Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:55, курсовая работа
В данной курсовой работе мы попытаемся раскрыть основные виды установок в общения, а также попытаемся определить условия эффективного слушания.
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Сущность общения
1.1.1 Теоретические подходы к исследованию общения
1.1.2 Структура и виды общения
1.1.3 Формы и уровни общения
1.1.4 Фазы общения
1.1.5 Функции и средства общения
1.2. Классификация коммуникативных актов
1.3. Установки в общении
1.4. Условия эффективности восприятия речи
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСТАНОВКИ В ОБЩЕНИИ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ и интерпретация результатов
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Многие люди не могут произвести хорошее впечатление только потому, что не умеют внимательно слушать. Они настолько заинтересованы тем, что хотят сказать сами, что забывают держать уши открытыми, более того, когда мы настроены отрицательно, то бываем неоправданно критичны, что затрудняет взаимопонимание и активное слушание,вызывает враждебность говорящего. Так же не следует давать непрошенных советов,пока не просят. Непрошенный совет дает, как правило, тот, кто никогда не поможет.
Для приобретения коммуникативных навыков необходимо наблюдать за особенностями общения других (как наглядное пособие). Иначе это – обучение плаванию на берегу[21; c. 176].
ВЫВОДЫ:
1. Коммуникация– специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю.
2. Существует четыре
3. Установка на фатическое общение традиционно накладывает ограничения на сложные и болезненные темы быта и бытия, набор которых также осмыслен в культурной традиции (смерть, личные трагедии и др.). Если же этих тем не избежать, то они не инициируются в самом начале общения и не обсуждаются глубоко и пространно. Установка на вежливость и паритетность обязывает коммуниканта время от времени запрашивать предметную тему у речевого партнера,т.е. передавать ему право инициативы в предметно-тематической области
4. Простым, но действенным
ГЛАВА2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСТАНОВКИ В ОБЩЕНИИ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1Организация исследования
Рассмотрев теоретическую базу нашей темы, мы перейдем к практическому доказательству нашей гипотезы о том, что существует взаимосвязь между коммуникативными установками и умением слушать.
Предметом нашего исследования - анализ установок в общении и условия эффективного восприятия речи подростков.
Исследование проводилось на базе СШ № 33 г.Минска учащиеся 11-х классов 46 подростков в возрасте 16-18 лет.
На первом этапе мы проводили: Тест "Ваша коммуникативная установка" и Тест оценки коммуникативных умений.
На втором этапе мы проводили качественную и количественную обработку результатов.
На третьем этапе мы статистически доказывали нашу гипотезу методом U- критерий Манна-Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявить различия между малыми выборками, когда п1 п2 ≥ 3 или п1 = 2, п2 ≥ 5, и является более мощным, чем критерий Розенбаума [25; c. 49].
2.2. Методы и методики исследования
Тест"Ваша коммуникативная установка"
Тест состоит из 25 вопросов, на которые респонденту следует отвечать «да» или «нет».
После подсчета баллов мы можем наблюдать признаки негативной установки:
1.Завуалированная жестокость
2. Открытая жестокость в
3.Обоснованный негативизм в
суждениях о людях. Таковой
выражается в объективно
4. Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.
5. Негативный личный опыт
Тест оценки коммуникативных умений
Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Для проверки этих качеств предлагается этот тест.
Инструкция: на 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются: «почти всегда», «в большинстве случаев», «иногда», «редко», «почти никогда» [4; c. 293].
2.3. Анализ и интерпретация результатов
Теперь подведем итоги нашего исследования. На первом этапе мы проводили: Тест"Ваша коммуникативная установка" и Тест оценки коммуникативных умений.
На втором этапе мы проводили качественную и количественную обработку результатов.
Исследование проводилось на базе средней школы № 33 г.Минска. В состав нашей выборки вошли 46 подростков в возрасте 16-18 лет.
