй половины XX века.
Так, в 1950-1960-е годы наибольший научный
интерес вызывали способы формализации
сообщения, его кодирование и
декодирование, передача информации от
адресанта к адресату. Эти исследования
шли в рамках новых тогда наук:
кибернетики и информатики. Общение
в них рассматривалось как
односторонний информационный процесс,
в котором наибольшее внимание уделялось
способам формализации сообщения, а
большая часть определений
Стиль общения(речевого и невербального), поведения руководителя, взаимодействие сотрудников в процессе работы, написание служебных документов и другие аспекты могут, как улучшить работу предприятия, так и нанести ей существенный вред.
Целью определить установки в общении, а также разобраться в условиях эффективного восприятия речи.
В задачи работы входит:
- провести анализ теоретической
литературы по проблеме
- изучить психологические
- исследовать установки в
- сделать выводы;
Объект исследования – подростки 16-18 лет.
Предмет исследования - анализ установок
в общении и условия
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между установками в общении и умением слушать.
Методы и методология
Теоретической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых: Б.Г. Ананьева,Т.Г. Грушевицкой, В. Зигерт, В.Б. Кашина, И.С. Кона, А.А. Леонтьева, Т.Питерса, Р. Уотермена и других.
Экспериментальная база исследования: 46 подростков, учащихся 11-х классов СШ № 33 г.Минска.
Научная новизна исследования:
1. Выявлены и систематизированы
теоретические предпосылки
3. Определена специфика развития
коммуникативных качеств в
Практическая значимость состоит в том, что полученные данные могут быть использованы психологами и педагогами при работе с подростками, в том числе в процессе психологического консультирования.
Курсовая работа состоит из введении, где описываются краткая характеристика проблемы общения и коммуникативных умений подростков. Общей характеристики работы, в которой обосновывается актуальность темы исследования, определяются его методологическая и теоретическая основы, указываются цели и задачи,формулируется гипотеза, определяются объект и предмет исследования,раскрывается практическая значимость работы. Курсовая работа состоит из двух глав: теоретической и практической; а также заключения и списка использованных источников. Курсовая работа состоит из 56 страниц. При написании курсовой работы было использовано 31 основных источников.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Сущность общения
Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей,без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки.
Сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности,когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью.
Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют свою потребность в общении друг с другом, в обмене информацией и пр. Например, обсуждение двумя прохожими конфликтной ситуации, свидетелями которой они только что оказались,или общение при знакомстве молодых людей друг с другом.
В подавляющем большинстве случаев межличностное общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или иную деятельность и выступает как условие ее выполнения [8; с.23].
Межличностное общение является не только необходимым компонентом деятельности людей, осуществление которой предполагает их сотрудничество, но и обязательным условием нормального функционирования их общностей (например,школьного класса или производственной бригады рабочих). При сравнении характера межличностного общения в этих объединениях обращает на себя внимание как сходство, так и различие между ними.
Сходство заключается в том, что общение в них выступает необходимым условием бытия, этих объединений, фактором, от которого зависит успешность решения стоящих перед ними задач [29; с. 52].
На общение влияет не только главная для данной общности деятельность, но и то, что представляет из себя сама эта общность. Например,если это школьный класс, то важно знать, насколько он сформирован как коллектив, какие оценочные эталоны в нем господствуют, если бригада — то каковы степень развития трудовой активности, уровень производственной квалификации каждого работника и т. д.
Особенности межличностного взаимодействия
в любой общности в значительной
степени обусловлены тем, как
ее члены воспринимают и понимают
друг друга, какой эмоциональный
отклик преимущественно вызывают друг
в друге и какой стиль
Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, задают образцы поведения, которым личность приучается следовать повседневно при взаимодействии с другими людьми. Эти общности прямо воздействуют на развитие у него оценок, которые определяют восприятие им других людей, отношения и стиль общения с ними. Причем воздействие тем сильнее, чем авторитетнее общность в глазах человека.
Взаимодействуя с другими
Общение, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности как объекта и субъекта общения, но и влияет на весь ход ее дальнейшего формирования, в первую очередь на такие блоки свойств, в которых выражается отношение человека к другим людям и к себе. В свою очередь, изменения, происходящие в людях под давлением развертывающегося общения, воздействуют в той или иной степени на такие базисные свойства личности, в которых проявляется ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, природе, общественной и личной собственности, к труду [9; с. 9].
1.1.1 Теоретические подходы к исследованию общения
Существуют различные
Экзистенциалистская модель рассматривает коммуникацию как “заброшенность в мир”. Такое понимание коммуникации объясняется развитием в ХХ в. такой системы нравов, как индивидуализм. Отношения, складывающиеся в условиях индивидуализма, организуют жизнь человека на принципах изоляции и самоизлоляции, что порождает такое явление культуры как некоммуникабельность. Некоммуникабельность есть распад всех социальных связей, крайняя форма взаимного отчуждения. В результате у индивидов возникает чувство одиночества, ощущение бессмысленности кратковременного и никому не нужного существования человека в мире. Такую ситуацию философы назвали “кризисом коммуникации”.
В контексте бихевиоризма (науки о поведении) основой коммуникации является не язык как системе, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитывать человека любого склада.
Такое же понимание коммуникации можно увидеть и в семантической модели Ю. Лотмана и У. Эко.В игровой модели коммуникации, основными представителями которой можно назвать Э. Берна и Й. Хейзинга, коммуникация есть игра. Персонализм рассматривает коммуникацию как внутреннюю метафизическую способность личности открывать в себе чувства другого (отношения Я – Другой). В понимающей модели коммуникации,основными представителями которой являются М. Вебер, Г. Гадамер, Г. Шпет,основным результатом коммуникации является понимание человеком другого человека, так называемое взаимное понимание.
Футурологический подход к коммуникации наиболее ярко представляет теория информационного общества (Д. Белл, А. Тоффлер, Г. Маклюэн). В данной теории средства коммуникации рассматриваются в качестве единственного стимула и источника социального развития. Информация здесь выступает основой культуры и всех культурных ценностей.
Таким образом, движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве понимаются как социальная коммуникация.Примерами такой коммуникации могут выступать и дружеская беседа, и школьный урок, и театральное представление, и деловое общение, и телепередача, и компьютерный поиск информации.
Коммуникационная деятельность осуществляется в обществе в трех формах:
1) общение –диалог равноправных
партнеров; 2) управление – целенаправленное
воздействие коммуникатора на
получателя информации; 3) подражание
– заимствование образцов
Различают два вида коммуникации: синхроническую и диахроническую. Синхроническая(горизонтальная) коммуникация реализуется посредством устных и письменных коммуникационных каналов между современниками. Благодаря такой коммуникации обеспечиваются единство, сплоченность, консолидация общества. Синхроническая коммуникация необходима для решения текущих общественных задач, координации действий разных социальных групп, для жизнедеятельности этноса в настоящем времени.
В диахронической (вертикальной) коммуникации происходит передача информации духовного содержания от поколения к поколению. Таким образом, формируется социальная память. Диахроническая коммуникация, следовательно, сохраняет этническую общность, движение языка, традиций.
Коммуникация тесно связана
с информацией. Передача информации
может осуществляться в трех коммуникативных
формах: 1) монологической, где преобладают
такие коммуникативные