Установки в общении и условия эффективного восприятия речи в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы попытаемся раскрыть основные виды установок в общения, а также попытаемся определить условия эффективного слушания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Сущность общения
1.1.1 Теоретические подходы к исследованию общения
1.1.2 Структура и виды общения
1.1.3 Формы и уровни общения
1.1.4 Фазы общения
1.1.5 Функции и средства общения
1.2. Классификация коммуникативных актов
1.3. Установки в общении
1.4. Условия эффективности восприятия речи
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСТАНОВКИ В ОБЩЕНИИ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ и интерпретация результатов
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

2.docx

— 103.62 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа: Установки  в общении и условия эффективного восприятия речи в подростковом возрасте

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Сущность общения

1.1.1 Теоретические подходы к  исследованию общения

1.1.2 Структура и виды общения

1.1.3 Формы и уровни общения

1.1.4 Фазы общения

1.1.5 Функции и средства общения

1.2. Классификация коммуникативных  актов

1.3. Установки в общении

1.4. Условия эффективности восприятия  речи

ВЫВОДЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ  УСТАНОВКИ В ОБЩЕНИИ И УСЛОВИЯ  ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Организация исследования

2.2. Методы и методики исследования

2.3. Анализ и интерпретация результатов

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Общение между людьми – важнейший  признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей,формирование и развитие личности. Общение сопровождает все эти процессы,способствует их осуществлению. Общение многогранно прежде всего потому, что оно реализуется на разных уровнях: общаться могут страны и народы, партии коллективы и отдельные личности, соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будет различно по своей социальной значимости. Кроме того, общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.п. [27; с. 15].

Есть люди,которые не очень разговорчивы. Они могут слушать Вас с вниманием, но в тоже самое время Вы этого не увидите. Вам кажется, что Вас просто не хотят слушать,а на самом деле у Вашего собеседника такая привычка и для него это норма общения. Часто так ведут себя люди, которые имеют либо уважаемое положение в обществе, либо высокий рост и большие размеры. Часто при разговоре с такими людьми мы чувствуем себя неуютно, смущаемся, а иногда и останавливаемся, т.к.нам кажется, что нас не совсем внимательно слушают или просто игнорируют. Этому часто способствует наша собственная установка перед разговором. Если нам кто-то сказал нечто, не делающее собеседнику чести, до разговора, то у нас появляется отчуждение, и при том не всегда правомерное.

В данной курсовой работе мы попытаемся раскрыть основные виды установок в  общения, а также попытаемся определить условия эффективного слушания.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Наиболее активно процессы коммуникаций начали изучаться со второй половины XX века. Так, в 1950-1960-е годы наибольший научный  интерес вызывали способы формализации сообщения, его кодирование и  декодирование, передача информации от адресанта к адресату. Эти исследования шли в рамках новых тогда наук: кибернетики и информатики. Общение  в них рассматривалось как  односторонний информационный процесс, в котором наибольшее внимание уделялось  способам формализации сообщения, а  большая часть определений общения  сводилась к идее передачи информации от автора к адресату.

Стиль общения(речевого и невербального), поведения руководителя, взаимодействие сотрудников в процессе работы, написание служебных документов и другие аспекты могут, как улучшить работу предприятия, так и нанести ей существенный вред.

Целью определить установки в общении, а также разобраться в условиях эффективного восприятия речи.

В задачи работы входит:

- провести анализ теоретической  литературы по проблеме общения  и эффективного восприятия речи  у подростков;

- изучить психологические особенности  установок в общении, и эффективного  восприятия речи у подростков;

- исследовать установки в общении,  способствующие эффективному восприятию  речи подростков;

- сделать выводы;

Объект исследования – подростки 16-18 лет.

Предмет исследования - анализ установок  в общении и условия эффективного восприятия речи подростков.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между установками  в общении и умением слушать.

Методы и методология исследования: В исследовании использованы методы теоретического анализа, методы психологической  диагностики: Тест "Ваша коммуникативная  установка"; Тест оценки коммуникативных  умений. Метод статистической обработки  данных U-критерий Манна-Уитни.