В таблице2.1. мы представим результаты проведенного теста "Ваша коммуникативная установка".
Таблица 2.1.
Результаты проведенного теста
«Ваша коммуникативная
Имя, Ф. |
Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них. |
Открытая жестокость в отношениях к людям, или прямолинейность |
Обоснованный негативизм в суждениях о людях. |
Брюзжание |
Негативный личный опыт общения с окружающими. |
Роман А. |
3 |
30 |
4 |
5 |
12 |
Ирина В. |
7 |
33 |
2 |
5 |
11 |
Татьяна В. |
9 |
16 |
5 |
6 |
5 |
Елена В. |
3 |
36 |
2 |
4 |
10 |
Дмитрий В. |
17 |
19 |
4 |
6 |
10 |
Жанна Г. |
6 |
36 |
1 |
4 |
6 |
Вадим П. |
16 |
20 |
3 |
6 |
15 |
Илья Т. |
6 |
36 |
1 |
6 |
6 |
Анна В. |
20 |
17 |
3 |
6 |
11 |
Борис Т. |
7 |
36 |
1 |
4 |
11 |
Люда К. |
20 |
12 |
3 |
5 |
15 |
Наталья К. |
16 |
18 |
3 |
3 |
10 |
Виталий П. |
16 |
18 |
2 |
4 |
11 |
Андрей Л. |
5 |
40 |
1 |
3 |
11 |
Дмитрий Л. |
6 |
16 |
5 |
2 |
10 |
Артем К. |
3 |
44 |
2 |
4 |
12 |
Валерий П. |
10 |
12 |
5 |
4 |
14 |
Лариса П. |
10 |
18 |
5 |
5 |
15 |
Светлана И. |
9 |
20 |
4 |
10 |
11 |
Татьяна Г. |
6 |
42 |
2 |
5 |
6 |
Ольга Ш. |
7 |
20 |
3 |
10 |
11 |
Виктория Ф. |
6 |
21 |
3 |
9 |
16 |
Марина Т. |
5 |
39 |
2 |
5 |
7 |
Дарья И. |
9 |
23 |
5 |
9 |
12 |
Наталья Ц. |
8 |
45 |
1 |
4 |
11 |
Ирина С. |
9 |
22 |
4 |
5 |
18 |
Станислав П. |
7 |
25 |
4 |
9 |
11 |
Евгений Д. |
6 |
36 |
2 |
4 |
12 |
Игорь С. |
7 |
21 |
3 |
2 |
19 |
Андрей Х. |
7 |
37 |
1 |
5 |
12 |
Тахир М. |
3 |
12 |
4 |
5 |
20 |
Сергей С. |
10 |
14 |
2 |
9 |
11 |
Владимир А. |
6 |
38 |
1 |
4 |
11 |
Ольга И. |
10 |
15 |
2 |
8 |
18 |
Заира Ф. |
11 |
16 |
4 |
9 |
11 |
Наталья К. |
12 |
19 |
3 |
3 |
19 |
Олег Д. |
6 |
39 |
2 |
4 |
10 |
Юрий Л. |
7 |
19 |
2 |
4 |
20 |
Ольга Л. |
12 |
17 |
2 |
6 |
19 |
Ольга К. |
5 |
33 |
2 |
5 |
11 |
Мария С. |
12 |
16 |
2 |
7 |
17 |
Анна Л. |
13 |
18 |
2 |
8 |
16 |
Дмитрий Л. |
4 |
35 |
1 |
4 |
11 |
Оксана Л. |
6 |
37 |
1 |
4 |
11 |
Константин В. |
10 |
17 |
1 |
6 |
20 |
Валерия Я. |
8 |
36 |
1 |
4 |
12 |
Таким образом, из данной таблицы 2.1. мы
видим, что 23 (50%) подростков доброжелательны,
отзывчивы, об этом свидетельствуют
низкие показатели по шкале Завуалированная
жестокость. 7% (15%) подростков, наоборот,
в замаскированной,приглушенной или
косвенной форме суждения личности содержат
недоброжелательность,
6 (13%)подростков скрывают и не
смягчают свои негативные
11 (24%)подростков не делают
6 (13%)подростков не склонны
5 (11%)подростков не получили
По тесту оценки коммуникативных умений мы получили следующие результаты, представленные в Таблице2.2.
