Вербальные средства коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 20:23, практическая работа

Описание работы

Переведите в формы делового общения переговоры между Попом и Балдой, героями одноименной сказки А.С.Пушкина. Используйте язык бизнеса: совмещение профессий, система оплаты труда, работодатель, работник, претендент на должность, договор, контракт, условия работы, компромисс, консенсус, виды и содержание деятельности и пр.

Файлы: 1 файл

рабочая тетрадь по ДК для дневников.docx

— 109.42 Кб (Скачать файл)

__ Потому что в некоторых ситуациях этот самый язык может сказать гораздо больше, и что не менее важно, даже совершеннопротивоположное тому, что будет говорить вам человек словами. Только очень важно в толковании этого языка не понимать всё буквально и однозначно. Помните, как в "приключениях Шерлока Холмса" - Шерлок вспоминает, что когда-то они начали даже подозревать одну даму во лжи и причастности к перступлению только потому, что во время разговора она отчаянно вертелась на стуле и у неё "бегали глаза", а всё дело оказалось в том, что она переживала, что не успела перед беседой просто попудрить носик? Не так всё просто и к тому же надо учитывать, что ваш собеседник тоже может быть отнюдь не дурак и может вполне сознательно и на языке жестов преподносить вам заведомо ложную информацию. Мы ведь все немного актёры, правда? :) _____________________________________________________________________

  1. Почему язык телодвижений неоднозначен?

притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпуса); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице.

  1. Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении.

 

_ Неуверенное - суетливость, зажатость, повторение поз собеседника, неестественная улыбка. Грызение ручки, карандаша, ногтей, покручивание пряди волос, медленное и изящное поднятие ладони к щеке (у женщин), пощипывание кожи, переплетённые пальцы рук когда большие пальцы потирают друг друга, трогание спинки стула перед тем как сесть, стирающие движения рукой по лбу (как бы стирание нехороших мыслей, стремление забыть что-то и сконцентрироваться на другом).  пальцы сжаты в кулак, а при этом большой палец как бы «спрятан» под остальными пальцами, то этот человек труслив, равнодушен и скрытен. Его не интересуют чужие проблемы и судьбы, поэтому и друзей у него мало. __  Иногда человек обхватывает одной рукой запястье другой 
Это сигнал неудовлетворенности и попытки взять себя в руки. Одна рука плотно обхватывает запястье или предплечье другой, словно пытаясь удержать ее от нанесения удара.  
 
Чем выше захват, тем более неудовлетворен или раздражен ваш собеседник. Сцепленные кисти демонстрируют тревожное, негативное отношение

«Шпиль» является исключением из правила, поскольку чаще всего появляется изолированно. Во время этого жеста человек соединяет кончики пальцев в некоем подобии шпиля собора и при этом иногда покачивает кисти вперед и назад.  «Шпиль» имеет два варианта: приподнятый и опущенный. Приподнятый «шпиль» как правило появляется тогда, когда человек высказывает свою точку зрения или излагает собственные идеи. Опущенный «шпиль» свойствен тем, кто внимательно слушает собеседника.  __________________________________________________________________________ Руки, сложенные за спиной: выставив подбородок и заложив руки за спину ладонью на ладонь. Демонстрация больших пальцев - это признак превосходства. Большие пальцы рук, заложенных в карманы

 

 _________________________________________________________________

 

Организация пространственной среды

 

Человек всегда пытается подчинить себе окружающее его небольшое пространство и воспринимает все находящееся в этом пространстве как часть себя или свою собственность.

 

В речевой коммуникации существует три зоны приближения:

 

·        1м 30 см – личностная зона;

·        1м – социальная зона;

·        45 см – интимная зона.

 

Если человек не ощущает коммуникативного пространства, он почти наверняка психически болен.

 

Очень часто люди входят в состояние нервного стресса оттого, что нарушаются их территориальные притязания.

 

Но человек не просто переносит себя в пространстве вместе со своим полем, он еще как бы оставляет это поле в тех местах, где он часто бывает. Для самого человека очень важно, чтобы он понял, где его место в доме или офисе, но не менее важно понять, где места других членов семьи или коллег.

 

В деловом общении большое значение имеет использование возможностей сесть за стол именно там, где это важно для достижения целей или удобно. Какую же информацию можно «считывать», наблюдая за тем, как рассаживаются деловые люди?