Теоретической основой исследования послужили труды зарубежных и  отечественных ученых: Б.Г. Ананьева,Т.Г. Грушевицкой, В. Зигерт, В.Б. Кашина, И.С. Кона, А.А. Леонтьева, Т.Питерса, Р. Уотермена и других.

Экспериментальная база исследования: 46 подростков, учащихся 11-х классов  СШ № 33 г.Минска.

Научная новизна исследования:

1. Выявлены и систематизированы  теоретические предпосылки психологического  сопровождения развития коммуникативных  качеств подростков.

3. Определена специфика развития  коммуникативных качеств в подростковом  возрасте.

Практическая значимость состоит в том, что полученные данные могут быть использованы психологами и педагогами при работе с подростками, в том числе в процессе психологического консультирования.

Курсовая работа состоит из введении, где описываются краткая характеристика проблемы общения и коммуникативных умений подростков. Общей характеристики работы, в которой обосновывается актуальность темы исследования, определяются его методологическая и теоретическая основы, указываются цели и задачи,формулируется гипотеза, определяются объект и предмет исследования,раскрывается практическая значимость работы. Курсовая работа состоит из двух глав: теоретической и практической; а также заключения и списка использованных источников. Курсовая работа состоит из 56 страниц. При написании курсовой работы было использовано 31 основных источников.

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ  В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Сущность общения

Межличностное общение выступает  необходимым условием бытия людей,без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки.

Сущность межличностного общения  заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности,когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью.

Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют свою потребность  в общении друг с другом, в обмене информацией и пр. Например, обсуждение двумя прохожими конфликтной  ситуации, свидетелями которой они  только что оказались,или общение при знакомстве молодых людей друг с другом.

В подавляющем большинстве  случаев межличностное общение  почти всегда оказывается вплетенным в ту или иную деятельность и выступает  как условие ее выполнения [8; с.23].

Межличностное общение является не только необходимым компонентом  деятельности людей, осуществление  которой предполагает их сотрудничество, но и обязательным условием нормального  функционирования их общностей (например,школьного класса или производственной бригады рабочих). При сравнении характера межличностного общения в этих объединениях обращает на себя внимание как сходство, так и различие между ними.

Сходство заключается  в том, что общение в них  выступает необходимым условием бытия, этих объединений, фактором, от которого зависит успешность решения  стоящих перед ними задач [29; с. 52].

На общение влияет не только главная  для данной общности деятельность, но и то, что представляет из себя сама эта общность. Например,если это школьный класс, то важно знать, насколько он сформирован как коллектив, какие оценочные эталоны в нем господствуют, если бригада — то каковы степень развития трудовой активности, уровень производственной квалификации каждого работника и т. д.

Особенности межличностного взаимодействия в любой общности в значительной степени обусловлены тем, как  ее члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный  отклик преимущественно вызывают друг в друге и какой стиль поведения  избирают.

Общности, к которым принадлежит  человек, формируют эталоны общения, задают образцы поведения, которым  личность приучается следовать повседневно  при взаимодействии с другими  людьми. Эти общности прямо воздействуют на развитие у него оценок, которые  определяют восприятие им других людей, отношения и стиль общения  с ними. Причем воздействие тем  сильнее, чем авторитетнее общность в глазах человека.

Взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать  в роли и субъекта, и объекта  общения. Как субъект он познает  своего партнера, определяет к нему свое отношение (это может быть интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной задачи. В свою очередь, он сам является объектом познания для того, с кем общается. Партнер  адресует ему свои чувства и старается  на него повлиять. При этом следует  подчеркнуть, что пребывание человека одновременно в двух«ипостасях» — объекта и субъекта — характерно для любого вида непосредственного общения людей, будь то общение одного учащегося с другим или учащегося и учителя[18; с. 62].

Общение, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности как объекта и субъекта общения, но и влияет на весь ход  ее дальнейшего формирования, в первую очередь на такие блоки свойств, в которых выражается отношение  человека к другим людям и к  себе. В свою очередь, изменения, происходящие в людях под давлением развертывающегося общения, воздействуют в той или иной степени на такие базисные свойства личности, в которых проявляется ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, природе, общественной и личной собственности, к труду [9; с. 9].