Результаты мы получали путем суммирования баллов.Так, чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель «выше среднего уровня». Обычно средний балл слушателей 55.
Полученные результаты дают возможность говорить об уровне коммуникативных умений, умения слушать а также быть понятым собеседником.
Таблица 2.2.
Результаты проведенного теста оценки коммуникативных умений
Имя, Ф. |
баллы |
значение. |
Имя, Ф. |
баллы |
значение. |
Роман А. |
55 |
ср. |
Наталья Ц. |
85 |
выс. |
Ирина В. |
77 |
выс. |
Ирина С. |
55 |
ср. |
Татьяна В. |
56 |
ср. |
Станислав П. |
56 |
ср. |
Елена В. |
80 |
выс. |
Евгений Д. |
60 |
ср. |
Дмитрий В. |
59 |
ср. |
Игорь С. |
54 |
ср. |
Жанна Г. |
83 |
выс. |
Андрей Х. |
80 |
выс. |
Вадим П. |
60 |
ср. |
Тахир М. |
55 |
ср. |
Илья Т. |
88 |
выс. |
Сергей С. |
59 |
ср. |
Анна В. |
57 |
ср. |
Владимир А. |
79 |
выс. |
Борис Т. |
79 |
выс. |
Ольга И. |
56 |
ср. |
Люда К. |
55 |
ср. |
Заира Ф. |
57 |
ср. |
Наталья К. |
38 |
низк. |
Наталья К. |
38 |
низк. |
Виталий П. |
37 |
низк. |
Олег Д. |
80 |
выс. |
Андрей Л. |
56 |
ср. |
Юрий Л. |
37 |
низк. |
Дмитрий Л. |
38 |
низк. |
Ольга Л. |
33 |
низк. |
Артем К. |
79 |
выс. |
Ольга К. |
56 |
ср. |
Валерий П. |
41 |
ср. |
Мария С. |
36 |
низк. |
Лариса П. |
55 |
ср. |
Анна Л. |
55 |
ср. |
Светлана И. |
50 |
ср. |
Дмитрий Л. |
86 |
выс. |
Татьяна Г. |
80 |
выс. |
Оксана Л. |
88 |
выс. |
Ольга Ш. |
38 |
низк. |
Константин В. |
57 |
ср. |
Виктория Ф. |
55 |
ср. |
Валерия Я. |
57 |
ср. |
Марина Т. |
81 |
выс. |
Дарья И. |
60 |
ср. |
По этой Таблице 2.2. мы можем наблюдать следующую картину. Умение слушать развито высоко у 14 (30,4%) подростков. У 24 (52%) подростков умение слушать развито в средней степени, они хорошие собеседники, но иногда отказывают партнеру в полном внимании, им присущие некоторые недостатки. Они критически относятся к высказываниям, им еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника. У 8 (17%) подростков не развито умение слушать. Они плохие собеседники. Им необходимо работать над собой и учиться слушать.
Сейчас перейдем к третьему этапу нашей работы. Мы сравним полученные данные для подтверждения нашей гипотезы о том, что существует взаимосвязь между коммуникативными установками и умением слушать.
Для этого мы в Таблице 2.3.обобщим результаты, проведенных нами исследований и методом ранговой корреляции Спирмена докажем нашу гипотезу.
Таблица 2.3.