 

1. Угловая позиция подходит  больше всего для дружеской  непринужденной беседы, хотя возможна  и для делового разговора, например: врач – пациент, руководитель  – подчиненный. Позиция способствует  постоянному контакту глаз и  создает условия для жестикуляции, не мешающей партнеру, позволяет  наблюдать друг за другом. Угол  стола служит частичным барьером: при возникновении конфронтации  можно отодвинуться дальше, в  ситуации взаимопонимания – сблизиться; территориальное разделение стола  отсутствует.

 

2. Такая позиция подходит  для непосредственного делового  взаимодействия. Когда задача или  проблема решаются совместно, людям  нужно сидеть рядом, чтобы лучше  понять действия и намерения друг друга, видеть анализируемые материалы, обсудить и выработать общие решения.

 

3. Положение деловых партнеров  друг против друга создает  атмосферу соперничества, при которой  каждый из участников жестко  ведет свою линию, отстаивает  свою позицию, пытается обыграть  делового партнера. Стол между  ними становится своеобразным  барьером. Достичь согласия при  такой позиции за столом чрезвычайно  трудно, даже компромисс затруднителен, а вот конфликт вполне возможен.

 

С другой стороны, такая позиция может свидетельствовать о субординации. Разговор тогда должен быть коротким и конкретным. Именно так садятся за стол переговоров: тогда это означает равноправную позицию и может способствовать конструктивному общению.

 

4. В определенных ситуациях  делового общения целесообразно  занимать независимую позицию, то  есть по диагонали через весть  стол. Эта позиция характерна  для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии  заинтересованности или о желании  остаться незамеченным, например, на  деловом совещании, семинаре и  пр.

 

Форма стола тоже имеет значение:

 

·        квадратный стол способствует отношениям конкуренции и соперничества между людьми, равными по положению;

·        за прямоугольным столом на встрече партнеров одинакового социального статуса главенствующим считается место, на котором сидит человек, обращенный лицом к двери;

·        круглый стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности.

 

 

  1. Как вы понимаете выражение «программировать пространство»?

__. Рекомендуется рассаживать участников таким образом, чтобы люди видели глаза, лицо, мимику, жесты друг друга. Это способствует наилучшему восприятию информации. Но необходимо позаботиться о совместимости персонала.

 

Установлено, что при прочих равных условиях чаще начинают конфликтовать люди, сидящие друг против друга, и реже – те, которые сидят рядом. Не привлекая внимания к этому, надо посадить участников так, чтобы не оказались напротив друг друга те, кто может сорваться и помешать совещанию.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что означает организация пространственной среды?

___ Создание благоприятной предметно-пространственной среды подразумевает такую организацию пространства, при которой деловое общение осуществляется наиболее эффективно. Для этого необходимо, чтобы пространство, где протекает процесс делового общения, уже само по себе являлось средством общения, несло большую смысловую и эмоциональную нагрузку.  ___ Благоприятная среда складывается из мелочей, которые обеспечивают комфорт и эстетичность того пространства, к котором осуществляется любой – не только деловой – процесс. В этом немаловажную роль играют красивые и гигиеничные отделочные материалы, функциональные элементы интерьера. Ветхие, облезлые, плохо закреплённые полка, дверь, оконная рама не только не способствуют эстетическому воспитанию детей, они могут стать источниками серьёзных физических травм. 

  1. Как цели делового взаимодействия отражаются в организации пространственной среды?

_______________________________________________________________________

 

 

 

 

Сознательное/бессознательное и ложь в речевой коммуникации

 

Если кто-то обманул тебя раз – он глуп, а если он обманул тебя дважды, то глуп ты.

Сомалийская пословица

 

В деловом взаимодействии довольно-таки частое явление – ложь и обман, поэтому каждому деловому человеку необходимо научиться распознавать сигналы лжи.

 

Это распознавание возможно на разных уровнях: психофизиологическом, вербальном и невербальном.

 

Возможна ли подделка языка тела? Большинство специалистов по невербальным средствам коммуникации считают, что нет, так как в этом случае человека выдает отсутствие полного соответствия между жестами, микросигналами организма и сказанными словами.

 

Физиологические симптомы лжи собеседника

 

·        сухость во рту вызывает у человека желание пить;

·        сухость губ ведет к их периодическому облизыванию;

·        зрачки сужаются;

·        дыхание становится тяжелым;

·        изменяется свет лица;

·        рот кривится, губы напрягаются, человек их покусывает или жует;

·        учащается моргание (мигание);

·        начинается зевота;

·        появляется нервный кашель, покашливание;

·        теряется контроль над тембром голоса, его тоном;

·        происходит часто (или сильное) сглатывание слюны.

