Установки в общении и условия эффективного восприятия речи в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы попытаемся раскрыть основные виды установок в общения, а также попытаемся определить условия эффективного слушания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Сущность общения
1.1.1 Теоретические подходы к исследованию общения
1.1.2 Структура и виды общения
1.1.3 Формы и уровни общения
1.1.4 Фазы общения
1.1.5 Функции и средства общения
1.2. Классификация коммуникативных актов
1.3. Установки в общении
1.4. Условия эффективности восприятия речи
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСТАНОВКИ В ОБЩЕНИИ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ и интерпретация результатов
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

2.docx

— 103.62 Кб (Скачать файл)

6) уровень делового общения —  по сравнению с конвенциональным  уровнем предполагает повышенную  направленность на партнера как  на участника коллективной деятельности. Главным на этом уровне является  степень умственной и деловой  активности партнера, его включенность  в общую задачу. Идеален для  групповой деятельности, для мозговых  штурмов и т.д.;

7) духовный уровень — высший  уровень человеческого общения,  для которого характерно взаиморастворение в партнере, высокая спонтанность мысли и чувства, предельная свобода самовыражения; партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению [30; с. 34].

1.1.4Фазы общения

Из всех фаз общения наиболее ответственная фаза подготовки, если она оказывается возможной. Общение нужно планировать, правильно выбрать место и время, определить для себя установки на результаты общения. Первая фаза общения – вхождение в контакт.Здесь важна самонастройка, важно почувствовать состояние, настройку партнера,освоиться самому. Важно расположить партнера к себе и обеспечить ровное начало.Этот период завершается установлением психологического контакта.

Далее идет фаза концентрации внимания на чем-то, какой-то проблеме, задаче сторон и разработке тем, затем – мотивационный  зондаж. Цель его – понять мотивы собеседника и его интересы. Потом  следует фаза аргументации и убеждения, если есть расхождения во мнениях. И, наконец, фаза фиксации результата. Это  всегда критический момент в отношениях. В противоположность перерыву, разрыв отношений– это конец контактов. И ошибка в этой фазе иногда может полностью изменить результат многочасовой беседы. Надо всегда завершать общение так, чтобы была перспектива продолжения [27; с. 112].

1.1.5 Функции и средства  общения

Функции общения — это роли и  задачи, которые выполняет общение  в процессе социального бытия  человека:

1) информационно-коммуникативная  функция состоит в обмене информацией  между индивидами. Составными элементами  общения являются:коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоении. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

2) побудительная функция—стимуляция  активности партнеров для организации  совместных действий;

3) интегративная функция — функция  объединения людей;

4) функция социализации — общение  способствует выработке навыков  взаимодействия человека в обществе  по принятым в нем нормам  и правилам;

5) координационная функция —  согласование действий при осуществлении  совместной деятельности;

6) функция понимания—адекватное восприятие и понимание информации;

7) регуляционно-коммуникативиая (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

8) аффективно-коммуникативная функция  общения состоит в воздействии  на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным  или непроизвольным. Средства общения  — способы кодирования,передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.Они бывают вербальные и невербальные. Вербальные средства общения—слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя. Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

1) диалогическую речь, в которой  принимают участие два собеседника;

2) монологическую речь — речь, которую произносит один человек.

Письменная речь применяется  при невозможности устного общения  или когда необходима точность, выверенность каждого слова [24; с. 38].

Невербальные средства общения  — знаковая система, которая дополняет  и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55-65% информации. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства:

а) кинестетические средства—это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде,походке;

б) направление взгляда и визуальный контакт;

в) выражение лица;

г) выражение глаз;

д) поза — расположение тела в пространстве («нога на ногу»,перекрещенные руки, ноги и т.д.);

е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему,персональное пространство);

ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения(половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки,украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые):

а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация  в тексте); 6) не связанные с речью(смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т.п.);

3) тактильные — связанные с прикосновением:

а) физическое воздействие (ведение  слепого за руку и др.);

б) такевика(пожатие руки, хлопание по плечу) [30; с. 33].