Сводная таблица результатов
Имя испытуемого |
Коммуникативные умения |
Коммуникативная установка | ||||
Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них. |
Открытая жестокость в отношениях к людям, или прямолинейность |
Обоснованный негативизм в суждениях о людях. |
Брюзжание |
Негативный личный опыт общения с окружающими. | ||
Роман А. |
55 |
3 |
30 |
4 |
5 |
12 |
Ирина В. |
77 |
7 |
33 |
2 |
5 |
11 |
Татьяна В. |
56 |
9 |
16 |
5 |
6 |
5 |
Елена В. |
80 |
3 |
36 |
2 |
4 |
10 |
Дмитрий В. |
59 |
17 |
19 |
4 |
6 |
10 |
Жанна Г. |
83 |
6 |
36 |
1 |
4 |
6 |
Вадим П. |
60 |
16 |
20 |
3 |
6 |
15 |
Илья Т. |
88 |
6 |
36 |
1 |
6 |
6 |
Анна В. |
57 |
20 |
17 |
3 |
6 |
11 |
Борис Т. |
79 |
7 |
36 |
1 |
4 |
11 |
Люда К. |
55 |
20 |
12 |
3 |
5 |
15 |
Наталья К. |
38 |
16 |
18 |
3 |
3 |
10 |
Виталий П. |
37 |
16 |
18 |
2 |
4 |
11 |
Андрей Л. |
56 |
5 |
40 |
1 |
3 |
11 |
Дмитрий Л. |
38 |
6 |
16 |
5 |
2 |
10 |
Артем К. |
79 |
3 |
44 |
2 |
4 |
12 |
Валерий П. |
41 |
10 |
12 |
5 |
4 |
14 |
Лариса П. |
55 |
10 |
18 |
5 |
5 |
15 |
Светлана И. |
50 |
9 |
20 |
4 |
10 |
11 |
Татьяна Г. |
80 |
6 |
42 |
2 |
5 |
6 |
Ольга Ш. |
38 |
7 |
20 |
3 |
10 |
11 |
Виктория Ф. |
55 |
6 |
21 |
3 |
9 |
16 |
Марина Т. |
81 |
5 |
39 |
2 |
5 |
7 |
Дарья И. |
60 |
9 |
23 |
5 |
9 |
12 |
Наталья Ц. |
85 |
8 |
45 |
1 |
4 |
11 |
Ирина С. |
55 |
9 |
22 |
4 |
5 |
18 |
Станислав П. |
56 |
7 |
25 |
4 |
9 |
11 |
Евгений Д. |
60 |
6 |
36 |
2 |
4 |
12 |
Игорь С. |
54 |
7 |
21 |
3 |
2 |
19 |
Андрей Х. |
80 |
7 |
37 |
1 |
5 |
12 |
Тахир М. |
55 |
3 |
12 |
4 |
5 |
20 |
Сергей С. |
59 |
10 |
14 |
2 |
9 |
11 |
Владимир А. |
79 |
6 |
38 |
1 |
4 |
11 |
Ольга И. |
56 |
10 |
15 |
2 |
8 |
18 |
Заира Ф. |
57 |
11 |
16 |
4 |
9 |
11 |
Наталья К. |
38 |
12 |
19 |
3 |
3 |
19 |
Олег Д. |
80 |
6 |
39 |
2 |
4 |
10 |
Юрий Л. |
37 |
7 |
19 |
2 |
4 |
20 |
Ольга Л. |
33 |
12 |
17 |
2 |
6 |
19 |
Ольга К. |
56 |
5 |
33 |
2 |
5 |
11 |
Мария С. |
36 |
12 |
16 |
2 |
7 |
17 |
Анна Л. |
55 |
13 |
18 |
2 |
8 |
16 |
Дмитрий Л. |
86 |
4 |
35 |
1 |
4 |
11 |
Оксана Л. |
88 |
6 |
37 |
1 |
4 |
11 |
Константин В. |
57 |
10 |
17 |
1 |
6 |
20 |
Валерия Я. |
57 |
8 |
36 |
1 |
4 |
12 |