Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:55, курсовая работа
В данной курсовой работе мы попытаемся раскрыть основные виды установок в общения, а также попытаемся определить условия эффективного слушания.
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Сущность общения
1.1.1 Теоретические подходы к исследованию общения
1.1.2 Структура и виды общения
1.1.3 Формы и уровни общения
1.1.4 Фазы общения
1.1.5 Функции и средства общения
1.2. Классификация коммуникативных актов
1.3. Установки в общении
1.4. Условия эффективности восприятия речи
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСТАНОВКИ В ОБЩЕНИИ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ и интерпретация результатов
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Воспользуемся программой STATISTIKA 6.0, выявим взаимосвязь.
Spearman Rank Order Correlations (new.sta)
MD pairwise deleted
Valid Spearman
N R t(N-2) p-level
КОМ_УМЕН & КОМ_УМЕН
КОМ_УМЕН & З_ЖЕСТ46-,430355-3,16249,
КОМ_УМЕН & ОТ_ЖЕСТ46,6788896,13319,000000
КОМ_УМЕН & НЕГАТИВ46-,534784-4,19811,
КОМ_УМЕН & БРЮЗЖАН46-,083596-,55646,
КОМ_УМЕН & НЕГАТ_ОП46-,500003-3,82974,
Как видно, по шкале открытая жестокость
наблюдается высокая
Ответ:Корреляция между установками в общении и условиями эффективного восприятия речи в подростковом возрасте статистически значима (р<0,01) и является положительной.
Статистически мы показали, что определенные установки в общении, в нашем случае это открытая жестокость в отношениях к людям, или прямолинейность, влияют на умение слушать.
ВЫВОДЫ:
Понятие«коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника,определение его сильных и слабы сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д.
Мы провели исследование и можем сказать следующее, что испытуемые, которые умеют слушать,им свойственна открытая жестокость в отношениях к людям. Они прямолинейные, не скрывают и не смягчают свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: делают о них резкие выводы.
Таким образом, нашу гипотезу о том,
что существует взаимосвязь между
коммуникативными установками и
умением слушать. В нашем случае
у прямолинейных личностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог нашему исследованию, можно отметить следующее.
Анализ литературы показал, что сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком.Особенности межличностного взаимодействия в любой общности в значительной степени обусловлены тем, как ее члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик преимущественно вызывают друг в друге и какой стиль поведения избирают.
По отношению к этическому компоненту
речевой культуры базовым концептом
можно считать национальную культурно-речевую
традицию, а принципом описания -
исчисление основных этических установок
речевого общения с последующим
описанием поведенческих
Этическая линия речевого общения обеспечивается не только специальными формулами вежливости и параллельными номинациями разной стилистической окрашенности.Этическое равновесие достигается также за счет речеповеденческих операций в области всех текстовых категорий (люди общаются посредством текстов) и выбора речевых стратегий.
В ходе исследования исходная гипотеза относительно того, что у существует взаимосвязь между коммуникативными установками и умением слушать нашла подтверждение, как качественным и количественным анализом, так и статистическим методом U-критерий Манна-Уитни.
Исследование позволило
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева Г.М. Социальная
2. Бгажноков,Б.Х. Культура общения и семиозис /Б.Х. Бгажноков // Этнознаковые функции культуры / Б.Х. Бгажноков. - М., 1991. – С. 90-104.
3. Бодалев,А.А. Психология общения. Избранные психологические труды/ А.А. Бодалев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство НПО "МОДЭК", 2002. - 320 с.
4. Большая энциклопедия
5. Бромлей,Ю.В. Этнические функции культуры и этнографии / Ю.В. Бромлей // Этнознаковые функции культуры / Ю.В. Бромлей. - М., 1991. – С. 114-117.
6. Вердербер,Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003.- 320 с.
7. Гиппенрейтер,Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций: учебное пособие для вузов /Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо,1997. – 192 с.
8. Голуб И.Б. Д.Э.Розенталь. Секреты хорошей речи / И.Б. Глуб, Д.Э. Розенталь. - М.:«Международные отношения», 1993. – 188 с.
9. Ермакова,Н.В. Русский язык и культура речи / Н.В. Ермакова.- Томск: НИИ ОП, 2001. – 339с.
10. Золотая книга хорошего тона / Под ред. А.В. Ришма. – Смоленск: «Русич», 1999. – 121 с.
11. Казначевская Г.Б. Основы менеджмента / Г.Б, Казначевская, И.Н. Чуев. – Ростов-на-Дону:«Феникс», 2004. – 443 с.
12. Крысин,Л.П. Владение языком: лингвистический и социокультурный аспекты / Л.П. Крысин// Язык - культура – этнос / Л.П. Крысин. - М., 1994. – С. 43 – 59.
13. Культура русской речи. Учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяевой. -М.: Аспект Пресс, 1998. – 335 с.
14. Культурология:учеб.пособие для вузов / С.В. Лапина [и др.]; под ред. С.В. Лапиной. – 2-е изд.– Минск: ТетраСистемс, 2004. – 495 с.
15. Культурология/ Е.В. Попов; под редакцией Е.В. Попова. – М.: «Юнити», 1997. – 336 с.
16. Культурология/ А.А. Радушин; под редакцией А.А. Радушина. – СПб.: Речь, 1996. – 225 с.
17. Лавриненко,В.Н. Психология и этика делового общения/ В.Н.Лавриненко. –М.: «Юнити»,1997. –226 с.
18. Лазуткина,Е.М. Этика речевого общения и этикетные формулы речи / Е.М. Лазуткина //Культура русской речи. Учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н.Ширяевой. - М., 1998. – С. 61-75.
