Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:55, курсовая работа
В данной курсовой работе мы попытаемся раскрыть основные виды установок в общения, а также попытаемся определить условия эффективного слушания.
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Сущность общения
1.1.1 Теоретические подходы к исследованию общения
1.1.2 Структура и виды общения
1.1.3 Формы и уровни общения
1.1.4 Фазы общения
1.1.5 Функции и средства общения
1.2. Классификация коммуникативных актов
1.3. Установки в общении
1.4. Условия эффективности восприятия речи
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСТАНОВКИ В ОБЩЕНИИ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ и интерпретация результатов
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Если целями общения является обмен
информацией преимущественно
В зависимости от целей сообщения
в научной литературе выделяют пять
моделей коммуникации:
1.1.2 Структура и виды общения
В структуре общения различают:
1) коммуникативную сторону;
2) интерактивную сторону;
3) перцептивную сторону.
Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информацией между людьми.
Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:
1) происходит не только передача информации, но и ее формирование,уточнение и развитие;
2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;
3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;
4) коммуникативное влияние людей
друг на друга возможно только
при совпадении систем
5) возможно возникновение
деятельности:
1) субъект общения —
2) объект общения — реципиент;
3) предмет общения —
4) действия общения—единицы
5) средства общения — операции,
с помощью которых
6) продукт общения — образование
материального и духовного
Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т.е. обмене информацией, побуждениями, действиями. Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов,реализации целей, планов, намерений. Типы взаимодействия:
1) положительные—взаимодействия, направленные
на организацию совместной
2) отрицательные —
1) степень единства подходов к решению проблем;
2) понимание обязанностей и прав;
3) способы решения возникающих проблем и др.
Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия,изучения и оценки партнерами друг друга.
Структурные элементы социальной перцепции:
1) субъект межличностного
2) объект восприятия — тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;
3) процесс познания — включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.
В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания [1; с. 82].
Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:
1)особенности субъекта: половые
различия (женщины точнее
2) особенности объекта:
3) отношения между субъектом и объектом восприятия;
4) ситуация, в которой происходит перцепция [30; с. 30].
Виды общения
Виды общения по средствам:
1) вербальное общение —
2) невербальное общение
Виды общения по целям:
1) биологическое общение связано
с удовлетворением основных
2) социальное общение направлено
на расширение и укрепление
межличностных контактов,
1) материальное — обмен
2) когнитивное — передача
3) кондиционное — обмен
4) деятельностное — обмен действиями, операциями, умениями,навыками;
5) мотивационное общение состоит
в передаче друг другу
По опосредованности:
1) непосредственное общение —
происходит с помощью
2) опосредствованное общение —
связано с использованием
3) прямое общение строится на
основе личных контактов и
непосредственного восприятия
4) косвенное общение происходит
через посредников, которыми
1) деловое общение — общение,
целью которого является
2) воспитательное общение —
предполагает целенаправленное
воздействие одного участника
на другого с достаточно
3) диагностическое общение —
общение, целью которого
4) интимно-личностное общение — возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта,возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений [31; с. 97].
1.1.3 Формы и уровни общения
Общения между людьми происходит в
различных формах, которые зависят
от уровня общения, его характера, цели.
Наиболее типичными формами
Рассмотрим основные формы поподробнее.
Анонимное общение представляет собой взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Под ним понимают любые временные связи между людьми, в которых они выступают как граждане, жители города или населенного пункта, пассажиры поезда, самолета или городского транспорта, зрители кинотеатра или спортивного матча, посетители музея или выставки и т.п. Имеется виду их предварительное и, как правило, последующее незнакомство. Они встречаются, вступают во взаимоотношения друг с другом и расходятся. Они анонимны,безымянны по отношению друг к другу.
Формально-ролевое общение
Неформальное общение
Формы общения:
1) монологическая — когда только
одному из партнеров отводится
роль активного участника, а
другому — пассивного
2) диалоговая — характерно
3) полилогическая — многостороннее общение, которое носит характер борьбы за коммуникативную инициативу [30; с. 34].
Уровни общения
В зарубежной и отечественной психологии имеются различные взгляды на уровни общения. Уровни общения по Б.Г. Ананьеву:
1) микроуровень—состоит из самых
мелких элементов
2) мезоуровень — общение на уровне школы, производственной бригады и т.д.;
3) макроуровень — включает такие
крупные структуры, как
Уровни общения по Э. Берну:
1) ритуалы — это определенный порядок действий, которым совершается и закрепляется обычай;
2) времяпрепровождение (просмотр телевизора, чтение книг, танцы и т.д.);
3) игры—виды деятельности, результатом
которых не становится
4) близость — интимные отношения;
5) деятельность—специфический
Наиболее распространенной в отечественной психологии является следующая уровневая система:
1) примитивный уровень —
2) манипулятивный уровень—реализуется схема «партнер — соперник» в игре, которую непременно надо выиграть, причем выигрыш — выгода (материальная,житейская или психологическая). При этом манипулятор улавливает и пытается использовать слабые места партнера;
3)стандартизованный уровень —
общение, основанное на
4) конвенциональный уровень —
уровень обычного
5) игровой уровень —