1.1.1 Теоретические подходы  к исследованию общения

Существуют различные теоретические  модели социальной коммуникации. В  рамках психоаналитической модели, основанной на теоретических учениях З. Фрейда и К. Юнга,коммуникация понимается как вытеснение индивидом своих бессознательных влечений.

Экзистенциалистская модель рассматривает  коммуникацию как “заброшенность в  мир”. Такое понимание коммуникации объясняется развитием в ХХ в. такой системы нравов, как индивидуализм. Отношения, складывающиеся в условиях индивидуализма, организуют жизнь человека на принципах изоляции и самоизлоляции, что порождает такое явление культуры как некоммуникабельность. Некоммуникабельность есть распад всех социальных связей, крайняя форма взаимного отчуждения. В результате у индивидов возникает чувство одиночества, ощущение бессмысленности кратковременного и никому не нужного существования человека в мире. Такую ситуацию философы назвали “кризисом коммуникации”.

В контексте бихевиоризма (науки  о поведении) основой коммуникации является не язык как системе, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитывать человека любого склада.

Такое же понимание коммуникации можно  увидеть и в семантической  модели Ю. Лотмана и У. Эко.В игровой модели коммуникации, основными представителями которой можно назвать Э. Берна и Й. Хейзинга, коммуникация есть игра. Персонализм рассматривает коммуникацию как внутреннюю метафизическую способность личности открывать в себе чувства другого (отношения Я – Другой). В понимающей модели коммуникации,основными представителями которой являются М. Вебер, Г. Гадамер, Г. Шпет,основным результатом коммуникации является понимание человеком другого человека, так называемое взаимное понимание.

Футурологический подход к коммуникации наиболее ярко представляет теория информационного  общества (Д. Белл, А. Тоффлер, Г. Маклюэн). В данной теории средства коммуникации рассматриваются в качестве единственного стимула и источника социального развития. Информация здесь выступает основой культуры и всех культурных ценностей.

Таким образом, движение знаний, эмоциональных  переживаний, волевых воздействий  в социальном времени и пространстве понимаются как социальная коммуникация.Примерами такой коммуникации могут выступать и дружеская беседа, и школьный урок, и театральное представление, и деловое общение, и телепередача, и компьютерный поиск информации.

Коммуникационная деятельность осуществляется в обществе в трех формах:

1) общение –диалог равноправных  партнеров; 2) управление – целенаправленное  воздействие коммуникатора на  получателя информации; 3) подражание  – заимствование образцов поведения,  стилей общения, образа жизни  одних членов общества другими.Благодаря подражанию из поколения в поколение передаются язык, традиции,знания, умения.

Различают два вида коммуникации: синхроническую и диахроническую. Синхроническая(горизонтальная) коммуникация реализуется посредством устных и письменных коммуникационных каналов между современниками. Благодаря такой коммуникации обеспечиваются единство, сплоченность, консолидация общества. Синхроническая коммуникация необходима для решения текущих общественных задач, координации действий разных социальных групп, для жизнедеятельности этноса в настоящем времени.

В диахронической (вертикальной) коммуникации происходит передача информации духовного  содержания от поколения к поколению. Таким образом, формируется социальная память. Диахроническая коммуникация, следовательно, сохраняет этническую общность, движение языка, традиций.

Коммуникация тесно связана  с информацией. Передача информации может осуществляться в трех коммуникативных  формах: 1) монологической, где преобладают  такие коммуникативные действия, как однонаправленная передача информации от организатора общения на получателя информации; 2) диалогической, в которой  субъекты общения взаимодействуют  и взаимно активны. При такой  форме коммуникации происходит обмен  информацией. В диалогической коммуникации важным становится выработка согласованных  решений; 3) полилогической – организации многостороннего общения.Такая коммуникация носит характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связана с максимально эффективной ее реализацией.

Информация о работе Установки в общении и условия эффективного восприятия речи в подростковом возрасте