Установки в общении и условия эффективного восприятия речи в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы попытаемся раскрыть основные виды установок в общения, а также попытаемся определить условия эффективного слушания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Сущность общения
1.1.1 Теоретические подходы к исследованию общения
1.1.2 Структура и виды общения
1.1.3 Формы и уровни общения
1.1.4 Фазы общения
1.1.5 Функции и средства общения
1.2. Классификация коммуникативных актов
1.3. Установки в общении
1.4. Условия эффективности восприятия речи
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСТАНОВКИ В ОБЩЕНИИ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ и интерпретация результатов
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

2.docx

— 103.62 Кб (Скачать файл)

Если целями общения является обмен  информацией преимущественно эмоционального содержания,то целями коммуникации являются: обмен и передача информации; формирование умений и навыков, развитие профессиональных качеств; формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом; обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями; изменение ценностных установок и мотивации поведения; обмен эмоциями.

В зависимости от целей сообщения  в научной литературе выделяют пять моделей коммуникации:познавательная, убеждающая, экспрессивная, суггестивная, ритуальная. Для каждой из этих моделей характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы и средства [30; с. 32].

1.1.2 Структура и виды  общения

В структуре общения различают:

1) коммуникативную сторону;

2) интерактивную сторону;

3) перцептивную сторону.

Коммуникативная сторона общения  выражается в обмене информацией  между людьми.

Особенности процесса обмена информацией  в процессе человеческого общения:

1) происходит не только передача  информации, но и ее формирование,уточнение и развитие;

2) обмен информацией сочетается  с отношением людей друг к  другу;

3) происходит взаимное влияние  и воздействие людей друг на  друга;

4) коммуникативное влияние людей  друг на друга возможно только  при совпадении систем кодификации  у коммуникатора (отправителя)  и реципиента(принимающего);

5) возможно возникновение специфических  коммуникативных барьеров социального  и психологического характера.  Структурные компоненты общения как коммуникативной

деятельности:

1) субъект общения — коммуникатор;

2) объект общения — реципиент;

3) предмет общения — содержательная  часть отправляемой информации;

4) действия общения—единицы коммуникативной  активности;

5) средства общения — операции, с помощью которых осуществляются  действия общения;

6) продукт общения — образование  материального и духовного характера  как итог общения.

Интерактивная сторона общения  проявляется во взаимодействии людей  друг с другом, т.е. обмене информацией, побуждениями, действиями. Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих  потребностей, интересов,реализации целей, планов, намерений. Типы взаимодействия:

1) положительные—взаимодействия, направленные  на организацию совместной деятельности: кооперация; согласие; приспособление; ассоциация;

2) отрицательные — взаимодействия, направленные на нарушение совместной  деятельности, создание для нее  препятствий: конкуренция; конфликт;оппозиция; диссоциация. Факторы, влияющие на тип взаимодействия:

1) степень единства подходов  к решению проблем;

2) понимание обязанностей и прав;

3) способы решения возникающих  проблем и др.

Перцептивная сторона общения  выражается в процессе восприятия,изучения и оценки партнерами друг друга.

Структурные элементы социальной перцепции:

1) субъект межличностного восприятия  — тот, кто воспринимает(изучает) в процессе общения;

2) объект восприятия — тот,  кого воспринимают (познают) в  процессе общения;

3) процесс познания — включает  познание, обратную связь, элементы  коммуникации.

В процессе общения человек выступает  сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания [1; с. 82].

Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

1)особенности субъекта: половые  различия (женщины точнее идентифицируют  эмоциональные состояния, достоинства  и недостатки личности,мужчины—уровень интеллекта); возраст, темперамент (экстраверты точнее воспринимают, интроверты — оценивают); социальный интеллект (чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии); психическое состояние; состояние здоровья; установки—предшествующая оценка объектов восприятия; ценностные ориентации; уровень социально-психологической компетентности и т.д.

2) особенности объекта: физический  облик (антропологические —рост, телосложение, цвет кожи и т.д., физиологические — дыхание,кровообращение, функциональные — осанка, поза и походка и паралингвистические —мимика, жесты и телодвижения); социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся),речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности;

3) отношения между субъектом  и объектом восприятия;

4) ситуация, в которой происходит  перцепция [30; с. 30].

Виды общения

Виды общения по средствам:

1) вербальное общение — осуществляется  посредством речи и является  прерогативой человека. Оно предоставляет  человеку широкие коммуникативные  возможности и гораздо богаче  всех видов и форм невербального  общения, хотя в жизни не  может полностью его заменить;

2) невербальное общение происходит  с помощью мимики, жестов и  пантомимики, через прямые сенсорные  или телесные контакты (тактильные,зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

Виды общения по целям:

1) биологическое общение связано  с удовлетворением основных органических  потребностей и необходимо для  поддержания, сохранения и развития  организма;

2) социальное общение направлено  на расширение и укрепление  межличностных контактов, установление  и развитие интерперсональных отношений,личностного роста индивида. Виды общения по содержанию:

1) материальное — обмен предметами  и продуктами деятельности,которые служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2) когнитивное — передача информации, расширяющей кругозор,совершенствующей и развивающей способности;

3) кондиционное — обмен психическими  или физиологическими состояниями,  оказание влияния друг на друга,  рассчитанное на то, чтобы привести  человека в определенное физическое  или психическое состояние;

4) деятельностное — обмен действиями, операциями, умениями,навыками;

5) мотивационное общение состоит  в передаче друг другу определенных  побуждений, установок или готовности  к действиям в определенном  направлении.