19. Маклаков,А. Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - Спб.: Питер, 2006.– 465 с.
20. Мансурова,В.Д. Инстанция истины: о соотношении норм языка и права в общественной коммуникации / В.Д. Мансурова // Юрислингвистика-1: проблемы и перспективы /В.Д. Мансурова. - Барнаул, 1999. С. 127 – 153.
21. Мескон,М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: «Дело»,1993. – 447 с.
22. Михальская,А.К. Основы риторики. Мысль и слово / А.К. Михальская. - М., «Просвещение»1996. – 337 с.
23. Розенталь,Д.Э. Секреты стилистики правила хорошей речи / Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. - М.:Айрис Рольф, 1996. – 188 с.
24. Рытченко,Т.А. Психология деловых отношений/ Т.А. Рытченко, Н.В. Татаркова. – М.: МГУЭСИ,2001. – 277 с.
25. Сидоренко,Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.:Речь, 2006. – 350 с.
26. Сиротинина,О.Б. Культура общения / О.Б. Сиротинина // Язык и общение / О.Б. Сиротинина. -Саратов, 1995. – С. 74 – 87.
27. Соколова,В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова. - М.: «Просвещение»,1995. – 243 с.
28. Соколов,А.В. Введение в теорию социальной коммуникации / А.В. Соколов. – СПб.: Речь,1996. – 421 с.
29. Соколов,А.В. Теория социальной коммуникации / А.В. Соколов. – СПб.: Речь, 2001. – 433с.
30. Суша,Н.М. Материалы подготовлены социально–психологической службой СШ №21 //Педагог–психолог СШ №21 Суша Н.М. [электронный ресурс]/ - 2007. – Режим доступа: http://www.pspu.ru. – Дата доступа 11.11.2008.
31. Фолкэн Чак, Т. Психология - это просто / Т. Фолкэн Чак; пер. с англ. Р. Муртазина. - М.:ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 640 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Тест"Ваша коммуникативная установка"
Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить "да" или"нет", выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем, по ходу дальнейших наших пояснений, обращайтесь к своей записи.Будьте внимательны и искренни:
1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй
2. Лучше думать о человеке
плохо и ошибиться, чем
3.Высокопоставленные
4.Современная молодежь
5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.
6.Практически в любом
7.Большинство людей лишено
8.Большинство учеников и студентов в учебных заведениях старается прибрать к рукам все, что плохо лежит.
9. Подростки в большинстве своем сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.
10. В моей жизни часто
11. Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.
12. Добро должно быть с кулаками.
13. С нашим поколением можно построить счастливое общество в недалеком будущем.
14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.
15.Большинство людей, с
16. Я очень доверчивый человек.
17. Правы те,кто считает: надо больше бояться людей, а не зверей.
18.Милосердие в нашем
19. Наша действительность делает
человека стандартным,
20.Воспитанность в моем
21.Практически я всегда
22Большинство людей пойдет на безнравственные поступки ради личных интересов.
23. Люди, как правило, безынициативны в учебе.
24. Пожилые люди в большинстве показывают свою озлобленность каждому.
25.Большинство людей в
Итак, вы ознакомились с вопросами и зафиксировали свои ответы. Теперь переходим к обработке данных и интерпретации результатов.
ПРИЗНАКИ НЕГАТИВНОЙ УСТАНОВКИ
1.Завуалированная жестокость
О завуалированной жесткости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество баллов, начисляемых за соответствующий вариант):
1 - да (3), 6-да (3), 11 - да (7), 16 - нет (3), 21 - нет (4).
Низкие показатели: 1-7; средние: 8-12; высокие: 13-20.
Максимально можно набрать 20 баллов.
2. Открытая жестокость в
Об открытой жесткости вы можете судить по таким вопросам из выше приведенного опросника:
2 - да (9), 7- да (8), 12 - да (10), 17 - да (10), 22 - да (8).
Низкие показатели: 1-15; средние: 16-30; высокие: 31-45.
Максимально можно набрать 45 баллов.
3.Обоснованный негативизм в
суждениях о людях. Таковой
выражается в объективно
Обоснованный негативизм обнаруживается в таких вопросах и вариантах ответов:
3 - да (1), 8- да (1), 13 - нет (1), 18 - да (1), 23 - да (1).
Низкие показатели: 1; средние: 2-3; высокие: 4-5.
Максимальное число баллов – 5.
4. Брюзжание,то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.
О наличии такого компонента в негативной
установке свидетельствуют
4 - да (2), 9- да (2), 14 - да (2), 19 - да (2), 24 - да (2).
Низкие показатели: 1-3; средние: 4-6; высокие: 7-10.
Максимальное количество баллов - 10.
5. Негативный личный опыт
О негативном личном опыте контактов свидетельствуют вопросы:
5 - да (5), 10 - да (5), 15 - да (5), 20 - да (4), 25 - да (1).
Низкие показатели: 1-7; средние: 8-12; высокие: 13-20.
Максимально можно набрать 20 баллов [30].
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест оценки коммуникативных умений
Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Для проверки этих качеств предлагается этот тест.
Инструкция: на 10 вопросов следует дать ответы,которые оцениваются:
1) «почти всегда» - 2 балла;
2) «в большинстве случаев» - 3 балла;
3) «иногда»- 6 баллов;
4) «редко»- 8 баллов;
5) «почти никогда» - 10 баллов.
Список вопросов
1. Стараетесь ли вы свернут беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны вам?
2. Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?
3. Может ли неудачное выражение
другого человека
4. Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым вам человеком?