 

Мимика и жестикуляция при неискренности

 

Человек, который лжет, обычно:

 

·        не может спокойно усидеть на месте;

·        теребит края своей одежды, стряхивает с нее пыль, снимает соринки (реальные, а порой и мнимые);

·        потирает руки, интенсивно курит;

·        трогает голову, поправляет волосы, касается различных частей лица;

·        играет с какими-либо предметами;

·        не может сдержать появляющуюся дрожь в коленях;

·        стремится как бы спрятать свое тело, вывести его из вашего поля зрения облокачивается на шкаф; разваливается на стуле, съезжая с него под стол и т.п.);

·        покусывает губы или ногти, почесывает разные части тела;

·        оттягивает воротник рубашки и интенсивно трет шею под ним;

·        отводя взгляд вниз, сильно трет один глаз;

·        избегает взгляда собеседника или, наоборот, постоянно смотрит ему прямо в глаза, явно при этом переигрывая;

·        покачивает ногой или направляет ноги к выходу;

·        рассогласование между словами и жестами (например, кивает головой при отрицательных ответах);

·        тело повернуто в сторону от собеседника, голова опущена;

·        брови хмурятся или поднимаются;

·        руки прячутся, беспокойно движутся, ладони неосознанно скрываются;

·        человек держится за какой-нибудь предмет или облокачивается на него;

·        периодически почесывает или потирает нос, особенно в процессе разговора;

·        улыбается чаще, чем требует ситуация;

·        прикрывает рот рукой в процессе разговора, руки держит близко ко рту или горлу.

 

Вербальные сигналы, выдающие ложь

 

Восточная мудрость гласит: «Ты сказал раз – я поверил, ты повторил, и я усомнился, ты сказал третий раз, и я понял, что ты врешь».

 

·        Деловой партнер чрезмерно подчеркивает свою честность;

·        жалуется на плохую память;

·        демонстрирует необоснованно пренебрежительный, вызывающий или враждебный тон, явно провоцирующий ответную грубость;

·        пытается вызвать вашу симпатию, доверие, чувство жалости;

·        использует уклончивые ответы на вопросы;

·        отвечает вопросом на вопрос.

 

Искренний человек отстаивает свою искренность при выражении вами сомнений в ней, а уклончивые ответы на прямые вопросы не вписываются в понятие нормального поведения.

 

Симптомы лжи, неискренности можно выявить. С этой целью проделайте следующее:

 

1)    задавайте прямые  вопросы, глядя прямо в глаза  собеседнику, и следите за его  реакцией;

2)     глядите на  партнера в упор, с явным выражением  сомнения в достоверности его  утверждений;

3)     используйте  речевые, мимические и прочие  приемы, направленные на активизацию  реакций собеседника;

4)     ведите разговор  с нарушением интимной зоны  собеседника, подходите к нему  сзади, сбоку и спереди;

5)     посадите вашего  собеседника спиной к открытому  пространству (двери, проходу, окну);

6)     ладони поверните  вниз, к полу;

7)     используйте  вопросы-ярлыки («не так ли?»), прием  «выбор без выбора» («сейчас или  позже?»);

8)     уловив ложь, спросите доброжелательно: «Повторите, пожалуйста, что вы сказали!».

 

«Если подозреваешь кого-либо во лжи – притворись, что веришь ему; тогда он лжет грубее и попадается. Если же в его словах проскользнула истина, которую он бы хотел скрыть, - притворись неверящим; он выскажет и остальную часть истины.»

А. Шопенгауэр

 

  1. Чем отличается мимика и жестикуляция при неискренности?

__  непроизвольное изменение интонации;  
- изменение темпа речи;  
- изменение тембра голоса;  
- появление дрожи в голосе;  
- появление пауз при ответах на вопросы, которые не должны были вызвать затруднения;  
- слишком быстрые ответы на вопросы, которые должны заставить задуматься;  
- появление в речи выражений нетипичных для данного человека в обычном общении или исчезновение типичных для него слов и оборотов;  
- демонстративное подчеркивание (выделение) с помощью речевых средств - интонацией, паузами и др. каких-либо фрагментов передаваемой информации, маскируя или искажая истинное отношение к ней.  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Информация о работе Вербальные средства коммуникации