 

1.2. Классификация коммуникативных  актов

Если рассмотреть сами коммуникативные  акты по их видам и типам, то в  зависимости от разных критериев  классификации мы получили бы и различные  разновидности: по содержанию: производственные, практически-бытовые, межличностно-семейные,научно-теоретические; по форме контактирования: прямые, опосредованные. Скажем,переписка является опосредованной формой контактирования коммуникантов, а личная беседа - прямой формой контактирования; по типу связи: двунаправленные и однонаправленные. Например, чтение книги, или просмотр кинофильма, или выполнение роли зрителя на спектакле - однонаправленный коммуникативный акт. Но если Вы аплодируете актерам, или пишете автору пьесы, книги или кинорежиссеру письмо, или награждаете певцов аплодисментами - связи становятся двунаправленными, взаимными; по степени взаимосоответствия коммуникантов:высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная,отрицательная. При неудовлетворительной степени взаимосоответствия (в таких случаях и о коммуникабельной несовместимости и даже о полной психологической несовместимости) уместно констатировать: "говорят на разных языках".Хотя имеют при этом в виду вовсе не разные национальные языки, а, например,совершенно несовмещающиеся пристрастия, интересы, манеры разговаривать и общаться в целом; по результатам: от негативного ("совершенно превратно меня понял, извратил мою мысль") через нулевой ("никак не можем понять друг друга") к позитивному ("он меня понимает, а я -его"). Шкала негативного и позитивного результатов достаточно растянуты:мы можем понять кого-то так, что он будет в восторге, а можем вызвать просто кивок одобрения. Непонимание может граничить и с извращением понимания. Именно поэтому и необходимо стремиться к максимальному успеху в общении.

Есть люди,которые не очень разговорчивы. Они могут слушать Вас с вниманием, но в тоже самое время Вы этого не увидите. Вам кажется, что Вас просто не хотят слушать,а на самом деле у Вашего собеседника такая привычка и для него это норма общения. Часто так ведут себя люди, которые имеют либо уважаемое положение в обществе, либо высокий рост и большие размеры. Часто при разговоре с такими людьми мы чувствуем себя неуютно, смущаемся, а иногда и останавливаемся, т.к.нам кажется, что нас не совсем внимательно слушают или просто игнорируют. Этому часто способствует наша собственная установка перед разговором. Если нам кто-то сказал нечто, не делающее собеседнику чести, до разговора, то у нас появляется отчуждение, и при том не всегда правомерное [14; с. 53].

1.3. Установки в  общении

Установка -очень неприятная вещь. Она может помешать началу разговора или привести к конфликту в процессе общения.

Установки всякого  рода играют чрезвычайно важную роль в теоретической и практической деятельности человека и ярко выступают  в процессах общения. Чтобы не попасть впросак самому и не поставить  в неловкое положение собеседника, надо знать, что такое установка, как она развивается в условиях общения, как ее можно изменить и  как ею следует управлять. Проделайте мысленно (можно и на практике!) такой  эксперимент. Вы с приятелем находитесь в кинозале. Погас свет, началась демонстрация фильма. Все (и Вы со своим приятелем тоже) внимательно следят за происходящим на экране. Неожиданно Вы спрашиваете приятеля (шепотом, конечно,но так, чтобы Вас было слышно): "Вспомни, пожалуйста, как называется яйцекладущее млекопитающее. Утконос, что ли?" Если фильм тематически никак не связан в данный момент с Вашим утконосом и зоологией вообще, можете не сомневаться, что Ваш вопрос не будет даже расслышан. Вас обязательно переспросят. Но ведь если Вы спросите что-нибудь уместное, касающееся сюжета фильма, характеристики актера и т.п., Вам ответят. Даже если Вы зададите свой вопрос тише, чем первый. Почему? Да потому, что "уместно", "понятно" то, что относится к наиболее вероятному в данной ситуации,о чем принято в данной ситуации говорить, что входит в "установку на восприятие данного фильма". Все остальное оказывается за пределами поля внимания, а поэтому и не узнается, не понимается [14; c. 76].