По опосредованности:

1) непосредственное общение —  происходит с помощью естественных  органов, данных живому существу  природой: руки, голова, туловище, голосовые  связки и т.п.;

2) опосредствованное общение —  связано с использованием специальных  средств и орудий для организации  общения и обмена информацией(природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать,радио, телевидение и т. п.));

3) прямое общение строится на  основе личных контактов и  непосредственного восприятия друг  другом общающихся людей в  самом акте общения(например, телесные контакты, беседы людей и т.д.);

4) косвенное общение происходит  через посредников, которыми могут  быть другие люди (например, переговоры  между конфликтующими сторонами  на межгосударственном, межнациональном,  групповом, семейном уровнях). Другие виды общения:

1) деловое общение — общение,  целью которого является достижение  какого-либо четкого соглашения  или договоренности;

2) воспитательное общение —  предполагает целенаправленное  воздействие одного участника  на другого с достаточно четким  представлением желаемого результата;

3) диагностическое общение —  общение, целью которого является  формулировка определенного представления  о собеседнике или получение  от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом  и т.п.);

4) интимно-личностное общение — возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта,возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений [31; с. 97].

1.1.3 Формы и уровни общения

Общения между людьми происходит в  различных формах, которые зависят  от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое, в котором особое место занимают служебные отношения, неформальное и интимно-семейное общение. Приведенная  классификация,конечно, условна. Она не исчерпывает все возможные формы общения, в которых может участвовать человек.

Рассмотрим основные формы поподробнее.

Анонимное общение представляет собой  взаимодействие между незнакомыми  или не связанными личными отношениями  людьми. Под ним понимают любые  временные связи между людьми, в которых они выступают как  граждане, жители города или населенного  пункта, пассажиры поезда, самолета или городского транспорта, зрители  кинотеатра или спортивного матча, посетители музея или выставки и  т.п. Имеется виду их предварительное  и, как правило, последующее незнакомство. Они встречаются, вступают во взаимоотношения  друг с другом и расходятся. Они  анонимны,безымянны по отношению друг к другу.

Формально-ролевое общение предполагает различной продолжительности связи  между людьми, которым присущи  определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, пассажир –  проводник,официант – клиент, врач – больной и т.п. Служебные отношения тоже носят функционально-ролевой характер, но им присуща значительная длительность, они,как правило, имеют большое значение в жизни людей. Их участники знают друг друга в большей или меньшей степени, по крайней мере, как работников, членов одного коллектива.

Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений  сослуживцев, членов каких-либо организаций. Разумеется,неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае,если оно выходит за рамки служебных отношений. Примерами могут быть неслужебные контакты с товарищами по работе, знакомыми, встречи с друзьями, товарищами по спортивным и иным увлечениям и т.п. Особая область неформального общения –общение между близкими людьми или членами семьи.

Формы общения:

1) монологическая — когда только  одному из партнеров отводится  роль активного участника, а  другому — пассивного исполнителя  (например, лекция,нотация и т.д.);

2) диалоговая — характерно сотрудничество  участников —собеседников или партнеров по общению (например, беседа, разговор);

3) полилогическая — многостороннее общение, которое носит характер борьбы за коммуникативную инициативу [30; с. 34].

Уровни общения

В зарубежной и отечественной психологии имеются различные взгляды на уровни общения. Уровни общения по Б.Г. Ананьеву:

1) микроуровень—состоит из самых  мелких элементов межличностного  общения с ближайшим окружением, с которым человек живет и  чаще всего вступает в контакт  (семья, друзья);

2) мезоуровень — общение на уровне школы, производственной бригады и т.д.;

3) макроуровень — включает такие  крупные структуры, как управление  и торговля [20; с. 129].

Уровни общения по Э. Берну:

1) ритуалы — это определенный  порядок действий, которым совершается  и закрепляется обычай;

2) времяпрепровождение (просмотр  телевизора, чтение книг, танцы и  т.д.);

3) игры—виды деятельности, результатом  которых не становится производство  какого-либо продукта;

4) близость — интимные отношения;

5) деятельность—специфический вид  активности человека,направленный на познание и преобразование окружающего мира.

Наиболее распространенной в отечественной  психологии является следующая уровневая  система:

1) примитивный уровень — предполагает  реализацию схемы общения, в  которой собеседник не партнер,  а нужный или мешающий предмет.  При этом фазы контакта исполняются  в пристройке сверху или (с  откровенно сильным партнером)снизу. Подобный уровень общения предлагается в состоянии опьянения, озлобления,в состоянии конфликта и т.д.;

2) манипулятивный уровень—реализуется схема «партнер — соперник» в игре, которую непременно надо выиграть, причем выигрыш — выгода (материальная,житейская или психологическая). При этом манипулятор улавливает и пытается использовать слабые места партнера;

3)стандартизованный уровень —  общение, основанное на стандартах, когда один из партнеров (или  оба) не желают контакта, но  без него не обойтись;

4) конвенциональный уровень —  уровень обычного равноправного  человеческого общения в рамках  принятых правил поведения. Этот  уровень требует от партнеров  высокой культуры общения, которое  может рассматриваться как искусство  и для овладения которым иному  человеку приходится годами работать над собой. Он является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах;

5) игровой уровень — характеризуется  так же, как конвенциональный,но с повышенной положительной направленностью на партнера, интересом к нему и желанием породить Подобный же интерес к себе со стороны партнера. В игре главное — заинтриговать, заинтересовать партнера. На этом уровне больше ценится возникшая человеческая связь, а не информативная компонента общения. Идеален для преподавательской деятельности;

Информация о работе Установки в общении и условия эффективного восприятия речи в подростковом возрасте