В условиях повседневного общения  нередко кто-нибудь вдруг (именно "вдруг", т.е.неожиданно) начинает рассказывать случай из своей жизни или, скажем, анекдот, в то время, как ни того, ни другого от него не ждут. Некоторые люди начинают разговор, как бы продолжая развивать свои собственные мысли, которыми они были поглощены сами, а никто из присутствующих о них не имел никакого понятия.Бывает, что человеку весело, у него хорошее настроение, ему хочется поделиться им с окружающими. Разве это плохо? И уже рассказывается веселый анекдот или поясняется причина радостного состояния. Но при этом человек может и не заметить, что другие-то настроены "на другую волну". Их может что-то огорчить. Они могут скорбеть о потере друга или родного человека. Как на фоне такой установки может прозвучать шутка? Как выглядит при этих условиях широкая улыбка? Мы назовем их по праву проявлениями бестактности. Значит, начиная разговор, проверьте, уместно ли вообще начинать говорить, надо ли говорить то,что Вам захотелось. Одним словом, вступая в общение, начинайте с"ориентировки" в ситуации общения: всегда ответьте сами себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно (и нужно ли вообще)говорить.

Очень часто нам приходится сталкиваться с ситуацией, когда наша собственная  шутка не вызывает ожидаемой реакции, будь то смех или хотя бы улыбка. А  если мы сами не находим ничего смешного в шутке приятеля? Как поступать  тогда? Тем более, если кто-то подшутил над кем-то, и этот второй обиделся. Обычно те люди, у которых прекрасное чувство юмора, прекрасно начинают общение, а у кого это столь  важное чувство отсутствует - затрудняются начать разговор, познакомиться. С этим можно согласиться, можно и не соглашаться, но факт остается фактом и не каждый из нас обладает чувством юмора. Трудность обнаружения у  самого себя слаборазвитого чувства  юмора заключается в том, что  вообще не существует людей, которые  бы не смеялись, которым бы не бывало смешно. Но смех может вызываться разными  причинами.Например, нельзя считать уместным смех при виде упавшей полной женщины, которая шла по улице, неся тяжелую сумку с продуктами. Но есть люди, которым это смешно, и тем смешнее, чем больше разных вещей выкатится из сумки упавшей, чем больше будет грохота. Человек, способный рассмеяться при этом, вероятно, не способен придумать ничего смешнее, как убрать стул из-под садящегося на него человека. Можно почти с полной уверенностью сказать, что такой"шутник" еще не дорос до понимания действительно смешного и плохо знает или не знает лучших образцов юмора. Но это не значит, что чувство юмора нельзя развить [15; c. 87].

УСТАНОВКИ

При очерченном подходе речедеятельностная норма общения предстает собранием речекоммуникативных обязанностей и прав личности. По отношению к этическому компоненту речевой культуры базовым концептом можно считать национальную культурно-речевую традицию, а принципом описания - исчисление основных этических установок речевого общения с последующим описанием поведенческих реализаций этих установок в речевых тактиках и приемах речевого пользования, применяемых коммуникантами во всех или в части ситуаций.

Этическая линия речевого общения обеспечивается не только специальными формулами вежливости и параллельными  номинациями разной стилистической окрашенности.Этическое равновесие достигается также за счет речеповеденческих операций в области всех текстовых категорий (люди общаются посредством текстов) и выбора речевых стратегий [16; c. 45].

Оформление этического содержания общения принципиально вариативно, и необходимо говорящему: вариант  осуществляется на основе этических  установок и психологических  характеристик коммуникантов (антропологический фактор -ведущий), но и с учетом сферы речевой деятельности (интралингвистически это фактор функционального стиля), а также социальных ролей коммуникантов(интралингвистически - фактор владения речью, или речевой компетенции). При описании ядра этического компонента - общих этических норм - вторичные по значению факторы могут быть отодвинуты. Полное описание компонента предполагает учет всех трех групп факторов.

Информация о работе Установки в общении и условия эффективного восприятия речи в подростковом возрасте